Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» – это печально реалистичное описание последних дней Катерины Петровны, которые она провела в одиночестве. Женщина прожила всю жизнь в деревне с говорящим названием – Заборье. Она ни с кем близко не общалась, а единственная дочь жила далеко. Настя уехала в Ленинград, погрузилась в работу и редко навещала мать.
Дом, в котором жила пожилая женщина, был признан мемориальным. Построил его отец Катерины Петровны, талантливый художник. Сама героиня тоже обладала хорошим вкусом. В доме было красиво и уютно, но в нём не было тепла, семейного счастья. С хозяйскими обязанностями Катерина Петровна справлялась уже с трудом. Иногда ей помогал сосед Тихон или прибегала девочка Манюшка.
Это были посторонние люди, хоть и неравнодушные. А своя родная кровинушка не могла найти времени на поездку к самому дорогому человеку на свете. Дочь регулярно присылала матери деньги, но они лежали у старушки без дела. Она брала их в руки и пыталась уловить запах духов дочери.
Русский язык, 9-й класс, К. Г. Паустовский «Телеграмма» (1/2)
Катерина Петровна имела добрый, мягкий характер. Она ни на минуту не обижалась на дочь, не винила её. Она беззаветно любила Настю, переживала за неё. Мать даже письма отправляла ей редко, чтобы не надоедать и не отвлекать от работы. Лишь в последнем письме, предчувствуя свою кончину, Катерина Петровна выразила всю свою боль и тоску.
Она боялась, что не увидит больше свою дочь.
Письмо Настя получила, но была слишком занята, чтобы прислушаться к словам матери и заметить её тревогу. Если бы она оставила свои дела, казавшиеся такими важными по сравнению с каким-то письмом из деревни, всё могло бы закончиться по-другому. Она не успевает приехать даже на похороны матери. Напрасно Настя льёт запоздалые слёзы, матери больше нет.
Дочь героини не вызывает сострадания. Она сама виновата в том, что отныне будет жить с чувством вины. Она забыла, что самое главное в жизни – это не работа, а близкие люди. Забыла, что жизнь быстротечна, а мама не всегда будет рядом. Дочь забыла мать и этим ранила её сердце.
Главная героиня столкнулась с трудным испытанием – одинокой старостью. В силу своего доброго характера она всю боль и тоску своего положения скрывала в себе, не желая мешать Насте. Всё, о чём мечтала женщина, – это встреча с любимой дочерью. Большего ей не надо. Неблагодарность и равнодушие Насти она оправдывала занятостью, желанием устроить свою жизнь в большом городе.
Образ Катерины Петровны – это олицетворение безграничной материнской любви, самопожертвования, материнского сердца, ставящего счастье детей выше собственного.
Другие сочинения:
Несколько интересных сочинений
- Сочинение по роману Отцы и дети Ивана Тургенева 10 класс Произведение посвящено новым идеям, проникших в Россию девятнадцатого века. В образах его героев автор показывает разные стороны противоположных убеждений, господствовавших тогда в обществе.
- Драматургия Чехова и ее особенности К драматургии Чехов обращается уже будучи известным и любимым писателем. Публика ждала от него комедий, похожих на его сатирические рассказы. Но вместо этого получила серьезные драмы, в которых поднимались животрепещущие вопросы.
- Образ и характеристика Матрены в рассказе Матрёнин двор Солженицына сочинение Главной героине около шестидесяти лет, она дружелюбна и рада видеть каждого, живет в сельской местности, поэтому с детства привыкла к труду.
- Сочинение на тему Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (высказывание Л.Н.Толстого) Лев Николаевич Толстой написал очень мудрые слова в свое время, по сей день, его высказывания очень актуальны. И не один Лев Толстой утверждал, что необходимо знать слово, многие другие писатели говорили тоже самое
- Сочинение История из моего детства Детство – это самый беззаботный период в жизни человека. Именно в этот период мы больше всего верим в сказку, волшебство. И именно тогда с нами происходит больше интересных и забавных историй.
Источник: sochinite.ru
Константин Паустовский «Телеграмма» в программе «Библейский сюжет» @Телеканал Культура
Образ Катерины Петровны в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Главная проблема, которая поднимается в рассказе Паустовского «Телеграмма», — взаимоотношения родителей и детей. Писатель взывает к высокой ответственности за близких нам людей. Мы должны заботиться о семье, ведь именно она – главная ценность, а уже потом работа и другие вещи.
В центре сюжета находится пожилая женщина по имени Катерина Петровна. Она живет в глухой деревне с символичным названием Заборье. Уже долгое время она чувствует себя одинокой, потому что единственная дочь Настя уехала работать в Ленинград, а с жителями деревни у нее мало общего.
Автор дает нам понять, что женщина родилась в благородной семье, которая привила ей изысканный вкус. Дом, в котором Катерина встретила старость, построил отец. Ее отец был именитым художником, поэтому дом признали мемориальным. Катерина дорожила и домом, и садом возле него. Но в свои престарелые годы уже не могла сама управляться с хозяйством.
Ей помогал сосед Тихон и девчушка Манюшка.
Чужие люди пришли на помощь женщине, а родная дочь уже давно не приезжала и даже редко писала. Следует отдать должное, что о матери она все же по-своему заботилась – отправляла один раз в несколько месяцев конверт с деньгами. Но вовсе не деньги нужны были Катерине, а внимание родного человека. Грустно читать, как героиня жадно вчитывалась в скупые надписи на конверте, и ей иногда казалось, что деньги пахнут духами ее Настеньки.
Главная героиня – образ доброй и благородной женщины. Имя Катерина подобрано не случайно, ведь оно означает «чистая, непорочная». Она скучала по дочери, но не упрекала ее, не писала часто, чтобы не надоедать. Свои чувства она выразила в полной мере только в последнем письме, когда чувствовала, что не переживет зиму.
Письмо очень трогательное, в нем столько материнской боли, однако Настя не прочла его сразу и не смогла ее почувствовать. Если бы она прочитала письмо тогда, то, возможно, конец рассказа был бы немного другим. Автор акцентирует наше внимание на том, что все надо делать вовремя.
Образ Катерины гармоничен с природой. Автор показывает, как увядает осенняя природа, и как так же увядает человек. В рассказе проводится параллель между героиней и старым кленом, который она посадила еще тогда, когда была девочкой-хохотушкой. Он был старым и увядшим и оставался на месте только потому, что не мог уйти. Ему не было, куда идти так же, как и главной героине.
Автор при помощи метафоры с деревцем подчеркивает одиночество женщины. И даже звезды смотрели пронзительно вниз. Кажется, что природа откликается на чувства человека. Пейзаж становится в рассказе еще одним действующим лицом.
Катерина Петровна – образ, олицетворяющий собой одиночество. Она жила в молодости насыщенной жизнью, а в старости оказалась не нужной даже дочери. Да, ей помогали чужие люди, но они не могли заменить семью. Возможно, ей нужно было не скрывать своих чувств и чаще писать дочери, не бояться надоесть, ведь она имела полное право просить о помощи, а дочь должна была выполнять свой детский долг.
Источник: www.sochinyashka.ru
Характеристика Катерины Петровны в рассказе Паустовского «Телеграмма»
В рассказе «Телеграмма» Константин Георгиевич Паустовский рассуждает о взаимоотношениях детей и родителей. Писатель призывает нас заботиться о семье, быть ответственными за близких и дорогих людей, ведь в жизни нет большей ценности, чем они.
В центр повествования автор ставит пожилую женщину по имени Катерина Петровна. Живет она в глуши, в деревеньке Заборье. Старушка очень одинока. Единственная дочь Настя живет в Ленинграде и вот уже три года не навещает мать. С жителями деревни же у Катерины Петровны нет ничего общего.
Писатель характеризует главную героиню, как женщину благородную, наделенную изысканным вкусом. Дом, в котором она доживает последние деньки своей жизни, построил ее отец, известный художник. На стенах до сих пор висят его картины. Катерина Петровна считает дом настоящим музеем и очень дорожит им. Управлять им, правда, она уже не в силах, в этом ей помогает сосед Тихон и девчушка по имени Манюшка.
Чужие люди ухаживают за старушкой, а вот родная дочь не может вырваться даже на денек. Письма тоже приходят редко. Но все же девушка заботится о матери — раз в несколько месяцев она высылает ей деньги. Но разве нужны они Катерине Петровне?
Слезы наворачиваются на глаза, когда читаешь о том, как женщина распечатывала конверт, вчитывалась в скупые строчки, написанные дочерью, и ощущала аромат ее духов. Хотя, конечно, пахнуть духами Насти купюры не могли.
Главная героиня — добрая женщина, чистая и непорочная. И имя ей автор выбрал неслучайно. Катерина Петровна скучает по дочери, день и ночь мысли ее заняты только ею, но даже ни одного упрека не скажет она в ее адрес за столь длительное отсутствие. И пишет старушка редко, стараясь не докучать лишний раз.
Лишь однажды, почувствовав скорое приближение смерти, Катерина Петровна рассказала дочери обо всем, что лежит на сердце. Это трогательное письмо проникнуто огромным чувством материнской заботы и боли. Женщина хочет в последний раз посмотреть на свою ненаглядную дочь Настеньку.
Образ Катерины Петровны целен и гармоничен. Он созвучен с самой природой. В рассказе показана осенняя пора, время увядания природы. И также увядает человек. Паустовский проводит параллель между главной героиней и кленом, старым деревом, которое она сажала, когда была юной девчонкой. Он уже так стар, но, как и Катерина Петровна, не мог уйти со своего места.
И даже не потому, что уже нет сил, а потому, что попросту некуда. Таким сопоставлением автор еще раз показывает одиночество старой женщины. Вся природа сочувствует героине, даже звезды смотрят вниз пронзительным взглядом. Пейзаж будто становится персонажем произведения.
Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем отметить, что Катерина Петровна — одинокая женщина. Ее молодость прошла счастливо и насыщенно, а в старости она оказалась не нужна даже единственной дочери. Да, она не совсем одна, ей помогают соседи, но это не заменит семейную теплоту, которой ей так не хватает. Женщина просиживает целыми днями на краешке продавленного дивана, а жизнь течет и течет. И, кажется, эта осень самая длинная…
Источник: ymnyashka.ru