«Подростковый возраст — период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности». Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его.
В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого — мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. «Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. При этом тревожащие моменты в поведении части подростков, такие, как агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, являются следствием не какой-либо генетической предрасположенности, изначальной агрессивности и пр., а выступают в большинстве случаев лишь как ситуации замещения социально-значимых отношений взрослых, отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме — в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение». Негативизм — первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я». Особенно актуальна данная проблема для подростков, которые при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне неизбежных кризисов данного возраста (резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки, потребность в самоутверждении и общении со сверстниками, максимализм в оценках, суждениях и взглядах и др.), зачастую ориентируются на модели агрессивного поведения.
Детская агрессия: как общаться с агрессивными детьми? Советы родителям | Елена Тарарина
Именно в подростковом возрасте наиболее ценными становятся отношения со сверстниками. «Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге.
Дружба научает подростка сложным рефлексиям на себя и на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего. Рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства — и подросток уходит в состояние психологического кризиса. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью».
«Для эмоциональной сферы подростков характерны:
- очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;
- большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;
- повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;
- противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;
- возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;
- сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;
- предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;
- проявление гражданского чувства патриотизма».
«Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. У мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет».
Детская АГРЕССИЯ. Как справиться с агрессией Ребенка | @Familyis
«Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется, в основном, как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
В отрочестве общение с родителями, учителями и другими взрослыми начинает складываться под влиянием возникающего чувства взрослости. Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, отождествляемую в их понимании со взрослостью. Они болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе, чаще используются внешние формы отстаивания своей независимости, такие, например, как дерзость в общении».
«В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения проявления агрессивности»
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
- проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
- прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в том случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания.
«В большинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный характер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружающих на ребенка и его проблемы а так же может быть обусловлено несколькими обстоятельствами: психофизиологическим развитием (подростковый возраст); нервно-психическими заболеваниями; физическими недостатками, дефектами речи, внешней непривлекательностью, недостатками конституционно-соматического характера; вредными привычками (алкоголизм, табакокурение.); нарушением коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утратой взаимопонимания; поведением, отклоняющимся от социальных норм и требований; переживанием ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональным стрессом, тревожностью и депрессией; наличием экстремальных кризисных жизненных ситуаций».
«МКБ-10 определяет четыре основные формы поведенческого расстройства детского и подросткового возраста, ведущими проявлениями которых может быть агрессивность:
- F-91.0. Расстройство поведения, ограничивающееся только семейным окружением.
- F-91.1. Расстройство поведения на фоне плохих взаимоотношений с группой сверстников, отвержения и изоляции (несоциализированное расстройство поведения).
- F-91.2. Расстройство поведения на фоне нормальных отношений со сверстниками, проявляющееся в различных ситуациях—дома и вне семейного окружения (социализированное расстройство поведения)
- F-91.3. Оппозиционно-вызывающее поведение, не coчитающееся с уровнем развития и ведущее к выражению адаптации. В подростковом возрасте к индивидуально-типологическому и/или психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной. Кризисная ситуация развитая усиливает различные психопатологические проявления агрессии, которая характерна для подросткового возраста».
«В ходе ряда исследований были получены данные которые показывают, что агрессивные подростки, при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами:
- бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;
- повышенной внушаемость, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;
- эмоциональной грубостью, озлобленностью как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
- наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессия может выступать как защитная реакция компенсирующая собственную уязвимость), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами
- эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение».
Поделиться с друзьями
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Источник: www.prodlenka.org
Как грамотно поступить? В классе неадекватный агрессивный ребенок. У кого реальный опыт помогите.

иии? всем миром будем разгребать неувязки в чьей-то семье?
А ничо так, что у всех свои семьи, младшие дети, зачастую старенькие родители.
Пусть с проблемными родителями опека разбирается или кому там по закону положено.

Екатеринбург
аноним автор темы:
Есть свидетели. И зафиксированные травмы
ну как бы инспекция по делам несовершеннолетних имеется, вам бы нужно заявление написать.
Если ответа нет или заявление не возьмут, в прокуратуру.
Если бы касалось лично меня, я бы просто с родителями поговорила и пообщела очень реально пообещала, что им будет просто пипц, если они не свалят :diablo: и вынудила просто их уйти из класса, а куда они пойдут, хоть в никуда, хоть на домашнее обучение, хоть на лечение — это уже вас не должно волновать.

Аноним 914
у меня подруга завуч по правовым вопросам или как оно там называется.
+++ недавно была подобная тема, я в ней отписывалась о ситуации в нашем классе.
рассказала, что помогли докладные записки на имя завуча и директора школы с полным описанием многочисленных случаев безобразий.
В нашем случае обошлось без радикальных мер таких, как перевод в коррекционную школу. Видимо, разговоры и запугивания завуча повлияли на родителей, и в отношении хулигана внутри его семьи были приняты соотвествующие меры. Ситуация с каждым разом улучшалась. Сейчас бывают прецеденты, но все реже и реже и не в таком масштабе, как раньше (например, нанесение травм одноклассникам или срыв урока, а так же угрозы в адрес детей, и другие хулиганства).
Если в случае автора до родителей сразу не дойдет, будут приняты другие меры. Главное не пускать на самотек, а писать жалобы и контролировать ситуацию.

Если бы касалось лично меня, я бы просто с родителями поговорила и пообщела очень реально пообещала, что им будет просто пипц, если они не свалят
а они такие испугались страшной пампушки и свалили сразу же, прибрав за собой? :sarcastic_hand:

Аноним 914
Если бы касалось лично меня, я бы просто с родителями поговорила и пообщела очень реально пообещала, что им будет просто пипц, если они не свалят и вынудила просто их уйти из класса, а куда они пойдут, хоть в никуда, хоть на домашнее обучение, хоть на лечение — это уже вас не должно волновать.
Так интересно! Я не могу себе представить: подходит тетя, приставляет нож к горлу и вынуждает перевести ребенка в другую школу? Или, какой бы Вы им пипец пообещали? научите, а?
Кстати, в описанном мной случае, и на уровне родителей, и в присутсвии классного руководителя неоднократно велись беседы и, насколько мне известно не всегда в вежливых тонах. Все было пофиг! Пока официальную бумагу не написали и уже на уровне школы не стал решаться вопрос. Вот угрозы завуча родители только и поняли.

просто посетитель
Екатеринбург
я не верю,что был ребенок тихий ( мое предположение) проучился в классе первый год и вдруг во втором (2 класс), сорвался и стал всех долбить — явно есть причины.
Я могу ошибаться конечно.
Источник: www.u-mama.ru
Как справиться с детской агрессией: советы психологов

В сложных ситуациях дети иногда ведут себя агрессивно. Со временем такая реакция может стать привычной и привести к неумению управлять эмоциями. Задача взрослых — вовремя предупредить агрессивное поведение, выявить его причины и помочь ребенку. О том, как это сделать, рассказывают специалисты столичного центра содействия семейному воспитанию «Маяк».
Откуда берется агрессия
«Частые драки, конфликты с одноклассниками и учителями — это проявления агрессии. С ними можно и нужно работать», — говорит педагог-психолог центра «Маяк» Рената Чишкина.
Частое и неконтролируемое выражение враждебности в итоге приводит к снижению успеваемости у ребенка, а в более старшем возрасте — к появлению вредных привычек (курение, алкоголизм, игромания) и проблемам с законом.
Среди причин детской агрессии специалисты выделяют две наиболее распространенные. Первая — проблемы в семье. Ребенок не учится управлять своими негативными эмоциями, если его родители часто открыто ссорятся. Также в зоне риска дети, живущие сами по себе, когда родители не проявляют интереса к их жизни, не демонстрируют заботу и поддержку или же оценивают детей критически, подчеркивая неудачи и игнорируя достижения.
Кроме того, дети интуитивно стараются копировать взрослых: если мать или отец очень эмоционально реагируют на свои неудачи, то и ребенок перенимает такое поведение.
Вторая группа причин детской агрессии связана с окружением ребенка — детским садом, школой, друзьями, а также с информационным полем.
«Если ребенку не удалось завязать дружеские отношения с одноклассниками, он чувствует себя отверженным, испытывает тревогу. И такое состояние может провоцировать вспышки агрессии», — поясняет Рената Чишкина.
Дети, которых не приняли в школьном коллективе, иногда попадают в так называемые проблемные компании, где агрессивное поведение поощряется.
Свою роль могут сыграть и низкие оценки. Многие дети воспринимают их как критику. Ребенок может почувствовать несправедливость, обиду на учителя, и тогда его захлестнут эмоции, проявится агрессия.
Как помочь ребенку справиться с агрессией
«Если человек в детстве не научится контролировать свое агрессивное поведение, то во взрослой жизни агрессивное поведение будет контролировать человека», — говорит Рената Чишкина.
Специалистами разработано немало методик, повышающих навыки управления гневом. Так, снятию агрессивных состояний, в особенности у детей младшего возраста, способствует работа с тестом, пластилином, глиной и другими мягкими материалами. Лепить, мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки — все это помогает ребенку избавиться от излишнего напряжения.
Не менее эффективны и активные физические игры. Они снижают агрессивность, учат соблюдать правила и адекватно реагировать на свои проигрыши.
Кроме того, специалисты центра «Маяк» советуют родителям контролировать взаимодействие детей с гаджетами. «Будьте в курсе любимых игр, фильмов, каналов на YouTube и TikTok, а также того, как много времени они занимают в жизни ребенка. Это поможет вам вовремя среагировать и предотвратить формирование агрессивного поведения.
И не бойтесь спросить у ребенка, что он чувствует. Часто дети держат переживания в себе. Простые вопросы („Как прошел день?“, „Кажется, ты расстроен?“) позволяют начать разговор, который не только поможет решить проблемы, но и покажет ребенку, насколько он для вас значим», — советует педагог-психолог Илья Верпаковский.
Если же самостоятельно справиться с агрессией ребенка не получается, не бойтесь обратиться к специалистам. Приемные родители смогут найти поддержку в службах сопровождения замещающих семей. Узнать подробно об их работе можно на портале «Моя новая семья».
Если вы хотите получить поддержку, лучше понять себя, свои личные и профессиональные ориентиры, рекомендуем записаться на бесплатные вебинары в Московскую службу психологической помощи населению на сайте www.msph.ru или прийти на бесплатную очную консультацию к психологу в одно из подразделений службы.
Также в круглосуточном режиме работают телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и +7 (495) 051 (для мобильного) и чат психологической поддержки. Подробности на сайте www.msph.ru

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Источник: dszn.ru