Прилагательное «референтная» происходит от латинского слова «referens» — «сообщающий», что, помимо прочего, означает «докладчик, консультант по определенным вопросам». Близкие слова: «реферат» — изложение сущности какого-то вопроса, «рефери» — судья в спортивном состязании, «референдум» — в буквальном переводе «то, что должно быть сообщено».
Таким образом, референтная группа — это группа значимых для человека людей, к мнению, советам которых он прислушивается, от чьих оценок зависит его самоощущение. Это те люди, которым он сам отдал право «судить» себя, от которых он готов принимать искреннюю обратную связь.
Референтная группа есть у многих людей. Ее количественный состав может быть разным, но в современном городском обществе она, как правило, не особенно многочисленна. Референтная группа может ограничиваться рамками семьи, а может и совсем не включать ее. Это может быть группа одноклассников или коллег по лаборатории, армейских сослуживцев или туристов, студенческая компания или скамеечное сообщество старичков и старушек. Часто, но не совсем точно референтную группу обозначают словосочетанием «своя компания».
Как родителям и подросткам понять друг друга?
В основе существования референтных групп лежит древнейшее разделение «свой — чужой». Своим я доверяю и они мне доверяют, своих я в случае чего буду защищать и сам могу рассчитывать на их помощь и поддержку. С чужими все наоборот. Понятно, что изначально своими был свой род, свое племя, а чужими — все остальные.
Сегодня мы (по крайней мере, большая часть населения России) живем отнюдь не в условиях родоплеменных отношений, но разделение на «свой — чужой» вполне живо в нашем менталитете. В самом деле, ведь нельзя доверять абсолютно всем. Значит, надо как-то выбирать.
Взрослые люди, как правило, выбирают или, точнее, создают свою референтную группу годами, на основе долгоиграющих дружеских, любовных, деловых и всяких прочих отношений. Ведь взрослый человек отчетливо понимает, что мнение любого члена этой группы впоследствии будет самым непосредственным образом влиять на его самооценку, настроение, поступки. Следовательно, чем более взвешенным будет выбор, тем благополучнее и безопаснее будет его дальнейшая жизнь.
А может быть, лучше совсем без референтной группы? Ну ее к бесу, раз это так сложно и опасно! Но здесь, как и во многих жизненных ситуациях, куда ни кинь, всюду клин.
Без референтной группы человек лишен возможности взглянуть на себя со стороны, получить обратную связь от социума, а следовательно, и не может адекватно приспособиться к нему, не может развиваться, расти, так сказать, над собой. То есть обратная связь будет в любом случае. Только вот доверять ей человек не станет. В самом деле, неужели вы станете верить всему, что скажет про вас и вашего ребенка эта противная Анна Петровна, которая к тому же еще и глупа как курица!
Широкое развитие психологических служб в странах Западной Европы и США отчасти связано именно с этим феноменом. Вполне здоровый и даже благополучный человек, не имеющий референтной группы или утерявший ее по каким-то причинам, приходит к психологу, чтобы со стороны взглянуть на свои проблемы и достижения, построить план дальнейших действий и обсудить его с кем-то, кому он доверяет. Все это очень важно, и за это он готов платить очень немалые деньги. То же самое происходит и во всевозможных группах поддержки, группах самопомощи, обществах анонимных алкоголиков и т. д. (Все они безумно популярны и распространены на Западе, так как, во-первых, достаточно эффективны, а во-вторых, гораздо дешевле, чем индивидуальная работа с психологом или психотерапевтом.) Искусственно созданная психотерапевтическая группа на какой-то период становится для человека референтной, и благодаря групповым правилам и нормам человек может чувствовать себя в ней в безопасности, свободно говорить о своих проблемах и помогать другим в разрешении их проблем.
НАКРУТКА КЛАССОВ В ОДНОКЛАССНИКАХ. САМЫЙ НОВЫЙ СПОСОБ
У подростков с вопросом о референтной группе все обстоит несколько иначе, чем у взрослых людей. Дело в том, что у них, как правило, нет времени, нет опыта и нет аналитических способностей для взвешенного, тщательного отбора. А потребность имеется — может быть, даже более выраженная, чем у взрослых людей.
В самом деле, рефлексия для большинства подростков — недоступная роскошь, а как же узнать о себе, о том, каким тебя видят другие, как узнать, на что ты годен, к какому роду-племени ты принадлежишь, в конце концов? Может быть, у учителей спросить? Или у родителей? Ха-ха-ха!
Вот тут-то и приходит на помощь референтная группа, создаваемая, а точнее, созываемая, по самому внешнему, легко узнаваемому признаку. Иногда, когда речь идет о подростках, говорят не о референтной группе, а о «реакции группирования», чтобы подчеркнуть отличие подросткового объединения от «взрослых» образцов. Идеология группы подбирается и формируется потом, позднее.
Первична — потребность. «Свои» — все, кто носит плетеные «фенечки», или танцует рок-н-ролл, или слушает рэп, или фанатеет от Виктора Цоя и его песен, или ходит в театральную студию, или чтит Кришну, или болеет за «Зенит», или ест мухоморы, или… Список можно продолжать до бесконечности. Понятно, что такой этап для развития подростка вроде бы нужен, в чем-то даже необходим. Люди-одиночки, вынужденно или по собственной инициативе не прошедшие этот этап подростковых объединений любого типа (от дворовой компании до «Общества любителей русской поэзии 19 века» в колледже при Оксфордском университете), как правило, недоверчивы или чрезмерно наивны, неуклюжи в социальных контактах, с трудом строят отношения с противоположным полом и не умеют адекватно воспринимать критику и похвалу.
Но вместе с тем всякому понятно и другое: на пути прохождения этого (вполне, как мы уже заметили, закономерного) этапа возрастного развития подростка подстерегает множество ловушек. О них мы поговорим ниже.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Понять кто из одноклассников является для подростка референтным поможет один из способов
В статье говорится о таком психологическом явлении, как «референтность», и рассматривается её влияние на адаптацию в социуме. Дается определение референтности, рассматривается специфика референтных групп, проявление их у подростков и выдвигается предположение что чем меньше подросток «вписывается» в референтную группу, имеющую положительную направленность, тем меньше он бывает адаптирован в социуме. Проведено исследование, в котором используется ряд методик, доказавших данную зависимость.

референтность
референтная группа
методы исследования
социометрические методики
социальная адаптация
взаимные выборы
1. Комарова Т.К. Взаимосвязь самопознания и познания других людей в ранней юности // Психологический журнал. – 1991. – № 3. – С. 30–37.
Под социально-психологической адаптацией мы понимаем такое взаимодействия со средой, которое характеризуется и приспособлением, и как процесс, и как результат деятельности личности.
На процесс социальной адаптации всех людей, в том числе и подростков, влияет множество факторов. Одним из таких факторов, при этом достаточно значимым, по нашему мнению, является референтная группа личности. Рассмотрим данный феномен.
Человек является членом большого количества групп, которые оказывают влияние на формирование его личности. Особенно оно велико в группах, которые называют «референтными» или эталонными. Эталон определяют как «……совокупность представлений о наиболее ценных качествах личности, своего рода мерка в процессах познания ею других людей и самого себя» [1. C. 31].
Люди, входящие в такую группу, в случае, если они в ней приняты и имеют достаточно высокий статус, наиболее успешно в ней адаптируются. В случаях, когда ,например, для подростка такой группой является класс, в котором он учится, нарушения отношений в нем, могут достаточно сильно снизить процесс такой адаптации.
Это предположение было проверено в 10-м классе школы № 38 г. Таганрога в 2015 г. В состав изучаемого класса входили пятнадцать (15) человек, из них пять (5) девочек и десять (10) мальчиков.
В ходе проведения исследования, нами были использованы следующие методы: анкета на определение способности к школьной адаптации; метод «компетентных судей»;социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе; беседы с классным руководителем и учителями.
На первом этапе эксперимента нами было проведено анкетирование на определение способности к школьной адаптации и использован метод «компетентных судей».
Во время классного часа мы раздали ребятам анкеты и попросили искренне ответить на предлагаемые вопросы. Проанализировав ответы подростков, мы получили следующий результат: в целом, большинство учеников изучаемого класса чувствуют себя в коллективе комфортно, удовлетворены взаимоотношениями с одноклассниками и учителями. Однако было выявлено три подростка, ответы которых свидетельствовали об их низкой адаптации в школе и классе. Эти ребята (Николай Д., Игорь Е., Наталья С.) дали следующие ответы: «я чувствую себя в классе неуютно»; «мне не с кем в классе поделиться своими мыслями»; «мне в моем классе взаимоотношения не нравятся»; «мои взаимоотношения с учителями конфликтные» (Николай Д., Наталья С.);«мои взаимоотношения с учителями равнодушные» (Игорь Е.); «мне кажется, что меня в классе не уважают» (Игорь Е.); «я хотел(а) бы перейти в другой класс или школу».
Далее для выявления адаптированности в школе, был использован метод «компетентных судей», в ходе проведения которого, классный руководитель и четыре учителя-предметника (русского языка, истории, биологии, физики), преподающих в изучаемом классе, выразили свое мнение об адаптированности в школьном социуме каждого из пятнадцати подростков. В результате троих учеников (Николая Д., Игоря Е. и Наталью С.) учителя назвали низко адаптированными.
На втором этапе практической работы нами было проведено социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе (в данном случае в изучаемом классе).
Испытуемых попросили представить, что класс подлежит расформированию, и с этой позиции письменно ответить на следующие вопросы:
1. Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса? (Укажите 3-5 фамилий таких товарищей.).
2. Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в новом классе?
3. Кто, по вашему мнению, выберет вас?
4. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
При проведении социометрии нами был соблюден ряд условий, обеспечивающих надежность получаемых результатов:
а) мы позаботились о том, чтобы члены класса отвечали самостоятельно, не советуясь друг с другом;
б) мы не торопили испытуемых с ответами и переходили от ответа на один вопрос к другому только тогда, когда все участники ответили на предыдущий вопрос;
в) для того чтобы испытуемые не упустили из внимания никого из членов класса, мы написали на доске все пятнадцать фамилий подростков.
По данным опроса испытуемых вначале мы составили социометрическую матрицу. В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
ВС – количество выборов, сделанных данным человеком;
ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
ОП – сумма отклонений, полученных данным человеком;
ОВ – количество ожидаемых выборов;
ОО – количество ожидаемых отклонений;
ВВ – количество взаимных выборов;
ВО – количество взаимных отклонений.
В нижние строки матрицы заносим результаты о количестве полученных выборов (независимо от того, в какую очередь – 1, 2, 3-ю) и отклонений, о количестве взаимных выборов и отклонений, о количестве ожидаемых от данного лица выборов и отклонений.
В крайние правые столбцы матрицы заносили результаты о количестве ожидаемых данным лицом выборов и отклонений.
Число выборов, полученных каждым подростком, является мерилом положения его системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Ребята, которые получили наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией одноклассников имеют социометрический статус «звезд». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относят тех, кто получает шесть и более выборов (если, по условиям опыта каждый член группы делал три выбора). Если подросток получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения – то к категории «отвергаемых». Был сделан вывод, что все испытуемые изучаемого класса, получившие 9 и более выборов, имели высокий социометрический статус, являлись «звездами», а испытуемые получившие 3 и меньше выборов – низкий статус.
Был сделан вывод о социометрическом статусе подростков в изучаемом классе: к категории «звезд» относим одного подростка (Константин З.); к категории «предпочитаемых» – троих учеников (Сергей Б., Ирина Д., Николай Д.); к категории «принятых» – четырех подростков (Татьяна Б., Андрей Е., Наталья С., Артур С.); к категории «пренебрегаемых» – семь подростков (Михаил Б., Елена Д., Игорь Е., Екатерина К., Сергей К., Алексей К., Сергей С.);
Подростков, которых можно было бы отнести к категориям «изолированных» и «отверженных» в исследуемом классе не выявлено.
В итоговых нижних строках и правых столбцах используются следующие обозначения:
ВС – количество выборов, сделанные данным человеком;
ОС – количество отклонений, сделанных данным человеком;
ВП – сумма выборов, полученных данным человеком;
ОП – сумма отклонений, сделанных данным человеком;
ОВ – количество ожидаемых выборов;
ОО – количество ожидаемых отклонений;
ВВ – количество взаимных выборов;
ВО – количество взаимных отклонений.
Пользуясь только социометрической матрицей, трудно в деталях представить картину взаимоотношений в группе. Для получения более наглядного их описания, обратились к социограмме.
Они бывают двух типов: групповые и индивидуальные. Первые изображают картину взаимоотношений в классе в целом, вторые – систему отношений существующих у интересующего исследователя испытуемого с остальными членами группы. Вначале мы на чертили четыре концентрические окружности, поделили их диаметром пополам. Так, в центральной окружности находились подростки имеющие социометрический статус «звезды», второй круг – «предпочитаемые», третий круг – «принятые», четвертый круг – «пренебрегаемые».
В процессе социометрического исследования структуры взаимоотношений в классе, обращали особое внимание на тех подростков, которые в результате первого этапа практической работы были признаны низко адаптированными в школьном социуме. В социометрической матрице отчетливо было видно, что двое из этих подростков не имели в классе ни одного взаимного выбора. При этом, интересующие нас участники исследования не относились к категории «изолированных» или «отвергаемых». Исходя из сказанного, был сделан вывод о том, что данные подростки в классном коллективе получают определенное количество выборов, но не от тех одноклассников, к которым они сами стремятся, и мнение, дружба и оценка которых для ребят особенно важны и актуальны.
Всесторонний анализ статуса индивида в группе в данном случае изучаемом классе получили при помощи шести индексов, оценивающих количество: сделанных выборов; полученных выборов; взаимных выборов; полученных отклонений; сделанных отклонений; взаимных отклонений.
Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «-» (если он ниже среднего по группе), были получены закодированные социометрические профили индивидов.
Обратились к закодированному социометрическому профилю интересующих нас подростков:
Наталья С. имела профиль вида «+,+,_,_,+,_»
Игорь Е. имел профиль вида «+,_,_,+,,_,_»
Общим в закодированных социометрических профилях данных подростков является то, что при достаточно благоприятном социометрическом статусе в классе и наличии определенного количества выборов, не имеют взаимных выборов, т.е. выборов тех одноклассников общение с которыми представляется подросткам наиболее привлекательным и явно входили в «эталону» для них группу.
Для каждого члена класса имеет значение не столько число выборов, сколько коэффициент (К) удовлетворенности (Куд) своим положением в данном классе:
Источник: applied-research.ru
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
На главную
Лекции и практикум по психологии
Конференции и доклады по психологии
Исследование референтной принадлежности, самооценки и личностных смыслов старших подростков
| Исследование референтной принадлежности, самооценки и личностных смыслов старших подростков |
| Лекции и практикум по психологии — Конференции и доклады по психологии |
|
Е. В. Гаврилина Государственное казенное оздоровительно-образовательное учреждение «Созвездие», г. Волгоград, Россия Summary. This article observes the psychological features of the teenagers, students of the 9th — 11th forms. Author analyzes the reference groups, self-esteem and personal senses of a modern teenager. Results of research can be used for receiving optimum effects in «student-teacher» and «student-parent» relations. . Ни одно даже самое фундаментальное исследование не исчерпало всего, что можно узнать о подростке. Подросткам, живущим в то или иное время, в определенной среде, присущи особые, специфические характеристики развития. Подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы он переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой — от детства к взрослости.
1. Референтные группыРеферентная группа — это значимая группа для подростка. Группы общения складываются у подростков на трех иерархических уровнях. |
![]() |
21,5 % опрошенных указывают на свою принадлежность к не существующим в социальной реальности группам (нейтрально окрашенным): блондинка, брюнетка, холерик, сангвиник, формирующаяся личность. Таким образом, подростки оценивают себя с точки зрения внешности, особенностей темперамента и возрастных психологических особенностей.
18,3 % подростков ощущают себя частью различных групп по интересам: меломаны, посетители чатов и форумов, спортсмены.
13,9 % респондентов относят себя к группам по признаку половой принадлежности.
12,9 % учащихся отмечают, прежде всего, свою вовлеченность в учебную деятельность: ученик(ца). Следует отметить, что одни оценивают свою принадлежность к этой группе с точки зрения успеваемости (хорошист — не хорошист, отличник(ца), а другие — с позиции отношения к школе (не любитель школы).
10,7 % подростков указывают на свою принадлежность к не существующим в социальной реальности группам с негативной окраской: вредина, лентяй, дурочка, вампир, пофигист.
9,7 % опрошенных чувствуют себя частью большой группы, имя которой — человек.
6,5 % респондентов относят себя к не существующим в реальности группам с позитивной окраской: неординарная личность, суперзвезда, гуманист, романтик, мечтатель, само совершенство, лидер, супер.
4,4 % учащихся указывают на свою принадлежность к будущей профессии: врач, юрист, будущий медик, знаменитый археолог.
2,1 % подростков относят себя к малой группе «семья»: домосед, семьянин.
Кроме того, анализ принадлежности к референтным группам позволил выявить следующие закономерности:
- 40 % подростков вообще не отнесли себя ни к каким референтным группам. Их высказывания касались только самооценки и личностных смыслов;
- 12,7 % опрошенных описывали себя только с точки зрения самооценки;
- 9 % респондентов описывали себя только с позиций личностных смыслов.
Примечательно, что все они — девочки. Данное обстоятельство связано с тем, что способность к рефлексии более развита в этом возрасте у девочек, чем у мальчиков.
Подростки из референтной группы «школа» (ученик, хорошист, отличник) практически не причисляют себя к не существующим в социальной реальности группам. Исключения составляют такие определения, как романтик, мечтатель, вредина.
Подростки, причисляющие себя к малой референтной группе «спорт» (спортсмен, баскетболист, футболист), тоже не относят себя ни к одной несуществующей группе и наряду с этим описывают себя только с точки зрения самооценки, не используя при этом ни одного личностного смысла. Примечательно, что все они — мальчики. Возможно, для мальчика-спортсмена на первое место выступает внешняя физическая привлекательность.
Один подросток описал себя только с точки зрения референтных групп (реальных и несуществующих): меломан, игроман, пофигист, не любитель школы, рыбак, робот.
86 % высказываний о принадлежности к не существующим в социальной реальности группам дали подростки, которые не относят себя к реальным референтным группам. Данное обстоятельство может свидетельствовать о претензии подростков на признание собственной уникальности и непохожести на сверстников.
2. Самооценка
Следующим шагом нашего исследования стал анализ прилагательных, фигурирующих в высказываниях подростков. Они касались самооценки качеств личности, способов общения, внешности и собственной уникальности.
Количественный анализ полученных данных представлен на
рис. 3.
Как видно из представленных на нем данных, подростки оценивают себя, прежде всего, с позиций личностных качеств (36,4 % от числа общих высказываний) и способов общения (34,2 %).
Примечательно, что, оценивая личностные качества, старший подросток способен выделить как положительные, так и отрицательные черты. Это свидетельствует о наличии дифференцированной самооценки. Количество позитивных и негативных оценок в ответах учащихся практически одинаково.
Однако, особенность старшего подросткового возраста заключается в том, что соотношение «Я-идеального» и «Я-реального» в самооценке не совсем устойчиво. Каждая положительная и каждая отрицательная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер, и дети порой просто не могут их разграничить.
Характеристики, данные себе одним и тем же подростком, наглядно доказывают эти слова: «Двуличная — иногда жутко веселая, а иногда — грустная».
![]() |
Другие примеры приведены ниже:
- справедливая — вредная;
- злой — добрый;
- дружелюбный — задиристый;
- вспыльчивая — отходчивая;
- ответственная — забывчивая;
- терпеливая — бешеная.
Таким образом, самооценка часто колеблется между двумя крайними полюсами: либо все, либо ничего — середины нет. Не зная о такой возрастной особенности, дети склонны принимать ее за двуличие.
Больше трети ответов (34,2 % от общего числа суждений) касаются способов общения с окружающими. Общение остается ведущей деятельностью старшего подростка, поэтому для него очень важно качество этого общения (культурный, дружелюбный, заводной) и статус, который оно дает подростку (нужный, любимый, популярный).
Период первых гормональных изменений миновал у большего числа старших подростков, поэтому довольных своей внешностью практически в 3 раза больше, чем недовольных.
Особое внимание следует уделить самооценке, основанной на признании собственной уникальности. 10,5 % от общего числа высказываний касаются «особенности», «необычности», «неповторимости» и «загадочности» респондентов.
3. Личностные смыслы
Следующим шагом нашего исследования стал анализ глагольных форм, фигурирующих в высказываниях подростков. Они касались личностных смыслов, связанных с общением, развитием, усвоением нравственных норм, прогнозом будущего и потребностью в удовольствиях и материальных благах.
Количественный анализ представлен на рис. 4.
![]() |
Как видно из представленных данных, наибольшее количество личностных смыслов старшего подростка связано с потребностью в удовольствиях и материальных благах, умственным и физическим развитием, а также с общением.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для проведения просветительской работы с родителями (классные или общешкольные собрания), развивающей работы с подростками (психологические занятия, тренинги, дискуссии, обсуждения и т. д.), оптимизации взаимоотношений в системе «учитель — ученик», «ученик — родители» и способствуют активизации рефлексивных возможностей учащихся старшей школы.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. — М.,1994.
- Казанская В. Г. Подросток: трудности взросления. — СПб., 2008.
- Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л. А. Регуш. -СПб., 2001.
- Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 2004.
- Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — СПб., 2006.
- Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. — СПб., 2004.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2004.
Источник: Социально-психологические проблемы и исследования детства: ребенок в семье, институтах образования и группах сверстников: материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2011 года. — Пенза — Витебск — Москва: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. — 210 с.
- Позитивная самооценка как условие успешного развития личности
- Самооценка подростка
- Идентификация с собственным «Я» подростка
- Самооценка и уровень притязаний младшего школьника
- Методика изучения самооценки личности младшего школьника
Источник: www.vashpsixolog.ru


