Как уже указывалось, при поступлении ребенка в школу решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школьник включается и в другой, менее оформленный организационно, но не менее значимый процесс усвоения социального опыта — складывающиеся в школе межличностные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации» 1 , благодаря которой развивается эмоциональная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.
С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерности развития.
Отношения со сверстниками
В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с тобой за партой?»
Как научить ребенка общаться со сверстниками? Шамиль Ахмадуллин и Диана Шарафиева.
Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку,
См.: Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.
а на уроке нужно писать, то он не обращается к товарищам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учительнице, которая и передает ее ученику» 1 .
Младший школьник — это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе 2 .
Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школьного детства. Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети сидят за одной партой, живут в одном доме и т.п.
6 Общение со сверстниками
В этом возрасте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весело». В этот период дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система лич- 1 Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969. — С. 74-75.
2 См.: Раттер М. Помощь трудным детям. — М.. 1987.
ных отношений в классе. Ее основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.
Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассников («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, отличаются инициативностью и богатой фантазией; большинство из них хорошо учится; девочки отличаются привлекательной внешностью.
Группа школьников, имеющих неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.
Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школьного возраста.
Для первоклассников, обладающих высоким социометрическим статусом, наиболее значимыми являются следующие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сладостями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физическая сила.
«Непривлекательные» для сверстников первоклассники характеризуются следующими особенностями: непричастность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с нарушителями дисциплины, а также плаксивость.
Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшего школьного возраста критерии приемлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в
которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для детей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.
Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимания ими другого человека, что связано с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений и т.д.
Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается и на особенностях их первого впечатления о другом человеке. В целом становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечатление отличается у детей ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. Физический облик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого чело-века 1 . Поэтому взрослые, работающие с младшими школьниками (впрочем, не только с ними), должны обязательно учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.
Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка
1 См.: Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. — 1 9 9 0. — № 2.
как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе сверстников. Напряженность этой новой потребности, возрастающая значимость мнения сверстников и являются причиной неадекватности оценки своего места в системе межличностных отношений.
0 возрастающей роли сверстников к концу младшего
школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-
10 лет (в отличие от более младших детей) школьники
значительно острее переживают замечания, полученные в
присутствии одноклассников, они становятся более зас
тенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых
взрослых, но и незнакомых детей своего возраста 1 .
Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо проступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фактор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.
Система личных отношений является наиболее эмоционально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэтому неудовлетворительное положение в группе сверстников переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций 2 . Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязанность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отношений. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравновесить несколько отрицательных выборов, поскольку пре вращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.
Источник: infopedia.su
Как научить ребёнка общаться с ровесниками?
Дети бывают разными по характеру: одни из них общительные и даже чересчур разговорчивые, другие – необщительные и избегают любого контакта со своими ровесниками, предпочитая находиться в одиночестве большую часть времени. Если ребёнок относится ко второй категории, и при каждой прогулке в парке или на детской площадке старается сторониться других малышей, не находя для себя увлекательными совместные игры с ними, прячется ото всех, то однозначно стоит вникнуть в проблему и помочь ребёночку решить её.
Постоянное непреодолимое желание остаться наедине с собой нередко озадачивает и беспокоит родителей, начинающих всё чаще задаваться вопросами: «В чём причина такого необычного и нездорового поведения? Может, это мы в этом виноваты?»
Вопреки всем ожиданиям, детские психологи уверены, что такое поведение вполне нормальное для деток 2-3 лет, а объясняется это очень просто. С самого рождения по этот период малыши в основном общаются только со своими ближними родственниками, а в частности – с родителями. В 2-3 года иногда дети ещё не нуждаются в обществе других детей, так как дома они имеют всё самое нужное для развития, для совместных игр им пока хватает родителей.
Со временем малыш начинает нуждаться в обществе сверстников. И это объясняется довольно просто. Ребёнок, ещё не знающий, как правильно реагировать на какие-либо события, смотрит на реакцию других людей, после чего перенимает реакцию (мимику, тон голоса, телодвижения), также малыш не всегда знает, как вести себя в той или иной ситуации с родителями и другими взрослыми, а всему этому он способен научиться именно у своих сверстников.
Чаще всего именно в возрасте 4-5 лет малыши становятся очень заинтересованными в обществе своих ровесников, начинают интересоваться совместными играми, общением и обретают желание узнать друг друга как можно лучше, стараются найти себе как можно больше друзей. Беспокоиться стоит только если в возрасте 5 лет ребёночек всё так же не заинтересован в обществе сверстников и предпочитает сторониться других детей. Родителям в первую очередь нужно установить причины отчуждённости малыша.
Источник: detilife.ru
Дети с трудностями в общении: как помочь им влиться в коллектив
О чем речь? Дети с трудностями в общении могут сталкиваться уже в дошкольном возрасте, когда начинают складываться первые межличностные коммуникации. Им сложно взаимодействовать со сверстниками, что провоцирует замкнутость.
Как помоч? Подобные проблемы в раннем возрасте могут привести к неспособности налаживать новые контакты, становиться самостоятельным и уверенно заявлять о себе. И потому взрослым нужно своевременно обратить внимание на эти трудности, чтобы оказать помощь.
Оглавление:
- Как проявляются трудности в общении у детей
- Налаживание общения у детей в зависимости от возраста
- Организация общения с детьми в зависимости от вида проблем
Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно
Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение
Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.
Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.
Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:
Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели
Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников
Возможность участия
в творческих конкурсах
Портал “Солнечный свет”
Как проявляются трудности в общении у детей
В общем смысле затруднённое общение представляет собой возникновение сложностей в процессе коммуникации, непонимание собеседника.
Психологи отмечают, что в настоящее время данная проблема проявляется особенно остро. Главными причинами затруднённого общения у детей являются повышенная тревожность, напряжённость и эмоциональный дисбаланс.
Такое коммуникационное расстройство включает в себя следующие сложности: преграды, барьеры, сбои, конфликты и осложнения. В ходе общения они могут встречаться как по отдельности, так и вместе. При этом взаимодействие затрудняется и, как правило, имеет неприятные последствия.
Современная педагогика выделяет следующие аспекты затруднённого общения:
- Социально-психологический, возникающий в процессе коммуницирования.
- Объективный, характеризующийся диссонансом между предполагаемой целью общения и полученным результатом.
- Субъективный, возникающий у незрелой личности при волнении, вызванном различными неудовлетворённостями, наличием когнитивного и других видов диссонанса.
Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада
Как педагогу получить первую категорию в 2023 году
Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году
Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека
Рассмотрим в качестве примера простое желание ребёнка поиграть со сверстниками. При этом он:
- Стесняется или боится сам попроситься участвовать в игре.
- Не может заводить дружбу с детьми, даже играя с ними продолжительное время.
- Не желает играть по общим правилам, при том, что остальные дети не хотят играть по его условиям.
- Используя для привлечения внимания к собственной персоне необычные игрушки (престижные, дорогие или экзотические), сталкивается с потребительским отношением. Дети теряют интерес к их хозяину нему после того, как поиграли с игрушками.
- Болезненно реагирует на отсутствие постоянных друзей, переживает, плачет.
- Не находя друзей среди ровесников, начинает строить отношения с детьми, значительно младше себя или старше. При этом манипулирует младшими, а со старшими сам становится объектом манипуляций и подстраивается под них.
Налаживание общения у детей в зависимости от возраста
На каждой фазе взросления у ребёнка проявляются различные характеристики, а также сложности в коммуникациях. Эти трудности связаны с чертами характера и темпераментом маленького человека. Рассмотрим проблемы в общении у разных возрастных групп.
- От полутора до трех лет
В этом возрасте обычно деток отдают в ясли или детский сад. Характерной чертой данного периода является нарушение эмоциональной связи с мамой. Малышу очень сложно справиться со своими чувствами, когда ее нет рядом долгое время, а он находится среди чужих людей. Воспитатели и сверстники не могут заменить ему маму, он нервничает и раздражается. Отсюда возникают проблемы с адаптацией в новом коллективе.
Другой сложностью для ребёнка становится взаимодействие с детьми. В этом возрасте малыш еще не умеет отличать одушевленные предметы от неодушевлённых. Он воспринимает детей как игрушки, может толкнуть кого-то или дёрнуть за волосы, услышав в ответ плач. В ясельном возрасте коммуникации строятся по принципу «действие – результат».
В возрасте до трех лет коммуникационные связи еще не сформированы, и их предстоит строить. Родителям и воспитателям нужно способствовать этому процессу, вовлекая малышей в игры вместе с другими детками.
К возрасту 3-х лет малыш уже осознаёт разницу между собой и своими сверстниками, он может сравнивать себя с ними и делать собственные выводы. Он понимает, как можно выделиться среди остальных, чтобы его похвалили. Если ребёнка игнорируют, то у него формируется ощущение, что с ним что-то не так, он замыкается в себе или проявляет агрессию.
Психологи считают этот возраст наиболее трудным, так как малыши начинают активно коммуницировать друг с другом. При этом каждый демонстрирует свой эгоизм. В данном периоде завязываются дружеские отношения с ровесниками, но они обычно не отличаются стабильностью.
Коммуникации этого периода характеризуются укреплением связей с коллективом, дети ощущают себя его частью. В разговоре с малышом часто вместо «я» можно услышать «мы». Как и в любом сообществе, у детей появляются свои лидеры, уважаемые остальными его членами. Отличительной чертой данного периода становится желание подражать и быть как все.
К этому возрасту ребёнок уже достаточно информирован о себе, своих потребностях и желаниях. Маленький человек начинает определять своё место в коллективе. Он должен показать сверстникам кем является в данном обществе в силу своих талантов, способностей и желаний.
В указанный период начинают формироваться более глубокие дружеские отношения. Как правило, ребёнок сближается с одним или несколькими малышам, чьи интересы ему близки.
До 15 июля
Увеличиваем скидку на курсы для читателей блога до 52%
Проведите лето с пользой! Успейти купить курсы по максимально низкой цене!
- Более 1300 курсов профессиональной переподготовки
- Более 3000 курсов повышения квалификации
- Документы госудрственного образца
- Дистационный формат обучения в удобное время
Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
- От семи до одиннадцати лет
Каждый ребёнок приходит в школу со своими способами взаимодействия с окружающим миром. Здесь начинается притирка к новому коллективу, дети анализируют свои черты характера и способности, стремятся через них выразить свою индивидуальность. Очень важную роль в жизни первоклассников играет первый учитель. Ребята стараются проявить свои лучшие качества, чтобы получить одобрение и похвалу от педагога.
- От одиннадцати до шестнадцати лет
Это возраст, когда коммуникации играют особенно важную роль в жизни подрастающего человека. Психология данного периода состоит в формировании собственного мировоззрения. Взрослеющие дети часто испытывают сложности в процессе самосознания и самоопределения. Также в этом возрасте подростки начинают интересоваться противоположным полом. Все эти встающие перед ними задачи, неопределённости и новые чувства часто становятся проблемой и отражаются на эмоциональном состоянии ребёнка.
Преодолеть сложности этого этапа взросления поможет грамотное участие взрослых в жизни подростков. Необходимо способствовать расширению их круга общения, учить правильно выражать свои чувства, провоцировать ситуации, когда коммуникации необходимы. Делать это должны в первую очередь родители и учителя.
На этом этапе жизни многие дети испытывают трудности в общении, поэтому также важна своевременная психологическая помощь. Внимательное отношение родителей и педагогов, профессиональная помощь специалистов способствуют преодолению всех трудностей и переходу на новую фазу коммуникативного развития.
Организация общения с детьми в зависимости от вида проблем
В зависимости от той или иной сложности, возникающей в процессе общения ребёнка, подбирается стиль взаимодействия с ним.
Психические характеристики личности ребёнка разделяют трудности в общении на несколько видов:
Это черта, характерная для многих детей детсадовского возраста, создающая немалые трудности в общении. В силу малых лет они еще не усвоили нормы поведения в обществе, все их действия носят инстинктивный характер. Поэтому любые непонятные им и конфликтные ситуации решаются путём ссор и драк.
Для того чтобы в такой ситуации процесс коммуникации обрёл конструктивный характер, необходимо сначала убрать причину агрессии. После этого нужно обратить внимание малышей на существующие правила поведения и помочь им в осмыслении данных норм.
Если процесс взаимодействия между детьми правильно организовать, то можно значительно снизить проявление агрессии, а также отрегулировать общение с ровесниками и взрослыми людьми. Вместе с тем эта работа способствует формированию и развитию положительных качеств у детей.
Источник: solncesvet.ru