6. С кем прощалась главная героиня рассказа «Холодная осень»?
А). с отцом В). с матерью
Б). с женихом Г). с братом
7. Как звали главного героя рассказа А.Толстого «Русский характер»?
А). Егор Воронин В). Егор Дрёмов
Б). Андрей Ершов Г). Дмитрий Давыдов
8. Сколько времени молодой человек провёл в госпитале?
А). 6 месяцев В). 9 месяцев
Б). 8 месяцев Г). 1 год
9. Как звали главного героя рассказа «Простите нас!» Юрия Бондарева?
А). Александр Тимофеевич В). Иван Ива нович
Б). Павел Георгиевич Г). Пётр Александрович
10. Что написал главный герой в телеграмме?
А). забудьте нас! В). мы любим вас!
Б). простите нас! Г). не забывайте нас!
11. Кто умер у главной героини в рассказе «Запах хлеба» Ю.Казакова?
А). мама В). бабушка
Б). папа Г). сестра
12. Зачем главная героиня рассказа поеха ла в деревню?
А). на похороны В). за наследством
Б). в гости Г). забрать свои вещи
13. С какой целью автор в конце рассказа говорит о том, что в доме матери — старухи
Света Кемер и ее Телохранитель Спасают Подругу !
стали жить новые люди?
А). дочь не соблюдала чистоту
Б). «дом ожил»
В). дом был запущен
Г). новые жильцы будут с благодарностью и уважением вс поминать хозяйку дома
14. Как вы думаете, почему рассказ имеет такое название?
15. За что Стильтон предложил платить Джону Иву?
А). за то, что он каждый раз в точное время будет зажигать зелёную лампу
Б). за то, что он для него украдёт зелёную лампу
В). за то, что он для него смастерит зелёную лампу
16. В кого превратился Стильтон?
А). в скрягу В). в богатого человека
Б). в грязного старика Г). в сумасшедшего
17. Кто часто приезжал в деревню к главной героине рассказа «Ночь исцеления»
А). дочь В). внук
Б). сын Г). внучка
18. Как бабушка обрела душевный покой ?
А). внук всю ночь провёл рядом с бабушкой
Б). ухаживала соседка
В). муж вернулся с войны
Г). дети забрали бабушку жить к себе в город
19. Вещь, с которой никогда не рас ставалась Соня ( рассказ «Соня» Т.Н.Толстая)?
А). бант В). галстук
Б). брошь Г). сумочка
20. Почему Света так стремилась в поход с одноклассниками ( рассказ «Не пускайте
Рыжую на озеро», автор Е.Габова) ?
А). хотела отдохнуть
Б). хотела приготовить вкусную уху
В). отправиться на озеро, заплыть далеко — далеко и петь, чтобы слушал её весь мир
Г). хотела понравиться однокласснику
Итоговый тест по родной (русской) лите ратуре в 9 классе
Время выполнени я – 45 мину т.
Вариантов ответо в может быть нескол ько.
II вариант.
1. Какова главная тема древнерусской литературы?
Б). тема завоевания земель Г). моральная красота русского человека
2. «Задонщина» повествует о:
А). поражении русских войск над монголо — татарскими войсками;
Б). о победе русских войск над монголо — татарскими войсками.
Света Пропала! *Это Экстремальное Похищение?*
3. Кто помогает князю Курбскому передать посла ние царю Иоанну Гро зному в «Истории
государства Российского» Н.М.Карамзина ?
А). супруга В). князь сам принёс послание
Б). король Сигизмунд Г). верный слуга
4. Что такое мораль?
5. Основная тема басни «Ворона и лиса» В.К.Тредиаковского?
А). осуждение лести В). осуждение предательства
Б). осуждение дружбы Г). осуждение воровства
6. Тема стихотворения А.Н.Апухтина «День ли царит, тишина ли ночная…»
А). описание любовного чувства В). описание чувства благодарности
Б). описание чувства ненависти Г). описание чувства восторга
7. По какой причине умерла любимая Мечина в рассказе «Русский характер» А.Толстого ?
А). не пережила разлуку с Мечиным В). при родах
Б). от чахотки Г). её убили
8. Чьи стихи слушала главная героиня рассказа «Холодная осень» И.А.Бунина во время
прогулки по саду с молодым человеком?
А). стихи Блока В). стихи Тютчева
Б). стихи Фета Г). все варианты верны
9. Какое несчастье случилось с главным героем расс каза А.Толстого «Русский характер»?
А). получил сильные ожоги В). разлюбила невеста
Б). был ранен Г). умерли родители
10. «Прост человек, а придёт суровая беда, и поднимается в нём ве ликая сила…» О какой
«силе» идёт речь?
А). силе любви В). о силе человеческой красоты
Б). мысленной силе Г). русского характера
11. Кого навестил главный герой рассказа «Простите нас!» Ю.Б ондарева в родных местах?
А). родителей В). первую любовь
Б). одноклассников Г). любимую учительницу
12. Сколько лет не была Дуся в родной деревне, главная героиня рассказа «Запах хле ба»
А). 7 лет В). 12 лет
Б). 10 лет Г). 15 лет
13. Почему на Дусю нахлынула тоска на кладбище?
А). героиня осознала, что не выполнила свой дочерний долг
Б). героиня осознала, что потеряла родного человека
В). героиня осознала, что больше никогда не приедет в свой дом
Г). героиня осознала, что не простилась с дорогим человеком
14. В каком городе происходит действие рассказа «Зе лёная лампа» А.Грина?
А). в Париже В). в Санкт — Петербурге
Б). в Лондоне Г). в Москве
15. Что делал Джон Ив, выполняя каждый день задание Стильтона?
А). выпивал В). читал книги
Б). сходил с ума Г). спал
16. О чём переживала даже во сне главная героиня рассказа «Ночь исцеления»
Б.П. Екимова?
А). о том, что трое детишек умрут от голода
Б). о том, что не найдутся продуктовые карточки
В). о том, что дети и внуки больше никогда не приедут
Г). о том, что опять начнётся война
17. Чему учит нас этот рассказ?
А). любить пожилых людей
Б). помогать пожилым родственникам
В). оказывать им помощь
Г). быть с пожилыми людьми рядом в особо важные для них моменты
18. Как зовут выдуманного поклонника Сони в рассказе «Соня», автор Т.Н.Толстая?
А). Александр В). Николай
Б). Лев Г). Рудольф
19. Почему умирает 9 — летний Саша в рассказе З.Прилепина «Белый квадра т»?
Б). замёрз в холодильнике
20. О чём этот рассказ?
А). о том, как лучшие уходят первыми В). о выручке
Б). о помощи Г). о памяти, стойкости
1 вариант 2 вариант
1). А 1). А; В; Г
5). А; Б; В; Г 5). А
13). Б; Г 13). А
16). Б 16). А; Б
17). В 17). А; Б; В; Г
20). В 20). А; Г
Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Получить код —>
Литература — еще материалы к урокам:
- Промежуточная аттестация обучающихся 6 класса по литературе
- Контрольная работа «Из русской литературы 20 века» 9 класс (с ответами)
- Промежуточная аттестация по родной (русской) литературе за 8 класс
- Конспект урока литературы «Как научиться жить с рассветом» (по рассказу Е.И. Носова «Кукла») 7 класс
- Итоговая контрольная работа по родной литературе 8 класс
- Тест по литературе «Ф. Искандер «Чик и Пушкин»» 6 класс (с ответами)
Предметы
Алгебра
Английский язык
Биология
География
Геометрия
ИЗО
Информатика
История
Литература
Математика
Музыка
МХК
Начальная школа
ОБЖ
Обществознание
Окружающий мир
ОРКСЭ
Педагогика
Русский язык
Технология
Физика
Физкультура
Химия
Экология
Похожие материалы
- 23-09-2021, 11:23 Итоговый тест по родной литературе 3 класс
- 4-06-2021, 11:44 Тест для промежуточной аттестации по родной литературе (русской) 6
- 1-06-2021, 15:02 Контрольный итоговый тест по родной (русской) литературе по курсу 8
- 4-01-2021, 12:59 Итоговый тест по родной русской литературе 7 класс
- 14-12-2020, 12:24 Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса (с ответами)
- 3-08-2020, 10:56 Итоговый тест по родной русской литературе 6 класс
- 29-10-2019, 15:53 Итоговый тест по русской литературе за курс 9 класса
- 7-09-2019, 11:46 Итоговый тест по русской литературе XVIII века (разделы
Источник: uchitelya.com
«Человеком надо быть всегда» (по рассказам Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»)
Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина Слайд 2.
- Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»
- Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
- Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.
Оснащение урока: мультимедиа проектор.
I. Организационный момент урока
Учитель: Мы с вами прочитали рассказы Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н. Крупина «А ты улыбайся!»
Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг другу? (Ученики предлагают круг вопросов для обсуждения)
А какие основные проблемы поднимает автор этих рассказов, запишите их на листочках и приклейте их на схеме фишбоун. Работа в группах.
II. Основная часть урока
1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.
2) Сообщение ученика о Е.В.Габовой. ( Приложение 1 . Слайды 3-4)
Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе.
Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.
3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»
– Какой вы представили главную героиню рассказа? ( Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание )
– Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? ( Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством» )
– Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? ( Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)
– А как она пела? ( Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза )
– А как вы думаете, где кульминация рассказа? ( Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход )
– Ваше отношение к её одноклассникам? ( Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки )
– Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? ( Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному» )
– Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? ( Ребята называют несколько человек )
– А Светы Сергеевой класс был ли дружным? ( Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала» )
– Что же помогло героине выстоять? ( Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал )
– А как рассказчик относится к пению Светы? ( Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом… )
– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? ( Сравнение, умолчание )
– Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? ( Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)
– А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Света Сергеева? ( На память приходит сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок» и стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь» )
4) Ученик наизусть читает стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный
С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!
– Что объединяет рассказы Елены Габовой и Владимира Крупина? ( Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников)
А теперь познакомимся с творчеством Владимира Крупина. Презентация «Владимир Крупин». ( Приложение 1 . Слайды 5-9)
5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»
– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)
Учитель: Автор обращается к современной молодёжи, к их нравственным и духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет особый неподражаемый дар: не описывать картину в подробностях, а расположить её так, что она сама начинает играть и рассказывать. Его трудно с кем-то перепутать. «Это какая-то особая манера повествования – живая, бойкая, воодушевлённая, образная, в которой русский язык «играет», как порою весело и азартно «играет» преломляющееся в облаках солнце», – так о его рассказах писал Валентин Распутин. Ваши впечатления после прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас, подростках. Мы порой не замечаем, как бываем жестоки. Главные герои не играют в футбол, а дерутся. Маленькие дети потом копируют их. Старшим детям нужно всегда помнить: за вами следят малыши, и они хотят походить на вас.)
– Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)
– Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по ногам, по спине, отпихивали руками, кричали: «Силовой приём!»
6) Поисковая работа в группах с извлечением художественно-выразительных средств языка и стилистических фигур.
(Несколько раз употребляется одно предложение: «А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается мощным эмоциональным зарядом: выделяется ключевое понятие, которое несёт основной смысл, это же противоестественно, если мы испытываем радость, когда человеку больно. Такого не должно быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность высказывания, заставляет задуматься нас (Но что это было?) И основной вопрос, который задаёт автор: «Что делать с подростковой жестокостью? Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.
– А какая часть речи несёт основную нагрузку в произведении?
Думаем, что это глаголы .
– Как называется прием, который использует автор?
Это градация -последовательность в расположении ряда слов по степени нарастания их смыслового и эмоционального значение. (Подросток вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч . )
– Мы говорили с вами, что манера повествования у Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее всего, это разговорная лексика (влепливать, шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть реальную картину на футбольном поле.)
7) Обсуждение финала рассказа.
– Давайте прочитаем финал рассказа и прокомментируем его. Какова основная мысль?
(Маленькие дети, глядя на мальчишек, расстреливали снежками вылепленных из снега и папу, и маму, и себя, и всю родню. После прочтения этого рассказа чувствуешь боль за всех: и за старших, и за младших детей, и за их родителей.)
III Обобщение по теме и заключение
– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)
– Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)
Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе? ( Приложение 1 . Слайд 10 – схема «Фишбоун»)
1. Подростковая жестокость
Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту тему, формирование такого классного коллектива, в котором не было бы места невежам, вовлекать подростков в активную жизнь класса
2. Проблема одиночества
– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;
3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей
4. Зависть девочек
– таким учителям не место в школе (такой была учительница Светы Сергеевой),
– больше читать рассказов о доброте, об истинной красоте человека
Учитель: Каждый раз, глядя на «униженного», помните, что на его месте может быть самый близкий вам человек. Чем больше будете делать добра людям, тем легче вам будет жить в обществе, зло будет прятаться, не «высовываться», оно растворится в добре. Что каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать одноклассников, стремиться к знаниям, нужно хорошо учиться, быть целеустремлённым, развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы вы запомнили навсегда два высказывания:
«Знания должны увеличиваться с добротой». (Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Надо быть милосердным». Урок по повести В. Железникова «Чучело».
Цели обращения к произведению В. Железникова «Чучело»: побудить учащихся к объективной оценке, анализу своих поступков и поступков других людей. Задачи: Посоветовать .

Военно-патриотический материал. «Чтоб расти нам сильными, надо быть спортивными».
Цель:Популяризация спортивно-массовой работы, развитие физических качеств, формирование потребности в здоровом образе жизни. Место проведения:Спортивный зал. Спортивный инвентарь:Баскетбольн.

Классный час «Надо быть ответственным!» (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)
Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения.

Классный час «Надо быть ответственным!» (с элементами игры на развитие доверия и ответственности)
Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия, ответственности и уважения.

КИНОКЛУБ. «Надо быть милосердным» (по фильму Р.Быкова «Чучело»)
Цели :Обучающие:используя метод проблемного обучения, раскрыть нравственные проблемы, поднятые режиссером в фильме, сделав акцент на таких.

Презентация к общешкольной линейке для недели технологии «Опрятным надо быть всегда»
Включает информацию по уходу за одеждой и историю утюга.
Источник: nsportal.ru
Конспект урока: Человеком надо быть всегда (по рассказу Елены Габовой Не пускайте Рыжую на озеро»» с применением технологии критического мышления: «чтение с остановками»
Тема урока: Человеком надо быть всегда» (по рассказу Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»» с применением технологии критического мышления: «чтение с остановками».
Тип урока: урок анализа художественного произведения
1) познакомить учащихся с рассказом Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», понимание авторского замысла, основной идеи рассказа
1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать
оценки поступкам героев.
2) обучение навыкам анализа текста с извлечением конкретной информации, развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи, навыков совместной работы;
-формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, умеющей преодолевать трудности, находящей своё место в жизни.
Оснащение урока: текст рассказа, мультимедийный проектор.

Учитель: Сегодня мы с вами поговорим об удивительном писателе, который много внимания уделяет подрастающему поколению, т.е. вам.
Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе. (Сообщение Наумовой Н.)

1 стадия — вызов
Учитель: Обратимся к эпиграфу.

Как вы понимаете эпиграф?
(Проявить милосердие, доброту, помогать слабым, умения понять и услышать другого человека, пусть не такого, как все — вот чего нам всем не хватает!)
Каковы цели нашего урока?

— По информации об авторе и названию рассказа предположите, о чем будет рассказ?
2 стадия — осмысление. Чтение с остановкой.
Учитель: Прочитаем текст с остановкой ( на столах тексты)
Остановка 1. Чтение до Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней.
1.Что мы узнали о семье девочки, о её внешности?
2. Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примерами из текста.
(Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность и внешность)
3. Как складывались отношения между одноклассниками и Светкой?
Поведение одноклассников? Примеры.
— Давайте составим КЛАСТЕР.

— Выпишите слова или сочетания слов, которые, как Вам кажется, являются значимыми (связаны со словом ) РЫЖУХА

Вопрос: «Что будет дальше и почему?»
ОСТАНОВКА 2… …может она и не знала, что мешает кому-то…
(Основная причина — отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)

(Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)
ОСТАНОВКА 3 …..Рыжуха, сделай доброе дело, а?
Предположите, согласится Света?
(Она любила природу, наслаждалась ею, отдыхала, хотя давно уже усвоила то, что его одноклассники идут в поход ради развлечений, мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)
— Что может произойти в походе?
Остановка 4 … …в десятый Рыжая не пошла?
1. Что вы почувствовали, прослушав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
2. Что было неожиданным?(что одноклассники так жестоко могли обойтись с ней)
3. Какие Ваши ожидания подтвердились?
4. А как вы думаете, где кульминация рассказа?
(Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)
5. Ваше отношение к её одноклассникам? Какие одноклассники?
(Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки)
6. Как вы думаете, чем закончится рассказ?
ОСТАНОВКА 5 …до конца
1.Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре?
(Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели — доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье.)
2.А как относится к героине рассказчик?
(Бывший одноклассник, говорит о его отношении к девочке: коса, как «трос», «глаза, как лягушата»; он как бы соглашается с мнением его «дружного» класса и в то же время что-то смущает его в необычности Светки; у него какое-то противоречивое отношение к героине: поёт, как «воет». И здесь же вспоминает: «Никогда я больше таких песен не слышал». Он повзрослел и теперь понимает, что виноват перед Светой Сергеевой. ) Рассказчик, вспоминая, возмущается: «И чего девчонки радовались?» А в конце повествования он удивлён и гордится «восходящей звездой» Мариинского театра. — Он прозрел, ему хочется быть другим, потому что перед ним — яркий пример того, как Света, этот гадкий утёнок в их представлении, превратилась в «золотоволосую красавицу».

3 стадия — рефлексия.
Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое.
1.Что же помогло героине выстоять?
(Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное — умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)
Заполним таблицу (работаем в парах) Добавляем ключевые слова.


2.Что вас пугает в рассказе Елены Габовой?
(Подростковая жестокость, невнимание к людям, несправедливость взрослых и одноклассников.)
3. Как должен вести себя любой человек в коллективе?
(Мы должны научиться быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)
4.Какие же основные проблемы поднимает в рассказе Елена Габова?

Учитель: Возвращаемся к эпиграфу.

(Милосердия, доброты, умения понять и услышать другого человека, пусть не такого, как все — вот чего нам всем не хватает!
Быть всегда человеком — это и легко, и трудно. Быть самим собой легко, но защищать интересы других трудно. Помните, что только добрые люди оставляют свой след на Земле. )
Источник: for-teacher.ru