Суффиксальный способ образования — это создание нового слова присоединением к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий в русском языке.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Рассмотрим, что такое суффиксальный способ образования слов, какие суффиксы участвуют в их появлении. Приведем примеры.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов состоит в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
Определение
Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Понаблюдаем, как с помощью суффиксов образуются новые слова:
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Чтобы безошибочно определить суффиксальный способ образования слова, различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Все способы словообразования
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только грамматические формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
В этих примерах нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бега ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.

Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
-ан-/ян-, -ин-, -онн-/енн-, -ск-, -ист-, -ат-, -аст-, -ив-/ев-, -лив-
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видео «Образование слов при помощи суффиксов»
Источник: russkiiyazyk.ru
Помогите.В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.А3. Суффиксальным способом образовано слово 1) усыновить 4) (красивая) ванна2) первоисточник .
Помогите. В каждом задании может быть 1, 2 и более правильных ответов.А3. Суффиксальным способом образовано слово 1) усыновить 4) (красивая) ванна 2) первоисточник 5) перевозчик 3) благородно (поступить) А5. Слова пила (воду) – (визжала) пила – это 1) синонимы 3) разные значения многозначного слова 2) антонимы 4) омонимы А6.
Устойчивое словосочетание (фразеологизм) есть в предложении 1) Не стоит лезть на стену – всегда можно договориться. 2) Свинья села в лужу посредине дороги. 3)Он возвратился и попал, как Чацкий, с корабля на бал А7. К первому склонению относится существительное 1) галерея 4) кино 2) время 5) лось 3) боль А8. Ко второму спряжению относится глагол 1) реять 4) шить 2) кричать 5) обидеть 3) беречь
Источник: cwetochki.ru
1. Что изучат морфемика? 1) участие морфем при образовании новых слов, 2) морфологические категории слов; 3) морфемный
состав слова; 4) значение слова. 2. В каком ряду перечислены все морфемы русского языка в порядке их расположения в слове? 1) префикс, корень, суффикс, флексия, постфикс, интерфикс; 2) префикс, корень, интерфикс, суффикс, флексия, постфикс; 3) префикс, корень, суффикс, флексия, интерфикс, постфикс; 4) префикс, корень, постфикс, суффикс, флексия, интерфикс. 3.В каком слове нет окончания?
1) взгляд, 2) фазаний, 3) красивый, 4) серьезно. 4. В каком слове есть суффикс -ат-? 1) ноздреватый, 2) узорчатый, 3) крупитчатый, 4) решетчатый. 5. В каком слове есть суффикс -ар-? 1) комар, 2) ударный, 3) словарный, 4) коварный. 6. В каком слове есть интерфикс? 1) чтец, 2) певец, 3) лес, 4) упоение. 7. В каком слове два суффикса?
1) властелин, 2) испачканный, 3) искривленный, 4) вознаграждение. 8. В каком слове следующее морфемное строение: приставка + корень + суффикс? 1) вклад, 2) умелец, 3) вширь, 4) вскоре. 9. Что такое производная основа?
1) основа, которая состоит из корневой морфемы; 2) основа, которая служит источником дальнейшего словообразова-ния; 3) основа, в которой помимо корня есть аффиксы; 4) основа, в которой нельзя выделить морфемы. 10. Какое слово образовано неморфологическим способом? 1) сейчас, 2) учительская, 3) по-дружески, 4) предгрозовой. 11.
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1) изголодаться, 2) по-зимнему, 3) вызывающе, 4) подписать. 12. Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке: черный – чернить -…..- очернитель? 1) чернеть, 2) черновой, 3) очернить, 4) чернота. 13. Укажите производящую основу для слова «по-домашнему».
1) дом-, 2) домаш-, 3) домашн-, 4)-домашнем. 14. Какое слово образовано приставочным способом? 1) подземный, 2)разбитый, 3)вдвое, 4)дальновидный. 15.
В каком слове есть формообразующий суффикс? 1) качалка, 2) поспешно, 3) качался, 4) синее (небо).
Источник: uchi.ru