Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.
В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе, методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т.д.
Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.
Глава 1. Примерный план психологической диагностики.
Глава 2. Исследование уровня сформированности нравственного воспитания (3-11 классы).
2.1. Анкета « Как определить уровень воспитанности?».
2.2. Диагностика нравственной самооценки.
2.3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым).
❌FAKE BLOOD❌FAKE CONFLICT❌ согласны с Гуфи?? #story
2.4. Диагностика этики поведения.
2.5. Диагностика отношения к жизненным ценностям.
2.6. Диагностика нравственной мотивации.
Глава 3. Исследование уровня индивидуального стиля здорового образа жизни учащихся (5-11 классы).
3.1. «Определение адаптационных возможностей организма к физическим нагрузкам».
3.2. Анкета «Будем здоровы!».
3.3. «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».
3.4. Методика «Самочувствие Активность Настроение» (САН).
Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).
4.1. Диагностика личностных УУД.
4.1.1.Тест на определение самооценки «Лесенка».
4.1.2. Анкета по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова).
4.1.3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А. Д. Андреева).
4.1.4. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо».
4.2. Диагностика регулятивных УУД.
4.2.1. Методика «Рисование по точкам».
4.2.2.Методика «Корректурная проба» (буквенный вариант).
4.3. Диагностика познавательных УУД.
4.3.1.«Найди отличия» — сравнение картинок.
4.3.2. Выделение существенных признаков.
4.3.3. Логические закономерности.
4.3.4.Исследование словесно-логического мышления.
4.4. Диагностика коммуникативных УУД.
4.4.1. Узор по диктовку.
4.4.3. «Левая и правая сторона».
4.4.4. «Совместная сортировка».
4.4.5.«Дорога к дому».
Глава 5. Исследование уровня адаптация учащихся в школе (1, 5 классы).
5.1.Адаптация первых классов.
5.1.1.Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (анкета для родителей).
5.1.2.Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.
5.1.3.Диагностика готовности ребенка к школе по методике Керна – Йиерасека.
5.1.4.Проективная методика рисунок «Кактус».
5.2.Адаптация пятых классов.
5.2.1.Тест школьной тревожности Филлипса.
5.2.2.Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
5.2.3. Групповой интеллектуальный тест.
Глава 6. Общая диагностика 2-4 классов.
6.1.Методика Н. Г. Лускановой на изучение мотивации учебной деятельности.
6.2.Детский вариант шкалы явной тревожности.
6.3.Тест школьной тревожности Филлипса.
6.4.Тест «Рисунок школы».
6.5.Анкета для привлекательности классного коллектива.
Глава 7. Общая диагностика 6-11 классов.
7.1.Шкала личностной тревожности для учащихся 10-17 лет.
7.2.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах.
7.3.Изучение особенностей Я — концепции.
7.4.Методика экспресс — диагностики характерологических особенностей личности.
7.5.Оценка отношений подростка с классом.
7.6.Оценка психологического климата в классе.
Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Исторический опыт использования психодиагностических данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.
Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
— составление социально-психологического портрета школьника;
— определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
— выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.
1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели — так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
— экспертные опросы педагогов и родителей;
— структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
— психологическое обследование школьников;
— анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс — методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.
В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).
В главе 2 представлены методики на исследование уровня сформированности нравственного воспитания учащихся (3-11 классы).
В главе 3 представлены методики на исследование уровня индивидуального стиля ЗОЖ учащихся (5-11 классы).
В главе 4 представлены методики для мониторинга сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС).
Методики на исследование уровня адаптации 1 и 5 классов представлены в главе 5.
В главах 6-7 представлены методики для общей диагностики 2-4 и 6-11классов.
Глава 1. Примерный план психологической диагностики.
Примерный план диагностической деятельности психолога в школе
Источник: globuss24.ru
Диагностика Уровня Школьной Тревожности
Диагностика уровня школьной тревожностиВнимательно прочитайте расшифровку, прежде чем тестировать ребёнка!Методика направлена на выявление уровня школьной тревожности у младших и средних школьников. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Отвечая на вопрос, ребёнок должен записать его номер и ответ “+”, если согласен с ним, или “-”, если не согласен.
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить,
насколько ты знаешь материал?3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не
знаешь урок?5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении
нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому
что боишься сделать глупую ошибку?9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?10.Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в
разные игры?11.Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?12.Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?13.Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что
тебя, как правило, не выбирают?14.Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают
отвечать?15.Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих
одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?16.Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?17.Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?18.Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь
ошибку при ответе?20.Похож ли ты на своих одноклассников?21.Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним
справился?22.Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо
запомнишь?23.Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос
24.Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?25.Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей
работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26.Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27.Боишься ли ты временами вступать в спор?28.Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда
учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?29.Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих
друзей, что ты хочешь выслужиться?30.Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к
которым ребята относятся с особым вниманием?31.Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя
задевает?32.Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не
справляются с учебой?33.Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают
на тебя внимание?34.Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?35.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?36.Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих
одноклассников?37.Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?38.Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?39.Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои
одноклассники?40.Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это
время другие?41.Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых
нет у других ребят в классе?42.Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть
лучше их?43.Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?44.Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с
учителем?45.Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и
поведение?46.Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем
другие ребята?47.Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли
ты, что вот-вот расплачешься?48.Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с
беспокойством о том, что будет завтра в школе?49.Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что
совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?50.Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51.Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52.Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?53.Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь
ли ты страх, что не справишься с ним?54.Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то,
чего не можешь ты?55.Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои
одноклассники понимают его лучше, чем ты?56.Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу
проверочную работу?57.Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь
это плохо?58.Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на
доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается: 1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
1. Общая тревожность в школе — 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 222. Переживание социального стресса — 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 113. Фрустрация потребности в достижение успеха — 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 134. Страх самовыражения — 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 65. Страх ситуации проверки знаний — 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 66.
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 57. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 58. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8
Содержательная характеристика каждого фактора.
Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
1 — 7 — 13 — 19 — 25 + 31 — 37 — 43 + 49 — 55 —
2 — 8 — 14 — 20 + 26 — 32 — 38 + 44 + 50 — 56 —
3 — 9 — 15 — 21 — 27 — 33 — 39 + 45 — 51 — 57 —
4 — 10 — 16 — 22 + 28 — 34 — 40 — 46 — 52 — 58 —
5 — 11 + 17 — 23 — 29 — 35 + 41 + 47 — 53 —
6 — 12 — 18 — 24 + 30 + 36 + 42 — 48 — 54 —
Источник: pdfslide.net
Сайт психолога Гагатлинской СОШ
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одн из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно, управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной и школьной тревожности.
Все это означает, что дети могут испытывать значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено.
Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о своих учителях. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Подобные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.
У большинства детей подобные отклонения исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в средней школе:
— Очень много разных учителей.
— Непривычное расписание (новый режим).
— Много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены
— Новые дети в классе
— Новый классный руководитель.
— В средней школе они снова – самые маленькие, а в начальной школе были уже большими.
— Проблемы со старшеклассниками.
— Возросший темп работы
— Другие нормы оценок.
— Новые, непривычные требования к оформлению работ.
— Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов:
— Усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте, как правило, сильнее, чем страх самовыражения.
— Для ребенка младшего подросткового возраста чрезвычайно важно мнение других людей о нем и о его поступках, особенно мнение одноклассников и учителей.
— Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности.
Все психологические особенности постепенно начинают проявляться в возрасте 10-11 лет – при переходе в среднюю школу, достигая апогея к 13-14 годам. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте может оказаться непростым.
Выделяют такие виды школьной дезадаптации пятиклассников:
1. Интеллектуальная — низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая — несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность, асоциалъность).
3. Коммуникативная — затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная — тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического исследования в 5-х классах является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе школьников для преодоления трудностей периода адаптации к средней школе.
Методы сбора информации:
· Обоснование выбора диагностического инструментария.
· Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:
· – показательность
· – учет системного характера
· – учет возрастной специфики
Диагностика адаптационного периода пятиклассников
В соответствии с вышесказанным были выбраны методики для мониторинга адаптации пятиклассников.
1. «Социометрия» Д.Морено — для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы.
2. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса — изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.
3. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние М.И.Лукьянова, Н.В.Калинина – изучение школьной мотивации пятиклассников.
4. Анкета «Как определить состояние психологического климата в классе» Федоренко Л.Г. — изучение психологического климата в классе.
Требования к методам, инструментарию и организации оценивания адаптации пятиклассников
· адекватность методик целям и задачам исследования;
· теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
· адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
· валидность надежность применяемых методик;
· профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
· этические стандарты деятельности психологов.
Теоретическая обоснованность методик
Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.
Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.
Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам.
Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.
Социометрия» автор Дж. Морено.
Социально-психологический тест разработанный Дж. Морено (имеет много модификаций), применяется для оценки межличностных эмоциональных связей в группе, т. е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач:
а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
в) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа.
Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищи для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели работать?») и негативные («С кем бы вы не хотели работать?»). После выбора и формулировки критериев составляете и опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая разминка). В ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания, гарантировать сохранение тайны ответов.
Примерный текст инструкции. «При формировании вашей группы, естественно, не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно знакомы друг с другом. Сейчас взаимоотношения в группе достаточно определились, и для вас, и для вашего руководства выгодно учитывать ваши пожелания при организации деятельности вашего коллектива. Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой. Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы.
Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
1) Количество выборов ограничивается 3 — 5;
2) разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);
3) испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее первый способ. С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий, Кроме того, методом ранжирования удается снять опасение за отрицательный выбор. Ниже приведен пример обследования группы при помощи первого способа выбора, то есть каждый респондент имеет право выбрать только трех человек. Вопросы в прямой форме составлены по позитивному критерию.
Бланк социометрического опроса
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашего класса с учетом отсутствующих.
1. Если ваш класс будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
2. Кого бы ты из класса пригласил на свой день рождения?
3. С кем из класса ты пошел бы в многодневный туристический поход?
Обработка данных и интерпретация результатов
На основании полученных результатов составляется матрица (таблица 1). Матрица состоит: по вертикали – из списка фамилий группы, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали – их номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Таблица 1 (критерий выбора: 1)
Матрица социометрических положительных выборов
Источник: osras.blogspot.com