Елена Габова… Удивительный писатель, которому интересен мир детства. И названия произведений, посвящённых подросткам, необычны: «Чайка с застывшим взглядом», «Не вставайте с левой ноги», «Улыбка Кубы», «Варёная сосулька», «Дуб Толик Сергеевич»… Е.В. Габова рассказывает нам, что мир детства чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который накладывает свой отпечаток на всю жизнь.
2. «Человек человеку …?»
— Каким, словом можно завершить фразу? (Друг, товарищ, брат, человек, зеркало, никто, враг, волк, зверь…).
— Проблемный вопрос урока: Кто же человек человеку?
— Попробуем разобраться в этом на примере рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро».
(Место действия – озеро; Рыжая – имя собственное, женского рода, может быть, собака; её почему-то нельзя пускать на озеро)
— По названию рассказа предположите, о чем будет рассказ?
— Какие события могут произойти в описанной обстановке?
Чтение рассказа
А) «Ладно. Рыжая так Рыжая. Слишком много о ней».
Как она это сделала 😂 #shorts
Вопросы:
— Что мы узнаём о героине в начале рассказа? (Невзрачная внешность, «ужасно пронзительный голос», бедность в одежде, Светкина семья).
— Как относятся одноклассники к Светке? Подтвердите примеры из текста.
Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки. Семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Светка — большая фантазерка, она любит ходить в походы. Одноклассники её не любят, особенно девчонки. Дети презирают ее за бедность, и за непослушание
— Как складывались отношения между одноклассниками и Светкой?
— Объясните прозвище Светы – Рыжуха. Случайно ли оно напоминает кличку животного (например, коровы — Лысуха)? (Суффикс УХ — словообразовательная единица, выделяющаяся в именах существительных — названиях животных по их характерному признаку, названному именами прилагательными, от которых соответствующие имена существительные образованы (белу́ха, лысу́ха, серу́ха и т.п.).
— Что будет дальше и почему?
Б) «…может она и не знала, что мешает кому-то…»
— Почему так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Ей нужно отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)
В лесу, на озере она могла себя выразить в пении, голос её сливался с миром природы. Здесь её никто не смел обижать
В) «…Рыжуха, сделай доброе дело, а?»
— Предположите, согласится ли Света?
Она любила природу, наслаждалась ею. Девочка понимала, что одноклассники идут в поход только ради развлечений
— По каким деталям можно понять, как одноклассники относятся к Рыжей? (Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)
— Что может произойти в походе?
Г) «…в десятый Рыжая не пошла».
-Что вы почувствовали, прослушав эту часть, какие ощущения у вас возникли?
Нашли ДОМ БАЛДИ в реальной жизни! Учитель Baldi
-Что было неожиданным? (Одноклассники так жестоко могли обойтись с ней)
— Какие Ваши ожидания подтвердились?
— А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)
— Ваше отношение к её одноклассникам? Какие одноклассники? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, хотя, может, и не все были на стороне Женьки)
— Надо ли идти на поводу у других или нужно быть самим собой? Всегда ли удаётся защитить слабого?
— Как вы думаете, чем закончится рассказ?
Д) …до конца.
— Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной цели – доказать всем, что она талантлива, умна, имеет право на счастье).
— Каково отношение рассказчика к Свете в начале рассказа?
Бывший одноклассник, вначале говорит о ней так: коса, как «трос», «глаза, как лягушата». Он как бы соглашается с мнением его «дружного» класса и в то же время что-то смущает его в необычности Светки; у него какое-то противоречивое отношение к героине: поёт, как «воет». И здесь же вспоминает: «Никогда я больше таких песен не слышал».
4.- Как рассказчик относитсягероинев финале?
Теперь он повзрослел и понимает, что виноват перед Светой Сергеевой. Рассказчик, вспоминая, возмущается: «И чего девчонки радовались?» В конце рассказа он удивлён и гордится «восходящей звездой» Мариинского театра.
— Как бы вы закончили рассказ?
— Что же помогло героине выстоять?
Она умела прощать одноклассников. Светка могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось». Здесь её никто не обижал
– А как рассказчик относился к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал).
— С чем сравнивает рассказчик голос Рыжухи? Зачитайте. («А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом, в котором роились ещё не умеющие кусаться комары»).
— Представьте, как выглядят, начинающая расти трава, лёгкие перистые облака, ещё не умеющие кусаться комары. Почему именно эти образы кажутся родственными голосу девочки? Что их объединяет? (нежность, робость, близость к природе)
– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение)
5.Обратите внимание на таблицу
Портрет героини
Как она пела?
Какой художественный прием использует автор в рассказе?
Антитеза (противопоставление)
Сформулируйте идею (главную мысль) текста.
— Прочитайте высказывания. Какое из них наиболее точно подходит для определения основной мысли рассказа? Свою точку зрения докажите.
- Никогда человека в себе не терять…
- В этом мире и так чересчур много боли…
Оставайтесь людьми! - Человека в себе береги!
- Как мало в человеке «человека»,
В иных его совсем не разглядеть…
- Какое это чудо —
Человек!
Какая это мерзость —
человек! (Роберт Рождественский)
- Давайте быть терпимей и добрей.
Ведь слабому протягивая руку,
Становимся мы сами чуть сильней.
7. — Возвращаемся к началу урока. Как же, исходя из содержания текста, можно завершить фразу?
«Человек человеку…?»
(открываем конец фразы — радость)
— Неожиданно! Так определил отношения людей православный мудрец Серафим Саровский. Подходит ли такое «имя» уроку по тексту Е.Габовой?
— Валерия Дмитриевна Пришвина, жена знаменитого писателя Михаила Пришвина, произнесла однажды замечательные слова: «Счастье – это к себе, а радость – это в мир ко всему живому….». Безусловно, героиня рассказа для людей – радость. Ведь даже имя её символично: Светлана – «светлая, чистая, несущая свет». Но только ли Света – радость окружающим?
— Вспомните рассказчика. Можем ли мы сказать, что в конце истории рассказчик прозрел, что он стал другим?
Домашнее задание
— Напишите сочинение на одну из тем
- «Над чем заставил задуматься рассказ Е.Габовой?»
- «Легко ли быть «рыжей»?
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Об этом полезно знать:
Формирование коллектива и его воспитательное влияние на личность План: 1. Роль коллектива в развитии и формировании личности. 2. Развитие теории коллектива в педагогике. 3. Понятие о детском.
Система федеральных органов исполнительной власти Система ФОИВ — это совокупность государственных органов.
Понятие и правовая охрана земель Охрана земель — это система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное.
Первые русские князья и их деятельность Проблема происхождения Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее.
Виды гражданско-правовой ответственности. Виды гражданского правонарушения. — злоупотребление правом; — совершение сделок.
Источник: studopedia.ru
Вопросы по рассказу «Не пускайте рыжую на озеро»
1. Как складывались отношения между одноклассниками и Светкой и почему?
2. Почему так Света стремилась в поход с одноклассниками?
3. Что было неожиданным в поведении одноклассников в походе? Каково Ваше отношение к ним?
4. Почему рассказчик не подошел к Свете Сергеевой в оперном театре? Как он относится к героине?
5. Что помогло героине выстоять?
6. Что вас пугает в рассказе Елены Габовой?
7. Как должен вести себя любой человек в коллективе?
8. Какие основные проблемы поднимает в рассказе Елена Габова?
9. Как эпиграф отражает тему рассказа?
На этот вопрос еще никто не ответил. Напишите свой ответ или воспользуйтесь поиском:
Источник: znanijam.net
Срочно. 70 БАЛЛОВ
«Не пускайте рыжую на озеро»
Задание:
1. Ответить на вопросы, опираясь на текст произведения:
1. Как относились одноклассники к Свете? Понимает ли и принимает ли ее класс? Как ее называли? Почему
2. Как она реагировала на издевательства класса? Почему?
3. Почему ее не хотели брать в поход?
4. Что сделал Женька, чтобы Света не ехала в поход? Хорошо ли он поступил?
5. Как автор относится к Свете? Почему ему было нехорошо на душе в походе, когда он вспоминал про Свету?
6. Какой предстает перед нами Света на оперной сцене? Что в ней изменилось? Какой прием использует автор в тексте, показывая сначала скромную дурнушку, а потом шикарную знаменитость?
7. Почему автор не пошел в гримёрную к Свете? Какие он сделал выводы из этой истории?
8. Сформулируйте основную мысль. Чему учит произведение?
2.Она не обращала внимания на них, уже привыкла ко всему.
3. Брать не хотели из-за ее вытья.
4.Он выкинул её сумку.
6.Девушка превратилась в красавицу и изумительно пела.
8.Этот рассказ учит быть человечными, помнить, что каждый нуждается в добром отношении.
Источник: sous-otvet.net