При образовании видовой пары у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о – а в корне. Поэтому проверять гласную в корне глагола СВ нельзя глаголом НСВ с суффиксами -ИВА-/-ЫВА-. Чередование гласных порождает ошибки в образовании глаголов НСВ от производящего глагола СВ, в котором гласная в корне под ударением: боль — обезболить — обезболивать (обезбаливать — ошибка).
- Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный о, то в парном глаголе несовершенного вида вместо опоявляется а. Это правило в настоящее время в литературном языке не знает исключений: вЫсмотреть – высмАтривать, корни «смотр» и «сматр»; затормозИть – затормАживать, корни «тормоз» и «тормаж».
- Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно, например: обезбОлить – обезбОливать, уполномОчить – уполномОчивать. (но тенденция к замене -о- на -а- охватила почти всю эту группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых еще в начале ХХ в. зарегистрированы формы с -о-, теперь употребляются только с -а-)
- Под влиянием тенденции к замене она аряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением, например: облагорОдить – облагорАживать (сравните корни!); заморОзить – заморАживать (сравните корни!). Эти слова – исключения из правила 2, их достаточно много.
- К этому пункту правила типу глаголы (их более 20), которые еще в начале ХХ в. писались только с -о-, теперь колеблются в употреблении («обуслОвить(ся)» – обуслОвливать(ся) и обуслАвливать(ся), от «сосредотОчить(ся)» – сосредотОчиваться(ся) и сосредотАчивать(ся).
приготовить
Вид глагола: совершенный и несовершенный
подготовить
приготАвливать
подготАвливать
затоптать
затАптывать
выхлопотать
выхлопАтывать
прихлопывать
отморозить
отморАживать
выработать
вырабАтывать
перестроить
выстроить
перестрАивать
выстрАивать
рассредотОчиваться наряду с сосредотАчиваться
обуслАвливаться наряду с
Источник: grammatika-rus.ru
Какие можно привести примеры глаголов совершенного и несовершенного вида?
Глаголы совершенного вида указывают на завершенность какого-либо действия, состояния или процесса (глаголы прошедшего времени) или на начало действия (глаголы будущего времени).
Вопросы — что сделать? что сделал? что сделает? и др.
Глаголы несовершенного вида обозначают повторяющиеся, продолжающиеся и длительные действия, без указания на их завершение.
Вопросы — что делать? что делает? что делала? и др.
Глаголы совершенного вида — примеры
Он (что сделал?) решил пример. (решил).
Мама (что сделала?) сходила в магазин. (сходила).
Хотелось бы (что сделать?) сходить на этот концерт. (сходить).
Совершенный и несовершенный вид глагола
Узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Определение
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (движение и перемещение в пространстве, физическое и душевное состояние человека, изменение состояния и пр.) и выражающее это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
- что делает? рисует;
- что сделал? нарисовал;
- что сделает? нарисует.
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Определение
Вид глагола — категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, ограниченность или неограниченность действия.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:

Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
- действие, ограниченное пределом в какой-либо момент его осуществления;
- обозначают результат, законченность всего действия или его фазы.
Например:
- что сделать? родить, бросить, купить;
- что сделать? обозначить, ответить, упростить.
В большинстве случаев значение совершенного вида связывается с достигнутым результатом действия.
- (что сделать?) написать письмо;
- (что сделать?) поймать рыбу.
Глаголы совершенного вида могут обозначать начало действия:
Некоторые глаголы с суффиксом -ну- выражают однократность законченного действия:
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
- действие в протяженности, без указания на его предел;
- незаконченность действия.
Например:
- что делать? учить, красить, бегать, капать;
- что делать? нести, ползти.
Среди глаголов несовершенного вида выделяется группа глаголов с суффиксами -ыва-/-ива-, обозначающих многократные, регулярно повторяющиеся действия:

Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
летать, рисует, выбирали
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
вернуться, напишет, пришли
Второй способ — слово «буду»
- К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду», например: «петь» — «буду петь» (несовершенный вид).
- К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя, например: «спеть» — нельзя сказать «буду спеть» (совершенный вид).
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
- брос и ть — брос а ть;
- конч и ть — конч а ть;
- встрет и ть — встреч а ть;
- обид е ть — обиж а ть;
- сосредоточ и ть — сосредоточ ива ть;
- приуроч и ть — приуроч ива ть;
- уполномоч и ть — уполномоч ива ть;
- достиг ну ть — достиг а ть;
2. приставками
- готовить — при готовить;
- брать — со брать;
- гнать — вы гнать;
- звать — на звать;
- работать — пере работать;
- морозить — под морозить.
Таблица
| слушать | послушать |
| читать | прочитать |
| писать | написать |
| пить | выпить |
| готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
- разре́зать — разреза́ть;
- засы́пать — засыпа́ть;
- отре́зать — отреза́ть.
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
- оп о здать — оп а здывать;
- ст е реть — ст и рать:
- взд о хнуть — взд ы хать;
- изл о жить — изл а гать;
- уто м ить — уто мл ять;
- защи т ить — защи щ ать;
- упро с ить — упра ш ивать.
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
- (что делать?) ловить — (что сделать?) поймать ( неверно: споймать);
- положить — класть;
- вкладывать — вложить;
- накладывать — наложить (повязку);
- брать — взять;
- искать — найти.
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
- (что сделать?) грянуть,очутиться;
- (что делать?) присутствовать,сожалеть.
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
Видеоурок
Источник: russkiiyazyk.ru