В рубрике «Задай вопрос эксперту» наша читательница Оксана спрашивает:
«Сыну 14 лет. В дни каникул ребенок совсем не выходит на улицу, у него нет друзей. Как он говорит, друзья у него есть в интернете, и с ними он общается в соцсетях. На просьбы убрать телефон и помочь по дому, говорит, что не хочет, грубит. Пробовали отключать интернет, становится агрессивным. На кружки и секции не ходит — категорически против этого.
Не хочет, чтобы приходили гости. Учится на 4 и 3. При этом интересуется историей, политикой — умный, но ленивый. Нет побуждения и мотивации действовать. Замкнутым был с раннего детства, к подростковому периоду ситуация стала острой. Иногда кажется, что наш подросток по коммуникации застрял на возрасте 6-8 лет.
Подскажите, как научить ребенка коммуницировать с людьми».
Елизавета Лилеева
— Ваш сын сейчас проходит не простой для себя период полового созревания. Если до этого периода жизнь ребенка казалась ему спокойной и управляемой, тело спокойно росло, то в период полового созревания подсознание подростка начинает понимать, насколько он не управляет своей судьбой. Вернее, ему так может казаться.
Консультация психолога: подросток не общается со сверстниками
Проживая этот период, некоторые дети могут замыкаться. Поскольку они не понимают полностью, что с ними происходит. Они пытаются найти внутреннюю стабильность. Кто-то находит ее, закрывшись дома, в своей комнате. Со стороны родителей важно не потерять с ребенком нить доверия.
Именно сейчас ее очень просто потерять и никогда больше не вернуть.
Вам кажется, что раз ваш сын не выходит на улицу, не дружит с ребятами, как вы когда-то, не играет во дворе, то это говорит о вас, как о плохих родителях. Сейчас многие подростки не выходят на улицу и сидят за ноутбуком и играют в компьютерные игры. Общаться же они также предпочитают онлайн. Так им кажется, что будет безопаснее. Ведь в сети «друга» можно просто добавить в черный список и перестать с ним общаться.
Сфокусируйтесь сейчас на самом главном — на ваших отношениях с сыном, на том доверии, которое вам необходимо сохранить. Старайтесь больше разговаривать с сыном, но показывайте, что вы уважаете его.
Заходя в его комнату, стучитесь. Спросите, можно ли зайти. Можно ли с ним побыть рядом, поболтать о разном. Только если вы получите положительный ответ, заходите и общайтесь.
Рассказывайте о себе, о том, как вы проходили свой подростковый возраст. Расспрашивайте об играх, в которые играет сын в сети, о его друзьях из сети. Не давайте ни видом, ни словом, ни интонацией понять ребенку, что вы считаете это общение искусственным и ненастоящим. Не судите, а слушайте и обсуждайте. Попробуйте тоже принять участие в его компьютерных играх.
Источник: www.parents.ru
Почему подросток с вами не разговаривает
Дети и подростки отвечают на вопросы психолога: почему взрослые вас не понимают? | Секреты
Современные подростки не хотят общаться со сверстниками
Я работаю с подростками. Руковожу колледжем и преподаю. И регулярно провожу различные игры и тренинги, позволяющие понять, чем живет это «племя молодое, незнакомое». Одним из результатов хотелось бы поделиться.
Поддержите публикацию лайком, а автора — подпиской на канал
Тренинг, который мы проводили, взят из модного нынче team building (тимбилдинг) «построение команды». Первое задание предлагало ребятам найти 10 фактов, которые нас сближают. Вначале в паре, за одной партой, потом в четверке, потом в команде из 6 человек.
Все они учатся вместе уже второй семестр, то есть знакомы почти полгода. Но с удивлением узнавали:
«О, и у тебя собака! И тоже бигль! Круто!»
«А ты какими танцами занимался? А у кого? И я тоже!»
Нашлись общие кружки, секции, знакомые, любовь к пицце и шоколадному мороженому, общий плейлист (это музыкальная подборка на их страничках) и много чего еще. Вопрос, а почему только спустя полгода и то благодаря тренингу? Ответ лежит на поверхности. Они впервые искали что их объединяет, а не что разъединяет. Гораздо проще увидеть то, что не нравится. оно словно само бросается в глаза.
- Фу, толстая и очки глупые
- Я попросил домашку, а она сказала «нет»
- А он (она) курит
- У нее такой голос противный
- Да она вообще странная
Все, ярлык создан, клеймо поставлено. Зачем спрашивать что-то еще, когда и так ясно — дружить я с ним (ней) не буду. Так появляется поколение одиночек , о котором я уже писала.
Эти ребята еще не понимают насколько многогранен человек и то, что за неказистой внешностью часто скрывается прекрасная душа, что неопрятный внешне парень оказывается знает два языка и разбирается в математике, а грубоватая девчонка на самом деле пишет удивительные стихи и очень ранима. Они видят внешнее — лоск или браваду, грубость или красоту. Поэтому поставленная задача, найти что-то общее, ставит их в тупик.
И все таки, они все удивительно красивые в своей юности
Вторым заданием было найти свои плюсы и минусы. Над задачей пыхтели и сопели долго. Было видно, что им непросто дается формулировка как своих недостатков, так и сильных сторон. Почему? Еще один стереотип-хвалиться нельзя.
Хвастаться, зазнаваться, конечно, нехорошо. Но это не тоже, что знать свои сильные стороны, преимущества, способности.
Совсем скоро мы с ними будем писать портфолио и им придется формулировать свои умения и навыки. Причем сделать это так, чтобы показать личные конкурентные преимущества. Как я им обычно говорю: «Передо мной, как перед работодателем, сейчас 20 одинаковых дипломов. Неужели вы думаете, что я с линейкой буду искать что у вас там по математике или истории? Нет. Мне важнее другое.
Объясни мне, почему я должна на работу взять именно тебя. Что такое ты умеешь делать или знаешь, чего не умеют остальные? Вот это и есть ваше конкурентное преимущество».
Им трудно. Наше, старшее поколение, еще не боролось за место под солнцем так, как будут бороться эти дети. Поэтому мы пытаемся научить их быть сильными и подготовленными к этой борьбе. Пока в играх.
Про следующие задания расскажу как-нибудь потом, а вы, если тема интересна, напишите в комментариях, что ждете продолжение. Я пойму.
Источник: dzen.ru