Почему в школе возникают конфликты и как помочь ребенку с ними справиться, рассказывает Passion.ru.
Комментарии
Мир детских взаимоотношений сложен и противоречив, и очень грустно, если родители смотрят на жизнь ребенка в школе сквозь розовые очки. Приходится признать, что помимо дружбы, общих интересов и увлечений в детском и юношеском коллективе существуют обиды, неприязнь, споры и конфликты. Попробуем разобраться, почему возникают неприятные ситуации, что служит пусковым механизмом, в чем может заключаться помощь взрослых людей и, что немаловажно, когда именно родителям стоит вмешаться в конфликт. Итак, обо всем по порядку.
Что такое конфликт
Конфликты в школе, виды и решения
Конфликтные отношения, их решение

1.Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.
Почему возникают конфликты на работе?
2. В классе есть ученик-слабак, и другие ученики не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда педагог вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит плохую оценку
3. Чтобы создать гармонию отношений в классе (группе), педагогу необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческой задание, знакомство, с результатами которого может вызвать интерес всего класса (группы). Это поможет ученику раскрыться, показать его внутренние способности и нераскрытые возможности. Для этой же цели подойдет совместное решение заданий, выполнение общественных поручений.
Конфликт «Ученик — учитель »
1.Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.
2. Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте.
Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят. Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.
Что делать, если возник конфликт с одноклассниками?
3. Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.
После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.
Конфликт «Учитель — родитель ученика»
1.Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.
2. Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет. Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.
Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.
3. Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.
Конфликт «Ученик — родитель ученика»
1. Конфликты между родителями и детьми — часто встречаемое социальное явление, которое сопутствует взрослению ребенка и формированию его личности. Конфликты родителей и подростков могут возникнуть и при самых теплых отношениях — они не обходят стороной даже благополучные семьи. Почему возникают конфликты между родителями и детьми? Для ответа на этот актуальный вопрос необходимо понимать природу конфликтной ситуации и знать способы ее урегулирования.
2.Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т.д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что сын ей солгал.
3.Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама н е стала провоцировать сына на новую ложь, задавая вопросы, не стала ругаться. Она объяснила, что будет, если сын перестанет учиться, показала перспективу и предложила сделать выбор.
Источник: znanio.ru
Опять поссорились, или как правильно разрешать конфликты с подростком
Непослушание и эгоистичность ребенка, плохая успеваемость в школе, странные увлечения и подозрительные друзья… С этими проблемами сталкиваются практически все родители, чьи дети постепенно взрослеют и начинают делать собственные выборы. Подростковый период — сложное время для всей семьи. Важно пройти через ссоры с ребенком и взаимные упреки с наименьшими потерями, сохранив уважение и любовь друг к другу. Итак, разберемся: почему возникают конфликты между подростками и родителями? Как правильно их решать и можно ли их избежать?
Причины конфликтов родителей и подростков

Сложности подросткового периода психологи объясняют возрастным кризисом. Он начинается, когда ребенку исполняется 10-12 лет, и заканчивается по достижению 17-19 лет. Это переходный период от одного этапа детского развития к другому. В подростковом возрасте происходят перемены в структуре общения ребенка, перестройка его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. [1] И в первую очередь это ощущают на себе именно родители. Кажется, что еще вчера их малыш был милым и общительным, но сегодня он уже замкнутый и озлобленный на весь мир.
Научим договариваться и достигать компромисса
Российские психологи и педагоги провели опрос среди подростков и их родителей с целью выявить основные причины возникающих в семье конфликтов. При этом ответы детей и взрослых практически совпадают. В числе наиболее распространенных причин конфликтов родителей и подростков называют:
- плохую успеваемость ребенка в школе,
- несовпадение взглядов на жизнь,
- невыполнение ребенком домашних обязанностей.
- позднее возвращение ребенка домой. [2]
Многие конфликты между родителями и подростками обычно возникают буквально «из ничего». Но за любой даже мелкой ссорой стоят глубокие проблемы.
Поведение подростков в конфликте
«Я так больше не могу. Мои родители меня достали. Их опека проявляется буквально во всем — надела ли шапку, где была, что делала. Я достаточно хорошо учусь, но родители даже из-за 2 «четверок» в четверти умудряются сделать проблему. Мать постоянно расспрашивает о моих друзьях и парне, мы можем поссориться по любому поводу.
Это раздражает. Я стала врать, потому что это проще, чем постоянно объяснять родителям, где и с кем я была. Я стала дольше сидеть в школе, у друзей, у парня — просто, чтобы не идти домой! Я живу в клетке, как зверек. Мама спрашивает, почему я ничем с ней не делюсь. Но как иначе?
Ведь любой наш разговор заканчивается ссорой. Надоело так жить».
— Анна, 15 лет
Поведение подростка внешне выглядит как отрицание и обесценивание авторитета взрослых. Он может покрасить волосы в яркий цвет, носить вызывающую одежду, допоздна гулять, найти увлечение, которое не одобряют родные и учителя. Но на самом деле, подросток ругается с родителями не ради конфликта как такового.
Все это попытка вырваться из-под жесткого контроля родных, очертить личные границы. Многие из действий ребенка носят такой подтекст: «Я уже могу и хочу принимать важные для себя решения. Пожалуйста, дайте мне такую возможность!». Но у родителей, поскольку они росли совсем в другое время, проявления возрастного кризиса вызывают только неприятие.
Взрослым может показаться, будто стремительно взрослеющему ребенку глубоко безразлично, что происходит вокруг, поскольку он зачастую ведет себя, мягко говоря, отчужденно. Но это лишь защитная реакция — подросток просто не знает, как решить конфликт с родителями. Поэтому он всеми силами старается уклониться от выяснения отношений в надежде, что ситуация разрешится сама по себе. В итоге он становится замкнутым и неразговорчивым, лжет по поводу и без.
Дети подросткового возраста на претензии и конфликтные действия родителей, как правило, отвечают такими реакциями:
- жесткая оппозиция (демонстративные действия негативного характера);
- полный отказ (неподчинение требованиям родителей);
- изоляция (молчание, сокрытие правды). [3]
Каковы бы ни были причины конфликтов родителей и подростков, для ребенка они становятся огромным стрессом. Напряженные отношения в семье могут обернуться для него серьезными последствиями, вплоть до депрессии. Ребенок, хоть и стремится всей душой к самостоятельности, еще не научился справляться с жизненными трудностями. Ему нужна помощь родителей.
Роль родителей в конфликте
«Моему сыну 12 лет. За последний год мой мальчик очень изменился — стал озлобленным, не слушается, постоянно устраивает скандалы. По вечерам перестал выходить во двор с друзьями, больше времени проводит за компьютером, уроки делает из рук вон плохо. Я пробовала ругать и наказывать за такое поведение, но он просто начинает мстить — не ест, «заваливает» контрольные в школе.
Единственные друзья у него, похоже, — наш кот и компьютер. Я не разрешаю сыну подолгу смотреть телевизор, заблокировала интернет на смартфоне, стала встречать из школы. Надеялась на то, что он перестанет быть таким озлобленным. Но лучше не стало, ребенок все больше отдаляется от меня и от отца. Не знаю, что делать».
— Анастасия, мама 12-летнего Игоря
В младшем возрасте родители для ребенка — весь мир. Но позже все меняется. Дети становятся более самостоятельными, все чаще высказывают свое мнение и хотят поступать по-своему. И все это в глазах родных выглядит как бунт. Изменившееся поведение ребенка они считывают как покушение на собственный авторитет: «Я теперь главный! Будет по-моему!».
В итоге в семье начинается элементарная борьба за власть. Подросток ссорится с родителями, сталкиваясь с их непониманием.
Взрослые, привыкшие к авторитарному стилю воспитания, недовольны буквально всем — учебой и внешним видом ребенка, его выбором друзей и увлечений. Их пугает девиантное поведение любимого чада — лживость, агрессия, интернет-зависимость, игромания. А подросток боится не оправдать завышенных ожиданий родных. Для него это тяжелая ноша.
Главная ошибка родителей в общении с подростком — их жесткий контроль. Многие взрослые, несмотря на то, что у них уже достаточный опыт в урегулировании конфликтов, пытаются подчинить ребенка своей воле. А это только отталкивает и ожесточает подростка, и что самое страшное — «ломает» растущего человека, делая его несамостоятельным и нерешительным.
Можно ли совсем избежать конфликтов?

Ссоры подростков с родителями накаляют отношения в семье до предела, что эмоционально истощает каждого.
Полностью избежать конфликтов невозможно, поскольку между ребенком и родителями всегда будет стоять разница в возрасте. Взрослые воспитывались совсем в другой среде и уже имеют устоявшиеся взгляды на жизнь. Ребенок — это другое поколение, ценности которого могут кардинально отличаться. Столкновение интересов является обычным и вполне нормальным проявлением отношений между людьми разных поколений. Главное — к какому именно итогу оно приведет.
Бессмысленно бороться с проявлениями самостоятельности подростка, не выяснив истинные причины его поведения. Только это поможет понять, как именно урегулировать возникающие конфликты. Главное — объяснить ребенку, насколько важно сохранить близкие, доверительные отношения в семье.
Если же конфликты стали привычкой, можно совместно пройти программу изменения поведения по технологии 7Spsy. Освоив здоровый сценарий поведения, вам будет легче находить компромисс.
Конструктивные и неконструктивные конфликты
Постоянные конфликты подростков и родителей — это риск разрушения отношений и опасность затяжного кризиса. Но по мнению психологов, в возникающих разногласиях потенциально заложено мощное конструктивное начало. Получается, что конфликт может быть полезен, если приводит к «правильному» итогу.
В зависимости от результата конфликты можно разделить на 2 группы — конструктивные и неконструктивные.
- Конструктивные конфликты
Когда ссора перетекает в спокойный диалог и заканчивается компромиссом — это конструктивный конфликт. В данном случае и ребенок, и родители готовы идти на сотрудничество, не умалчивают свои претензии и не держат друг на друга обиды.
К позитивному влиянию конструктивного конфликта можно отнести:
- разрядка напряженности между родителями и ребенком,
- возможность лучше узнать друг друга,
- стимул к личностным изменениям и развитию. [3]
Именно к такому итогу нужно стремиться детям и родителям — не обострять проблему, а конструктивно решать ее. Но важно, чтобы каждая из сторон была нацелена на позитивный результат.
- Неконструктивные конфликты
Неконструктивные конфликты между родителями и подростками носят разрушительный характер. Когда ни у одной из сторон нет приемлемого пути решения возникающих проблем, на первый план выходят взаимные упреки, а не поиск компромисса. Это конфликт ради конфликта — эмоциональный, порой агрессивный. Именно из-за таких пылких ссор подросток становится замкнутым, часто врет, «осваивает» вредные привычки, находит опасные увлечения.
К негативному влиянию неконструктивного конфликта можно отнести:
- полное эмоциональное истощение взрослых и ребенка,
- ухудшение психологического климата в семье,
- полное нежелание идти на контакт друг с другом. [3]
Когда конфликт принял затяжной характер, его непросто перевести из деструктивного в конструктивное русло.
По данным анкетирования, 38 % опрошенных подростков в возрасте 12-13 лет в конфликтных ситуациях с родителями решают проблемы неконструктивными способами (агрессия, замкнутость, защитное поведение). Этот показатель повышается до 44 % у подростков в возрасте 14-15 лет. [2]
Конфликт поколений: как решить проблему постоянных ссор с подростком?

Возникающие между взрослыми и ребенком конфликты усугубляются, когда обе стороны считают, что ведут себя совершенно нормально. Близкие уверены, что заботятся о здоровье и благополучии своего чада. А подросток конфликтует с родителями, поскольку убежден, что не собирался делать ничего дурного и предосудительного, но его не слышат и не понимают. Замкнутый круг.
Отношения родителей и ребенка не должны превращаться в войну. По мнению психологов, оптимальный тип семьи на момент возрастного кризиса — партнерство. Гиперопека, диктатура и сосуществование — неподходящие модели семейных отношений.
Как родителям и подросткам избегать конфликтов? Взрослым важно следовать следующим принципам:
- Не ограничивать самостоятельность ребенка, поддерживая все его начинания.
- Оставить за ребенком право выбора друзей и стиля.
- Стать соучастником всех переживаний ребенка, пытаясь ему помочь, а не научить, «как правильно жить».
- Не упрекать ребенка за неудачи, а попытаться совместно преодолеть трудности.
- Давать ребенку право слова на семейных советах при принятии важных решений.
- Быть терпимее к чертам характера ребенка, которые порой вызывают острое неприятие.
- Не пытаться решить проблему «на эмоциях», а любое столкновение интересов сводить к конструктивному диалогу.
- Избегать в ссорах навешивания ярлыков («ты всегда…», «ты никогда…»).
- Уважать личное пространство ребенка (не входить в комнату без стука, не подслушивать телефонные разговоры, не трогать личные вещи). [1]
Психологи советуют родителям постепенно уменьшать опеку — отдавать ребенку контроль над все большими сферами его жизни. Ему необходимо учиться на собственном опыте и ошибках. Трудный возраст, если в семье присутствует взаимоуважение и любовь, пройдет относительно безболезненно.
Что делать, когда отношения с ребенком «на грани»?
Конфликты между родителями и подростками подчиняются тем же законам, что и конфликты взрослых людей. Разница только в том, что взрослеющие дети больше живут «на эмоциях», а значит даже мелкая ссора может закончиться настоящей бурей. Громкое выяснение отношений — не выход.
И родителям, и ребенку стоит начать с изменения своей модели поведения, избавления от привычки криками и упреками реагировать на провоцирующие ситуации. Важно вовремя среагировать, чтобы не упустить тот момент, когда еще можно наладить отношения друг с другом. Если родителям и подростку самостоятельно не удается найти способы решения конфликтов, поможет психология.
Научим договариваться и достигать компромисса
Технология изменения поведения 7Spsy при конфликтах с подростком ориентирована на формирование новых позитивных установок, которые помогут переводить конфликты в мирное русло. Курс 7Spsy поможет вам выстроить гармоничные отношения с подростком и воспитать в нём необходимые качества.
Это запатентованный, подтвержденный научно метод, основанный на теориях И. П. Павлова, Б. Ф. Скиннера, А. А. Ухтомского. Программа рассчитана на 2-6 недель, подросток занимается самостоятельно в удобное время. Освоив по итогу курса навыки самоконтроля, подросток поймет, как перестать ссориться с родителями. Это поможет ему в дальнейшем без агрессии решать конфликты с родителями, сохранив эмоциональную связь с родными.
Преимущество программы 7Spsy — возможность дистанционной работы с психологом. Ребенку гарантирована полная конфиденциальность. Это важно, поскольку зачастую подростки не желают делиться подробностями своих проблем с учителями и другими значимыми взрослыми, опасаясь их негативной реакции. Кроме того, ребенок получает всестороннюю психологическую помощь — по телефону и e-mail, в онлайн-чатах.
- «Возрастная психология», 2006 г., Г. С. Абрамова
- «Психологические причины конфликтов подростков с родителями» (диссертация, 1996 г.), В. Б. Тарабаева
- «Основы педагогической конфликтологии», 1995 г., В. И. Журавлев
Источник: 7spsy.com