Конспект урока литературы в 8 классе классе по теме ««Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»). для обучающихся с ТНР.
Урок в 8 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»
( для обучающихся с ТНР)
Тема урока: «Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).
Цель урока : определение идейного звучания произведения.
уметь определять тему, идею рассказа; композицию рассказа;
уметь находить художественные приемы и средства;
уметь раскрыть своеобразие писательской манеры;
Развивающие:
развивать работу над выработкой навыков анализа художественного текста;
развивать связную монологическую речь, память, мышление;
развивать навыки выразительного чтения;
Воспитательная:
воспитание любви и уважения к своим близким и окружающим.
Словарная работа .
Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению или его части и характеризующая их основную идею.
Телеграмма
Зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве.
Ветла – вид ивы.
Пустельга – 1.Хищная птица из семейства соколиных;
- Легкомысленный пустой человек (разг. неодобрит.)
Интерьер – внутреннее помещение в здании.
Деталь художественная – изобразительная или выразительная подробность изображенного мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, презентация (слайды к уроку).
- Проверка домашнего задания.
– Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
-Сравните воспоминания писателя и художественный текст.
Что нового внес автор, что изменил, а что оставил прежним?
-Как построил свое произведение для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?
Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».
Создатель этого кристалла – автор. Как писатель Паустовский очень своеобразен и самобытен. Рассказ телеграмма (1946 год) дает замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я», выявляющем себя во всем многообразии взаимосвязей основных компонентов текста: в композиции, в отборе и внутреннем сцеплении эпизодов, в сопоставлении характеров, в речи персонажей, специфике деталей, интерьера и других художественных средств. Постижение авторской позиции – дело нелегкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен.
Наша задача на уроке – проникнуть, говоря словами В.Г.Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта – то, что принято называть творческой индивидуальностью.
3. Анализ рассказа в форме беседы.
1)Углубление восприятия произведения.
– Ваше впечатление о «Телеграмме К.Г.Паустовского. Назовите действующих героев рассказа. Кто является главным из них?
– Предлагаю определить основную идею рассказа. Какова тема рассказа?
(Рассказ о взаимоотношении родителей и детей: матери и дочери).
2) Самостоятельная работа учащихся.
Как это взаимоотношение ( матери и дочери) отражается в композиции рассказа?
Выделить основные части, озаглавить каждую и подобрать эпиграфы.
(1 часть – Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»
2 часть – Дочь. «Эх ты, сорока!»
3 часть – Телеграмма. «За добро плати добром , не будь пустельгой».
Последняя 4 часть играет роль эпилога).
Итак, Паустовский затрагивает одну из важнейших проблем всех времен – проблему отношений детей и родителей. Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?
4. Постижение авторской позиции. (Работа с текстом).
Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа. Перечитаем его начало.
1. Анализ пейзажа, интерьера:
-Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
– Какие мысли автор передает через этот пейзаж?
– Какое предложение выбивается из этого пейзажа?
– Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
– Каков философский подтекст пейзажа?
– Как соответствует безотрадная картина внутренному состоянию Катерины Петровны?
– Выражает ли автор прямое сочувствие героине?
– Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме?
Вывод: Все происходит холодной осенью, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину (образные оценочные эпитеты, олицетворения). За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине.
2. Роль художественных деталей в тексте .
(пыльный « Вестник Европы», нечищеный самовар, нетопленные печи, пожелтевшие чашки –запущенность, неухоженность)
К.Г.Паустовского считают мастером детали.
– Подумайте, какой многоязычный смысл заключен в данных выражениях?
- «Манюша, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, – что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота»
- «Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, – без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра
- «Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». ( Одинаковые судьбы)
Вывод: Мастерство К.Г.Паустовского в использовании детали поразительно.
3. Характеристика Катерины Петровны.
– Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?
– Восстановите прошлое героини по ряду точных деталей.
– Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную черную шляпу», а потом дарит их Маняше?
– Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?
– Подберите синоним к слову «маленькая».
– Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь? Найдите строчки в тексте.
– Как относятся к Катерине Петровне окружающие?
– Завершающим аккордом 1-ой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?
Итак, мы, еще не зная ничего о Насте, начинаем ее осуждать, и все это благодаря мастерству писателя, умеющего, не высказывая прямо свое мнение, при помощи художественных деталей прийти к определенным выводам. А какой вывод для себя мы можем сделать?
Вывод: Помни о родителях, пишите, навещайте – это обязанность перед теми, кто дал тебе жизнь и хотелось бы закончить словами М.Горького: « Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать».
Оценки за урок.
Домашнее задание:
Ответьте письменно на вопросы:
– Почему рассказ К.Г.Паустовского называется «Телеграмма»?
– Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?
– Подберите пословицы о матери.
Конспект урока литературы в 8 классе классе по теме ««Зарубки на сердце» (по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»). для обучающихся с ТНР.
Свидетельство о регистрации МИНЮСТ РОССИИ № 7714058502,
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 041008
Роскомнадзор — МИНКОМСВЯЗИ РОССИИ СМИ ЭЛ № ФС 77 — 75452.
Источник: xn--80agabe1dc1k.xn--p1ai
Паустовский К.Г. «Телеграмма»
Разработка урока для учащихся коррекционной школы 8 класс.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Паустовский К.Г. «Телеграмма»»
Тема: Паустовский К.Г. «Телеграмма»
Предмет: Литература Категория: Уроки Целевая аудитория: 8 класс
Похожие файлы
object(ArrayObject)#861 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(125) «Тема нравственного долга в рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» » [«seo_title»] => string(72) «tiema-nravstviennogho-dolgha-v-rasskazie-k-g-paustovskogho-tielieghramma» [«file_id»] => string(6) «153831» [«category_seo»] => string(10) «literatura» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1421074337» > >
object(ArrayObject)#883 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(130) «»За добро плати добром» ( урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма») » [«seo_title»] => string(70) «za-dobro-plati-dobrom-urok-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma» [«file_id»] => string(6) «150082» [«category_seo»] => string(10) «literatura» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1420393479» > >
object(ArrayObject)#861 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(102) «Урок внеклассного чтения «К.Г.
Паустовский. «Телеграмма» » [«seo_title»] => string(59) «urok-vnieklassnogho-chtieniia-k-g-paustovskii-tielieghramma» [«file_id»] => string(6) «205515» [«category_seo»] => string(10) «literatura» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1429899741» > >
object(ArrayObject)#883 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(180) «Урок внеклассного чтения «Пока не стало поздно» по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» (8 класс)» [«seo_title»] => string(103) «urok-vnieklassnogho-chtieniia-poka-nie-stalo-pozdno-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma-8-klass» [«file_id»] => string(6) «265891» [«category_seo»] => string(10) «literatura» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1450036107» > >
object(ArrayObject)#861 (1) < [«storage»:»ArrayObject»:private] =>array(6) < [«title»] =>string(125) «Открытый урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма» в 9 «А» классе » [«seo_title»] => string(71) «otkrytyi-urok-po-rasskazu-k-g-paustovskogho-tielieghramma-v-9-a-klassie» [«file_id»] => string(6) «173227» [«category_seo»] => string(12) «russkiyYazik» [«subcategory_seo»] => string(5) «uroki» [«date»] => string(10) «1423938925» > >
Источник: kopilkaurokov.ru
Паустовский телеграмма какие зарубки оставляет на сердце
какие зарубки на сердце оставил рассказ телеграмма,(Паустовский)
Ответ проверен экспертом
0.1/5 ( 35 оценок)
Luluput 5 лет назад
Светило науки — 9449 ответов — 440041 помощь
Зарубки оставляют чёрствость Насти к матери,её отношение к единственному близкому человеку,её отсутствие рядом с мамой,когда матери была нужна лишь поддержка ,помощь дочери,но той казались важными другие ценности.Откупиться от матери и не заботиться физически и морально о ней-это низконравственный поступок.
Рассказ Паустовского заставляет нас задуматься ,что нельзя быть равнодушным к своим родителям.Матери ждут нас всегда,ждут новостей от нас,они просто ждут.Героиня рассказа «Телеграмма» Настя,жила в Ленинграде и уделяла много времени чужим проблемам.Она была добрая,отзывчивая,помогала всем,но для матери у неё не находилось времени.Старушка Катерина Петровна не хотела тревожить дочь,она она жила в деревне и ей помогали совсем чужие люди,а дочь три года ни разу не навестила мать.Она присылала деньги маме,раз в два-три месяца и считала,что этого достаточно.Когда ей пришла телеграмма,что мать умирает,только тогда собралась в дорогу.Она не успела,мать похоронили без Насти и только тогда дочь пожалела,что её не было рядом с мамой,единственно близким человеком,когда она была так ей нужна.Слишком поздно пришло понимание,сожаление и раскаяние,о чём и пытается сказать нам автор:берегите своих близких,любите их,заботьтесь и них,иначе будет поздно.
Источник: megamozg.com