Екатерина Петровна – престарелая одинокая женщина.
Настя – ее дочь, живущая в Ленинграде.
Тихон – сосед Екатерины Петровны.
Рассказ начинается с описания безрадостного пейзажа. Октябрь выдался очень холодным. Трава уже пожухла, лишь невысокий подсолнечник сопротивлялся погоде и пытался доцвести. Деревья облетели, по небу ползли тучи, моросил бесконечный дождь. Дороги раскисли, по ним нельзя было проехать.
Даже пастухи перестали выгонять стадо на выпас.
Катерина Петровна тяжело поднималась по утрам, с каждым днем ей это давалось все труднее. Она смотрела на нечищеный самовар, пожелтевшие чашки. Старушка жила в доме, построенном когда-то отцом Катерины Петровны, знаменитым художником. В помещении пахло нетопленой печью.
Иногда по-соседски заглядывал навестить ее Тихон, работавший сторожем. Они были знакомы с давних лет. Тихон помнил те дни, когда строился дом. Мужчина помогал Катерине Петровне по хозяйству и, уходя, интересовался, не было ли известий от дочери Насти из Ленинграда. Старушка не отвечала.
Тема 15. К. Г. Паустовский. «Телеграмма». Идея ответственности каждого за жизнь близких людей
Она сидела на старом диване, маленькая, сгорбленная, и рассматривала какие-то бумажки в старой кожаной сумочке. Тихон еще какое-то время сморкался, мялся, стоя у дверей. Потом он говорил:
— Я пойду, Катерина Петровна.
— Иди, Тиша, — негромко отвечала она.
Оставшись одна, старушка плакала. На улице посвистывал ветер, срывая последние листья с деревьев. Ночник, казавшийся единственным одушевленным предметом в доме, подрагивал на столе. Без него старушка, казалось бы, не смогла дожить до рассвета.
Дочь Настя жила в Ленинграде и уже три года не приезжала в Заборье. Мать оправдывала ее: у молодежи свои заботы, интересы, им не до стариков. Старушка старалась пореже писать дочери, чтобы не отвлекать ее от дел. Думала же она о ней постоянно, сидя на диване в пустом доме.
Настя же и вовсе писем матери не присылала. Она ограничивалась тем, что несколько раз в год отправляла ей перевод. Почтарь Василий доставлял деньги и уходил. Катерина Петровна в растерянности сидела, держа в руках цветные бумажки. Через некоторое время, надев очки, она перечитывала скупые строчки, которые черканула Настя на бланке перевода.
Писала дочь всегда одно и те же: много дел, а времени в обрез, приехать не может.
Старушка перебирала деньги, ей чудилось, что от них исходит запах Настиных духов. Она забывала, что это не те бумажки, что дочь держала в руках.
В эту осень Катерина Петровна написала Насте, что очень ослабла, ей стало сложно даже сидеть и лежать, что эту зиму не переживет и просила приехать. Старушка хотела попрощаться с дочерью, подержать ее за руку. Соседская дочь Манюшка, каждый день забегавшая помочь Катерине Петровне, отправила письмо.
Настя трудилась секретарем в Союзе художников. Она должна была проводить выставки, конкурсы, хлопот у нее, действительно, было немало.
Письмо она получила, когда была на работе. Девушка положила его в сумочку, даже не прочитав. Эти письма вызывали у нее вздох облегчения, они говорили о том, что мать жива. В то же врем, в каждом письме она чувствовала упрек за то, что не приезжает.
Телеграмма — Константин Паустовский ( аудиорассказ)
В тот день Настя сходила к скульптору Тимофееву, чтобы узнать, как он живет. Побывав у мастера, она пришла на работу и горячо убеждала председателя Союза художников, что просто необходимо устроить скульптору выставку. Председатель долго о чем-то размышлял, прикидывал и, наконец, согласился.
Настя прочитала письмо только вечером, когда пришла домой. «Как ехать, разве отсюда вырвешься!» — думала она. Ей вспомнились переполненные поезда, материнские слезы, деревенская скука. С этими мыслями она положила письмо в ящик стола.
Две недели Настя устраивала выставку скульптора. На открытие пришло много людей. Во время обсуждения было высказано много лестных оценок творчества скульптора. Курьер Даша подозвала Настю и вручила ей телеграмму. Настя тайком прочитала послание, содержащее всего три слова: «Катя помирает.
Тихон». В первое мгновение она не поняла, что это за Катя и Тихон, и решила, что Даша ошиблась адресатом. Прочитав адрес, Настя убедилась, что телеграмма послана ей. Она, скомкав листок, нахмурилась.
В это время Першин вдохновенно произносил речь, отмечая, что забота о человеке стала реальностью. Он похвалил Анастасию Семеновну за проявленную заботу о молодом таланте, все зааплодировали. Настя смутилась. Сидящий рядом художник поинтересовался: «Ничего приятного?» Настя запнулась и ответила, что это от одной, знакомой.
Она поднялась и выскочила из зала. На улице шел снег, небо низко нависло над городом. Насте вспомнились строки из материнского письма. Она присела на скамью и неожиданно зарыдала. Она вдруг осознала, что никто ее не любит так, как эта забытая ей старушка.
Она поняла, что больше никогда ее не увидит, с удивлением для себя отметила, что за последний год первый раз произнесла слово «мама».
Настя не понимала, как такое могло произойти. У нее никого ближе матери нет, и не будет. «Лишь бы успеть, только бы она простила меня», — стучало в голове у Насти.
В тот же день девушка отправилась в Заборье. Она опоздала и приехала, когда мать уже похоронили. Она сходила на могилу, пришла в пустой дом и проплакала всю ночь. Ранним утром Настя уехала. Она ни с кем не хотела встречаться.
Ей казалось, что ничто не может снять с нее непоправимую вину, тяжесть с души.
Поделиться с друзьями
Лариса Зотова
Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!
Источник: literoved.ru
По рассказу Телеграмма Паустовского
С самого начала, как только я узнала об произведении Константина Паустовского «Телеграмма» я начала думать, о чем же в нём пойдет речь. Если посмотреть на год написания, то можно предположить, что будет затронута военная тематика, но на самом деле Константин Георгиевич описал взаимоотношения родителей и детей.
Сюжет рассказа повествует о жизни Катерины Павловна, эта женщина была уже старушкой и всё время ждала свою дочь Настю. Женщина понимала, что на самом деле Насте уже не интересна её жизнь, ведь девушка молода и у неё свои интересы и дела, но Катерина Павловна не винила свою дочь в этом, она все прекрасно понимала, и поэтому просто ждала.
Настя же в это время была занята обыденной жизнью, она находила возможность помогать и думать о других, в то время, когда забыла про самого дорого человека. Автор описывает девушку положительными качествами, подчеркивая в ней доброту, отзывчивость, красоту.
Терпение Катерины Петровны в итоге заканчивается, и женщина уже находясь в полном отчаянии, перестает верить в то, что дочь проведает её хотя бы перед смертью. В итоге мама Насти умирает, так и не дождавшись вестей от дочери. Это событие стало уроком для Манюшки и учительницы, у которой также была старушка мать. Произведение Константина Паустовского заканчивается тем, что Настя всё же приезжает к маме, но лишь через день после смерти.
Рассказ «Телеграмма» произвел на меня очень сильно впечатление, я сразу задумалась о своих родных, о том, что нужно быть более внимательной и уделять больше времени семье. Нужно чаще говорить близким, что любишь их, просто обнимать и беречь от бед. Может показаться, что только после этого рассказа я начала понимать важность своей семье, но самом деле это не так.
Просто такие произведения дают возможность лишний раз задуматься о полезном, подумать о том, какие ты поступки совершаешь, и что близкие делают для тебя. Ведь человек не всегда может понять значимость каких-либо факторов, пока что-то не потеряет. Я рада, что прочитала это произведение и советую его к прочтению. Автор показал трагичность жизни и то, как мы не ценим то, что имеем.
Константин Георгиевич пытался донести, что нужно ценить и обдумывать поступки сразу, чтобы потом не жалеть о содеянном. К сожалению не каждый из нас имеет родителей, по той или иной причине.
6 стр., 2776 слов
Характеристика главных героев рассказа «Телеграмма» Паустовского
. Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина . рассказ Паустовского «Телеграмма». И с тех пор она считала своим долгом поцеловать руку писателя, написавшего это. Характеристика героев все они играют важную роль в сочинении: . пейзажная зарисовка в начале рассказа? Как писатель передаёт . Георгиевича, в одном из интервью рассказывала, что .
Это значит, что любовь нужно отдать тем, кто тебя воспитал, кто вложил все силы в тебя.
Вариант 2
Вначале может показаться, что в данном замечательном произведении будет предложена тема военного времени, которая оставила свои отпечатки на жизни следующих поколений, однако темой данной работы явилась более глубокая и философская мысль писателя. Он хотел показать, как далеки могут быть понимания о жизни у родителей и их детей.
В рассказе показана одинокая пожилая женщина, которая все время ожидает того, что ее доченька по имени Настя к ней придет, и позаботится о ней. Однако, она также понимает и то, что данный родной человек устремлен в сторону других интересов, отличных от жизни матери. Матушка не винит Настю в том, что она, как и многие ее сверстники, хочет обрести собственное счастье, которое заключается в том, чтобы удовлетворять собственные нужды, но при этом помогать некоторым людям.
Анастасия живет собственной жизнью, при этом являясь умным, отзывчивым и добрым человеком, который заботится об окружающих. Вот только о собственной матушке девушка почему-то позабыла. Екатерина Петровна так ждала ее, надеясь увидеть собственное родное и любимое дитя перед смертью. Однако, она так и не дождется ее.
Как-то раз, знакомый старушки по имени Тихон приносит ей письмо, которое он написал сам, и говорит о том, что это Настенька наконец-таки ответила родной маме. Однако запечатанный конверт с письмом так и оставался лежать в сумке у молодой девушки. Матушка не поверила Тихону, так как понимала, что если бы Настенька хотя бы прочитала это письмо, то непременно простилась бы с родным человеком.
Вскоре, Екатерины Петровны не стало. Она так и увидела перед смертью лицо роимой доченьки, не рассказала о самых важных и сокровенных мечтах в остатках ее дней. Это послужило уроком и для девушки по имени Манюшка, у которой в деревне также проживала пожилая мать. Она стала намного чаще к ней приходить и заботиться о ней.
В итоге, Настенька пришла в деревню только на третий день после похорон матери. В этом и заключался кульминационный и финальный момент данного произведения. История является довольно поучительной и интересной, неся в себе мораль того, что заботиться о своих родных нужно тогда, когда это еще возможно. Также важным является тот момент, что автор не осуждает поступки Настеньки, так как он понимает, что жизнь является довольно сложной системой, и за поступки всегда приходится платить определенную цену, которую и назначает сама жизнь.
Несколько интересных сочинений
- Я думаю, что цена, которую люди платят за удобства и комфорт, слишком велика … и общество может быть современным, но оно определенно не является независимым, а именно такое качество является одним из самых значимых для существования настоящей мечты
- Нужно описать картины весны. Вообще-то, мне лично было бы легче нарисовать красками, чем словами! Но постараюсь, ведь весна – мое любимое время года. Сначала ждёшь весну эту, ждёшь.
5 стр., 2397 слов
Анализ письма матери раскольникову
Примеры похожих учебных работ
Равнодушие и отзывчивость аргументы паустовский телеграмма. по рассказу паустовского .
. неписаному». 5. Проблема внимания к человеку, заботы о нём. В чём заключается забота о человеке, внимание к нему? В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» секретаря Союза .
К. Г. Паустовский Телеграмма: анализ, герои, тема, проблемы
. лет назад в Ленинград. К этой группе героев «Телеграммы» Паустовского можно отнести и скульптора Тимофеева, выставкой которого занимается Настя, и его более удачливого коллегу по цеху Першина, и .
Мои мысли после прочтения рассказа Паустовского «Телеграмма»
. писем от дочери, с трепетом перечитывает несколько сухих слов на почтовом переводе. Катерина Петровна не выдерживает, пишет трогающее душу каждого читателя письмо: . тебе люди. Именно поэтому К.Г. Паустовский выбрал такое название. Источник: https://lit .
Урок — размышление над рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Опыт и ошибки к г паустовский телеграмма. по рассказу Паустовского «Телеграмма
. такая мама! (По К.Г. Паустовскому) «Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве. Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит .
Сочинение чему учит рассказ паустовского телеграмма
. пишет К.Г. Паустовский в своем произведении. Автор с горечью размышляет о том, что дети забывают . Материал ] спасибо большое DesmonD (10.05.2012 20:51) [ Материал ] Отличное сочинение;))) ася (21.04.2012 16:11) [ Материал ] спс мне Мраия (10.04.2012 .
- Сочинение Конспект по русскому языку и литературе. по рассказу А.П.Гайдара «Совесть»
- Сочинение Проблема своеобразия и таланта (по К.Г. Паустовскому)
- Сочинение По рассказу Уроки французского (6 класс)
- Сочинение Разработка » по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»»
- Сочинение По рассказу Темные аллеи Бунина
- Сочинение Сочинения | Сочинения 7 класс. «Сердце в людях бывает слепое» (по рассказу А. П. Платонова «Юшка»)
- Сочинение Контрольное по литературе в 7 классе :»Что такое доброта? (по рассказам Ф. Абрамова, Ю.Казакова, Е. Носова»
- Эссе «Нужны ли сейчас лошади?» ( По рассказу Ф.А.Абрамова «О чем плачут лошади»)
- Сочинение Что такое вдохновение? По К. Г. Паустовскому
- Сочинение По рассказу Легкое дыхание Бунина
Рубрики
- Аттестационная работа
- Бакалаврская работа
- Бизнес-план
- Дипломная работа
- Домашняя работа
- Контрольная работа
- Курсова робота
- Курсовая работа
- Курсовой проект
- Магистерская работа
- Маркетинговое исследование
- Научно — исследовательская работа
- Научный труд
- Отчет по производственной практике
- Реферат
- Семестровая работа
- Сочинение
- Творческая работа
- Тезисный план
- Часть дипломной работы
- Эссе
- Order
- Обратная связь
- Политика конфиденциальности
liarte.ru — информационный сайт о литературе, искусстве, музыке и журналистике | Обратная связь
* Находясь на сайте, оставляя свои данные или отправляя сообщение через формы обратной связи, вы автоматически соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Источник: liarte.ru
e1fin
Достаточно интересным является в рассказе » Телеграмма» и вопрос об именах.
Автор оставил своей героине имя главного прототипа — Екатерина ( в тексте — Катерина ). В переводе с греческого — » чистая, непорочная», того же корня, что и слово » катарсис» — очищение.
Да, тяжелейшие прожитые годы не запятнали её чистую жизнь, её светлую душу.
Оставлено и имя дочери — Настя. Полное её имя — Анастасия — невольно являлось напоминанием о столь ещё недавних событиях казни большевиками императорской семьи. Младшую из дочерей звали Анастасией, и ходили упрные слухи о том, что она не была расстреляна и каким-то чудесным образом уцелела.
Имя Анастасия ( в переводе с греческого » воскресение», » возвращённая к жизни» ) сохранялось в интеллигентной образованной среде и до, и после революции в России: вспомним младшую сестру поэтессы Марины Цветаевой — Анастасию Цветаеву, актрису советского кино, младшую дочь певца Александра Вертинского — Анастасию Вертинскую и др.
Несомненно, напрашивается параллель значения имени Насти в » Телеграмме» с её » возвращением» к духовной жизни, к пониманию истинных ценностей в связи с пережитой ею дочерней драмой.
Настя, «ненаглядная» дочь Катерины Петровны, такая же одинокая, как и её мать, женщина, наверное, ещё молодая, но неопределённого возраста. Ей может быть между тридцатью и сорока, ведь слишком молодой девушке вряд ли бы доверили в те годы такой важный пост, как секретарь в Союзе художников Ленинграда. Конечно, Настя — член КПСС, поскольку на такие должности назначали только партийных.
Занятость Насти людям, жившим и работавшим в советские времена, будет очень понятна: это не только её личная прихоть — работы было всегда через край — не принадлежать себе даже после рабочего дня, а посвящать своё время неоплачиваемым общественным делам. Такой образ жизни в советской стране был в порядке вещей.
Кроме того не будем забывать, что партия учила молодёжь «раньше думать о Родине, а потом о себе», семейные ценности отрицались и девальвировались, и Настя, вне сомнения, была продуктом этого времени.
Хотя, по словам художника Першина, Настя является «одной из рядовых сотрудниц Союза», но тем не менее её зарплата позволяла ей один раз в два-три месяца слать матери по двести рублей. Большие ли это были деньги? Средняя заработная плата по стране в 1936-ом году составляла 207 рублей, а у Насти она могла быть менее средней, так как работа секретаря при любом учреждении оплачивалась невысоко.
Таким образом Настя систематически посылала матери приблизительно одну вторую часть от своей зарплаты, но и того, видимо, хватало только на скромное пропитание и лекарства, ведь мы не заметили, чтобы Катерина Петровна расплачивалась с заботящимися о ней соседями деньгами, чья помощь была равносильна тимуровской.
Так Манюшка, девчонка, дочь соседа, колхозного сапожника, прибегала к ней каждый день, «чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар», а «Катерина Петровна дарила Манюшке за услуги сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу».
Речи о том, что почтарь Василий приносил старой женщине, помимо денежных переводов от дочери, ещё и пенсию, — не ведётся.
При небольшой зарплате, у Насти — хорошие жилищные условия, комната в старинном доме с золотым потолком, в центре города, на реке Мойке, но, вероятно, в коммуналке. Как она получила такую должность ( пусть и «рядовую») и жильё? Не благодаря ли связям с теми, кто ещё помнил её деда, но и, несомненно, своей начатой партийной карьере? Не дед ли оставил ей эту комнату?
Почему же мать не живёт вместе с дочерью в Ленинграде и так ли уж надо Настю за это винить?
Конечно, очень озадачивают отношения дочери и матери. При всей глубокой любви к дочери ( «Ненаглядная моя», — так обращается мать к Насте в редких письмах, думает о ней дни и ночи, и даже в том, что не так уж часто пишет, тоже любовь — чтобы не тревожить, не мешать ) между двумя самыми родными людьми за всю, вместе прожитую жизнь, не создалась атмосфера душевно-интеллектуальной потребности и заинтересованности дочери в матери, и списывать этот факт только на «бессердечность» девушки было бы неправильно.
Вспомним, как горюет Настя ещё в Ленинграде, осознав непоправимость происходящего, как в день получения телеграммы о том, что мать при смерти, спешно отправляется в путь, и нет у неё возможности отстучать ответную телеграмму; какую тяжёлую ночь в слезах проводит в Заборье.
Теперь Настя сама себе судья, и слова Тихона над телом Катерины Петровны, назидательно обращённые к дочери Манюшке «не быть пустельгой, за добро платить добром», — прямой и достаточно бестактный намёк на его собственное понимание отношений только что умершей матери и её ещё не приехавшей дочери.
Вдумчивому же читателю должно быть ясно: скорее, оба этих женских образа — определённая метафора, демонстрирующая два противопоставленных друг другу мира: России былой и России молодой, новой, и, несомненно, автору жаль разрушенного и исчезающего на глазах старого мира, который для него был связан с дворянскими усадьбами его предков, с духовностью и утончённой культурой.
«В старости художник вернулся из Петербурга в свое родное село, жил на покое и занимался садом. Писать он уже не мог: дрожала рука, да и зрение ослабло, часто болели глаза,» — вот так и Катерина Петровна попала вместе с отцом в Заборье.
Сторож при пожарном сарае, Тихон, «еще помнил, как отец Катерины Петровны приезжал из Петербурга, строил дом, заводил усадьбу.
Тихон был тогда мальчишкой, но почтение к старому художнику сберёг на всю жизнь».
Обратим внимание: художник вернулся в село из Петербурга, а не из Ленинграда, и ещё ранее, живя в Петербурге, приезжал оттуда » в своё родное село» строить дом и разбивать усадьбу. Почему это село было ему родным? Почему там не осталось дома его предков и надо было строить новый дом? И как из села в дореволюционной России мог выйти художник такой величины?
Думается, что таким обиняком речь идёт о дворянском происхождении отца Катерины Петровны, об экспроприированной в революцию барской усадьбе, о «вишнёвых садах» российской дворянской интеллигенции. И это сбережённое почтение к старому художнику бывшего крестьянского мальчишки Тихона, как выходца из крепостных, можно понять.
Так какую же жизнь прожила Катерина Петровна? Кто мог стать прототипом данного образа? В тексте упоминается одинокий клён в саду.
«Его она посадила давно, ещё девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.»
«Хохотушка» в девушках, и она же, постоянно плачущая, слабая, почти не видящая в старости, — вот её скорбный путь. Если её дочь Настя, видимо, всё-таки имеет художественное образование (она прекрасно разбирается в искусстве ), полученное в советское время, то Катерина Петровна вряд ли избежала опеки домашних учителей и гимназии. Однако о её образовании в рассказе ни слова.
Так же, как и о том, приходилось ли ей работать кем-то в советское время или до революции. Видимо, нет, поскольку она не получает пенсию. Но всё, что она освоила и знала и чем была духовно богата, мать, несомненно, передавала дочери, воспитывая Настю в высоко духовных дворянских традициях.
«За добро плати добром», — назидательно воспитывает сторож Тихон дочь Манюшку, и в его умолчании слышится осуждение Насти. А ведь Настя и платит за добро, полученное от матери, добром, но только тем людям, с которыми она связана по работе, людям, с которыми она не находится в родственных связях, и тем ценнее её помощь.
Не всякая старость сопровождается потерей зрения. В автобиографии К.Г.Паустовского можно прочесть, что в 1915 году на разных фронтах в один день погибли два его старших брата. У него осталась только больная, почти ничего не видевшая сестра.
Не облик ли беспомощной слепой сестры отчасти лёг в основу портретной характеристики Катерины Петровны? Там же, в автобиографии упоминается одна из родовитых бабушек писателя, увлекательно рассказывавшая ему, ребёнку, о своей незабываемой поездке вместе с отцом в Париж. Вот и от воспоминаний бабушки нашли важную деталь в тексте.
Думается, что не только образ Катерины Ивановны, дочери гравёра из Заборья, но и образы очень близких людей, дорогих сердцу автора, образы женщин его семьи, с такой тоской, любовью и сожалением отражённые в облике главной героини рассказа Катерине Петровне, и стали источником вдохновения автора.
Почему же так назван рассказ? Телеграмма — это важное сообщение, передаваемое с помощью телеграфа. Важное известие мгло дойти до адресата во времена К.Г.Паустовского только таким путём.
В тексте даны две телеграммы. Первая послана Насте в Ленинград из Заборья сторожем Тихоном: «Катя помирает. Тихон». Вторая, написанная «на бланке корявыми буквами» самим Тихоном показана и прочитана им «неуверенным голосом» уже не встающей с постели Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя».
— Не надо, Тиша! — тихо сказала Катерина Петровна. — Не надо, милый. Бог с тобой. Спасибо тебе за доброе слово, за ласку.
Сторож Тихон, единственный близкий Катерине Петровне в Заборье человек, кроме её отца, заботившийся о ней. Вот почему этот ласковый укор с обращением «Тиша», вот почему имя «Катя» в первой телеграмме, хотя мы не знаем, позволял ли он себе называть её так в общении с ней.
Интересно, что вторая телеграмма своим текстом констатирует изменение отношения Насти к матери, словно Тихон догадывается, в каком состоянии может добираться Настя до Заборья, словно очень желает ей нравственного перерождения.
Но, наверное, было бы слишком поверхностным считать заголовок отражением только этих двух телеграфных сигналов на бланках — за короткими строками, посланными адресату, может вставать более глубокий пласт проблем.
Современники Паустовского не могли не воспринимать «Телеграмму» Паустовского как обращение к себе лично. Художественное осмысление действительности писателем понуждало граждан нового социалистического государства к необходимости задуматься об отношении друг к другу, об отношении начальников к подчинённым, об отношении правительства к народу, о том, чтобы забота о человеке была бы не на словах, а на деле, и о том, что воспитательный призыв «раньше думать о Родине, а потом о себе и своих близких» — палка о двух концах, ведь разобщённость самых близких и дорогих людей не укрепляет государство, а подтачивает и ослабляет его. И этот посыл автора уже не отнесёшь к умолчаниям в силу его актуальности и по сей день.
Источник: e1fin.livejournal.com