Паустовский Телеграмма в каком классе проходят

Программа по литературе дает рассказ «Телеграмма» К.Г. Паустовского для чтения и изучения в 8 классе. Ранее учащиеся изучают в 5 классе «Теплый хлеб», а в 6 классе на уроке внеклассного чтения «Кот-ворюга».

Изучение рассказа «Телеграмма» ставит перед учителем более сложные задачи. Здесь необходимо познакомить учащихся с Паустовским-новеллистом – автором лирического рассказа.

На примере этого рассказа следует раскрыть новую эстетику писателя – эстетику «незаметной красоты», «необыкновенного в обыкновенном», и душевное обаяние его любимых героев, и лиризм повествования.

Рассказы Константина Георгиевича Паустовского требуют медленного и сосредоточенного чтения. Поэтому дети самостоятельно прочтут рассказ дома. Это обеспечит и естественный процесс чтения, и целостное восприятие произведения. На самом уроке, посвященному анализу рассказа, учитель во вступительном слове сосредоточит внимание учащихся на личности К.Г. Паустовского, его мироощущении и на более пятидесятилетнем литературном пути.

Русская литература. 7 класс. К.Г. Паустовский «Телеграмма» /22.10.2020/

К.Г. Паустовский вошел в русскую литературу как автор романов, повестей, рассказов, как драматург, публицист, критик

При этом Паустовский был большим мастером, тончайшим стилистом, проникновенным лириком, подлинным поэтом в прозе, и этим он дорог своим читателям. Но особенно он близок им высокой совестливостью, кристальной честностью – теми чертами, как завещание передали нашей литературе великие русские писатели прошлого.

Жизнь и творчество Константина Паустовского достойны уважения еще и как пример редкой целеустремленности. Семья К.Г. Паустовского была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пел, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.

Когда он учился в 6 классе гимназии, семья их распалась. С тех пор он сам зарабатывал на жизнь и ученье. Перебивался довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством. Начал Константин Георгиевич свой творческий путь со стихотворений, но они его самого не вполне удовлетворяли. И юный гимназист почувствовал искушение попытать свои силы в прозе.

После окончания гимназии он два года учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву. По окончании обучения Константин не мог высидеть на месте и начинает скитальческую жизнь.

За годы своей писательской жизни, по его признанию, он был «на Кольском полуострове, жил в Мещере, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, в Пскове, Новгороде, Витебске, в Пушкинском Михайловском, в Крыму, Эстонии…». Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном фронте.

Читательское признание порадовало К. Паустовского при жизни. В журнале «Вопросы литературы» был напечатан обзор читательских отзывов о произведениях советских писателей.

Для того чтобы показать значительность личности Паустовского, можно воспользоваться краткими, но емкими отзывами-характеристиками, которые дали авторы воспоминаний о писателе. И. Эренбург: «Он поражал и поражает меня своей душевной стойкостью. Никогда не изменял он ни народу, ни искусству, ни друзьям, ни себе». Ю. Бондарев: «Он открыт и щедр как человек… Я был покорен его любовью к человеку и в его книгах, и в жизни». В. Романенко: «…соединение мужества с деятельной добротой, эта наиболее выдающаяся черта Паустовского-человека…».

Константин Паустовский Телеграмма Аудиокнига Слушать Онлайн

Как указывалось, ранее, ученики должны прочитать самостоятельно рассказ дома. На уроке можно начать разговор с вопросов, направленных на выявление первичного восприятия данного произведения: с каким настроением вы дочитали рассказ?

Какая сцена в нем вас больше всего потрясает и почему? После обмена учащихся мнениями и впечатлениями надо, чтобы стало видно, как писатель с помощью поэтического образа «маленького подсолнечника у забора» уже в экспозиции создает грустное настроение, которому и старается подчинить читателя.

Учитывая композицию «Телеграммы», мы избираем целостный путь анализа, метод — эвристическую беседу. В этом помогут вопросы и задания:

  1. Какие основные части можно выделить в рассказе? Как они связаны межу собой?
  2. Как Паустовский повествует о состоянии Катерины Петровны, о той душевной драме, которую она переживала в свою последнюю осень? Приведите из первой части рассказа примеры, подчеркивающие ее одиночество.
  3. Исследователь прозы Паустовского Л.П. Кременцов считает, «природа в рассказе, как чуткий камертон, отвечает тончайшим переживаниям героев». Подтвердите справедливость наблюдения примером. Найдите подробности в описании пейзажа, продиктованные настроением Катерины Петровны.
  4. Что сближает Манюшу и Тихона, помогавших Катерине Петровне? Какие черты характера свойственны им? Каковы побудительные мотивы их добрых дел? В чем и как сказалось отношение писателя к ним?
  5. Какой во второй части показана Настя – «дочь и единственный родной человек» Катерины Петровны? Как относится Паустовский к ней? С помощью каких приемов он снижает ее образ? Сравните чуткость и внимание Манюши и Тихона к Катерине Петровне и проявленные Настей «заботу о человек». В чем их главное различие?
  6. Определите эпизод рассказа, который является его кульминацией. Почему рассказ называется «Телеграмма», а не «Телеграммы»?
  7. Какие художественные задачи выполняет финал рассказа, содержащий переживания опоздавшей на похороны Насти?
Еще по теме:  Приложение Телеграмм на компьютер зависает

Как мы знаем, «Телеграмма» — лирический рассказ, располагающий высоким нравственным потенциалом. Предлагая эти вопросы, необходимо, чтобы дети поняли четкую соразмерность частей и безысходную трагедию Катерины Петровны, от ее обостренного ожидания единственной дочери до галлюцинации, и великую глубину, и силу ее святого материнского чувства, и эмоциональную наполненность текста, особенно описаний природы, которые у Паустовского «пронизывают насквозь» повествование.

Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского

Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»

Разговор о Манюше и Тихоне должен подвести учеников к «открытию» гуманистической науки писателя, его этического и эстетического идеала. Эти герои простодушны, скромны, доверчивы, соучастливы, бескорыстны. Это – деятельно добрые люди. Повседневная человеческая чуткость – органическая черта их характера и поведения.

Отсюда понятно, почему автор соседскую девочку называет ласковым именем Манюшка, а старика, сторожа при пожарном сарае, Тихона Дмитриевича – Тихоном, а в устах Катерины Петровны – Тишей. Они – любимые герои писателя.

Настя

Каков характер ее чуткости и внимания к людям? Чем объяснить проявленные ею черствость и равнодушие к матери? Можно ли считать ее образ воплощением «людской накипи», которую ненавидел автор? В Насте нет и намека на самодовольство, ограниченность, непогрешимость. Она глубоко страдает и раскаивается, она все отдала бы за то, чтобы вернуть мать к жизни.

Не со зла она проявила ей непонятное равнодушие. И не в силу врожденной сухости или черствости, а по молодости, по легкомыслию, по юношескому эгоизму. Ради этой мысли и рассказ заканчивается таким финалом.

Эпизод, рассказывающий о том, как Тихон сочиняет вторую телеграмму и приносит ее умирающей Катерине Петровне, стоит выразительно прочитать вслух. Это кульминация и здесь изображается прекрасное в действиях героев.

Завершить изучение рассказа можно письменными работами. Одни их них предполагают конкретизацию полученных знаний, другие являются преимущественно творческими. Несколько тем и вопросов-заданий. Например, предлагается написать сочинение на одну из тем: «Мои размышления при чтении рассказа Константина Паустовского», «Нравственные уроки рассказа «Телеграмма», «Незаметное своеобразие» Манюши, Тихона и сущность Насти в рассказе».

А можно предложить написать письменные ответы на вопросы:

  • можно ли считать Настю отрицательной героиней?
  • что нового я узнал, читая рассказ «Телеграмма»?
  • что пережила и поняла Настя, переночевав одна в родном доме?

Источник: koncpekt.ru

урок литературы в 8 классе «Телеграмма» по рассказу Г.К.Паустовского
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Методическая разработка урока литературы в 8 классе по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

«Если мать позовёт…» (слайд 2)

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,

и долголетен будеше

(пятая заповедь Божья)

Еще по теме:  Как в Телеграмме поменять печатает на что то другое

«При солнышке тепло- при матери добро»

Есть на свете удивительное существо, перед

которым мы в вечном долгу

1.Формирование представлений о нравственности: добре, чуткости, отзывчивости, милосердии.

2.Раскрытие духовно-нравственных ценностей, по которым живут герои.

Создать условия для формирования:

— навыка самостоятельного анализа текста;

— умения высказывать свое отношение к прочитанному;

— умения выделять наиболее важные качества в человеке;

— способности раскрывать положительные и отрицательные черты характера героев.

Создать условия для формирования способности быть заботливыми, внимательными и благодарны-

Вид урока : урок – проповедь.

  • компьютерная презентация «Мамины глаза»;
  • бланки телеграмм;
  • иллюстрации к рассказу (портреты главных героев).
  1. Вступительное слово учителя.

Когда называешь имя Константина Георгиевича Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой. Но Паустовский – это и юг, с которым связаны «Кара- Бугаз», «Чёрное море», и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озёрный фронт», «Северная повесть». Однако, самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России. Вот как говорит о ней Паустовский: «Она овладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь написаны «Мещёрская сторона»., «Повесть о лесах», «Телеграмма», « Во глубине России».

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Это рассказ «Волшебник», посвященный А.Грину, рассказы, повести, очерки о Чехове, Блоке, Лермонтове и Гоголе.

Но всё-таки чаще Паустовский писал о людях, простых и безвестных, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чём же дело? Может быть, в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает? На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма».

2.Что такое телеграмма? (слайд 3). Образцы телеграмм. (слайд 4).

3. История создания рассказа «Телеграмма».

(Это индивидуальное домашнее задание. Рассказ главы «Зарубки на сердце» из книги К.Г.Паустовского «Золотая роза» )

Беседа с учащимися .

— Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

( что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе)

Сравните воспоминания писателя и художественный текст. Что нового внёс автор , что изменил, а что оставил прежним; как построил своё произведение , чтобы у нас остались «зарубки на сердце»

4.Смысл названия рассказа «Телеграмма».

Тексты телеграмм.(Слайд 5).

5.Основные образы в рассказе.

А)Образ матери (Катерины Петровны) (Слайд 6).

Что задело вас, тронуло в судьбе Катерины Петровны?

Как К.Г. Паустовский передаёт одиночество Катерины Петровны?

— Видит всё одно и то же, автор говорит, что она «доживала свой век», а не жила.

— Ей не с кем было поговорить о прежней жизни.

— Она всё время сидит на диване и ждёт, что придёт дочь.

— Она что-то перебирает в ридикюле, может, это те извещения, что она получала от дочери. Её нравится касаться их руками , она, видимо, думала, что их трогала когда-то дочь.

— Она впервые за год решила выйти из дома, когда кто-то долго стучал в калитку.

А почему она все-таки решилась идти?

— Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна подумала, что дочь об этом не знает.

Б) Образ дочери (Насти) (слайд 7)

Что узнали о жизни Насти, её работе?

Живёт в Ленинграде. Есть ли здесь описание природы? Почему?

-Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала.

Что узнали о работе Насти?

— Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок — всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать.

Еще по теме:  Как видео из ВК отправить в Телеграмм

Как проявила себя Настя в организации выставки художника Тимофеева?

-Настойчивость, решительность, упорство в достижении цели, участие в судьбе художника. «Ну что ж, будем драться вместе!»

Найдите портрет Насти. Как автор относится к ней? Что помогает это понять?

-Прямых оценок нет. Но подчёркивает самолюбие Насти. Нравилась Настя сама себе. Художники звали её Сольвейг «за русые волосы и большие холодные глаза».

— Глаза — зеркало человеческой души. Очень разоблачающий эпитет!

Сольвейг – в переводе «солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным!

— Пустые глаза говорят о равнодушии. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное сердце.

« Настя чувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя».

Почему именно Гоголя, а не Пушкина или другого писателя?

— Гоголь – сатирик, который, по мнению Пушкина, обладал способностью угадывать человека.» «А письмо – то в сумочке нераспечатанное. Эх ты, сорока!»

-Трещотка, легкомысленная птица.

Вывод: И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта Насти показная, ненастоящая.

Настя получила телеграмму. Её поведение?

— Казалось, надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. А Настя? Скомкала телеграмму и нахмурилась.

А какие слова звучат с кафедры?

( работа с текстом)

Какой художественный приём использует здесь автор и для чего?

— Резкий контраст, он подчёркивает несоответствие поступков и похвалы.

— Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь, он выступает в роли судьи.

А что стоит за этим «Эх ты!»?

— Восклицание сатирика горестно укоризненное. Гоголь видит Настю насквозь: её фальшь, предательство. Сатирик презирает её за тщеславие, эгоизм.

В) Жители деревни.

-сторож Тихон( по тексту);

Кто такой Тихон? Что вы узнали о нём?

Что делает Тихон на почте? Какую телеграмму принёс он Катерине Петровне?

( работа с текстом рассказа)

Для чего это делает Тихон?

-Чтобы поддержать её, утешить, смягчить горечь одиночества в последние мгновения жизни, Тихон решился на этот обман.

-девочка Манюшка( по тексту).

С какой целью введён в рассказ этот образ? Какие слова обращены к ней?(« …не будь пустельгой…»)

Г) Образ учительницы (по тексту, слайд 8)

А для чего, по вашему мнению, вводится в рассказ образ молодой учительницы?

-Она остро почувствовала вину дочери и попыталась заменить Настю, проводив Катерину Петровну в последний путь.

Какая черта есть у неё в отличие от Насти?

«Лишь бы успеть. лишь бы простила». Настя в Заборье . (слайд 9).

Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти всё же пробудилась?

7. Чтение и анализ стихотворения «Если мать позовёт…».(слайд 10)

8. Смысл эпиграфа к уроку.

9. Выразительное чтение подготовленных дома стихотворений о матерях.

10. Пятая заповедь Божья . (слайд 11)

Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

12. Спасибо тебе, родная…( слайд 12)

13. Смысл названия нашего урока.

15. Домашнее задание: роль пейзажа, интерьера и художественной детали в рассказе «Телеграмма».

Источник: nsportal.ru

Паустовский телеграмма в каком классе проходят

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока чтения в 8 классе Тема : К.Г. Паустовский «Телеграмма»

Специальное (коррекционное) образовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №13 VIII вида » г. Оренбург.

Конспект урока чтения в 8 классе

К.Г. Паустовский «Телеграмма»

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории,

«Почетный работник общего образования »

Кондрашева Наталья Константиновна.

Тема: К.Г. Паустовский «Телеграмма».

Урок – размышление « Пока не стало поздно»

  1. О бразовательные :
  1. Организационный момент.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...