Правила общения с ровесниками и одноклассниками

Как уже указывалось, при поступлении ребенка в шко­лу решающим фактором социализации становится овла­дение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков. Параллельно с этим школь­ник включается и в другой, менее оформленный органи­зационно, но не менее значимый процесс усвоения соци­ального опыта — складывающиеся в школе межличност­ные отношения. Это так называемая «скрытая программа социализации» 1 , благодаря которой развивается эмоцио­нальная и социальная жизнь ребенка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нем другие.

С первых дней пребывания в школе ребенок включает­ся в процесс межличностного взаимодействия с одноклас­сниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную дина­мику и закономерности развития.

Отношения со сверстниками

В период адаптации к школе общение с одноклас­сниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обя­занностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с то­бой за партой?»

Как научить ребенка общаться со сверстниками? Шамиль Ахмадуллин и Диана Шарафиева.

Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будто даже избегают непосредственных контактов друг с другом, каждый из них пока еще сам по себе. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Хрестоматийным является эпизод из школьной жизни первоклассников, приведенный Я.Л. Коломинским: «Если кто-то из учащихся забыл принести в класс ручку,

См.: Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. — М., 1986.

а на уроке нужно писать, то он не обращается к товари­щам с просьбой дать ему лишнюю ручку. Ученик обычно сидит и молчит, иногда плачет, надеясь, что учительница заметит его бедственное положение. Учительница, узнав, в чем дело, обращается к классу, спрашивая, нет ли у кого лишней ручки. Школьник, у которого есть свободная ручка, не отдает ее товарищу сам. Он подает ручку учи­тельнице, которая и передает ее ученику» 1 .

Младший школьник — это человек, активно овладеваю­щий навыками общения. В этот период происходит интен­сивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверст­ников и умение заводить друзей являются одной из важ­ных задач развития на этом возрастном этапе 2 .

Если у ребенка к 9-10-летнему возрасту устанавлива­ются дружеские отношения с кем-либо из одноклассни­ков, это значит, что ребенок умеет наладить тесный соци­альный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.

Результаты специальных исследований показывают, что отношение к друзьям и само понимание дружбы имеют определенную динамику на протяжении младшего школь­ного детства. Для детей 5-7 лет друзья — это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Выбор друга определяется прежде всего внешними причинами: дети си­дят за одной партой, живут в одном доме и т.п.

6 Общение со сверстниками

В этом воз­расте дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Характеризуя своих приятелей, они указывают, что «друзья ведут себя хорошо», «с ними весе­ло». В этот период дружеские связи непрочны и недолговеч­ны, они легко возникают и довольно быстро могут обо­рваться.

Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и друж­бы становятся важными такие качества личности, как доб­рота и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.

Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система лич- 1 Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. — Минск, 1969. — С. 74-75.

2 См.: Раттер М. Помощь трудным детям. — М.. 1987.

ных отношений в классе. Ее основу составляют непосред­ственные эмоциональные отношения, которые превали­руют над всеми другими.

Данные социометрических исследований показывают, что положение ученика в системе сложившихся в классе межличностных отношений определяется рядом факторов, общих для разных возрастных групп. Так, например, дети, получающие наибольшее число выборов от одноклассни­ков («звезды»), характеризуются рядом общих черт: они обладают ровным характером, общительны, имеют хоро­шие способности, отличаются инициативностью и бога­той фантазией; большинство из них хорошо учится; де­вочки отличаются привлекательной внешностью.

Группа школьников, имеющих неблагополучное поло­жение в системе личных отношений в классе, также обла­дает некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчи­вы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчи­вости, капризности, грубости, так и в замкнутости; не­редко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие из этих детей неаккуратны и неряшливы.

Перечисленные общие качества имеют определенную специфику проявления на разных этапах младшего школь­ного возраста.

Для первоклассников, обладающих высоким социомет­рическим статусом, наиболее значимыми являются следу­ющие особенности: опрятная внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться вещами, сла­достями. Второе место в этом возрасте занимают хорошая успеваемость и отношение к учению. Для популярных в классе мальчиков большое значение имеет также физи­ческая сила.

Еще по теме:  Сонник смеются надо мной Одноклассники

«Непривлекательные» для сверстников первоклассни­ки характеризуются следующими особенностями: непри­частность к классному активу; неопрятность; плохая учеба и поведение; непостоянство в дружбе; дружба с наруши­телями дисциплины, а также плаксивость.

Таким образом, первоклассники оценивают своих сверстников прежде всего по тем качествам, которые лег­ко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.

К концу младшего школьного возраста критерии при­емлемости несколько меняются. При оценке сверстников на первом месте также стоит общественная активность, в

которой дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного пору­чения, данного учителем, как это было в первом классе; и по-прежнему красивая внешность. В этом возрасте для де­тей значимость приобретают и определенные личностные качества: самостоятельность, уверенность в себе, честность. Примечательно, что показатели, связанные с учением, у третьеклассников менее значимы и отходят на второй план.

Для «непривлекательных» третьеклассников наиболее существенны такие черты, как общественная пассивность; недобросовестное отношение к труду, к чужим вещам.

Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и по­нимания ими другого человека, что связано с общими за­кономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предме­те, ситуативность, эмоциональность, опора на конкрет­ные факты, трудности установления причинно-следствен­ных отношений и т.д.

Специфика социальной перцепции младших школьни­ков сказывается и на особенностях их первого впечатле­ния о другом человеке. В целом становясь более точным и дифференцированным к третьему классу, первое впечат­ление отличается у детей ситуативностью, стереотипнос­тью, ориентацией на внешние признаки. Физический об­лик и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого чело-века 1 . Поэтому взрослые, работающие с младшими школь­никами (впрочем, не только с ними), должны обязатель­но учитывать ориентацию детей на внешность и уделять специальное внимание своему костюму.

Необходимо отметить, что, как правило, с возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания свое­го положения в группе сверстников. Но в конце этого возрастного периода, т.е. у третьеклассников, адекватность восприятия своего социального статуса резко снижается даже по сравнению с дошкольниками: дети, занимающие в классе благополучное положение, склонны его недооценивать, и напротив, имеющие неудовлетворительные показатели, как правило, считают свое положение вполне приемлемым. Это свидетельствует о том, что к концу младшего школьного возраста происходит своеобразная качественная перестройка

1 См.: Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников // Вопросы психологии. — 1 9 9 0. — № 2.

как самих межличностных отношений, так и их осознания. Безусловно, это связано с возникновением в этот период потребности занять определенное положение в группе свер­стников. Напряженность этой новой потребности, возрас­тающая значимость мнения сверстников и являются при­чиной неадекватности оценки своего места в системе меж­личностных отношений.

0 возрастающей роли сверстников к концу младшего
школьного возраста свидетельствует и тот факт, что в 9-
10 лет (в отличие от более младших детей) школьники
значительно острее переживают замечания, полученные в
присутствии одноклассников, они становятся более зас­
тенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых
взрослых, но и незнакомых детей своего возраста 1 .

Происходящие в этом возрасте изменения в отношениях со сверстниками необходимо учитывать при организации воспитательных мероприятий. Нередко учителя начальных классов практикуют осуждение ученика за какой-либо про­ступок перед всем классом. Это мощный травмирующий фак­тор для ребенка, последствия которого зачастую требуют от психолога срочного психотерапевтического вмешательства.

Система личных отношений является наиболее эмоци­онально насыщенной для каждого человека, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности. Поэто­му неудовлетворительное положение в группе сверстни­ков переживается детьми очень остро и нередко является причиной неадекватных аффективных реакций 2 . Однако если у ребенка существует хотя бы одна взаимная привязан­ность, он перестает осознавать и не очень переживает свое объективно плохое положение в системе личных отноше­ний. Даже один-единственный взаимный выбор является своеобразной психологической защитой и может уравно­весить несколько отрицательных выборов, поскольку пре вращает ребенка из «отверженного» в признаваемого.

Источник: infopedia.su

Как научить ребёнка общаться с ровесниками?

Детская жизнь

Как научить ребёнка общаться с ровесниками

Дети бывают разными по характеру: одни из них общительные и даже чересчур разговорчивые, другие – необщительные и избегают любого контакта со своими ровесниками, предпочитая находиться в одиночестве большую часть времени. Если ребёнок относится ко второй категории, и при каждой прогулке в парке или на детской площадке старается сторониться других малышей, не находя для себя увлекательными совместные игры с ними, прячется ото всех, то однозначно стоит вникнуть в проблему и помочь ребёночку решить её.

Постоянное непреодолимое желание остаться наедине с собой нередко озадачивает и беспокоит родителей, начинающих всё чаще задаваться вопросами: «В чём причина такого необычного и нездорового поведения? Может, это мы в этом виноваты?»

Еще по теме:  Как удалить сообщения в Одноклассниках с телефона Айфон

Вопреки всем ожиданиям, детские психологи уверены, что такое поведение вполне нормальное для деток 2-3 лет, а объясняется это очень просто. С самого рождения по этот период малыши в основном общаются только со своими ближними родственниками, а в частности – с родителями. В 2-3 года иногда дети ещё не нуждаются в обществе других детей, так как дома они имеют всё самое нужное для развития, для совместных игр им пока хватает родителей.

Со временем малыш начинает нуждаться в обществе сверстников. И это объясняется довольно просто. Ребёнок, ещё не знающий, как правильно реагировать на какие-либо события, смотрит на реакцию других людей, после чего перенимает реакцию (мимику, тон голоса, телодвижения), также малыш не всегда знает, как вести себя в той или иной ситуации с родителями и другими взрослыми, а всему этому он способен научиться именно у своих сверстников.

Чаще всего именно в возрасте 4-5 лет малыши становятся очень заинтересованными в обществе своих ровесников, начинают интересоваться совместными играми, общением и обретают желание узнать друг друга как можно лучше, стараются найти себе как можно больше друзей. Беспокоиться стоит только если в возрасте 5 лет ребёночек всё так же не заинтересован в обществе сверстников и предпочитает сторониться других детей. Родителям в первую очередь нужно установить причины отчуждённости малыша.

Источник: detilife.ru

Дети с трудностями в общении: как помочь им влиться в коллектив

О чем речь? Дети с трудностями в общении могут сталкиваться уже в дошкольном возрасте, когда начинают складываться первые межличностные коммуникации. Им сложно взаимодействовать со сверстниками, что провоцирует замкнутость.

Как помоч? Подобные проблемы в раннем возрасте могут привести к неспособности налаживать новые контакты, становиться самостоятельным и уверенно заявлять о себе. И потому взрослым нужно своевременно обратить внимание на эти трудности, чтобы оказать помощь.

Оглавление:

  1. Как проявляются трудности в общении у детей
  2. Налаживание общения у детей в зависимости от возраста
  3. Организация общения с детьми в зависимости от вида проблем

Как успешно пройти аттестацию педагогу в 2023 году: пошаговая инструкция в 3-х документах Скачать бесплатно

Подборка книг на лето для педагога: полезный список книг об учебном процессе Скачать бесплатно
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение.
Это займет всего 15 секунд.

Дополнительно вы получите полный бесплатный доступ
к следующим материалам:

Более 100 вебинаров
самых квалифицированных
преподаватели

Более 2000 бесплатных
олимпиад для учителей
и учеников

Возможность участия
в творческих конкурсах

Портал “Солнечный свет”

Как проявляются трудности в общении у детей

В общем смысле затруднённое общение представляет собой возникновение сложностей в процессе коммуникации, непонимание собеседника.

Психологи отмечают, что в настоящее время данная проблема проявляется особенно остро. Главными причинами затруднённого общения у детей являются повышенная тревожность, напряжённость и эмоциональный дисбаланс.

Как проявляются трудности в общении у детей

Такое коммуникационное расстройство включает в себя следующие сложности: преграды, барьеры, сбои, конфликты и осложнения. В ходе общения они могут встречаться как по отдельности, так и вместе. При этом взаимодействие затрудняется и, как правило, имеет неприятные последствия.

Современная педагогика выделяет следующие аспекты затруднённого общения:

  • Социально-психологический, возникающий в процессе коммуницирования.
  • Объективный, характеризующийся диссонансом между предполагаемой целью общения и полученным результатом.
  • Субъективный, возникающий у незрелой личности при волнении, вызванном различными неудовлетворённостями, наличием когнитивного и других видов диссонанса.

Как педагогу успешно пройти аттестацию на категорию в 2023 году и получить доплату до 35 % оклада

pdf

Как педагогу получить первую категорию в 2023 году

pdf

Как педагогу получить высшую категорию в 2023 году

Отправляя сообщение, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку
Уже скачали 8673 человека

Рассмотрим в качестве примера простое желание ребёнка поиграть со сверстниками. При этом он:

  • Стесняется или боится сам попроситься участвовать в игре.
  • Не может заводить дружбу с детьми, даже играя с ними продолжительное время.
  • Не желает играть по общим правилам, при том, что остальные дети не хотят играть по его условиям.
  • Используя для привлечения внимания к собственной персоне необычные игрушки (престижные, дорогие или экзотические), сталкивается с потребительским отношением. Дети теряют интерес к их хозяину нему после того, как поиграли с игрушками.
  • Болезненно реагирует на отсутствие постоянных друзей, переживает, плачет.
  • Не находя друзей среди ровесников, начинает строить отношения с детьми, значительно младше себя или старше. При этом манипулирует младшими, а со старшими сам становится объектом манипуляций и подстраивается под них.

Налаживание общения у детей в зависимости от возраста

На каждой фазе взросления у ребёнка проявляются различные характеристики, а также сложности в коммуникациях. Эти трудности связаны с чертами характера и темпераментом маленького человека. Рассмотрим проблемы в общении у разных возрастных групп.

Налаживание общения у детей

  • От полутора до трех лет

В этом возрасте обычно деток отдают в ясли или детский сад. Характерной чертой данного периода является нарушение эмоциональной связи с мамой. Малышу очень сложно справиться со своими чувствами, когда ее нет рядом долгое время, а он находится среди чужих людей. Воспитатели и сверстники не могут заменить ему маму, он нервничает и раздражается. Отсюда возникают проблемы с адаптацией в новом коллективе.

Еще по теме:  Почему нельзя скачать Одноклассники на Айфон

Другой сложностью для ребёнка становится взаимодействие с детьми. В этом возрасте малыш еще не умеет отличать одушевленные предметы от неодушевлённых. Он воспринимает детей как игрушки, может толкнуть кого-то или дёрнуть за волосы, услышав в ответ плач. В ясельном возрасте коммуникации строятся по принципу «действие – результат».

В возрасте до трех лет коммуникационные связи еще не сформированы, и их предстоит строить. Родителям и воспитателям нужно способствовать этому процессу, вовлекая малышей в игры вместе с другими детками.

Самооценка ребенка: что влияет и как развивать

К возрасту 3-х лет малыш уже осознаёт разницу между собой и своими сверстниками, он может сравнивать себя с ними и делать собственные выводы. Он понимает, как можно выделиться среди остальных, чтобы его похвалили. Если ребёнка игнорируют, то у него формируется ощущение, что с ним что-то не так, он замыкается в себе или проявляет агрессию.

Психологи считают этот возраст наиболее трудным, так как малыши начинают активно коммуницировать друг с другом. При этом каждый демонстрирует свой эгоизм. В данном периоде завязываются дружеские отношения с ровесниками, но они обычно не отличаются стабильностью.

дружеские отношения с ровесниками

Коммуникации этого периода характеризуются укреплением связей с коллективом, дети ощущают себя его частью. В разговоре с малышом часто вместо «я» можно услышать «мы». Как и в любом сообществе, у детей появляются свои лидеры, уважаемые остальными его членами. Отличительной чертой данного периода становится желание подражать и быть как все.

К этому возрасту ребёнок уже достаточно информирован о себе, своих потребностях и желаниях. Маленький человек начинает определять своё место в коллективе. Он должен показать сверстникам кем является в данном обществе в силу своих талантов, способностей и желаний.

В указанный период начинают формироваться более глубокие дружеские отношения. Как правило, ребёнок сближается с одним или несколькими малышам, чьи интересы ему близки.

До 15 июля
Увеличиваем скидку на курсы для читателей блога до 52%
Проведите лето с пользой! Успейти купить курсы по максимально низкой цене!

  • Более 1300 курсов профессиональной переподготовки
  • Более 3000 курсов повышения квалификации
  • Документы госудрственного образца
  • Дистационный формат обучения в удобное время

Нажимая кнопку, вы даете согласие на обработку ваших персональных данных и подписку на рассылку

  • От семи до одиннадцати лет

Каждый ребёнок приходит в школу со своими способами взаимодействия с окружающим миром. Здесь начинается притирка к новому коллективу, дети анализируют свои черты характера и способности, стремятся через них выразить свою индивидуальность. Очень важную роль в жизни первоклассников играет первый учитель. Ребята стараются проявить свои лучшие качества, чтобы получить одобрение и похвалу от педагога.

  • От одиннадцати до шестнадцати лет

Это возраст, когда коммуникации играют особенно важную роль в жизни подрастающего человека. Психология данного периода состоит в формировании собственного мировоззрения. Взрослеющие дети часто испытывают сложности в процессе самосознания и самоопределения. Также в этом возрасте подростки начинают интересоваться противоположным полом. Все эти встающие перед ними задачи, неопределённости и новые чувства часто становятся проблемой и отражаются на эмоциональном состоянии ребёнка.

Психология данного периода

Преодолеть сложности этого этапа взросления поможет грамотное участие взрослых в жизни подростков. Необходимо способствовать расширению их круга общения, учить правильно выражать свои чувства, провоцировать ситуации, когда коммуникации необходимы. Делать это должны в первую очередь родители и учителя.

На этом этапе жизни многие дети испытывают трудности в общении, поэтому также важна своевременная психологическая помощь. Внимательное отношение родителей и педагогов, профессиональная помощь специалистов способствуют преодолению всех трудностей и переходу на новую фазу коммуникативного развития.

Организация общения с детьми в зависимости от вида проблем

В зависимости от той или иной сложности, возникающей в процессе общения ребёнка, подбирается стиль взаимодействия с ним.

Психические характеристики личности ребёнка разделяют трудности в общении на несколько видов:

Это черта, характерная для многих детей детсадовского возраста, создающая немалые трудности в общении. В силу малых лет они еще не усвоили нормы поведения в обществе, все их действия носят инстинктивный характер. Поэтому любые непонятные им и конфликтные ситуации решаются путём ссор и драк.

Для того чтобы в такой ситуации процесс коммуникации обрёл конструктивный характер, необходимо сначала убрать причину агрессии. После этого нужно обратить внимание малышей на существующие правила поведения и помочь им в осмыслении данных норм.

Если процесс взаимодействия между детьми правильно организовать, то можно значительно снизить проявление агрессии, а также отрегулировать общение с ровесниками и взрослыми людьми. Вместе с тем эта работа способствует формированию и развитию положительных качеств у детей.

Источник: solncesvet.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...