Паустовский Телеграмма описание природы

Познакомиться с рассказом К.Г. Паусовского «Телеграмма»; выяснить духовную проблематику рассказа; расширить представление учащихся о композиции; учить ребят быть внимательными к художественному слову.

Олимпиады: Русская литература 5 — 11 классы

Содержимое разработки

Урок по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

( урок рассчитан на 2 часа)

«Зарубки на сердце» ( слайд 3)

«За добро плати добром,

не будь пустельгой»

Познакомиться с рассказом К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Выяснить духовную проблематику рассказа

Расширить представление учащихся о композиции

( умение выделить части рассказа, озаглавить каждую, подобрать эпиграф)

4.Учить ребят быть внимательными к художественному слову. ( слайд 4

Вступительное слово учителя.

Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг , с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север , который вызвал к жизни такие книги , как «Озёрный фронт» ,

К.Г.Паустовский — Рассказы /1 — 8/

«Северная повесть».Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: « Она овладела мной сразу и навсегда…С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещё0рская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма»

2.Познакомимся с историей создания рассказа «Телеграмма»

( Подготовленный ученик рассказывает главу «Зарубки на сердце» из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза» )

— Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

( что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)

Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внёс автор , что изменил а что оставил прежним; как построил своё произведение , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»?

3. Композиция рассказа

Рассмотрим , как построен рассказ. Выделяем четыре основные части, озаглавливаем каждую и подбираем эпиграф. ( слайд 5 )

4. Работа с текстом рассказа.

1 часть Мать ( слайд 6)

Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?

Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?

— Видит всё одно и то же, автор говорит,что она «доживала свой век , а не жила.

К. Паустовский. «Телеграмма». Читает С. Гармаш .

— Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

— Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.

— Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками , она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.

— Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто0то долго стучал в калитку.

А почему она все-таки решилась идти?

— Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.

Какими художественными средствами Паустовский рисует трагизм положения Катерины Петровны?

— Картина осеннего пейзажа. Она настраивает читателя на определённый лад, создаёт тональность повествования.

Читаем текст вслух, делимся впечатлениями. ( слайд 7 )

-Фразы короткие, и от них веет каким-то холодом и безнадёжностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть»

Еще по теме:  Делать голосовое сообщение в Телеграм

Почему именно « подсолнечник» а не «подсолнух», как говорят в деревне?

— Появляется ассоциация: одинокое солнышко на фоне серого, чёрного цвета.

— как этот подсолнечник, «последняя обитательница мемориального дома».

Творческое задание ( слайд 7 )

-Наблюдая за пейзажем, мы видим , что постепенно происходит усиление признаков поздней осени, а у читателя нарастает чувство тревоги, ощущение близкой трагедии.

Чтение эпизода « Она задохнулась, остановилась…» ( слайд 9 )

— Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и некогда молодой сад. О нём тоже мало заботятся.

Вывод: Страдает человек, и природа у Паустовского «сочувствует ему». Может быть, именно природа помогает жить Катерине Петровне.

Интерьер ( слайд 10 )

О чём свидетельствуют детали интерьера?

Какие цвета преобладают в пейзаже и интерьере?

— Жёлтый, серый, чёрный.

— Катерина Петровна живёт воспоминаниями о прошлом. А в настоящем у неё нет никакой радости, только боль одиночества и поэтому равнодушное ожидание смерти.

( слайд 11 )

Что поняла во время непосильной для неё прогулки Катерина Петровна?

— Она убедилась в том, что очень слаба и дни её, вероятно, сочтены. И тогда она написала письмо Насте.

Выразительное чтение письма учителем ( слайд 12 )

«Ненаглядная моя!» — всю силу материнской любви вложила Катерина Петровна в эти слова, а в ответ.

2 часть Дочь

Что узнали о жизни Насти, её работе?

Живёт в Ленинграде. Есть ли здесь описание природы? Почему? ( слайд 13 )

-Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала.

Что узнали о работе Насти?

— Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок — всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»

Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?

-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза.

— Глаза- зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!

Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!

— Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.

« Настя чувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

— Гоголь – сатирик, который , по мнению Пушкина, обладал способностью угадывать человека.» А письмо – то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»

-Трещотка, легкомысленная птица.

Вывод: И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.

Настя получила телеграмму. Её поведение?

— Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

А какие слова звучат с кафедры?

( работа с текстом)

Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

— Резкий контраст, он подчёркивает несоответствие поступков и похвалы.

— Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи.

А что стоит за этим «Эх ты!»

— Восклицание сатирика горестно укоризненное. Гоголь видит Настю насквозь: её фальшь, предательство Сатирик презирает её за тщеславие, эгоизм.

3 часть Телеграмма

-Перенесёмся в старинный, заброшенный , опустевший дом.

. Получение телеграммы – кульминационный центр рассказа.

Каково состояние Катерины Петровны?

-Она доживает последние дни, ждала, слабо надеялась.

Еще по теме:  Как зайти в Телеграмм чтобы не быть онлайн

Кто такой Тихон? Что вы узнали о нём?

Что делает Тихон на почте? Какую телеграмму принёс он Катерине Петровне?

( работа с текстом рассказа)

Для чего это делает Тихон?

-Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества в последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман.

Догадалась ли Катерина Петровна от кого телеграмма? Почему?

— Катерина Петровна поняла, что телеграмма не от Насти. Речь выдаёт авторство пожилого человека, так принято было подписываться раньше.- Автор преклоняется перед героиней, её деликатностью, интеллигентностью, добротой, сдержанностью.

Художественная деталь

Единственная слезинка- деталь, подтверждающая её терпеливость и сдержанность.

— Поняв, что дочь опять осталась глуха, мать перестала ждать и умирает.

Автор показывает тонкий склад души Катерины Петровны.

Екатерина ( греч) — чистая, непорочная.

Рассказ назван «Телеграмма». Их две.

Какую телеграмму имел в виду автор, почему? ( слайд 16)

— Вторую, потому что Тихон в отличии от Насти проявил человечность, чуткость, заботу, милосердие преподнёс урок нравственности девочке Манюшке:

« А ты смотри, дура, за добро плати добром, не будь пустельгой».

Обращаемся к эпиграфу урока. Как вы понимаете эти слова? ( Слайд 17)

( Пустельга похожа на мелюзга.)

Почему эти слова обращены именно к Манюшке?

— Это напутствие пожилого человека девочке, ведь она тоже дочь.

— Не будь пустельгой — значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного — это и авторское напутствие всем читателям.

Какую библейскую заповедь нарушила Настя? ( слайд 18)

А вы задали себе такой вопрос: «Я-то не пустельга?»

-Вот эту опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала её душа.

Но это безнадёжная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале возрождения?

Что такое совесть? ( Индивид задание по словарю)

— Признание вины за совершённый неблаговидный поступок

-Стеснение, стыд, неловкость.

-( Словарь С.И.Ожегова) Совесть- чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

А зачем она дана человеку?

— Совесть может предотвратить плохой поступок. Совесть дана человеку для того .чтобы контролировать свои поступки, исправить недостатки.

Какие – то факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

— Бросив всё, она наконец-то поехала к матери; «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжёлый (как на душе у Насти ) рассвет», уехала» крадучись» (стыдно было перед людьми)

— И не зря ей казалось, что «никто, кроме самой Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести».

— Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни её придётся испытывать это чувство вины. Кстати , в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних

Какие пословицы и поговорки вы записали в тетради? ( слайд 20 )

Финал рассказа. Эпилог.

А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.

Какая черта есть у неё в отличии от Насти?

Заключительное слово учителя.

Чувствуется симпатия и любовь автора к простым сельским жителям. Это земля «любимая» и «родная для тех, кто здесь родился, рос, работал. И поэтому она как бы разделяет их скорбь «печальная».

Найдите в финале рассказа описание природы. О чём оно вам сказало?

« За оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная родная земля»

— Любя искусство, служа ему, Настя могла бы сделать многое для увековечивания памяти своего деда. Тогда связь времён и поколений не прервалась бы, Настя стала бы значимой на земле своих предков. А Катерина Петровна не терзалась бы вопросом: что будет с домом после её смерти.

Еще по теме:  Как сделать папку tdata Телеграм

К.Г.Паустовский, осуждая и развенчивая Настю, всё же верит в её искреннее раскаяние. Не случайно значение имени Настя (греч) – воскрешающая.

Средства контроля: Кроссворд ( слайд 20-21)

Какие же «зарубки на сердце» оставил у вас рассказ

К.Г.Паустовского «Телеграмма»?

Каким вы представляете себе автора этого произведения?

Что он ценит в людях?

Домашнее задание. ( слайд 23)

Интернет – ресурсы ( слайд 24)

Источник: intolimp.org

Образ природы в рассказе Паустовского «Телеграмма» :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру

Рассказ Паустовского «Телеграмма» — неимоверно лирическое и трагическое повествование о судьбе одинокой матери, о равнодушии дочери. Но не только это показано в рассказе, автор подчеркивает, что наш мир полон и людьми, способными на огромную человечность. Такими являются второстепенные персонажи – малограмотная девочка Манюшка, сторож Тихон.

Кроме образов людей, в рассказе есть еще один важный образ – образ природы. Автор применяет приемы одухотворения, психологического параллелизма. Поэтому природа воспринимается как живой человек, судьба которого сравнивается с судьбой главной героини рассказа.

Автор описывает унылый пейзаж: трава в саду лежит спутанная, рыхлые тучи не летели, а тащились из-за реки над лугом, а из них назойливо лил дождь. Такое описание пейзажа призвано навевать грусть. Автор показывает через природу одиночество и старость главной героини, подчеркивает это словами «рыхлые», «тащились», «назойливо». Природа показана в момент своего увядания, ведь пришла холодная пора осени. Точно так же пришла «осень» и в жизнь героини, она доживает свой век, увядает, как и вся природа.

Важным для понимания душевного состояния героини является эпизод прогулки Катерины по саду. Она любила свой сад, но уже не могла за ним присматривать, поэтому вышла просто прогуляться. Но быстро устала, остановилась возле старого дерева, взявшись рукой за ветку. Она была холодной и мокрой. Но Катерина узнала – это был ее клен, который героиня посадила еще в свои юные годы.

Тогда в далекой юности она была девушкой-хохотушкой, а клен – молодой порослью. А сейчас стояла возле старого дерева пожилая женщина.

Автор много внимания уделяет описанию клена. Он стоял почти без листьев, озябший от осеннего холода. И ему не было куда уйти, спрятаться от непогоды и своей судьбы. Клен предстает перед нами словно живой человек, с которым сравнивается главная героиня: они вместе выросли и постарели. Они одинаково одиноки и несчастны.

Вот только разница в том, что клен еще может расцвести весной, а Катерина Петровна… Автор напоминает нам, как быстротечно время и надо успеть сказать важные слова близким людям, заботиться о них, не забывать семью.

Автор мастерски обращается к образу природы, еще больше подчеркивая трагичность истории. Особенно привлекает внимание маленький подсолнечник, который никак не хотел увядать на фоне уже серой природы. Он напоминает последний листок из новеллы О.Генри и тоже символизирует последнюю надежду на лучшее. Похожим есть и то, что в рассказе Паустовского тоже есть люди, которые проявляют большую человечность.

Природа в рассказе Паустовского «Телеграмма» — очеловечена, она тоже страдает, как и главная героиня. Она подвержена влиянию осени, но она, в отличие от людей, снова зацветет в следующем году.

Сочинения Анализ рассказа Паустовского «Телеграмма» :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру

Сочинения Образ Манюшки в рассказе Паустовского «Телеграмма» :: сочинение по литературе на Спринт-Олимпик.Ру

Источник: sprint-olympic.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...