![]()
Родительский труд – сложная работа, которая зачастую ложится на плечи неподготовленных людей. Гораздо проще справиться с проблемами малышей, которые общаются только в семейном кругу. Как правило, сложности возникают в школе. Отсутствие друзей в классе или на улице должно насторожить родителей. Взрослые должны вовремя помочь ребенку справиться с проблемами в общении со сверстниками.
Сложный возраст
Многие родители считают своих детей абсолютно счастливыми. Они искренне удивляются, когда их чадо говорит о том, что с ним никто не желает дружить. В такой ситуации далеко не все родители могут помочь ребенку что-то изменить.
Общение – важнейшая часть развития. Фактически школьная и детсадовская компания – это миниатюрная модель общества. Общение в ней учит детей в будущем ладить с окружающими и в коллективе.
Многие родители вообще не замечают, что у их отпрысков есть проблемы. А некоторые осознают сложности в общении подростка со сверстниками, но не знают как помочь.
Что делать, если с ребенком не хотят дружить?

Острее всего проблема проявляется у тинейджеров. С наступлением подросткового возраста у большинства детей возникают сложности. Некоторые ученики попросту не умеют правильно общаться, из-за чего возникают конфликты со сверстниками.
Реакция родителей
На присутствие проблем в жизни детей родители реагируют по-разному. Одни считают, что не в состоянии помочь сыну или дочери. Другие ошибочно убеждают ребенка в том, что все вокруг плохие. А некоторые даже не догадываются о том, что у школьника возникли сложности. Не каждый подросток способен честно сознаться родителям в том, что его не любят в классе.
Поэтому взрослые должны сами интересоваться жизнью детей.
Если родители сами испытывают сложности в общении, то их сыновья или дочери неосознанно копируют их модель поведения.
Особенности отвергаемых детей
Если дети не спешат откровенничать с родителями, стоит понаблюдать за их поведением. Отвергаемые подростки:
- Остро реагируют на провокации обидчиков, обижаются на каждое замечание в их адрес и даже способны бросаться с кулаками.
- Не умеют контролировать чувства, сдерживать эмоции, адекватно оценивать свое поведение.
- Ведут себя навязчиво. Любой ребенок, который относится с пониманием к отвергаемому тинейджеру, мгновенно превращается в «лучшего» друга. В конечном итоге товарищ неизменно страдает от переизбытка общения со слишком навязчивым сверстником.
Чтобы понять, как ребенок ведет себя в классе, необходимо побывать в школе. Беседа с классным руководителем поможет разобраться в ситуации. Психологи рекомендуют родителям присмотреться к общение ребенка на уроках и после занятий.
Опасные симптомы
Есть ряд признаков, которые свидетельствуют о том, что детям некомфортно находиться в классе:

Что делать, если у Ребёнка Нет Друзей | Family is…
- Отсутствует желание посещать школу.
- Плохое настроение после возвращения домой.
- Плаксивость без видимых причин.
- Нежелание посвящать родителей в свои дела.
- Ребенку не у кого узнать домашнее задание.
- Сына или дочь никто не приглашает погулять.
Психологи рекомендуют при тревожных симптомах дать ребенку возможность самостоятельно решить проблему. Это позволит научиться общению в коллективе.
Если ситуация критическая, родителям следует вмешаться или обратиться за помощью к специалистам. В противном случае ребенка будут постоянно оскорблять и унижать, травмируя неокрепшую психику.
Разобраться в причинах
Чтобы помочь подростку, необходимо разобраться в причинах проблем. По мнению психологов, в коллективе проще общаться тем детям, у которых складываются хорошие отношения с родителями. Недостатки семейного воспитания приводят к тому, что школьник не способен находить общий язык со сверстниками.
Также вредит детям чрезмерная опека, нежелание приглашать сверстников домой, ограничение общения с одноклассниками. Родители не должны лишать права голоса в семье или возможности самоутверждаться. Все это приводит к неготовности общения в социуме.
Сложности с приобретением друзей возникают также из-за личностных особенностей: застенчивости, замкнутости, повышенной эмоциональности. Иногда негативно отражаются внешние факторы: физические особенности, неприятная внешность, полнота или худоба. Дети склонны изгонять из круга своего общения сверстников, которые чем-то отличаются от них.
Неумение находить друзей иногда связано с тем, что современные школьники склонны много времени проводить в одиночестве, играя в телефоне или за компьютером. В итоге ребенок не знает элементарных правил знакомства и общения. Неумение разговаривать со сверстниками и сопереживать им приводит к отторжения подростка из среды одноклассников. Со временем у таких детей развивается агрессия или привычка отшучиваться. Не исключено состояние хронической депрессии.

Не всегда причина сложных отношений кроется в самом человеке. Иногда сложности в поиске друзей связаны с малоизученными механизмами антипатий и симпатий. Некоторые дети нравятся своим ровесникам, а другие вызывают антипатию.
Как помочь ребенку
Родителям стоит предупредить учителя об имеющихся проблемах (например, о заикании, медлительности и т. д.). Иногда причиной насмешек может стать совершенно безобидный повод. В этой ситуации важна позиция учителя, который находится с детьми во время учебы. Хороший педагог быстро решит такие проблемы.
Ребенку стоит дать тот минимум для школы, благодаря которому он будет соответствовать общим требованиям. Это не означает, что необходимо покупать дорогие вещи. Но у ребенка должна быть спортивная форма, пенал, портфель и прочие предметы, как и у всех одноклассников. Иногда насмешки вызывает даже цвет одежды.
Родители должны рекомендовать детям изменить стереотип поведения. Если окружающие ждут от него агрессии за обидные слова, стоит спокойнее реагировать на колкости.
Ребенок должен общаться с одноклассниками помимо школы. Детей можно приглашать домой, поощрять их общение с сыном или дочерью. Школьникам полезно принимать участие в конкурсах и внеклассной деятельности. Все это помогает наладить общение. Иногда родители загружают учеников репетиторами и кружками. В итоге после уроков школьник торопится на занятия. С одной стороны, это хорошо.
Но ребенок без общения со сверстниками может стать чужим в собственном классе.
В конфликтных ситуациях не всегда хорошо разбираться лично. Лучше поставить в известность психолога и классного руководителя. Помните о том, что во многом отношение к ученику его сверстников зависит от учителя.
Юношеские симпатии
В подростковом возрасте возникают отношения между мальчиками и девочками, которые являются смешением дружбы и влюбленности. В такой ситуации родителям нельзя запрещать общение. Взрослые должны быть максимально внимательными с детьми, которым понадобится их помощь и понимание.
Любой запрет дружбы мальчиков с девочками неизменно вызывает внутренний протест и насмешки со стороны сверстников. В подростковый период дети получают первый опыт общения с противоположным полом, который им в будущем очень пригодится. Неправильное отношение родителей к ситуации может отразиться на психике ребенка.
Вместо послесловия
Родителям, которые не могут самостоятельно помочь детям, стоит обратиться за помощью к психологу. Если проблему не удается решить, стоит задуматься о смене коллектива или школы. Не всегда ученик виноват в том, что его не принимают окружающие. Не стоит бояться перемен, они способствуют умению адаптироваться в любых ситуациях.
Источник: fb.ru
Ребенок не общается со сверстниками. Как помочь?
Каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым, увлеченным, душой компании. Другими словами, мы хотим, чтобы у наших детей были друзья. Что же делать родителям, которые понимают, что их ребенок мало общается со сверстниками? Разбираемся в этой статье.

У ребенка нет друзей. Нормально ли это?
Существует ряд причин, по которым у ребенка может не быть друзей. Например:

- Уникальные особенности. Когда ребенок интроверт, мыслит «нестандартно» или не охотно бежит с толпой, ему часто сложнее завести крепкую, значимую дружбу.
- Любовь к технологиям в ущерб другим более социальным занятиям. Сейчас многие дети скорее предпочтут свернуться калачиком в постели с полностью заряженным iPad, чем выйти на улицу и поиграть со своими друзьями старомодным способом. И это просто особенность времени, в котором мы живем
- Мало времени для общения: со всеми уроками, секциями, домашними заданиями, которые характерны для жизни многих наших детей, неудивительно, что у этих же детей ограничено время для общения.
- Тревога. В том числе, тревога разлуки с родителями. Поскольку в детском возрасте особо сильна привязанность к маме и папе, ребенку может быть некомфортно в компании сверстников, когда родителей нет поблизости.
- Буллинг также может стать одной из причин отсутствия друзей, и в этом случае важен комплексное решение проблемы воспитателями или учителями, руководством учреждения и родителями.
Таким образом, чтобы понять, нормально ли не иметь друзей, нам нужно понять, по какой именно причине это произошло, и решать проблему, отталкиваясь от деталей. И первый шаг — открытый, честный и поддерживающий разговор со своим ребенком.
Причины, почему ребенок может быть замкнут
Если ваш ребенок реагирует на других детей не равнодушием, а страхом – нужно разобраться, почему так происходит. Может быть, его действительно кто-то напугал? Постарайтесь выяснить это у самого малыша или у тех взрослых, с которыми он находится, когда вас нет рядом.
Порой тревожность и замкнутость ребенка может быть вызвана чрезмерным контролем и множеством ограничений со стороны родителей. Когда к малышу относятся слишком строго, подавляют его активность, не разрешают ему ни бегать, ни шуметь, то его могут напугать дети, которые ведут себя более раскованно. Если ребенок чрезмерно часто подвергается критике, упрекам и ограничениям, он может стать чрезвычайно неуверенным в себе и потому пугливым.
Почему ребенок общается только со взрослыми?
Здесь ответ зависит от возраст ребенка, ведь сначала малыш привыкает спокойно, без тревог и страхов, общаться со взрослыми, и лишь потом осваивает науку общения с детьми. Так что если ваш ребенок в возрасте до 3 лет мало интересуется сверстниками, вам не о чем переживать: постепенно, приобретая новые навыки (в том числе речь, сюжетная игра), малышу все более интересно будет общаться с детьми своего возраста.
Ребенок ни с кем не общается
Если ваш ребенок ни с кем не общается и у вас нет представлений о причинах такого поведения, мы рекомендуем обратиться за консультацией к специалистам — детскому психологу и детскому психиатру.
Причиной незаинтересованности в общении могут быть различные состояния, требующие помощи — например, детская тревожность, последствия буллинга, а также некоторые нарушения развития.
Советы родителям, как помочь ребенку

- Найдите корень проблемы: поговорите со своим ребенком и выясните, что вызывает проблемы с потенциальными друзьями. Знание — сила, и ваше знание переживаний ребенка станет первым шагом к его будущей способности заводить друзей.
- Спросите других: у тех, кто близок с вашим ребенком или кто регулярно общается с ним, вероятно, есть точка зрения, которой нет у вас как у родителя. Поговорите с учителем вашего сына или дочери, братом или сестрой, соседями или родственниками, которые регулярно общаются с вашим ребенком, поскольку они могут иметь некоторое представление о проблеме.
- Предложите свою помощь. Пусть ваш ребенок знает, что он не один, и что вы рядом, чтобы помочь ему в это непростое время.
- Объясните «основы» дружбы: возможно, часть проблемы заключается в непонимании того, что требуется от друзей. Обсудите понятия эмпатии, взаимности и поддержки как важных элементов отношений и помогите своему ребенку понять, как эти качества поддерживают здоровую дружбу.
- Подавайте пример: ваш ребенок смотрит на вас как на образец для подражания. Наблюдение за тем, как вы общаетесь с другими людьми и поддерживаете здоровые дружеские отношения, будет иметь большое значение для успеха вашего сына или дочери в приобретении и сохранении друзей.
- Делайте акцент на хороших манерах дома. Семейный дом — это место, где мы ориентируемся во внешнем мире и часто следуем примеру наших родителей, братьев и сестер. Поддерживающая, валидирующая среда дома обучает ребенка навыкам общения вне родных стен.
Источник: nutrilak.com
Советы родителям: как себя вести, если ребенок испытывает трудности в общении со сверстниками

Как по поведению ребенка понять, что ему сложно найти друзей, от каких 3 факторов зависит развитие сферы общения и как себя вести, чтобы не стать врагом своему чаду.

Общение — неотъемлемая часть нашей жизни, в любом возрасте. Процесс общения включает в себя не только речевую коммуникацию, но и взаимодействие внутри какой-либо деятельности. Согласно науке психогенетике, на формирование личности и характера человека влияют 5096 генетических факторов. Все они могут изменяться под влиянием окружающих условий и факторов. Особенно реактивно это происходит у детей.

В связи с тем, что семья — это первый институт общения для ребенка, то он первым делом перенимает опыт окружающих его взрослых: мамы, папы, дедушки, другой значимой родни. Что касается общения со сверстниками, то оно начинается на детской площадки во дворе. При этом сам малыш может еще плохо ходить и сидеть в коляске. Коммуникация происходит посредством общительных мам, которые помогают своим детям обратить друг на друга внимание.
Взрослея, ребенок уже сам учится взаимодействовать с другими детьми. В этом случае родители должны выступать в качестве советчиков. Им нужно объяснять познающему мир ребенку, почему не стоит ругаться из-за игрушки, а более старшему чаду — помочь разобраться в непростой для него ситуации, которая произошла на перемене или во время прогулки в детском садике.

Елена Буренкова, психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор»
Большое значение для психического развития ребенка имеет общение со взрослыми в раннем возрасте. Именно в этот период он приобретает свои человеческие и поведенческие качества. Первыми примерами для ребенка становятся родители. Ведь это люди, которых он видит каждый день.
Поэтому, если родители не будут проявлять искреннего интереса к проблемам своего дитя, а все ответы на его вопросы будут формальными, то со временем малыш замкнется и перестанет идти на контакт. Этот и другие негативные сценарии — доказательство того, что в большинстве случаев источник проблемы всегда находится в семье.
Самые распространенные показатели трудностей адаптации в коллективе у детей:
- Плохое настроение после сада или школы.
- Нежелание выходить гулять.
- Увлечение гаджетами, играми.
- Обвинение других детей в различных проблемах.
- Ябедничество.
- Быстро отказывается от кружков и секций, объясняя это тем, что не понравилось.
Не пропустите
Не пропустите
Три фактора, от которых зависит развитие сферы общения
1. Темперамент

Темперамент определяет то, как человек действует и реагирует на окружающую реальность, как он готов с ней взаимодействовать. Известный факт, что есть такие определения темперамента как экстраверт и интроверт. Первый обозначает человека общительного, второй — замкнутого. Во взрослом человеке могут проявляться оба эти вида. Все зависит от обстоятельств и выполняемых задач.
Но с детьми все обстоит иначе. До поступления в школу, а чаще и до подросткового возраста, ребенок не успевает развить в себе навыки самовоспитания, самообразования и уж тем более самоанализа. Будем честными, не все взрослые могут похвастаться подобными заслугами. Поэтому родителям важно отслеживать поведение своего чада.
- Если у вас растет экстраверт, значит, у него высокая потребность в общении. Ее обязательно нужно удовлетворять, иначе могут возникнуть проблемы.
- Если же, наоборот, ваш школьник предпочитает уединение и сторонится новых знакомств, то нужно уважать границы юного интроверта и не доставлять ему психологический дискомфорт.
Знание темперамента своего ребенка может быть очень полезным для родителей. Это поможет лучше понимать, почему ребенок поступает так, а не иначе; направлять его, правильно мотивировать на достижение целей, решение проблем. Не лишним будет для родителей иметь знания и об особенностях своего темперамента, чтобы более гармонично выстраивать отношения.
2. Самооценка

Елена Буренкова, психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор»
В общении ребенок предъявляет себя миру, он как бы заявляет: «Смотрите, вот я какой!». Поэтому здесь важную роль играет самооценка — ее правильное формирование. Именно качество самооценки ребенка в будущем повлияет на то, какими людьми он себя окружит, будет ведомым или лидером, как будет вести себя в дружбе и отношениях. Самооценка во многом влияет на самоопределение человека в обществе. Неуверенный в себе малыш может стараться угодить и понравиться другим, будет выстраивать деструктивные отношения.
3. Соответствие окружению
Уровень умственного развития, а точнее его соответствие той среде, где общается ребенок, также может повлиять на формирование характера.
Давайте рассмотрим небольшой пример из практики. На приеме были родители с мальчиком 5 лет. Ранее невролог поставил ребенку диагноз «неврозоподобное состояние», а одной из жалоб родителей было то, что их сын не общается со сверстниками. После изучения анамнеза (совокупности всех сведений) — условий жизни и развития ребенка, а также его окружения— стало понятно, что причина проблемы кроется в уровне интеллектуального развития мальчика. Он был намного умнее своих одногодок.
В 5 лет он, в отличие от своих ровесников, уже не только бегло читал, но и владел математикой начального школьного уровня. Ему просто было не интересно с ребятами в соответствующей группе детского сада. Мальчик тянулся к ребятам старше, а те его отвергали и даже обижали.

Елена Буренкова, психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор»
Чтобы у такого ребенка не развилась паталогическая привязанность к родителям — единственным людям, которые его понимают, и не появился страх разлуки с ними и знакомства с новыми людьми, нужно найти сообщество, где его развитие будет совпадать, в частности, с уровнем образования других детей. Чтобы не упустить этот момент, родителям нужно много общаться со своим чадом, узнавать мир, в котором он живет, — что и почему ему интересно, а также как и с кем он предпочитает проводить свободное время.
Также неврологические и психоэмоциональные симптомы проявляются под воздействием синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Яркие признаки подобного расстройства: плохая адаптации в учебе, нарушения в поведении и общении.
Не пропустите
Не пропустите
Как помочь ребенку, не травмируя его еще больше
1. Не торопитесь давать советы

Детям довольно сложно реализовать наши взрослые посылы. Работа родителей должна заключается в поиске своих ошибок в воспитании, в познании своего ребенка, в том числе с помощью специалиста. Есть психологические приемы, диагностика которых подскажет, в каком направлении работать. Например, многомерная оценка детской тревожности позволяет выявлять ее степень по 10 направлениям, в их числе и отношения со сверстниками, родителями и учителями.
Постепенное изменение формата отношений в семье, работа с самооценкой ребенка, с развитием его личности будут оказывать прямое влияние на его способности коммуникации с людьми. Когда он будет интересен себе, уверен в своих силах, способностях, научится уважать себя и других у него обязательно появятся друзья. И главное — не забывайте слушать своего ребенка, внимательно слушать. Чтобы он чувствовал и понимал, что его проблемы и интересы — это не ерунда.
2. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой к педагогам

Елена Буренкова, психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор»
Обсуждая с родителями и детьми ту или иную ситуацию в школе и решая проблемы ребенка в отношениях с одноклассниками, часто задаю и тем, и другим вопрос: «Как помогает вам учитель, классный руководитель». В ответ обычно слышу: «Никак». К сожалению, это правда. Взаимодействие педагога и родителя со временем практически свелись на нет. Виноваты при этом обе стороны.
Практика учителей и воспитателей по сплочению детского коллектива, обучению их навыкам дружбы, взаимовыручки, нормам поведения значительно ослабевает. При этом важно понимать, что даже самый хороший учитель не сможет отследить все трудности в отношениях, которые возникают у его подопечных.
Что касается родителей, то многие из них либо слишком заняты своими делами, либо боятся своими расспросами и попытками повлиять на ситуацию испортить отношения с педагогом и навлечь на себя и своего ребенка «гнев и предвзятое отношение» педагога. В итоге всех этих действий и бездействий страдает школьник. Ребенок или не находит поддержки и защиты, или просто не знает, как и у кого ее просить.
Очень важно, чтобы у ребенка были доверительные отношения с воспитателями и учителями. Это поможет ему чувствовать себя в безопасности. Если вы видите, что ребенку трудно в школе, найдите время, договоритесь о личной встрече с педагогом. Важно действовать очень аккуратно. Поэтому, чтобы сохранить конфиденциальность предложите учителю конкретные решения проблемы.
Также уделите внимание ребенку, объясните ему, что нет ничего ужасного в том, чтобы просить помощь тогда, когда она тебе нужна. И расскажите к кому можно обращаться за подмогой, когда вас нет рядом. Такое участие поможет вашему ребенку понять, что он не один, что он всегда может найти поддержку. Так ему будет легче справиться с трудностями не только в отношениях с ребятами, но и в учебных делах. Да и в дальнейшей жизни тоже.
Не пропустите
Не пропустите
3. Свобода выбора
Дружба и первая любовь являются обязательной частью взросления. Ребенок общается с тем, с кем ему интересно самому или с тем, кто разделяет его интересы. Поэтому важно, чтобы он чувствовал себя свободными в выборе друзей. Да, на этом пути могут встречаться разочарования и ошибки, но не нужно пытаться «подстелить солому» везде.
Родителям стоит очень аккуратно подбирать слова, давая оценку ситуациям. Если вам не нравится компания друзей ребенка или, наоборот, вы хотите подружить его с кем-то конкретным, не нужно делать это, используя весь свой родительский авторитет. Не надо показывать сыну или дочери, что только вам решать, с кем им общаться.

Елена Буренкова, психолог клиники для детей и подростков «СМ-Доктор»
Не говорить такие фразы, как: «Не обращай внимания», «Да он такой сякой» и все в этом роде. Это не принесет пользы. Важно научить ребенка понимать других людей и не подталкивать к дружбе с теми, с кем он не хочет общаться. Родительское плечо понадобится, когда нужно будет объяснить, что неудачные дружеские отношения или влюбленность — это неизбежная часть жизни, что так бывает.
Постарайтесь спокойно и с участием разобраться, почему дружба не сложилась. Если любящие родители с пониманием и терпением будут вместе со своим ребенком проживать неудачный опыт отношений, то этот опыт не станет для него травматичным.
4. Интересы ребенка

В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) дети чаще всего заводят себе друзей спонтанно — в группе детского сада или на детской площадке у дома. Такая дружба не всегда длится долго. В процессе взросления у ребенка появляются конкретные интересы и увлечения. Это может быть спортивная секция, театральный кружок, компьютерная сетевая игра, музыка и так далее. Чаще всего на почве общих интересов и складывается настоящая дружба.
Поэтому отнеситесь с уважением к интересам своего ребенка, даже если они вам кажутся не серьезными или даже «вредными». Особенно это касается компьютерных игр. «Сетевые друзья» не менее важны, таковы реалии. Поддерживайте, старайтесь понять, вникнуть, а может, при необходимости грамотно их скорректировать, направить в конструктивное русло. Если ребенок пока не имеет интересов или не может определиться с хобби, помогите ему. Опирайтесь на его умения и возможности.
Не пропустите
Не пропустите
5. Начните с себя
Большинство жизненных ситуаций может изменить ежедневный труд человека над самими собой. Если ребенок видит, как меняется и действует его родитель, он обязательно начнет вести себя также. Иными словами, своевременное решение трудностей в общении и обязательное участие в этом родителей — залог успешного будущего ребенка.
Проблемы в коммуникации с людьми могут ограничить многие возможности развития и реализации ребенка в будущем. Подготовить, отпустить во взрослую жизнь гармонично развитого и счастливого человека — мечта практически каждого родителя.
Источник: lisa.ru