Почему ребенок обзывает одноклассников

Содержание

Откуда берутся обидные прозвища, почему их придумывают и детсадовцы, и подростки, и как помочь своему ребенку не обзывать и не быть самому «заклейменным», «Литтлвану» рассказала психолог Катерина Мурашова.

gpointstudio, istockphoto

Катерина Мурашова — семейный и детский психолог, писатель.

Ребенок обзывается: разбираемся в причинах

— Почему дети обзывают друг друга?

— Самая распространенная причина — тестирование. Например, в старшую группу детского сада пришел новенький мальчик. Дети в этом возрасте — маленькие зверюшки. Они не могут поговорить с новичком о Кафке, чтобы узнать, что это за человек. При этом им нужно вписать нового ребенка в уже сложившийся коллектив.

Мальчика, как правило, «уступают» мальчикам — девочки по первости выжидают, молчат. А группа парней, которая является центром коллектива, выделяет кого-то, кто, условно, будет тыкать новичка палочкой. Обзывать «очкариком», например.

— Как это помогает «протестировать» новичка?

Почему ребенок обижает других детей? Право быть другим. Выпуск 24

— Они смотрят на его реакцию. А она может быть разной: бросится с кулаками, заплачет и побежит ябедничать воспитательнице, пожмет плечами и никак не отреагирует, или засмеется и скажет: «О, какая прикольная у вас палочка!». В зависимости от реакции, он будет помещен в какую-то категорию.

Если он всегда реагирует одинаково, то его «припечатают»: например, «плакса», «психованный», «тормоз». Или — «свой парень». Чаще всего то, что мы принимаем за обзывательства — это тестирование: особенность реакции группирования, процесс подбора групповых ролей.

Еще по теме:  Что делать если Одноклассники обзывают очкариком

— Но это не единственная причина?

— Конечно. Вторая частая причина — соревнование за определенную групповую роль. И тогда в ход идут все средства. Еще Дарвин писал, что чем ближе экологическая ниша, тем острее конкуренция. Они будут призывать сторонников, могут организовывать групповую травлю. Была первая красавица в классе.

И вот приходит новая девочка, которая, очевидно, тоже прекрасно может справиться с этой ролью, и у нее уже получается. К ней уже перебежали две девочки из «свиты» действующей королевы. И здесь будет бой… Заклеймить конкурента как «истеричку», «карлика» — способ победить. «Вы что, не видите, что она косая? Посмотрите внимательно». Или «Ты не видишь, что он дебил?».

— Это звучит жестоко!

— Да, но не всегда обзывают из жестокости. Третья возможная и часто встречающаяся причина — просто пробование возможностей. Узнала я, например, прекрасную дразнилку про очкарика, и она просто ужасно смешная (ну, так кажется мне в мои 8 лет). Поэтому на ближайшем же ребенке в очках я и потренируюсь.

— Это, наверное, свойственно больше доподростковому возрасту?

— Да, а подросткам свойственно обзываться в межполовых отношениях. Увидела я, девочка-подросток, в кино, как какая-то героиня измывается над своим парнем и так круто у нее это выходит, дай- ка и я попробую. Это имитация.

Ребенок обзывается или дразнят его: тактика поведения родителей

— Действия родителей будут зависеть от причины, которая лежит в основе того, что ребенок обзывается?

Ребенок обзывается. Что делать?

— Конечно. В последнем случае достаточно бывает объяснить ребенку, как воспринимаются его слова. Вот видит он кого-то в очках и радостно сообщает: «У кого четыре глаза, тот похож на водолаза». Задача родителя здесь показать ребенку, что дурак в этой ситуации один, и мы знаем, кто он. То, что его слова обидны, он и так знает.

Родитель просто скажет ему, что это еще и глупо.

— А если речь идет о конкуренции?

— Здесь родитель может даже помочь своему ребенку выиграть эту борьбу.

— Разбираться в ситуации. Большинство детей вступают в схватки за групповые роли, не представляя себе, как это устроено: иногда еще в старших группах детского сада, а уж в начальной школе точно. Ребенок сталкивается с групповой динамикой и часто не понимает, что происходит: почему меня все дразнят? Или почему меня никто не любит, я же пытаюсь смешно шутить?

А происходит, чаще всего, вот что: он пытается занять какую-то групповую роль негодными средствами. Роль, которую либо он не тянет, либо она прочно занята. Он говорит: «Я хочу», а группа отвечает: «Нет».

— Получается, ему не хватает информации, обратной связи?

— Да, родителям надо постараться объяснить принцип устройства групповых ролей. С ребенком лет 9-10 это уже очень просто. Посмотрите вместе фильм с сюжетом вроде: самолет упал в тайге, и несколько выживших, случайные попутчики, становятся командой.

Происходит групповая динамика и появляются Лидер, Эксперт, Шут, Волшебник, Козел отпущения… Школьник, посмотрев такой фильм, легко ответит на вопрос, кто есть кто. И обсудив это, можно спросить: «В твоем классе кто есть кто? А какая роль у тебя? Какую роль ты хотел бы. ». И после этого можно вместе размышлять о том, как ребенку занять роль, на которую он претендует.

monkeybusinessimages, istockphoto

— А как помочь новичку, которого дразнят? Что делать, если ребенка обзывают в школе, например?

— Помочь ему найти способ проявить себя в группе. У любого ребенка есть ресурс. Например, в первом классе ресурсом является умение шевелить ушами. Как правило, на класс есть только один такой умелец. И это умение моментально выделяет его и дает на две-три недели ответ на вопрос: кто это к нам пришел?

Каждый одноклассник дома расскажет: «К нам пришел новый мальчик, который умеет шевелить ушами». А через пару недель он сам оглядится и поймет, как здесь все устроено и куда ему можно податься.

— То есть нужно найти и продемонстрировать какой-то свой редкий навык?

— Не обязательно редкий, но показывающий, какой я и что умею. И важно, чтобы это соответствовало возрасту. Если в 6-8 лет умение шевелить ушами — нужный, интересный навык, а умение играть на скрипке — точно нет, то в 8 классе уже, наверное, может быть наоборот.

Когда разговоров недостаточно.

— Если мой ребенок — агрессор, на него жалуются, пора обращаться к психологу? Когда разговоров недостаточно?

— У нас, в любом случае, нет ничего кроме разговоров. Мы можем изъять ребенка из этой среды, но это лучше срабатывает для жертвы. А если это агрессор — он в другой среде будет себя вести, вероятно, так же. К психологу можно обратиться сразу, но не для того, чтобы кто-то еще сказал ребенку: «Больше так не делай», а с целью понять, что именно происходит.

И дальше действовать в зависимости от причины. Если мы выясняем, что ребенок претендует на лидерство, каждый раз получает по шапке и продолжает нападать, мы ищем место и возможность для него проявить себя лидером. Условно, отдаем в какой-нибудь скаутский клуб, где можно делать карьеру. Если мы понимаем, что он такой безумный исследователь, то мы учим его исследовать людей по-другому.

Важно помнить, что часто дети обзывают не со зла, а либо из интереса, либо чтобы повеселиться. Светка — табуретка, Светка — конфетка… В моем детстве это было сплошь и рядом. И Светкам, например, доставалось больше, чем Катям, потому что рифму придумать проще. С тех пор мир изменился, такое тестирование само по себе считается неправильным или жестоким. Не знаю, к чему это ведет…

Еще по теме:  Как посмотреть свои лайки в Одноклассниках с компьютера

— Вы сомневаетесь в том, что это нужно жестко пресекать?

— Я размышляю: если мы растим цветочек, которого обозвали «очкариком», и у него случилась психологическая травма, после чего он долго работает с психологом… Для какого мира мы его растим? Если для благостного теплого сиропа, хорошо, но в последнее время все больше сомнений, что их ждет такой мир. Умение держать удар — оно тренируется именно здесь.

Один, два, три раза ее обозвали «Ленкой — пенкой — колбасой», и в конце концов она научилась отвечать так, чтобы ее услышали. Ведь не зря у многих стандартных дразнилок есть ответы. Классическое: «Кто обзывается, так сам и называется». И надо помнить, что дразнилки — замена физического воздействия. Не то чтобы более гуманная — словом и убить можно — но именно человеческая.

Звери, когда хотят решить ту же задачу, кусают, нападают, наскакивают.

Источник: dzen.ru

Почему дети обзываются?

Ученики младших классов говорят, что основная причина их плохого отношения к однокласснику заключается в том, что он обзывается.

Психологи считают, что это явление является испытанием собственного «Я» на психологическую прочность. Педагоги называют такие действия детей неизбежностью, которая появляется в процессе сплочения детского коллектива.

А как поступать ребенку, если его обзывают или дают ему прозвище? Об этом мы поговорим на нашей страничке.

Почему дети обзываются? Психологи называют основные причины того, почему дети обзывают друг друга.

1. Проявление агрессии. Ребенок сознательно хочет разозлить или оскорбить сверстника.

2. Желание обратить на себя внимание окружающих или того, кого он обзывает.

При этом обзывание может быть: игрой — когда тот, кто обзывает, не хочет кого-то оскорблять, а просто забавляется;

провокацией — когда тот, кто обзывается, провоцирует кого-либо на активные действия;

шуткой — когда главная цель – повеселить окружающих, а не оскорбление;

самоутверждением – желанием выделиться за счет унижения кого-либо, утвердиться на лидерской позиции.

3. Месть того, кто обзывается за унижение или оскорбление или из зависти, особенно, если у него нет возможности отомстить физически.

4. Не со зла, а от привычки. Возможно, дома это принято.

5 . Прозвища могут быть связаны с внешностью.

Иногда ребенок начинает комплексовать из-за особенностей своей внешности – длинного носа, ношения очков, лишнего веса и других.

Уверенность в себе ребенка становится еще меньше, если сверстники травмируют его словами, связанными с его внешними особенностями: «очкарик», «жирный» и другие.

Помочь в такой ситуации может взрослый человек, мнением которого дорожит ребенок. Сказанная мимоходом фраза, комплимент ребенку, может не только помочь ему смириться, но и поднять самооценку.

«Ты такая пышечка, посмотреть приятно», — или: «Тебе идет оправа твоих очков, ты такой в них серьезный», — подобные фразы могут изменить многое в самомнении ребенка.

Особо следует обращать внимание на детей, имеющих грубые дефекты внешности. Хромота или косоглазие может испортить ребенку всю жизнь, если не пресекать издевательства сверстников по этому поводу.

Психологи считают, что не нужно ограждать такого ребенка от косых взглядов или любопытства окружающих. Родителям нужно научить ребенка правильно относиться к своему недостатку.

Необходимо, чтобы ребенок воспринимал свою необычность как часть своего «Я» и не делал из нее проблему. При этом совсем необязательно навязчиво рассказывать сказки о гадком утенке, лучше привести примеры из жизни о людях, имеющих нестандартную внешность, о их успехах и достижениях.

Как противостоять дразнилкам.

Педагог обязан пресекать случаи, когда дети обзывают друг друга. Здесь применимы любые методы, будь то индивидуальная беседа или целый классный час на эту тему.

Беседуем не только с зачинщиками, но и пострадавшими.

Отличный способ борьбы с этим явлением – проведение игры «Ассоциации».

В ходе игры дети в небольших группах говорят друг о друге, кто с чем или с кем ассоциируется.

Пример ассоциации можно взять из времени года, названии цветов или животных. Каждый, побывав в роли обсуждаемого, может и сам объяснить свою ассоциацию другого.

Самопознание приносит положительные плоды, укрепляет самоуверенность, помогает осознать свою значимость. Родители так же могут помочь своему ребенку, объяснив ему, каким способом нужно реагировать на обзывание сверстников.

Рассмотрим несколько способов.

Не обращай внимание!

Это сделать очень трудно, но результат получается эффективный. Услышав кличку, сделать вид, что зовут не его, откликаться только на свое имя.

Когда ребенок обзывает другого, он ждет реакцию обиды или злости. Если обиженный реагирует спокойно и даже соглашается, то никакой агрессии не получается и в будущем обзывания прекратятся.

Например: «Да, моя мама тоже это заметила, что я похож…» или «В нашей семье всех так обзывали из-за фамилии». Когда родители беседуют с ребенком на эту тему, они могут вспомнить и свое детство, посмеяться над своими прозвищами.

Если спокойно сказать, что ты мне делаешь больно или что мне обидно, то обидчик может и понять обиженного. На агрессора может произвести впечатление даже то, что другие могут отказаться от их дружбы из-за его дразнилок.

Не поддавайся на провокацию.

Встречаются ситуации, когда дети специально устраивают травлю, обзывают кого-либо, кто реагирует на их действия очень бурно. А если просто смолчать или сказать, что я хочу отдохнуть от вас, то дети отстанут.

Не позволяй манипулировать собой.

При помощи обзывания один ребенок может заставить другого сделать что-то. Для этой цели используется прием на «слабо».

Назвав «размазней» или «трусом», дети толкают на совершение действия, которое нарушает правила или угрожает безопасности.

Обиженный ставится перед выбором – совершить требуемый поступок или потерять свой авторитет в глазах сверстников. Из этой сложной ситуации трудно выйти достойно даже взрослому человеку.

Обсуждая с ребенком эту ситуацию, нужно учить его взвешивать все «за» и «против». Ребенок должен понять, что для него важнее: самоуважение или доказать что-то сверстникам.

В некоторых ситуациях можно ответить дразнилкой на дразнилку. Не становиться жертвой, а отвечать обидчику его же способом. Лучше, если оскорбление будет заменено интересной отговоркой.

Еще по теме:  Почему не приходит код подтверждения Одноклассники

Чтобы не оставлять оскорбление без ответа и не создать конфликтную ситуацию, можно выкрикнуть в ответ на дразнилку отговорку, которая помогает сохранить спокойствие и является защитой.

Примеры отговорок: « Дурак! — Приятно познакомиться, а меня зовут Толя». «Кто как обзывается, тот так и прозывается» и другие. Отговорки говорятся спокойным тоном, их доброжелательность превращает все в шутку.

Уважаемые взрослые, помогайте детям решать их вопросы, пока они не стали проблемами.

Если у вас есть свои способы , как отучить детей дразниться и обзываться, поделитесь с нами в комментариях.

Автор статьи педагог- психолог Болотова Е.Н.

Один комментарий для “Почему дети обзываются?”

Наталья :

Хорошо,если в жизни ребенка есть вера.Тогда и для обзываемоего ребенка и для обзывающего есть слова о том, как поступать.Например, золотое правило:»Итак во всем как хотите ,чтобы с вами поступали люди,так поступайте и вы с людьми «.Хотя это можно и любому ребенку сказать.Ведь обзывающий ребенок не имеет большого жизненного опыта.Он думает,что его этого никогда не коснется.Можно взрослому привести пример из своей жизни или жизни знакомых о том, что и в жизни здорового успешного человека может случится беда.И хотелось бы тогда ребенку на себе ощутить все «прелести»отношений сверстников?Много книг написано об этих историях.Почитайте.

Почему дети обзываются?

В любом детском коллективе дети дразнят друг друга. Именно обзывалки являются наиболее частой причиной всех конфликтов между малышами.

Почему дети любят обзываться? Потому что это очень эффективное орудие, манипулируя которым, можно добиться от окружающих многого. Ругательства и обидные слова, сказанные в сердцах, очень сильно окрашены эмоционально. Для детей, чьи эмоции только проходят стадию становления, яркие переживания, свои и чужие, очень привлекательны.

К тому же тот, кто обзывается, кажется очень уверенным в себе. А его слова имеют прямое следствие – они злят, обижают, заставляют плакать противоположную сторону. Значит, это можно использовать в собственных целях.

Ребенок непременно должен столкнуться со стрессом социализации, научиться жить в коллективе, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, найти свое место в обществе. И один из способов выяснить, на что способен каждый ребенок в группе, – это обзывалки и отношение к ним. Кстати, именно прозвище, которое дали вашему ребенку в коллективе, может подсказать, какие проблемы социализации возникают на его пути.

Что они имеют в виду?

Поводом для обзывалки может стать что угодно: веснушки и смешная фамилия, лишний вес или черта характера. Чаще всего, конечно, дети «судят по одежке»: высмеиванию подвергаются черты внешности, наглядные признаки личности. Но это поводы. А вот причин для обзывания на самом деле не так уж много.

Игра . Возможно, в силу возраста или просто потому, что в малыше не воспитано умение поставить себя на чужое место, дети могут дразниться лишь потому, что воспринимают происходящее как игру. Они не собираются оскорблять сверстника, не хотят его обидеть – напротив, хотят привлечь его внимание, например, для того, чтобы он погонялся за ними. Когда другой злится, это же так смешно, думают они. Обзывалки кажутся им веселой игрой.

Шутка . Похожий вариант развития событий. Только в данном случае один ребенок дразнит другого, чтобы привлечь к себе внимание окружающих, повеселить их.

Агрессия . В этом случае обидное прозвище говорится из сознательного желания прочинить боль, досадить, даже разозлить визави.

Месть . Малыша обижают, он обижается в ответ, но не может ответить физически. Вот и остается только обзываться. Из мести обзываются и те, кто втихаря чему-то завидуют, например новой игрушке, крутому телефону или популярности у сверстников.

Провокация . Это – игра на грани фола. С одной стороны, дразнящий прекрасно отдает себе отчет, что его действия оскорбительны. С другой – велико желание спровоцировать обиженного им на активные действия. Очень часто к этим обзывалкам прибегают мальчики в попытках вызвать сверстника на поединок.

Самоутверждение . В этом случае обзывалки – уже не игра и не попытка спровоцировать. Это сознательное унижение слабого ради того, чтобы выделиться в глазах других ребят, доказать свое право на лидерство.

Просто так . Часто придумывают другим прозвища те дети, у кого это принято в семье, и это никого из домашних не обижает. В конце концов, давать друг другу клички дети учатся у взрослых, которые именуют своих чад зайками, котиками или свинтусами.

Философ . Иногда малыш растет чересчур наблюдательным. Он может подметить сходство сверстников с каким-нибудь животным – и выдать его, не задумываясь, что слышать в свой адрес «корова» или «трусливый заяц» другим не так приятно.

как реагировать?

Избежать дразнилок почти невозможно, но с ними можно бороться. Если вашего ребенка дразнят, предложите ему:

— Не реагировать . Для малыша это очень трудновыполнимо, зато это эффективно. Ведь никому не интересно обзываться, если это не вызывает той самой ответной эмоциональной реакции.

— Реагировать нестандартно . Например, вдруг согласиться с прозвищем. Это обескуражит обидчика: совсем не такой реакции он ждал.

— Объясниться . Например, спокойно спросить у того, кто дразнится: «Почему ты хочешь меня обидеть?»

Если малыш очень болезненно воспринимает прозвище, взрослым стоит рассказать ему о собственном детстве. Ведь мало кто из нас избежал прозвищ. Если дети перевирали фамилию, можно даже поиграть на этом – придумать вместе с сыном или дочкой самую необычную дразнилку на ее основе и вместе посмеяться.

Если дразнится ваш ребенок, выясните, понимает ли он, что его действия – обидны. И если не понимает, то объясните, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда им не хватает других слов. Вместо ругательств и прозвищ можно использовать самые нестандартные слова. Попробуйте использовать в качестве прозвищ не названия животных, а виды цветов. Вместо просящегося с языка «дурака» предложите детям говорить, например, «ну ты картошка!», а вместо «коровы на льду» представить бабочку или пальму.

Источник: ddgimburm.jimdofree.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...