Автор конспекта:
Автор(ы): — Михайлова Наталья Ивановна
Место работы, должность: — МОУ «СОШ №40″ учитель русского языка и литературы
Регион: — Саратовская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учащийся (студент)
Класс(ы): — 10 класс
Класс(ы): — 11 класс
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 30
Краткое описание: — В 1950 году вышла первая книга Алексина. С тех пор его произведения издавались десятки раз, они переведены на многие языки мира. А. Г. Алексин лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола, награждён многими медалями. Он удостоен также Международного диплома Г.-Х. Андерсена и дважды включён в Почётный список имени великого датского писателя.
Вступительное слово учителя о писателе:
Анатолий Григорьевич Алексин родился в 1924 году в Москве. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарём ежедневной газеты «Крепость обороны» на одном из оборонных предприятий.
Сатья • Не спешите в развитии отношений
В 1950 году вышла первая книга Алексина. С тех пор его произведения издавались десятки раз, они переведены на многие языки мира.
А. Г. Алексин лауреат Государственных премий СССР и РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола, награждён многими медалями. Он удостоен также Международного диплома Г.-Х. Андерсена и дважды включён в Почётный список имени великого датского писателя.
1. О чём эта повесть?
2. Наша первая встреча с учительницей Евдокией Савельевной . Как описывает её автор? Найдите в тексте и зачитайте.
-Зачитайте, какой видит учительницу отец Оли при первом знакомстве.
— Как вы думаете, какое впечатление создалось о ней у родителей учеников? Можно ли судить о человеке по его внешнему виду?
3. Какой жизненный принцип был у Евдокии Савельевны? Вы с этим согласны?
4. Автор пишет: « Про Оленьку нельзя было сказать, что она «как все». Но разве она в этом была виновата?»
5. Почему не сложились отношения у Оли с Евдокией Савельевной?
Почему не сложились отношения у Оли с одноклассниками?
6. Знали ли родители свою дочь?
« Я понял, что наша дочь впервые столкнулась с предательством»-, так говорит отец Оли. А так ли это на самом деле? Кто кого предал?
7. Почему Оля захотела найти короткий путь? Как вы оцениваете поступок Оли?
8. Кто виноват в том, что Оля такая: «безумная Евдокия», родители или она сама?
9. Так ли безумна Евдокия?
Повесть « Сердечная недостаточность»
1. Расскажите о взаимоотношениях, которые царили в семье героини.
2. О каких чувствах Павлуши говорит нам автор?
3. КАК называют Корякина? Почему каждый герой повести называл этого человека именно так? Что хотел сказать этим автор?
4. Как вы считаете, почему Павлуша не разрешил Гале посетить Корягина в больнице ? Подумайте, как он мог уговорить своего заместителя, чтобы тот отдал свою путёвку Гале?
3.6. Отношения с одноклассниками не складываются; что делать — не знаю.
5. Почему Геннадий Семёнович не пошёл на встречу с ветеранами войны? Как объяснить его поступок?
6. Чем похожи Геннадий Семёнович и Павлуша?
7. Продолжите письмо Гали. Что она хотела сказать Анне Васильевне?
8. Чем похожи эти повести?
9. Характерно то, что многие произведения Алексина написаны от первого лица. Как вы думаете, почему?
Источник: eorhelp.ru
1.Укажите жанр произведения «Безумная Евдокия»:
В) повесть
2. Тема произведения «Безумная Евдокия»:
Б) отношения отцов и детей;
3. Кульминация произведения
А) ссора Люси и Оли;
б) появление Оли на свет
в) исчезновение Оли
4. Какой факт свидетельствует о том, что родители полностью «растворились» в своей дочери?
А) они не замечали проблем окружающих;
Б) они потеряли собственные увлечения и даже не заметили этого;
В) они заставляли Олю много заниматься
5. Почему у Оли не складывались отношения с одноклассниками?
А) они завидовали ей;
Б) Евдокия Савельевна всячески препятствовала этому;
В) Они не признавали её первенства
6. Установите соответствие между персонажем и его характеристикой в произведении
А) «…то и дело звонила домой – даже когда была в школе или… в гостях» –
Б) «…стеснялся красивого лица и слишком стройной фигуры» –
В) « её любви хватало…лишь на себя» –
Г) «Она напоминала ребенка, который в присутствии гостей, повергая
родителей в ужас, может поведать обо всех своих намерениях и выдать
любые тайны семьи» –
Д) «Характер у нее был вулканического происхождения. Говорила она громко, то восторгаясь, то возмущаясь, то изумляясь» –
1).Евдокия Савельевна 2) Люся Катунина 3) Боря Антохин 4)Надя 5) Оля
7. Какой талант, по мнению Евдокии Савельевны, должен быть главным у человека?
8. Почему Оля сбежала от своего класса?
9. Какова, по вашему мнению, основная мысль данного произведения? Постарайтесь сформулировать её в одном предложении. (отдельная оценка)
Ответы
Автор ответа: hadanovich20071
1в
2б
3в
4б
5в
6г
7)Совесть должна быть
Все остальное наживное.
8)поищи в инете или в учебнике
9)ИДЕЯ: автор хотел показать то, что спустя большое время, в своих прошлых записях (поступках) , мы себя не узнаём.
(то есть, когда у мальчика была пора юности он вёл себя уязвимо и податливо, а когда будучи этот мужчина выросший из мальчика читает свои же записи, (возможно, что он там ранее описывал какие-то свои поступки) себя не узнаёт (не помнит что был таким).
АВТОР ЗАДАЁТ ВОПРОС «Кто же он?» потому что, он отказывается верить в то, что был таким когда-то (не признаёт себя прошедшего в юности).
Источник: sous-otvet.net
Безумная Евдокия
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
2.Учить учащихся работать по тексту, подмечая самые тонкие детали и обобщая учебный материал, видеть слово автора.
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую. (Ф.Бэкон)
Музыка «Аве мария»,слово учителя: (читаю предисловие писателя к книге «Прости меня, мама»)
— пронзительными раздумьями о нашем долге перед самым дорогим и близким человеком пронизаны многие произведения Анатолия Георгиевича Алексина. Сегодня на уроке мы войдём в удивительный художественный мир этого талантливого писателя, проанализируем и раскроем силу внутреннего мира его героев, будем учиться работать над словом писателя.
Учитель. Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”.
— Как вы понимаете эти слова английского философа?
Вот определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина. Послушаем небольшую справку о самом писателе.
Заранее подготовленный ученик дает краткую справку о писателе, дети в тетрадях записывают необходимые сведения.
Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты “Крепость обороны” на строительстве завода-гиганта. Первая книга писателя появилась в 1950 году, и с тех пор его произведения издавались много раз и переведены на многие языки мира.
Всем известны его повести “А тем временем где-то”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Очень страшная история”, “Безумная Евдокия” и многие другие. Писатель награжден многими премиями, а также двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он удостоен Международного диплома Ханса Кристиана Андерсена, включен в Почетный список имени великого датского писателя. Всем своим творчеством Анатолий Алексин утверждает нравственную норму, которая выражена в словах одной из его героинь: “ С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата ”.
( Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.)
Учитель. Всем вам хочется, чтобы окружающие почувствовали бы вашу доброту, отзывчивость, хорошие намерения. Никто из вас не думает о себе плохо. Но всегда ли вы правы, всегда ли поступаете справедливо? Над этим стоит задуматься.
Обратимся к повести Анатолия Алексина “Безумная Евдокия”.
— Как вы поняли ее название?
( Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)
РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
— Кто является повествователем в произведении? Что стало предметом повествования? В какой раздел могла бы войти повесть?
( Повествователь — отец Оленьки. Предмет повествования: “Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь”. Он пытается разобраться в истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью, анализирует события, свои мысли, поведение, свое отношение к дочери и окружающим ее людям. Повесть могла бы войти в раздел “Я и я”).
— Что мы знаем об отце и матери Оли?
( Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)
— Что было главным желанием их жизни? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?
(Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”. Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось.
Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.)
— Какою он ее видит?
( Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.)
— Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?
( Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)
— Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?
( Чаще — да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)
— Какою вы увидели Оленьку? (Это задание дети готовили заранее, разбившись на творческие группы.)
А) Отношение к классному руководителю и одноклассникам.
(Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее “безумной”, потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)
Б) Отношение к Люсе.
(Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая “судьбу Леонардо до Винчи”.Но как только Люся обиделась на Олю, она стала “опасным недругом”. Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке “ по системе Евдокии Савельевны”. Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)
В) Отношение к Боре Антохину.
(“Вырос Боря нам на горе”,- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем “внутренней красоты”.)
Дети делают вывод, что главная черта ее характера — себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.
— “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”,- сказал А.П.Чехов. Можно ли эти слова соотнести с Оленькой?
— Кого отец винил в том, что Оля пропала? Почему?
( Отношения Оли с Евдокией Савельевной складывались сложно.Учительница ничем ее не выделяла, пыталась на родительском собрании раскрыть истинное лицо Оли
(“Лицом к лицу лица не увидать”), Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой — это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.
“Ей было некогда вникнуть. Недосуг!”
— Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел?
( Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).
ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ, ВГЛЯДЕВШИСЬ ВНИМАТЕЛЬНО?
— Какой мы видим Евдокию Савельевну в начале повествования?
( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).
— Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?
(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Ведь каждый в своем деле должен быть мастером, художником. Нельзя унижать и презирать людей, а в каждом нужно найти то, что достойно уважения. Это понял в конце повести отец Оли: “Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем?
Наверное, хотела объяснить нашей дочери и ее одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих учеников “таланта человечности”. )
— Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.
(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек.
Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.) — Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ?
(Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм. Оля верила в свое собственное величие и чувствовала превосходство над окружающими ее детьми. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка. Она не хотела способствовать развитию Олиного самомнения.)
— Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы?
(Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)
— Как вела себя Евдокия Савельевна во время поисков Оли? Что выдавало ее волнение?
(Развила бурную деятельность, всюду звонила, нервно крутила диск телефона, говорила слишком уверенным тоном)
— Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, это чувство мщения?
(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле.
Мстительной Евдокию Савельевну назвать нельзя. В трудную минуту она была рядом с Олей: “Оля может принять всю вину на себя”, и “эта ноша окажется для нее непосильной”. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)
— Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне?
(Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)
— Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя,- сказал Гете. Заслуживает ли это имя Евдокия Савельевна?
— Над чем заставила задуматься вас повесть? (Привожу выдержки из ученических работ.)
Эгоизм постепенно превращается в жестокость, в злость не только по отношению к чужим, но и к близким. Так произошло с Олей. Я считаю, что одной из причин ее эгоизма стала слепая любовь ее родителей.
Прочитав произведение, я поняла, что прежде чем назвать человека другом, нужно с ним “пуд соли съесть”: понять его отношение к себе и к людям, чтобы не получилось так, что он предаст тебя в трудную минуту. (
После прочтения произведения, понимаешь, что Евдокия Савельевна была права.
Она боролась за Олин характер, хотела сделать ее человечней и добрей. Теперь я понимаю наших учителей. Они тоже хотят сделать нас добрей, они тоже хотят воспитать в нас талант человечности.
— К чему призывает нас Алексин?
(Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.)
Учитель. Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно — какими. Помните слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен “к судьбам ближнего своего”
Слово о Светлане Копыловой — автор исполнитель высоконравственных притч. Притча «ГВОЗДИ»- «От грубого презрительного слова навеки остаются шрамы у людей»
Прочитать рассказ В.Распутина “Уроки французского”.
Источник: nsportal.ru