Тема курсовой заключается в рассмотрении деятельности российской императрицы Екатерины II в области создания и издания сатирических журналов. Эта тема достаточно хорошо изучена в настоящее время, но это не умаляет ее важности для развития современной журналистики. Как известно, без знания прошлого не будет будущего, поэтому подобного рода работы помогают лучше узнать об истоках зарождения журналистики в России, проследить тенденцию ее развития, и таким образом избегать ошибок прошлого в настоящее время.
Объектом исследования является тенденция развития журналов и газет в период правления Екатерины II Великой, зарождение и исчезновение тех или иных изданий.
Предметом исследования хочется выделить так же и саму Екатерину II, ее деятельность в сфере журналистики, а так же слегка затронуть ее внутреннюю и внешнюю политику, ведь именно это нашло отображение в тех изданиях, что выходили по ее воле и желанию. Курсовая работа состоит из трех глав.
Глава 1. Идеи Просвещения в России
КАК И ЗАЧЕМ ЧИТАТЬ ЖУРНАЛЫ? Мои ТОП-5 бумажных СМИ
XVIII век для России был веком учебы у Запада. Петр Великий ввез в Россию западную технику, Елизавета – моду и манеры, а Екатерина II распространяла и воплощала в России идеалы Запада.
Екатерина II, взошедшая на престол в результате дворцового переворота, страстно стремилась упрочить свое положение в качестве правительницы. Очень много людей восставало против ее правления, что очень беспокоило Екатерину. Именно поэтому она пыталась привлечь к себе как можно больше людей и предупредить растущее недовольство. Одним из способов это сделать являлась литература.
Екатерина не только вывела Россию в число европейских стран, но и наладила прямые контакты с некоторыми из выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Первым ее шагом в этом направлении было приглашение д’Аламбера осенью 1762 года на роль воспитателя великого князя Павла Петровича. Но он отказался.
Прямые связи с Вольтером[1]императрице удалось наладить гораздо успешнее. Вольтера издавна интересовала Россия. При посредстве Пикте Екатерина снабдила Вольтера достоверным описанием своего восшествия на престол, и дала знать Вольтеру, что готова позволить энциклопедистам перенести подготовку и печатание их великого руда в Ригу. Между ними завязалась переписка, продолжавшаяся вплоть до смерти Вольтера в 1778 году.
Это была переписка, процветавшая благодаря расстоянию, разделявшему корреспондентов, и тому, что они никогда не встречались лично.
Если попытаться нарисовать портрет России времен Екатерины II, то Просвещение послужит лишь рамой, в лучшем случае – фоном. Идеи Просвещения, усвоенные крайне непрочно чрезвычайно малой частью россиян, исказились под влиянием российской действительности. Тем не менее, в следующем, XIX столетии просвещенное российское общество все сильнее и сильнее станет поворачивать ход истории на свой лад.
В увлечении науками и изящными искусствами проявилась еще одна сторона многогранной натуры императрицы. Екатерина занималась коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглашала европейских художников украшать ее дворцы и города.
Сюжетик про журнал
Среди известных приобретений Екатерины – библиотеки Дидро и Вольтера. За сравнительно короткий срок, не жалея средств, она купила уникальные живописные собрания таких меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры Рафаэля, Пуссена, Ван Дейка, Рубенса, Рембрандта и других знаменитостей. Екатериной II был основан Эрмитаж – богатейшее собрания художественных коллекций при дворце.
Глава 3. Развитие российской периодики
Журналистика, о создании которой Петр Великий мечтал еще в 1702 году, до середины века оставалась под присмотром государства. Либеральное влияние императрицы сыграло решающую роль в расцвете журналистики.
Очень многие статьи, там опубликованные, были написаны Фонвизиным. Его интересовала общественная проблема – отношение между дворянством и крестьянами, иными словами – крепостное право, которое он яростно осуждал и которое, по его словам, ничем не отличалось от рабства.
Журналистика заняла такое место в русской литературе XVIII века потому, что Екатерина поощряла е различными способами, помогая рождению изданий, принимая конкретные меры по печатанию книг и журналов. Любой человек, желавший основать типографию, имел на это право, согласно указу от 1783 года, при условии регистрации в полиции.
Конечно, существовала какая-то цензура: было запрещено критиковать религию, власти или оскорблять нравственность. Но такая цензура, как правило, осуществлялась самими издателями, старающимися избегать всякой темы или автора, из-за которого могло последовать запрещение издания. Иногда местные полицейские органы, больше движимые своими собственными убеждениями, чем ясными директивами, играли роль цензоров. Лишь в 1796 году Павел I ввел цензуру как учреждение.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими преобразованиями. Заботами императрицы учреждаются институты, кадетские корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерины в этой области можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепосных крестьян). В губернских городах возникают главные, а в уездных – малые народные училища.
История правления Екатерины II — это история блестящих благих пожеланий и их весьма умеренного и искаженного осуществления. Благодаря деятельности императрицы, в России наконец-то появилась периодическая печать, и относительная, но реальная свобода слова и мнения. Разумеется, не все было гладко, но, тем не менее, оглядываясь в прошлое, на эпоху правления Екатерины II, можно с уверенностью утверждать, что эта великая женщина дала толчок к развитию духовности в стране, открыла необозримые границы литературы и искусства, поставила Россию в один ряд с европейскими странами. Более того, она наладила прямые контакты с знаменитейшими мыслителями эпохи Просвещения.
Журналистика продолжила свое существование даже после кончины Екатерины II, переживала свои взлеты и падения, как и все в этом мире, но неизменным оставалось одно – то, что Екатерина заложила в основу периодических изданий, осталось, и неустанно напоминает о себе. Кто знает, быть может, без Екатерины II в наши дни и не было бы столь развитой журналисткой деятельности, которую мы имеем в данный момент.
Екатерина II была незаурядной и неподражаемой женщиной. Она – первый монарх, который ввел в России журналистику и иностранную литературу, и внесла тем самым неоценимый вклад в историю и духовную культуру России.
Аксёнова, М. История России и ее ближайших соседей, от дворцовых переворотов до Великих реформ/ М. Аксёнова – М.: Астрель, 2006. – 701с.
Борзаковский П.К. Императрица Екатерина Вторая Великая/ П.К. Борзаковский – М.:Панорама, 1991. – 48с.
Д’Анкосс, Э. Екатерина II: Золотой век в истории России/ Э. Д’Анкосс – М.: РОССПЭН, 2006. – 448с.
де Мадариага, И. Россия в эпоху Екатерины Великой/ И. де Мадариага – М.:Новое литературное обозрение, 2002. – 973с.
Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой/ А.Б. Каменский – М.: 1997.
Каменский, А.Б. Под сению Екатерины, вторая половина XVIII века/ А.Б. Каменский – СПб. — 1992.
Лаппо-Данилевский, А.С. Очерк внутренней политики императрицы Екатерины II/ А.С. Лаппо-Данилевский — СПб.: Новое литературное обозрение, 1898. – 65с.
Левин Ю.Д. Английская просветительская журналистика в русской литературе XVIII в. //Эпоха просвещения: из истории международных связей русской литературы. Л., 1967.
Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.; Л., 1951.
[1]де Мадариага, И. Россия в эпоху Екатерины Великой/ И. де Мадариага – М.:Новое литературное обозрение, 2002. – С.457.
[2]Аксёнова, М. История России и ее ближайших соседей, от дворцовых переворотов до Великих реформ/ М. Аксёнова – М.: Астрель, 2006. – С.105.
[3]Левин Ю.Д. Английская просветительская журналистика в русской литературе XVIII в. //Эпоха просвещения: из истории международных связей русской литературы. Л., 1967.С.44.
[4]Макогоненко Г. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М.; Л., 1951.С.16.
[5]Каменский, А.Б. Под сению Екатерины, вторая половина XVIII века/ А.Б. Каменский – СПб.; 1992.С.101.
[6]Д’Анкосс, Э. Екатерина II: Золотой век в истории России/ Э. Д’Анкосс – М.: РОССПЭН, 2006. – С.78.
[7]Каменский, А.Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой/ А.Б. Каменский – М.: 1997.С.56.
- Польза радиации доклад по физике
- Защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей рб доклад
- Известный баскетболист доклад по физкультуре
- Неразгаданная тайна эгейской письменности доклад
- Доклад тематическая картина бытовой и исторический жанры
Источник: obrazovanie-gid.ru
3. Первые журналы
Во второй половине (XVIII) серьёзное развитие получило издательское дело . Теперь информация распространялась через газеты и журналы. Особенно значимо это было в деле донесения до людей идей Просвещения.
Русская журналистика получила мощный толчок в развитии во второй половине (XVIII) века.
![]()
Какое периодическое издание существовало в России при Петре (I)?
В (XVIII) веке начали выпускаться журналы , в первую очередь это было связано с зарождением частной публицистики. На протяжении (1759) года каждый месяц выходил номер « Трудолюбивой пчелы » под редакцией А. П. Сумарокова. Это издание считается первым частным журналом в России. Выпущенный во времена правления Елизаветы Петровны, журнал критиковал роскошный образ жизни правящей элиты, казнокрадство, взяточничество. В связи с его критической направленностью журнал в итоге был закрыт.

Рис. (1). «Трудолюбивая пчела»
В (1759)–(1760) гг. еженедельно выходил журнал « Праздное время в пользу употреблённое » . Издание принадлежало группе преподавателей Сухопутного шляхетского корпуса. Основными темами, которые поднимались авторами, были морально-нравственные: честь, душевное спокойствие, надежда, вера.
Популярными изданиями были сатирические. В (1769) году вышел журнал « Всякая всячина » . Издал его Г. В. Козицкий, но настоящим автором была сама Екатерина (II). На страницах журнала в лёгкой манере обличались человеческие слабости — жадность, скупость, слабость. Предлагалось с лёгкостью смотреть на жизнь, быть терпеливыми и смиренными.
Рис. 1. Обложка журнала «Трудолюбивая пчела». 1759. Общественное достояние (дата обращения 14.12.2022).
Источник: www.yaklass.ru
Подготовьте доклад для одноклассников о рубриках и основных идеях какого либо журнала
«Книжный ряд» изначально задумывался как ключевая рубрика журнала. Выбор оказался верным: вскоре «МФ» стал одним из крупнейших «глянцев», рассказывающих о книгах. Однако в первых номерах редакция была ещё очень скромной и не уверенной в своих силах, так что вместо рецензий печатала издательские аннотации. Две первые робкие рецензии появились в третьем номере. И только к восьмому номеру редакторы начали ставить в рецензиях оценки.
Раздел потихоньку расширялся. Постепенно приходили новые рубрики: «Современники» (№12), рубрика рекомендаций «Что почитать?» (№14), «Сериал» (№23). К концу второго года существования журнала «Книжный ряд» приобрёл структуру, которую сохраняется до сих пор: новости, контакт, рецензии, статьи.
«Машина времени» была настолько хорошо придумана, что и сейчас состоит из тех же элементов. Концепция рубрики — всё об истории, мифологии и науке. Первые два года принесли «Машине» две новые рубрики: «Арсенал» (запущен в №12) и «Если бы» (с №20). Обе присутствуют в журнале до сих пор.
«Игровой клуб» в первых «МФ» существовал лишь постольку, поскольку журнал выпускался в издательстве, где журналов без игр просто не было. Основной идеей былоотобрать пару свежих фантастических проектов и рассказать о них доступно-популярно.
А вот к настольным играм подход был серьёзный. Специализированных изданий о настольных играх в тот момент не было, так что разбору настолок посвятили куда больше пространства. За первые годы существования «МФ» напечатал о много статей, популяризирующих настольные игры и разъясняющих основы движения настолыциков, ролевиков и реконструкторов.
«Видеодром» — раздел, названный в честь культового фантастического фильма, — как и «Книжный ряд», первоначально обходился без рецензий. Некоторое время редакция обозревала исключительно рынок DVD. Это происходило потому, что кинопрокатчики не спешили присылать редакции журнала флаеры на пресс-показы. Через полгода всё же прокатчики образумились. Так появилась рубрика кинорецензий.
Вместе с ней появились ещё две рубрики: «На съёмочной площадке» и «Скоро на экранах», объединившиеся в одну «Съёмочную площадку».
Журнал посвящённый всем проявлениям фантастики, не мог обойти стороной творчество японской интеллигенции. Аниме- раздел был предложен в «Почтовой станции» седьмого номера. Редакция среагировала оперативно: первую статью об аниме поместили уже в восьмой, а с десятого начали рецензировать аниме в «Новинках видео». С №18 статьи про аниме стали постоянным включением «Видеодрома».
«Врата миров» — раздел о вымышленных вселенных. В этом его фундаментальное отличие от «Машины времени», которая рассказывает о реально существующих вещах. Или, хотя бы, о явлениях, похожих на реально существующие.
В первом номере «Врата» состояли из единственной статьи про мир Вестероса. Ко второму был изобретён «Бестиарий». Через некоторое время описания миров решено было выделить в отдельный раздел — «В центре Вселенных». К концу 2004 года стало понятно, что полноценный раздел о вселенных (то есть не менее пяти статей в номер) редакция не потянет, так как кончаются вселенные. Остатки «Центра» слились с «Вратами».
В тринадцатом номере в журнале появился «Информаторий», а в девятнадцатом — первое интервью с художником—Луиса Ройо.
Текущий формат «Зоны развлечений» сформировался не сразу. Самая сложная история приключилась с рассказами. В первых «МФ» было целых три рассказа, выделенных в отдельную рубрику «Читальный зал». Рубрика свободно распадалась на сегменты и мигрировала по всему журналу. Лишь к восьмому номеру рассказы нашли своё мёсто в конце журнала.
«Почтовая станция» появилась уже во втором номере. Общение сводилось к пожеланиям и предложениям со стороны читателей и благодарностям и обещаниям со стороны редакции. Первой дискуссией рубрики стала дискуссия, а нужны ли дискуссии в этой рубрике.
Третий номер стал дебютом одной из самых популярных рубрик, — комикса. Рисовал его Александр Ремизов. Характерная манера рисования так понравилась читателям и редакции.что через некоторое время иллюстрации украсили заголовки всех рубрик. Так же художник предложил нарисовать главного редактора и поставить эту картинку рядом со вступительным словом.
журнал фантастика издательский дом
Источник: studbooks.net