Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете,
не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.
«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие
Константин Паустовский. Телеграмма. Радиоспектакль. Аудиокнига (1973)
холодные глаза». Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева? Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны. одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне.» «Настя смутилась до слез». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
- Трудная победа Фильки над самим собой (К. Паустовский «Теплый хлеб») К. Г. Паустовский писал о себе: «Больше всего люблю писать о людях простых и безвестных — о ремесленниках, пастухах, паромщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях.» Главный герой.
- К. Г. Паустовский «Золотая роза» В «Золотой розе» писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими.
- Мое отношение к Фильке. Сочинение по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Какая интересная сказка » Теплый хлеб «, написанная замечательным писателем К. Г. Паустовским! Ее главный герой Филька — совершенно живой мальчишка, каких полным-полно у нас во дворе и в классе.
- Сказки Гайдар и Паустовский — художественный анализ. Детские народные сказки Другой писатель нашего времени Аркадий Петрович Гайдар, кроме сказки о Мальчише-Кибальчише, подарил ребятам еще одну сказку — о горячем камне. Жизнь писателя от юношеских лет, когда он сражался с белогвардейцами.
- Лиризм в произведениях Паустовского Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать «сказку жизни». «.Если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального юрка, звон дождевых капель, падающих в.
- «Без действия нет жизни.» В. Г. Белинский (По одному из произведений русской литературы — К. Г. Паустовский «Черное море») В свое время М. Горький усиленно направлял внимание писателей к активному познанию страны. Он полагал, что новая социалистическая действительность в ее связях с историей еще слабо изучена и недостаточно освоена.
- Очерк «Язык и природа» К. Г. Паустовского Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер. Тин Нун Константин Георгиевич Паустовский был настоящим художником слова. Благодаря своему таланту он мог перенести читателя в любой уголок красивейшей страны — России.
- Сочинение по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» Сегодня на уроке мы читали сказку К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Это удивительная история о том, как неправильные слова или поступки одного человека могут стать причиной большого несчастья для его.
- Тема Родины в творчестве К. Г. Паустовского Почти все рассказы Константина Паустовского посвящены родине, впрочем, как и у других многочисленных писателей. На мой взгляд, тема Родины — самая популярная тема из всех возможных, потому, что Родина для.
- Почему приходит беда (по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб») Сегодня на уроке мы читали сказку К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Это удивительная история о том, как неправильные слова или поступки одного человека.
- Наш Паустовский Давно это было — еще в тридцатые годы,- когда К. Паустовский написал для своей поистине лучезарной книги «Летние дни» маленькое, скромное предисловие. Вот несколько строк из него: «Я и Рувим.
- Сюжет — Родина (Творчество К. Г. Паустовского) Почти все рассказы К. Паустовского посвящены родине — ее всероссийским полям, ее лесам, рекам и озерам. Он был внимательнейшим и благодарным слушателем неиссякаемой музыки природы. Потому-то все рассказы его так.
- Мысль бывает светла .И вот дочитана эта необыкновенная книга — впрочем, небрежное слово «дочитать» мало подходит к К. Паустовскому: ведь с последней перевернутой страницей любого его произведения с благодарностью расстаются и с сожалением.
- Музыкальная романтика прозы К. Паустовского Проза К. Паустовского в полной мере обладает тем редкостным свойством, какое присуще лишь самой жизни, — она бесконечно разнообразна в своих смысловых, красочных, музыкальных, порой едва уловимых подробностях, неизменно свежа.
- «Всегда следует стремиться к прекрасному» О де Бальзак (По произведению К. Г. Паустовского «Золотая роза») 1. Книга «Золотая роза» — книга о писательском труде. 2. Вера Сюзанны в мечту о прекрасной розе. 3. Вторая встреча с девочкой. 4. Порыв Шамета к прекрасному. Книга К. Г.
- Природа и герои в творчестве К. Г. Паустовского К. Г. Паустовский считал, что настоящий писатель должен на собственном опыте испробовать разные профессии, побывать в разных местах, и только после этого он сможет создавать достойные произведения. Именно это помогло.
- Произведения Константина Георгиевича Паустовского Произведения Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968) рассказывают о строительстве нашей страны, о ее природе и людях. Писатель побывал в разных уголках своей родины; он говорил, что для творческой работы ему необходимы.
- Война в новелле К. Паустовского «Снег» Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты Великой Отечественной войны. Связь поколений. Что это значит для меня? Как я.
- Сочинение по сказке Паустовского «Теплый хлеб» Никогда раньше я не читала такой сказки, как «Теплый хлеб » К. Г. Паустовского. Кажется, будто это и не сказка вовсе, а быль. А может быть, не такое уж и.
- Пейзаж в произведениях Паустовского Если принять во внимание, что этим пейзажем начинается один из военных рассказов 1944 года («Стеклянные бусы»), то что уж говорить о восторженном, ненасытном удивлении многообразными проявлениями круговорота природной жизни, о.
- Очерк «Алмазный язык» Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К. Г. Паустовский Эпиграф выбран мной не случайно.
- Мое отношение к Фильке (по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб») Сказка К. Г. Паустовского «Теплый хлеб», на мой взгляд, не слишком похожа на сказку, уж очень реальны ее герои, да и события происходят во время совсем не сказочной Великой Отечественной.
- Рецензия. К. Паустовский «Снег» Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. А. Сурков «Землянка» Память о самом сокровенном для каждого человека становится своеобразной связью между поколениями. Ради нашей жизни гибли молодые солдаты.
- Писатель-путешественник Страсть к путешествиям зародилась у К. Паустовского в детстве — она пришла от книг, в которых описывались разные экзотические страны. Уход в другую, вымышленную действительность был, как это видно из.
- Писатель-путешественник (К. Паустовский) Тяга к странствиям возникла у К. Паустовского еще в детстве — она пришла из книжек, в которых обрисовывались различные экзотические страны. Бегство в иную, придуманную реальность было, как это заметно.
- История и современность в произведениях Паустовского История и современность, прошлое и настоящее, традиция и новаторство — вечные проблемы самой жизни, проблемы философии, проблемы искусства. Четкое уяснение своего места в историческом процессе необходимо каждому мыслящему человеку, художнику.
Сейчас вы читаете: Тема и идея рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Источник: studentguide.ru
Размышления над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма»
забывают родителей , а ведь старые люди, с ловно дети — так же беспомощны .
В деревне Забор ье умирает о динокая старая женщи на, забытая своей до черью,
живущей в Ленинг раде. Вдали о т матери Настя по могает другим людям,
нуждающимся в ее энергии, она работа ет в Союзе художни ков, и в ее обяз анности
входило устраивать выставки работ наиболее талантливых художник о в. Однажды
она получила письмо от матери и спрятала его в су мочку нераспечатанным — не
хотелось читать. Пис ьма Катерин ы Петровны вызывали у Насти вздох облегчения:
раз мать пишет — з начит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным ук ором.
Настя приезжает тольк о на второй день после похорон. Ей не у кого просить
прощения, единственный родной чело век ушел из жиз ни, а она не успела даж е
взглянуть на мать в последний раз и выпл акаться на ее груди. Нас тя не попала на
похороны матери, он а застала св ежий мог ильный холм на кладбище — з емля на не м
смерзлась комками — и холодную, тем ную комнату Катерин ы Петровны , из
которой, каз алось, ж изнь ушла давным — да вно. У ехала Настя из Заборья крадучись,
стараясь, чтобы ее н икто не увидел и ни о че м не расспрашив ал. Ей казалось, что
никто, к роме Катер ины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины,
невыносимой тяжес ти
Если добираться из центра города на улицу Костычева, то одна из остановок
именуется как «Мальши нская богадельня ». Знаете, как долго мы привыкали к
этому названию. Ко гда — то в трех одноплановых здани ях раз мещались детские
садики. А сейчас в одном находится школа — интернат для детей с ослабленным
зрением, а посередине располагается Мал ьшинская богаде л ьня. На воротах висит
табличка: «Геронтологический центр». Ч то это такое? Поче му богадельня? Если
поднять голову вверх, то увиди шь устремленные в небо синие церковные купол а.
На территории Мальшинской богаде льни находится церковь Святителя
Пантелеймона. Почему богадельня? Я обратилась к словарю и прочитала, что
название «богадельн я» происходит от слов для «Бо га делание», то есть «Бога
ради». В России о богадельнях упо минается уже в церковном Уставе святого князя
Владимира. Призрев ались в ни х больн ые, убог ие, нищие. Такие бо гадельни —
больницы устраивали сь при каждой при ходской церкви, при к аждом м онастыре. В
Рязани в благодарн ость благ отворителя м богадел ьни даже носили имена их
создателей. Особенной любовью пользов алась Ма льшинская богадельня. Перед
Новым годом я поб ывала в Мальшинской богадельне и пообщалась с одной из
пациенток. Вот т ак я и поз накомилась с Ру заевой Марией Иоси фовной. В 201 1 году
она отметила свой д евяностолетний юбилей. Марии Иосифовне 91 год, при этом
она очень у мная, собранн ая женщина, а па мяти ее и знанию р усской поэзи и можно
только позавидоват ь. При нашей встр ече она долго сетует на то, что не готова к
приему гостей, пло хо выглядит, жалуе тся на то, что разболелась немножк о.
Пожилая женщина охотно поддержи вает беседу, припоминая мельч ай шие
подробности биографии, вот только на вопросы о том, почему она оказалась в
Мальшинской богад ельне и живет в казенн ом заведении уже два года, Мария
Иосифовна не отвечает, старательно делая вид, что не понимает, о чем ее
спрашивают.
Как же так получилось, что 90 — летняя пожил ая женщина, мать, бабушка и даж е
уже прабабушка, ока залась в казенном месте? По чему она живет не в отдельной
комнате и делит жил площадь с до чкой и внучкой, а с абсолютно посторонней
женщиной, которая прикована к кровати и не мож ет встат ь? Поче му Мария
Иосифовна находи т в себе сил ы ухаживать за своей сос едкой по палате и
поддерживать ее? Он а при знается, что кажды й день мое т в с воей комнате п олы и
что хотела бы жить одна, а не делить к омнату с соседкой. Она рассказала о том,
чт о родилас ь 19 декабря 1922 года в Белоруссии, второй своей Родиной она
называет Урал, куда ее маленькой девочк ой забросила судьба и где она провела
всю сознател ьную жи знь. Мария Иосифовн а поведала о том, чт о у нее две дочери,
внучки и даже ест ь правнуч ка, к оторая жи вет в Эс тонии. Тол ько ни слова не было
сказано о том, как он а оказалась в Мальши нской богадельне.
Мария Иосифовна любит поговори ть с гостями, ра ссуждает об эпохе, о
нынешней жизни, о нравах, царящих в обществе, при этом она имеет свою точк у
зрения по многи м вопросам. Эта пожилая женщина не просто вы сказывает свое
мнение по к акому — ли бо вопросу , она у веренно доказывает свою правоту, п риводя в
пример эпизоды из св оей биографии или жиз ни знак омых ей людей. Рассказы вая о
своей жизни, он а с легкостью цитирует Н.А.Некрасова, боле е того, читает свои
собственные с тихи, с таким выражение м и так проникнове нно, что невольно
вдумываешься в смыс л слов:
Говорите трудно разо браться, если страс ть…
Допустим, что и так …
Но ведь должен, дол жен отличаться
Человек от кошек и д ворняг.
Да, ведь чувства те м и хороши,
Что горят красиво, го рдо, смело.
Пусть любовь начнет ся, но не с тела, а с ду ши!
Вы слышите? С душ и!
В ходе беседы Мария Иосифовна вспоминает о свое м детстве, которое
пришлось на страшные 30 — ые годы. Женщина рассказывает, что родилась 19
декабря 1922 в Минс кой области, жили на хуторе. Их семья бы ла боль шой: отец,
мать да семеро детей. В 30 — м году они, как и многие другие, попали под
раскулачивание. Сначала забрали скотину и зерно, потом арестовал и отца.
Осталась ма ть с деть ми. Их отправил и в Мин ск, сначала они ждали решения своей
участи в к аком — то ДК, потом их загнали в складские помещения, спали прямо на
полу. Через какое — то время людей по грузили в товарные ва гоны и отправили на
Урал. Поезд шел медленно, Мария Иосифов на вспо минает, что поез д
останавливался только в перел есках, чтобы выкин уть трупы, ведь в вагонах были
дети, старики и женщины. В конце апреля добрались, наконец, до У рала. А та м
скудная растит ельность, скалис тые холодн ые горы, холми стая неровная местность.
Жить было не где, рубили еловы е ветки, сооружали шалаши, а маленькая Маша
помнит, как она дос тавала из речки желтую глину и ела ее.
Марию Иосифовну можно слу шать часами, такое впечат ление, что пере д
глазами оживают страницы школьно го учебник а по истории, а тут живой очевидец
событий. Только вспоминать о том лихолетье тяж ело для с тарой женщины: голос
дрожит, речь обрывается, а из глаз катятся слезы. Много еще интересны х ис торий
поведала нам Мария Иосифовна. Например, о том, к ак ст арший брат решился на
побег, и только чудом ему удалось верну ться наз ад и найти свою семью; о том, как
медведь чуть не задрал ее брата» как вернулся с Соловков отец, которого вся се мья
считала погибшим и нечаяла даже увиде ть главу семейства.
Страшно и грустно становится от то го, что мы подча с не ценим стариков, не
хотим обраща ть вни мание на их рассказы, отмахиваемся и опра вдываемся те м, что
Cочинение «Тема и идея рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»»
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери? Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.
«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева? Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны. одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне. » «Настя смутилась до слез». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
Источник: www.mysoch.ru