Здравствуйте, помогите разобраться. Сыну 8 лет. Ходит во 2 класс. Периодически жалуется на одноклассника, который его бьет. Причем от этого одноклассника достается и другим детям. Я говорила с сыном, что решение этого в том, чтобы он не играл и не общался тогда с ним, раз не получается мирно.
Сын говорит, что подходит, когда тот спокойно себя ведет. Но потом у них опять что-то происходит, и получает мой сын, все повторяется. И мне приходится снова объяснять.
Разговаривала с мамой того мальчика, она сказала, что поговорит и т.д., но чтобы тогда и мой сын не подходил к ее мальчику. Я не понимаю, как еще повлиять на сына, и не понимаю, зачем играть с тем, кто тебя обижает. Я в принципе боюсь, что может все закончиться не только синяками.
Дома обстановка спокойная, сына не наказываем, все проблемы решаем разговором. Он мне дома обещает, а в школе, учитель говорит, что сам идет к тому мальчику. Провоцирует его. И хотя сам он никогда не будет бить кого-то, но получается, что сам виноват.
Мой ребёнок бьет других детей. Что делать и как отучить?
Важно помнить, что быть виноватым в том, что кто-то нас бьёт, и инициировать драку – это два совершенно разных процесса. Человек не может быть виноват в том, что другой применяет к нему насилие. Потому что применить насилие – это выбор другого таким способом выразить свои эмоции и внутренние импульсы. Насилие – это всегда про другого.
А вот то, зачем ребёнок продолжает подходить к человеку, который использует к нему насилие, — это вопрос для внимательного изучения. Если ваш мальчик знает, что другой ребёнок будет его бить, но тем не менее раз за разом наталкивается на это и старается с ним общаться, возможно, это общение что-то ему даёт. Возможно, такой формат отношений для него является приемлемым или привычным.
Посмотрите, как сейчас строится общение дома. Если в семье к мальчику применяется насилие, не обязательно физическое, достаточно эмоционального: нарушение границ ребёнка, принуждение его есть, когда он не хочет, носить, что не хочет, неуважение личного пространства, — тогда для ребёнка становится нормой, что в какой-то момент ему будут делать больно.
Он начинает считать, что иначе невозможно. Такой формат общения становится для него приемлемым, правильным. И тогда человек будет идти в отношения, в которых его ранят. С другой стороны, посмотрите, что ещё, кроме насилия, делает по отношению к вашему сыну его друг. Как у них складывается общение, если исключить кулаки? Наверняка там есть ещё и разговоры, обмен чем-то.
Чтобы это заметить, можно честно поговорить с мальчиком о том, почему он продолжает общаться. Причём не с позиции осуждения и критики, а с искренней готовностью услышать и понять, что важного для себя ребёнок находит в этих отношениях, почему он раз за разом идёт именно к этому человеку, есть ли у него другие друзья, есть ли у него к кому ещё пойти.
Возможно, тот мальчик по какой-то причине ему интересен. Возможно, сейчас он даёт ему что-то такое, что очень нужно. Разобраться в ситуации поможет честный разговор в атмосфере доверия, когда ребёнок без страха сможет вам открыться, не ожидая вашей бурной реакции или обвинений в свой адрес.
И третий аспект, к которому стоит обратиться – какое количество внимания и поддержки ребёнок получает от вас, когда у него всё хорошо, когда его никто не бьёт, когда у него нет проблемных ситуаций в школе? Достаточно ли ему вашего тепла, участия в его жизни?
Часто в семьях складывается так, что на ребёнка обращают особенно много внимания и дают ему принятие, только когда у него сложности и с ним случается что-то плохое. И тогда ребёнок будет всеми силами идти именно в такие ситуации, несмотря на всю боль, которую он там испытывает. Потом это окупится: мама будет рядом, мама будет за него, и он ощутит её защиту и опору.
Это не значит, что в данных обстоятельствах не нужно защищать ребёнка, лишая подкрепления. Скорее это сигнал к тому, чтобы изучить: как много тепла вы отдаёте ребёнку вне критических ситуаций? Как много вы разговариваете, как много времени проводите вместе? Интересуетесь ли вы жизнью ребёнка, если с ним не случается ничего плохого?
Все эти факторы совместно могут вносить вклад в развитие ситуации. Поэтому к разрешению конфликта между детьми, к выходу из обстоятельств, где к вашему ребёнку применяется насилие, можно подходить сразу с нескольких перечисленных сторон. Всего вам доброго.
Источник: www.ya-roditel.ru
В школе сын толкает и бьёт других детей, дома такого никогда не делал. Как скорректировать его поведение?
В этом году мой сын (6 лет) пошел в первый класс. Дома и с друзьями мой ребенок ласковый и чуткий, переживает за физическое состояние родных, других детей старается поддержать, проявить заботу. Но в школе его как будто меняют, он мешает другим детям, толкает, со слов учителя, нарушает личные границы других детей (может не сильно толкнуть, прижать или пытается обнимать без их согласия).
Сегодня произошел случай, который просто выбил меня из колеи, он на пустом месте, без какого-либо конфликта, сильно ударил одноклассника в живот. Каждый день мы с ним проговариваем, что в школе нельзя драться, нельзя обижать других детей. Каждый день я прошу его, если его начинают задирать, просто отойти в сторону, или подойти к учителю и рассказать.
Он соглашается, говорит что все понимает и вот опять. Объяснить причину, почему он так делает, он не может, отвечает, я не знаю, зачем я это сделал, раскаивается, плачет. В учёбе особых проблем нет, ему нравится ходить в школу, с кем-то из детей он общается (в основном это девочки).
Я очень переживаю, вижу, что мои разговоры не помогают, не могу понять причину такого поведения только в школе. Когда состоялся первый разговор с учителем, я не могла поверить, что речь идет о моем ребенке. Не понимаю, как ему помочь скорректировать поведение, вообще не понимаю как действовать в этой ситуации, руки просто опускаются.
Есть вопросы?
Спросите психолога прямо сейчас!
25 нояб. 2021
Светлана, Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!
25 нояб. 2021
Добрый день. Да, меня устраивают условия консультации.
25 нояб. 2021
Светлана, чтобы мне лучше понять ситуации, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы!
Расскажите о его детстве, каким он был ребенком? Как проходил кризис 3 лет?
Расскажите о протекании беременности и родах. Болел ли чем-то серьезным первый год жизни? Наблюдался у невролога, логопеда, психолога?
Были ли травмирующие ситуации для ребенка. , например, смерть близких, сложности в отношениях между мамой и папой, переезды, рождение второго ребенка и т.п.
Как он в детстве выражал агрессию? Как получал то, что хотел? Были ли друзья в детстве, как он дружил? Ходил ли в детский сад, как там строилось общение?
Опишите черты характера ребенка: какой он? Опишите сильные и слабые стороны?
Расскажите, пожалуйста, какие у Вас отношения в семье? Кому ребенок доверяет? В чьем внимании нуждается? Каким способом он получает то, что хочет?
25 нояб. 2021
Как Вы сами думаете в чем причина такого его поведения?
25 нояб. 2021
В раннем детстве сын был очень серьезным, до того как пойти в сад, ходил в подготовительную группу на несколько часов, проблем с адаптацией не было, очень быстро пошел на контакт с воспитателями т.к. рано начал разговаривать и ему очень хотелось строить диалог и разными людьми. , дети. В группе почти не говорили, он не понимал почему, даже спрашивал почему они общаются с ним так странно, возмущался что мальчик с которым он играет не хочет называть машинку, машинкой, а не бибикой.
В 3 года и даже немного раньше очень заметно начал отстаивать свое » я сам» видно было что ему максимально важно все сделать самому и очень расстраивался когда не получалось что либо. На полный день в сад пошел без проблем, общался и играл со всеми, но друзей с которыми он бы хотел общаться вне сада не было. В старшей группе некоторый дети начали пытаться доминировать (он был самый маленький и по росту, и по возрасту) сначала расстраивался, плакал, пытался давать сдачи, и потом к этим детям отношение было настороженное даже когда они вместе играли, будто уже постоянно ждал что его обидят. В старшей группе был единичный случай, когда он ругался с другим ребенком, и в процессе специально разбил ему очки которые лежали рядом на столе, просто схватил, бросил и наступил ногой. В тот раз тоже не смог назвать причину, говорил : я не знаю зачем я так сделал.
Беременность была не очень легкой для меня, очень тяжело переносила токсикоз, развивался по нормам, но фактически на последней неделе, внезапно обнаружили 4хкратное обвитие пуповиной, и приняли решение о к/с.
В первый год жизни не болел совсем, он вообще очень редко болеет. У психолога, невролога и логопеда не наблюдается.
Из травмирующих событий, возможно что смерть кота 2 года назад, кот у нас был как член семьи, очень любил сына. Меня немного напрягло что когда это случилось, сын очень спокойно отнесся, его в этот день дома не было, он был в садике, и мы до этого проговаривали ситуацию сто кот старенький, болеет и пр. Примерно через год, сын начал о нем вспоминать, плакать, говорить что скучает.
С его папой мы в разводе, в нормальных отношениях, но с сыном он видится редко т.к. живет в другом городе, сын к нему хорошо относится, но воспринимает скорее как дальнего родственника.
Агрессию в детстве выражал криком или возмущением, как старый дедушка, мог ходить и возмущаться, сейчас так же. Если случалось так что его кто-то ударит на детской площадке, по глазам было видно что он растерян и не понимает что ему делать, в семье физические меры воспитания я не приемлю, только диалог иногда могла резко отругать.
Как получал то сто хотел? У нас никогда не было ситуаций с истериками «купи, купи». Если он хотел игрушку и объективных причин не купить ее, не было, она покупалась. Если я считала что это что-то бесполезное, объясняла свою позицию и на этом все, он так же старался объяснить почему ему это нужно.
Друзей как таковых не было, были приятели с которыми он гулял и дети из детского сада, если они встречались на площадках играли вместе, но дома он никогда не вспоминал о них, т.е. не было ситуации: «я соскучился по своему другу, давай ему позвоним или пойдем в гости».
По характеру, могу сказать что в большинстве случаев он спокойный и рассудительный, но если сто то не получается может психануть, это прямо яркая вспышка гнева «все, у меня ничего не получается», если пишет что либо может бросить ручку, оттолкнуть тетрадь, успокаивается так же быстро. Не умеет проигрывать, мы с ним часто проговариваем фразу » проигрыш это не повод злиться, это возможность увидеть то в чем у тебя недостаточно навыка и улучшить его», умом он это понимает, но эмоции очень часто выходят на передний план.
Из сильных сторон можно отметить что он буквально впитывает информацию отовсюду, ему все интересно и он может часами обсуждать информацию, строить свои теории. Ему очень нравится выступать в роли учителя, видно что он рассказывает не с позиции «а я вот знаю, а ты нет», а именно хочет донести интересную для него информацию до других.
Из минусов: он теряется в конфликте, переходит на повышенные тона, не понимает почему его позицию не принимают при этом сам не всегда принимает позицию оппонента.
Я воспитываю его одна и мне помогает бабушка, у нас нет скандалов, как я уже написала, нет физических наказаний, все споры решаются в формате диалогов, у нас принято обращаться за советом друг к другу, но с началом школы сын перестал сам рассказывать что его беспокоит. На вопрос как у тебя прошел день, отвечает «все хорошо», и только если задавать прямые вопросы типа, я вижу что ты грустный, может тебя кто-то обидел, начинает расскпзывать, т.е. надо задать максимально прямой вопрос.
Сложно ответить на вопрос в чьем внимании нуждается, я с ним провожу большую часть свободного времени, если только мы не договорились что «давай сейчас каждый позанимается своими делами, отдельно». Я вижу сто сейчас ему очень важно внимание классного руководителя в школе, он много говорит о ней, очень хочет ее впечатлить.
Она в свою очередь уделяет ему достаточно много внимания в классе, дает ему возможность ответить, берет его на все конкурсы доклады и пр. У нас даже возник вопрос, не ревнует ли он к ней остальных детей в классе, но сын сам ответил что нет, его не волнует когда она хвалит кого-то другого, ему в этот момент не обидно. Сейчас то что хочет он получает так же как и раньше просит, объясняет зачем. К отказам относится спокойно.
25 нояб. 2021
Я очень переживаю что причина в том что он не может найти свое место в коллективе, подход к этому коллективу. А я в свою очередь не могу ему помочь, я даже не вижу эту ситуацию вживую. Домой приходит мой обычный ребенок, белый и пушистый, в школу идти хочет, о том что он кого-то обидел я узнаю постфактум, даже если на прямую спрашиваю, а не обижал ли ты кого нибудь в школе, ответ : нет.
25 нояб. 2021
Светлана, спасибо за подробную информацию. Из того, что вы написали, мне видится, что у ребенка развиты интеллектуальные способности, но еще не досформировались эмоционально-волевой компонент, контроль и регуляция своих действий.
Также возможно присутствует непонимание своих чувств и не знание как с ними справляться.
На него сейчас большая нагрузка из-за учебы и необходимости вливаться в коллектив, вероятно он не справляется со своими импульсами.
это прямо яркая вспышка гнева «все, у меня ничего не получается», если пишет что либо может бросить ручку, оттолкнуть тетрадь, успокаивается так же быстро.
Вы проходили нейропсихологическое обследование перед школой? Почему решили отдать ребенка в 6 лет? Иногда не все зон мозга готовы для обучения, даже если ребенок умный и способные. Некоторые еще физиологически не готовы в связи с возрастом.
Желательно выяснить у специалиста причину импульсивного поведения. Вы сами пишите, что ребенок рассудительный, вероятно одного его желания не достаточно, что бы совладать со своими импульсами. Нейропсихолог может дать ответ на этот вопрос — нужно ли помочь ребенку скорректировать работу определенных структур мозга.
В любом случае с ребенком нужно поработать над изучением его эмоций.
- Рисуем настроение (можно лепить). Вместе с сыном рисуете то настроение, которое испытываете сейчас. Вы свое, он свое. Он угадывает, какое у Вас, Вы какое у него.
- Рассказываете ребенку об эмоциях: что они все важны и нужны, но только с ними нужно уметь дружить. Называете вместе с ребенком эмоции, которые знаете, сначала он, потом Вы помогаете. Рисуете для каждой эмоции домик, так, чтобы было понятно какая эмоция там живет. Рассмотрим на примере гнева. Нарисуй в каком домике живет гнев, как мы поймем, что это домик гнева.
- Что хочет гнев, зачем он нужен. Попросите изобразить как выглядит гнев. Сначала как он только появляется, потом как он увеличивается, и как он уже неуправляем. Можно это нарисовать в виде комиксов преображение гнева. Задача показать ребенку как его эмоции появляются и развиваются. Спросите в какой момент гнев проще остановить.
- Скажите, что гневаться — это нормально, и бывают ситуации, когда он полезен. Разберите в каких ситуациях гнев помогает.
- Обсудите в каких ситуациях можно нанести вред человеку, дружбе и, чем он может навредить. Что можно сделать, чтобы не навредить гневом? Предложите ребенку самому подумать над этим, выслушайте его варианты. Предложите свои: глубоко дышать, считаться про себя от 10 до 1 (потренируйтесь дома, пусть изобразит злого медведя, а потом будет считать обратно), придумать и назначить место на теле с кнопкой «стоп» (например кисть руки или колено), на которую можно нажать, когда начинаешь злиться.
Хорошо использовать игры на остановку импульса:
Лиса: один ведущий поворачивается спиной к участникам, участники должны добежать до него и хлопнуть по спине. При этом лиса периодически поворачивается, когда она поворачивается, все должны замереть, кто не успел, возвращается назад. В этой игре ребенок учится тормозить импульс и играть по правилам, даже если потерпел неудачу.
Из настольных игр хорошо «Детский свинтус», «Кортекс».
Если у нейропсихолога не будет к Вам вопросов, лучше посетить детского психолога, чтобы ребенок мог быстрее преодолеть свои трудности. Я работаю с такими ситуациями, если будет интересно напишите в личные сообщения, я подробнее расскажу об условиях индивидуальной работы.
Важно еще помнить, что в этом возрасте ведущей деятельностью все еще остается игра, поэтому беседы можно дополнять игровыми моментами.
25 нояб. 2021
Я обобщенно написала 6, т.к. учитель считает это проблемой. Сыну на данный момент 6,10, в этом году весь его выпуск пошел в школу, психологическое тестирование проходили в саду+ ходили на подготовительные курсы в школу в которую в итоге и пошли, ни психолог, ни учитель на тот момент проблемы не увидели, педагог по доп. Образованию (сын ходит на доп. Занятия раз в неделю, в выходной) тоже с такой проблемой не сталкивалась, но там значительно меньше человек в группе.
Огромное спасибо за консультацию! Очень надеюсь что Ваши советы помогут нам разобраться в ситуации.
25 нояб. 2021
(изменено 25 нояб. 2021)
Светлана, пожалуйста! Желаю Вам всего самого хорошего, завершите, пожалуйста, консультацию!
Источник: psysovet.ru
Что делать, если ребенок обижает других детей? Решение от психолога

Сейчас все чаще родители жалуются на то, что их ребенок обижает других малышей. Эта проблема существует как в детском саду, так и в школе и никто не застрахован от нее. В чем причина неконтролируемой агрессии вашего ребенка и почему она проявляется таким образом?
Причины поведения ребенка

Психологи выделяют несколько причин, по которым ваш ребенок может обижать других мальчиков и девочек. Чаще всего факторов такой неконтролируемой агрессии несколько и необходимо выявить те из них, которые влияют именно на ваше дитя. При необходимости можно сводить его к детскому или школьному психологу, если вы сделать этого самостоятельно не можете. Вот основные причины:
- Обратите внимания на друзей вашего малыша. Может кто-то из них отрицательно влияет на него.
- Пересмотрите ваши методы воспитания, если вы наказываете дитя агрессивно (порка, эмоциональный прессинг и т.д.)
- Может быть, у вас в семье частые конфликты и ссоры? Тогда нужно оградить вашего отпрыска от них. Но тут конечно правильней разобраться в себе.
- Возможно, что у вас с малышом отсутствует взаимопонимание или он недружен со своим братиком или сестричкой.
- Если папа часто ссорится с окружающими людьми, то ребенок воспринимает это как норму поведения в обществе и может перенести такое отношение на чужих детей.
- Малыш обижает своих сверстников в школе, если у него есть какие-то комплексы. Что делать? Необходимо посетить школьного психолога.
Почему ребенок дерется в садике?

На поведение мальчика или девочки огромную роль оказывают родители, братья и сестры. Если в семье не все благополучно, а агрессия и постоянные конфликты являются частым явлением, то нет ничего удивительного в том, что малыш принимает это за модель правильного поведения и старается делать так и в садике. Мало того, даже если вы шутите с вашим отпрыском и можете допустить (даже в шутку) агрессию по отношению к нему или к окружающим, то он опять же будет воспринимать это как норму.
Если ребенок часто обижает своих сверстников в садике, понаблюдайте за тем, какие передачи он любит смотреть по телевизору, возможно, здесь виноваты средства массовой информации. Сейчас и в обычных новостях много агрессии, что говорить о киногероях, которые решают свои проблемы с помощью кулаков или пистолета. Сегодня ваш ребенок посмотрел такой фильм, а завтра может пойти и попробовать решить свои проблемы в саду таким способом. Дело в том, что маленький человечек примеряет на себя все образы взрослых и их модели поведения, а то, что показывают по телевизору, для него автоматически становится нормой. Посмотрите эксперимент в коротком видео, про подражание детей и насилие:
Родителям следует знать, что малыш в таком возрасте не может сам определить, что является хорошим, а что является плохим. Именно потому что его психологическая система ещё не сформировалась, ребенок может обидеть своих ровесников в саду. Скорее всего ваше чадо просто не знает как выразить свои гнев, недовольство и обиду. Отсюда драки, таскание за волосы девочек и отбирание игрушек у других детей. В этом случае вам нужно с такой агрессией бороться.
Почему ребенок дерется в школе?

Ребенок школьного возраста уже не малыш и может, как сам издеваться и обижать своих одноклассников, так и стать объектом нападок. Школьник будет не только драться, но может применить и психологическое насилие. Издеваться над одноклассниками можно рассылая смс с угрозами, письма на электронную почту или в социальные сети. Обидные прозвища, нецензурные слова – все это входит в раздел психологического насилия.
Почему ребенок обижает одноклассников и что делать в этом случае? Скорее всего в классе существует группа с неформальным лидером и ваш школьник входит в нее, а издевается он над другими, чтобы самому не стать объектом издевательств других детей. Кстати, такое поведение присуще не только мальчикам, родителям девочек необходимо также наблюдать за своими чадами.
Существует несколько признаков, по которым вы сможете понять оскорбляет ли ваш отпрыск других детей или нет. Обратите внимания на то, что говорит школьник о своих одноклассниках. Если он отзывается о них плохо, используя обидные прозвища или клички, или по отношению к ним в его речи проявляется агрессия, то необходимо поговорить с учителями, возможно агрессия проявляется не только на словах. У вашего отпрыска могут появляться время от времени дорогие телефоны, игрушки, которые вы ему не покупали, а откуда они у него, школьник объяснить не может. Возможно, это результат агрессивного поведения, когда дорогие вещи отбираются у тех, кто не может за себя постоять.
Советы психолога

Каждый родитель агрессивного ребенка рано или поздно задает себе вопрос: что делать, если ребенок унижает и обижает своих сверстников? Ответ на этот вопрос дают психологи, которые долгое время работают с детьми и знают, как скорректировать нежелательное поведение.
- В первую очередь, необходимо не допускать конфликтов в семье. Будьте для малыша примером, и тогда он поймет, что можно добиться результата не применяя агрессию. Хорошо себя зарекомендовала эта система – многие после нее свободно и спокойно взаимодействуют с окружением и в целом становятся более гармоничными личностями.
- Если ребенок не знает, как выразить свой гнев и не навредить себе и другим, то вам нужно помочь ему в этом. Например, вы отведете своему киндеру место в комнате, где он сможет рвать бумагу, плакать, кричать и топать ногами. Тогда он поймет, что не обязательно проявлять агрессию по отношению к детям в саду или школе, а можно свои чувства контролировать.
- Что делать, если ваш ребенок чересчур активен? Возможно, ему некуда девать свою энергию. Тогда можно придумать для него игры на свежем воздухе, головоломки дома, чтобы ему было просто некогда оскорблять других детей.
- Если вы стали свидетелем того, что ваш малыш нанес вред чужому чаду, то нужно дать понять школьнику, что он неправ. Вы должны потребовать, чтобы он извинился перед своей жертвой, а дома серьезно поговорить с ним на этот счет и научить его правильному поведению.
- В вашей семье принято наказывать детей? Не стоит делать этого. Малыш может затаить злость и обиду, а если вы не объясните, за что его наказали, то он больше не станет доверять вам. Он может замкнуться в себе и продолжать агрессивное поведение в саду или школе, но не у вас на глазах. Поэтому психологами рекомендуется использовать в качестве наказания временный запрет на игры с другими детьми.
- Если ваш малыш учится в школе, то необходимо поговорить о таком его поведении с учителем. Выяснить, какие меры вы можете предпринять совместно с педагогом для коррекции поведения учащегося.
- Иногда маленький человечек, который ранее подвергался издевательствам сверстников, сам начинает обижать других детей. Чтобы не допустить такого, вам нужно наладить контакт со школьником и малыш будет рассказывать вам обо всем, что происходит в школе или в саду. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска.
- Нельзя говорить малышу, что он обязан сам защищать себя, иначе такое поведение может перейти в агрессию по отношению к другим детям.
Как не допустить агрессивного поведения ребенка

Существуют меры, так называемой, профилактики агрессивного поведения детей. Если ваш ребенок ещё никого не обидел в саду или школе, то вы должны знать, что делать, чтобы такого не случилось никогда.
Ваш отпрыск должен и может участвовать в различных музыкальных и творческих конкурсах – это помогает ему развивать адекватную самооценку и не обращают внимания на издевательства других.
Больше внимания уделяйте своему чаду. Иногда агрессивное поведение является следствием того, что ребенок считает себя ненужным родителям, лишней обузой и эти чувства проявляются в его отношении к одноклассникам.
Но самым важным будут ваши взаимоотношения внутри семьи (опять же, любые преобразования своего чада, начинаются с себя. Вот – самый быстрый способ изменить себя). Если маленький человечек видит в отношении себя физическое насилие (даже проявляемое в виде наказания), то он автоматически переносит эту линию поведения на окружающих.
Проанализируйте данные факторы, и вы сможете ответить на вопрос, почему ваш ребенок может обидеть других малышей. Если не можете сделать этого самостоятельно – обратитесь за советом к психологу и покажите ему своего киндера.
Источник: kladvsebe.ru