Общение преподавателя и студента — тема не новая, но глубоко обсуждаемая, ведь именно из-за неправильного поведения обеих сторон возникают конфликты, которые портят жизнь и педагогу, и учащемуся.
Проще говоря, существует определенная этика общения преподавателя и студента, правилам которой необходимо следовать для достижения эффективной коммуникации.
Правила общения студента с преподавателем
Хотите вы этого или нет, но знать, как разговаривать с учителем, не просто желательно, а чрезвычайно необходимо. Почему? Элементарный этикет не раз спасет вашу пятую точку от неприятных ситуаций, с которыми вы можете столкнуться из-за простого незнания, как общаться с преподавателем.
Доброжелательное и доверительное общение преподавателя со студентами складывается из нескольких факторов:
- взаимное уважение;
- открытость;
- отсутствие панибратства.
Уважайте друг друга
И это касается не только студента, но и преподавателя. Нередко встречается пренебрежительное отношение к студенту именно среди педагогического состава. Выражается оно в неподобающем поведении учителя на занятии: высмеивании недостатков, повышении голоса, занижении отметок и прочих злоупотреблениях, которые позволяют себе преподаватели только потому, что власть на их стороне.
Непристойные поступки УЧИТЕЛЕЙ во время урока 🍑

Студент, в свою очередь, хамит, срывает занятия, открыто пользуется шпаргалками, систематически не готовится, огрызается, вступает в полемику и всячески выказывает свое негативное отношение к преподавателю.
Такое противостояние не закончится ничем, кроме как потраченным временем и нервами. А все дело в элементарном уважении друг к другу, что требует от старшего поколения терпения и мудрости, а от младшего — воспитанности и благоразумия.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Не переходите границы дозволенного
Дружить с преподавателем можно и даже нужно, тогда и учеба будет в радость, и бесконечный страх уйдет, и скованность в присутствии педагога исчезнет. Однако где находится та тонкая грань, которая разделяет тактичную дружбу и наглое панибратство?
Все дело во внутреннем этикете: если студент, завидев, что с преподавателем можно общаться неформально и более расслабленно, начинает «садиться на голову» и вести себя как его «кореш», то ни о каком соблюдении границ дозволенного и речи быть не может.

Свободно общаться на волнующие темы, спрашивать совет и обсуждать личные проблемы — это не значит стать преподавателю «друганом», которому можно «давать краба». Будьте учтивы и благодарны за такое отношение.
В западных странах (Европа и США) неформальное общение с учителем в порядке вещей: студенты и учителя ходят вместе на пикники, устраивают квартирники, празднуют свадьбы и дни рождения — в общем, всячески участвуют в жизни друг друга за пределами учебных стен.
КАК НРАВИТЬСЯ ВСЕМ?
А вот несколько советов, которые помогут выстроить правильное общение с преподавателем и добиться желаемых результатов.
Задавайте хорошие вопросы
Ничто так не радует преподавателя, как лес рук после занятия. Это означает, что студентам интересна тема и педагог смог объяснить материал доступно, а также увлечь учащихся в процесс.
Попробуйте задать учителю вопрос по теме, и вы увидите, как изменится его к вам отношение.
Посещайте учебные мероприятия вне учебного плана
Если преподаватель делает объявление о предстоящем семинаре, лекции в другом университете, встрече, КВНе и других мероприятиях, постарайтесь там присутствовать. Только покажите искреннюю заинтересованность: неадекватный подхалимаж всегда заметен.
Регулярно присутствуйте на занятиях
Не прогуливайте. Если заболели или есть другая уважительная причина не явиться, напишите об этом учителю на почту, например. Предупредите его, и педагог поймет, что вам не безразлично его отношение и мнение о вас. Опять же, плюсик в карму.

Будьте внимательны
На лекциях, семинарах и других учебных занятиях внимательно слушайте преподавателя. Если он увидит, что вы перешептываетесь с одногруппниками или «торчите» в телефоне, то и не будет тратить на вас время, объясняя материал. Да и это просто неприятно.
А еще, внимательность спасает при написании курсовых, дипломных и других работ. Если же вы все-таки не относитесь к числу внимательно слушающих студентов, то обратитесь в учебный сервис, ведь здесь работают люди, которые потрудились быть внимательными за вас.
Мы поможем сдать на отлично и без пересдач
- Контрольная работа от 1 дня / от 120 р. Узнать стоимость
- Дипломная работа от 7 дней / от 9540 р. Узнать стоимость
- Курсовая работа от 5 дней / от 2160 р. Узнать стоимость
- Реферат от 1 дня / от 840 р. Узнать стоимость
Анастасия Бабина. В моей фамилии часто ставят ударение на «И», но я привыкла. Копирайтер и редактор компании Zaochnik. Любительница мистических триллеров, отчаянный киноман и гурман в хорошей форме.
Источник: zaochnik.ru
«Привет» и на «ты»? Допустимо ли неформальное общение педагогов с учениками
Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая
«Никогда педагоги не должны допускать со своей стороны тона фривольного», — писал еще А. С. Макаренко. Сегодня жесткие границы стираются: ученики и учителя «лайкают» посты друг друга в социальных сетях и иногда разговаривают на «ты». Педсовет решил узнать, помогает или вредит неформальное общение учебному процессу и удается ли педагогу при этом сохранить авторитет.
Нужно ли учителю и ученикам общаться неформально
Что думают юристы
Адвокат Максим Крупский рассказывает, как относится к неформальному общению учителя и учеников закон:
«В российском законодательстве нет запрета на внеклассное или неформальное общение учителя с учеником. Пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Понятие норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
Эти документы не запрещают ходить в гости, в кино, в поход, переписываться в социальных сетях. Нет четких требований по поводу обращения на «ты» или на «вы». Есть профессиональная этика, и она существует в педагогическом сообществе десятилетиями».
Что думают родители
Родители школьников неформальное общение преимущественно поддерживают и вспоминают традиции из своих школьных лет, когда, например, навестить педагога дома считалось совершенно обычным делом.
Алла Сумарокова, мама ученика 7 класса:
«Вспоминаю, что, когда сама была школьницей, мы ходили в гости к учителям. И это было нормально. Мы обсуждали фильмы, первую влюбленность. При этом было понимание, что он главный, старший, уважаемый, но как близкий товарищ может подсказать что-то важное. Сейчас все как-то отдалились друг от друга».
Валерия Ковалева, мама ученицы 10 класса:
«Мне непонятно, почему неформальное общение — это обязательно такое разбитное? Наши любимые учителя в моем детстве всегда были людьми веселыми. Разговаривали с нами на равных, не давили авторитетом. Помню, историк смешил очень, говорил: „Иди к доске, моя черешня, час расплаты настал“. Но никому и в голову бы не пришло с ним не считаться или не уважать».
Что думают дети
Большинству ребят хочется видеть изо дня в день не ходячую функцию или надсмотрщика, а «живого человека», который верит в то, что говорит, проявляет интерес к мнению учеников, их увлечениям. Если учитель отвел урок и сухо попрощался, ребенок очень скоро теряет интерес не только к учителю, но и к предмету.
Анастасия, 16 лет:
«Раньше я училась в школе, где с учителями разговаривали на „ты“. Я вообще не знала, что бывает по-другому, мне это казалось нормой. Сейчас я перешла в школу, где многие учителя обращаются к нам на „вы“. С одной стороны, похоже, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Но дистанция, конечно, тоже очень ощущается.
Иногда я из-за этого впадаю в ступор».
Роман, 12 лет:
«Мы с учителями иногда играем в „настолки“. Когда я выигрываю, мне приятно, что учитель мне руку жмет, поздравляет».
Ульяна, 14 лет:
«У нас в школе со всеми учителями хорошие отношения. Всегда можно спросить совет, необязательно по учебе. Они нас понимают и никогда не ругают. А мы их за это уважаем».
Что думают педагоги
Традиционная система образования подразумевает, что учитель выступает авторитетным взрослым, который владеет информацией и готов ею делиться. Общение происходит в рамках установленных правил, иерархии и построено на умении выстраивать дистанцию. Такого подхода придерживаются немало преподавателей по сей день.
Елена Тишина, учитель русского языка и литературы, 54 года:
«Педагог находится на работе. Если хотите, класс — это его офис и он в нем начальник. Много вы видели начальников, которые играют в доверительные отношения с подчиненными? Это расхолаживает, ломает дисциплину. Между учителем и учеником должна быть дистанция.
Были времена, когда авторитет учителя вообще был непререкаем».
Игорь Клименко, учитель математики, 41 год:
«Наверное, если у тебя десять человек в классе, то можно неформально общаться, а если их 30? На голову сядут, они ж как маленькая толпа. А с толпой как? — Только управлять».
Однако кандидат педагогических наук Вера Султанова считает, что формат, когда идеальным учеником был ребенок, прямо сидящий за партой со сложенными руками, уходит в прошлое. Теперь успех учебного процесса зависит от того, насколько учитель умеет слушать детей, общаться с ними и выстраивать доверительные отношения. Это не означает, что нужно делиться с классом секретами личной жизни. Просто ученик выступает личностью со своими взглядами, несмотря на то, что она еще только формируется и нуждается в мягкой корректировке.
Евгения Порышева, учитель математики, 48 лет:
«Плохим тоном для педагога я считаю желание задавить ребенка авторитетом. Я от коллег иногда слышу: „Ну, пусть меня не любят, зато предмет знают. Мне их любви не нужно“. Считаю это провалом. Я убеждена, что в моей практике успех в усвоении материала приходил только тогда, когда мы налаживали партнерское общение».
Для чего служит неформальное общение
Психолог Ольга Некрасова считает, что выстроить баланс неформального общения очень сложно и этот процесс напоминает хождение по канату: с одной стороны — взаимное принятие, понимание, доверие, с другой — уважение границ другого человека. Однако при правильном применении педагог решает с его помощью ряд образовательных задач:
- Сводит к минимуму детский стресс от учебного процесса.
Учеба для ребенка — стресс по определению: вызовы к доске, проверочные и контрольные работы, оценки. Нервное напряжение блокирует мыслительные процессы, лишает творчества. Особенно если учитель дополнительно нагнетает обстановку. Юмор и дружелюбное отношение снижают страх перед учителем и позволяют детям раскрыться.
- Улучшает дисциплину и позволяет мирно разрешать возникающие конфликты.
Давление рождает сопротивление. Когда учитель при одноклассниках унижает хулигана, он рождает в нем чувство неприязни и провоцирует на месть. Другое дело, если спокойно обсудить поведение наедине — такой вариант может принести плоды. Мастерство неформального общения позволяет разрядить обстановку и не потерять авторитет, когда 30 пар глаз смотрят и оценивают действия педагога в спорной или конфликтной ситуации.
Когда с учителем хорошие отношения, школьники с удовольствием изучают предмет, даже если он дается с трудом. Для любого ребенка важна эмоциональная сфера, связь со значимым взрослым, поэтому он будет стараться.
- Помогает ученикам расширить социальные границы и получить опыт общения со взрослыми.
Общение предполагает умение выбирать стиль в зависимости от того, с кем и о чем разговариваешь. Опыт коммуникации со взрослыми у ребенка часто ограничен семейным кругом. Неформальные взаимоотношения между педагогами и учениками в школе помогают расширить этот круг, чтобы научиться соблюдать дистанцию, не переходить в панибратство и не допускать фамильярности.
- Позволяет направить ребят в поиске собственного пути.
Только доверие позволяет ребенку поделиться с учителем своим секретом, задать волнующий вопрос, высказать мнение или отношение к ситуации. Он должен точно знать, что его не засмеют, не обвинят, даже если он в чем-то ошибается. Роль учителя в этом случае — быть наставником, который максимально тактично направит ребенка по безопасному и верному пути.
И все же баланс допустимого в общении вызывает вопросы у учителей независимо от опыта. Начинающие педагоги в силу возраста чаще сталкиваются с проблемой, когда ученики переходят границы. И тогда возникает задача: не потерять уважение ребят и не скатиться в панибратство.
Личный опыт
Учитель литературы из Калининграда Екатерина Образова вспоминает, с какими открытиями ей пришлось столкнуться, когда она пришла работать в школу 20 лет назад, сразу после института:
«Когда я только начала преподавать, я старалась не наказывать учеников, быть с ними во всем заодно, в речи использовала популярные у них словечки. Но дети, к сожалению, восприняли это как слабость: решили, что я не могу держать дисциплину, а, значит, они могут вести себя, как хотят. И тогда я поняла: все хорошо в меру.
Мне предстоит восстановить авторитет и при этом не отдалиться от ребят. Вот только я не очень понимала, как это сделать.
Однажды мы провели литературный вечер по роману «Евгений Онегин»: взяли в театре платья и костюмы пушкинской эпохи напрокат, оделись, как современники Пушкина, и стали разбирать, как Онегин поступил с Татьяной.
Завязался проникновенный диалог, некоторые девчонки даже плакали, а мальчишки высказывали совершенно неожиданные суждения. И вот тогда я почувствовала, что мы на одной волне: произошло что-то очень глубокое, важное, что нас сблизило. Ребята отнеслись ко мне с уважением, как к старшему наставнику, человеку с опытом. Искренне интересовались мнением, спорили, советовались.
Я поняла, что неформальное общение неформальному рознь. То есть фривольного общения у них хватает и со сверстниками. А в школе между учителем и учеником есть игра, при которой можно быть близкими, но, как сейчас говорят, без хайпа. Учитель не должен восприниматься детьми как злое и далекое существо, но и скатываться на уровень подростка непрофессионально».
Литература по теме
Лучше разобраться в вопросе общения с учениками, выбрать оптимальный стиль и соблюсти баланс формального и неформального поможет специализированная литература.
- Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении и о нормах профессиональной этики педагогических работников».
- А. Фабер. Как говорить с детьми, чтобы они учились.
- Д. Лемов. Мастерство учителя.
- Ю. Гипенрейтер. Общаться с ребенком. Как?
- А. Макаренко. Педагогическая поэма.
- Н. Джексон. Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии.
- Л. Лефевер. Искусство объяснять.
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Составьте памятку
Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Составьте памятку «Правила общения с — родителями — одноклассниками — друзьями — учителями . » по предмету Обществознание, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы.
Новые вопросы по обществознанию
Может ли общество быть абсолютно свободным?
Плюсы и минусы космополитизма
Тема: Валюта. Валютный курс. Валютный обмен. Приведите пример приобритения валюты гражданином, пояснив, с какой целью сделана покупка. Назовите не менее двух целей приобретения валюты потребителями. (Не обязательно, т. к уже сделал)
Сообщение на тему долг и обязанности человека
Напишите 10 правил взаимоотношений между людьми.
Главная » Обществознание » Составьте памятку «Правила общения с — родителями — одноклассниками — друзьями — учителями
Источник: iotvet.com