ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята в классе рассажены на стульях по кругу.
Ведущий: Здравствуйте ребята. Мне хотелось бы сегодня с вами поговорить на тему, а вот на какую подумайте сами…
Ведущий читает притчу.
1.Притча о соревнованиях в лесу.
Цель: введение в тему занятия
Ведущий читает: «Однажды в лесу звери устроили соревнования по многоборью. Заяц быстро бегал, но не умел плавать; утка хорошо плавала, но не умела прыгать; обезьяна высоко прыгала, но тоже не умела плавать. А медведь как не старался, не мог прыгать в высоту. О чём это говорит? Все звери разные, у каждого свои особенности, не свойственные другим.
Нельзя требовать от медведя, чтобы он прыгал, как обезьяна, и плавал, как утка. Так же и люди. Каждый человек неповторим, в мире нет двух людей, во всём похожих друг на друга. У каждого есть свои сильные и слабые стороны.
Ведущий: Возникает вопрос: как же такие разные люди могут общаться и понимать друг друга?»
Ведущий: Как вы думаете о чём мы будем с вами говорить.
7 стадий в отношениях между мужчиной и женщиной
Дайте ребятам высказаться.
Ведущий: Тема нашего классного часа: «Общение и конфликты»
Ведущий: Давайте выполним упражнения.
2.Упражнения «Найди пару без слов» и «Разожми кулак»
Цель: показать участникам, что у них есть проблемы с общением.
Ведущий просит каждого из участников найти себе пару без слов и сесть вместе. Затем ведущий просит одного из двух зажать кулак, а второму даёт задание – сделать так, чтобы зажавший кулак его разжал. Обычно ребята начинают с силой разжимать руку. После определённой паузы ведущий подходит к одному из зажавших кулак и любезно просит его разжать кулак, демонстрируя участникам правильный подход к выполнению задачи.
Ведущий: Кому трудно было выполнять упражнения? Почему? Кому легко? Почему?
Я хотела бы познакомить вас со стилями общения.
3.Стили общения.
Цель: рассказать о том, какие мотивы у каждого стиля общения.
Ведущий: Посмотрите на слайд презентации
Показывается на слайде таблица и она обсуждается с ребятами.
Ведущий: А теперь давайте обыграем эти стили общения.
Ребята, которые подготовили заранее сценки показывают их в классе своим одноклассникам.
4.Сценки «Стили общения»
Цель: рассмотреть стили общения и выявить один приемлемый.
Сценка 1. Агрессивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: — Ты что глухая? Сделай тише.
2-я сестра: — Отстань. Нормальный звук.
1-я сестра: — Для тебя, может быть, и нормальный, а у меня аж уши закладывает. Мне надоело слушать одно и то же каждый день.
2-я сестра: — А мне надоело слышать твои обвинения.
Сценка 2. Зависимое поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: — Мне надо сделать очень много домашних заданий. Выключи.
2-я сестра: — Магнитофон мой… Будешь репетировать, не поставишь ни один из своих дисков.
КАКИЕ ГЛУПЫЕ ОШИБКИ ДЕЛАЮТ ВСЕ НОВИЧКИ В ОТНОШЕНИЯХ?
1-я сестра: — А мне родители обещали тоже купить магнитофон, и я у тебя не буду просить.
2-я сестра: — А! Так ты хочешь, чтоб я рассказала родителям, когда ты вчера вернулась и с кем гуляла?
1-я сестра, расстроенная , обхватывает голову руками.
Сценка 3. Ассертивное поведение.
Ситуация: одна сестра учит уроки. Другая сестра входит, включает магнитофон.
1-я сестра: — Что у тебя за диск? Классная музыка.
2-я сестра: — Тебе правда нравится?
1-я сестра: — Да, вот закончу читать и с удовольствием послушаю. А сейчас сделай, пожалуйста, потише.
2-я сестра: — Ладно, потом послушаем вдвоём.
Ведущий: Интересно было со стороны посмотреть на стили нашего общения? Давайте сделаем вывод: каким стилем лучше общаться. Правильно во время общения необходимо использовать ассертивный стиль поведения.
Ведущий: Давайте поиграем.
5.Игра «Авария»
Цель: показать ребятам, что все мы разные, и каждый воспринимает информацию по-своему. Вторая задача – профилактика сплетен, которые разрушают отношения.
Ход игры: попросите 3 ребят выйти из аудитории. Они не должны слышать то, что будет читать ведущий. Прочитайте оставшимся участникам краткую историю. Чтение этой истории должно занять 2-3 минуты. В истории должно быть много ярких подробностей.
Попросите зайти в комнату одного из троих ребят, стоящих за дверями. Пусть один участник из аудитории перескажет историю вошедшему. Он должен её выслушать и как можно подробнее рассказать второму, который тоже входит в комнату. Второй участник как можно подробнее должен пересказать её третьему, вошедшему в комнату после него, а затем, тот пересказывает эту историю всему классу. В конце ещё раз зачитывается история.
Ведущий: Давайте сделаем выводы. А бывают ли подобные ситуации в нашей жизни? В этот момент дать ребятам высказаться.
История Она есть на слайде.
На одном из перекрёстков города произошла авария, в которой столкнулись красный «Мерседес», чёрный «запорожец» и велосипедист. Никто не погиб, но 3 человека были серьёзно травмированы. Водитель красной машины, который и создал аварийную ситуацию, сломал руку. Водитель чёрной машины и его пассажиры получили травмы головы.
Велосипедист был единственным, кто не получил каких-либо ранений. Однако велосипед был полностью сломан. Полиция прибыла через несколько минут после аварии. За ней приехала «скорая» и даже журналисты, которые рассказали про аварию в газете.
Ведущий: Давайте ещё сыграем в интересную игру.
6.Игра «Сказочный герой»
Цель: побудить детей общаться, привить навык построения открытых вопросов.
Ход игры: один из ребят выходит за дверь. Ведущий показывает оставшимся рисунок с изображением сказочного героя (или известной личности), например, Буратино, Шрека, Красной Шапочки (Майкла Джексона, Димы Билана и т.д.) Водящий возвращается в класс. Ведущий прикалывает ему на спину рисунок, так, чтобы он не видел. Водящий должен отгадать, кто на рисунке, задавая закрытые вопросы ребятам.
Рекомендации: ведущий должен рассказать о разнице между открытыми и закрытыми вопросами, сделайте вывод после игры, что для общения и строительства отношений надо уметь задавать открытые вопросы.
Ведущий: Для следующей игры нам необходимо разделиться на команды 2-4 человека.
7.Игра «Золотое» правило общения».
Цель: запомнить «золотое» правило общения.
Ход игры: разделить участников на 2 команды. Ведущий выдаёт каждой команде пазл с фразой «Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними» и панно. Команды соревнуются в складывании фразы на скорость.
Рекомендации: части фразы (пазл) можно напечатать на клейкой разноцветной (или золотой) бумаге или на бумаге с разноцветным скотчем, панно можно обклеить золотой бумагой. Это упражнение должно быть творческим и красивым.
Ведущий: Вы сегодня на занятии были молодцы, хотелось бы отметить всех. А теперь в завершении хочу попросить вас заполнить одну анкету и очень вас прошу максимально будьте откровенны. Это важно, не только для меня, но и для вас.
8.Анкета по проблемам общения.
В конце занятия проводится анкета, ребята заполняют её письменно, педагог должен обработать эти анкеты и знать какая картина в его классе по данной теме.
Цель: выявить проблемы общения каждого участника и помочь ему в этом разобраться.
Анкета
ФИО __________________________________________________________
Отметь галочкой, если это про тебя.
1.У меня есть проблемы в отношении с:
Родителями
Друзьями
Учителями
Окружающими
2. Я считаю, что конфликты между мною и другими людьми возникают потому, что
Меня не понимают
Меня обижают
Меня недооценивают
Меня не любят
Ко мне не прислушиваются
Я не понимаю
Я обижаю
Я недооцениваю
Я не люблю
Я не прислушиваюсь
Другие причины:
Я не прислушиваюсь
Финансовые проблемы
Непонимание с родителями
Плохие условия жизни в семье
3.Кто виноват в плохих отношениях
Между мною и родителями
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
______________________
_______________________
_______________________
Между мною и друзьями
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Между мною и учителями
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
Между мною и другими людьми
Родители
Друзья
Учителя
Я
Другие
Другие люди (напиши кто именно)
_______________________
_______________________
_______________________
_______________________
4. Я хотел бы,
Чтобы люди относились ко мне
С любовью
С уважением
С пониманием
С терпением
Добротой
Я относился к другим людям с
С любовью
С уважением
С пониманием
С терпением
Добротой
Люди больше всего ценили во мне
Добро
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
______________________
5. Для достижения хороших отношений с людьми не хватает
Мне
Сдержанности
Уравновешенности
Дисциплинированности
Умения прощать
Честности
Порядочности
Вежливости
Смелости
Мудрости
Решимости
Доверия к людям
Людям, с которыми у меня есть проблемы
Сдержанности
Уравновешенности
Дисциплинированности
Умения прощать
Честности
Порядочности
Вежливости
Смелости
Мудрости
Решимости
Доверия к людям
Обществу
Мудрости
Духовности
Ответственности
Веры
Любви к ближнему
В заключении ведущий благодарит ребят за работу и прощается.
Источник: kladraz.ru
Особенности стиля межличностных отношений у подростков в классе
В данной статье рассмотрены проблемы психологических особенностей межличностных отношений со сверстниками в подростковом возрасте. Проблема межличностного взаимодействия традиционно находится в центре внимания психологической науки в связи с ее значимостью во всех сферах жизнедеятельности личности. Пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность.
Противоположные черты, стремления, тенденции существуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребёнка. Эта амбивалентность в поведении объясняется бурным развитием эмоциональной сферы старшеклассника, которая, однако, еще не имеет стабильных характеристик.
Именно поэтому в подростковом возрасте отмечается резкая смена настроений и интересов без видимых причин, именно поэтому подростков достаточно раздражителен, резок, импульсивен, демонстрирует повышенную возбудимость Вопросы, раскрывающие феномен межличностных отношений, рассматривают в своих работах А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, Б.Ф. Ломов, Ю.П. Платонов, А.В. Брушлинский, А.В.
Петровский, Я.Л. Коломинский, Г.M. Aндpeeвa, Э.Берн и другие. B широком смысле межличностные отношения представляют собой совокупность совершенно различных связей между людьми. Все это обуславливает актуальность изучения данных процессов.
K тому же современная социально-экономическая ситуация в России усиливает внимание к вопросам межличностного взаимодействия и определяет новый взгляд на него как на фактор стабилизации отношений в социуме, поскольку именно взаимодействие индивидов сопровождает все изменения, связанные с развитием общества и государства. Процесс формирования личности в системе межличностных отношений идет непрерывно.
Но наиболее остро этот вопрос встает в подростковом возрасте, когда вчерашний ребенок начинает ощущать себя взрослым человеком и выстраивает новую систему отношений как со сверстниками, так и со взрослыми. Эти новые отношения будет являться основой для выстраивания как картины мира взрослого человека, так и системы его ценностей и убеждений.
Подростковый период характеризуется нестабильностью как внутренних, так и внешних процессов жизнедеятельности личности. В процессе взаимодействия у подростков нередко возникают трудности, обусловленные различными причинами.
Вследствие этого в процессе общения возникают противоречия, непонимание, барьеры, что, в свою очередь, приводит к еще более серьезным проблемам – конфликтам, которые зачастую бывают трудноразрешимыми. Последствия нарушения общения не менее опасны, они влияют на эффективность процессов обучения и воспитания, формированию негативных личностных качеств: неуверенности в себе, тревожности, низкой самооценки, конфликтности, агрессивности, социальной дезадаптации.
Усугубляет ситуацию и то, что перед старшеклассником ставятся еще и дополнительные задачи, такие, например, как профессиональное савмоопределение и т.д. Подросток в группе сверстников может иметь как высокий, так и низкий социометрический статус.
Подросток, пользующийся уважением и влиянием среди сверстников, во многом успешен, что естественно, повышает его самооценку, что в свою очередь способствует его самораскрытию и самореализации. Подросток, имеющий низкий статус в группе, такой возможности зачастую лишен.
У таких ребят, как правило, отмечается заниженная самооценка, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, трудности в общении, что мешает им проявить себя. Со временем эти качества закрепляются в виде черт характера, и, повзрослев, такой человек вряд ли будет успешен в деятельности.
Все эти особенности обуславливают и особенности отношения подростков друг с другом, стиль общения и поведения. Так, все учащиеся, относящиеся к категории «трудных», имеют те или иные нарушения во взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми. Исходя из этого, изучение проблемы особенностей стиля межличностных отношений у подростков с разным социометрическим статусом в классе справедливо можно считать актуальной темой исследования, важной и с точки зрения науки, и с точки зрения практического применения. Итак, цель исследовательской работы – изучить особенности стиля межличностных отношений у подростков с разным социометрическим статусом в классе.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ, ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ, СВЕРСТНИКИ, МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Текст научной работы
Вопросам определения границ подросткового возраста, специфическим особенностям данного периода развития, психологической характеристике личности подростков посвящены труды Д.Б. Эльконина, Л.И Божович, Л.С Выготского, И.С. Кона, Г.С. Абрамовой, А.Е. Личко и других.
Существует множество различных периодизаций возрастного развития. В своей работе мы возьмем за основу периодизацию Г.С. Абрамовой [1], которая по- своему рассматривает понятие «подросток», называя его старшим подростком, старшеклассником, молодым человеком и отмечает, что границы этого возрастного периода определяются возрастом 13 — 17 лет.
Кон И. С. [2] характеризует подростковый возраст как период самого глубокого кризиса. Детство подходит к концу, и этот большой этап жизни, завершаясь, приводит к формированию идентичности. Целостная идентичность личности, доверие к миру, самостоятельность, инициативность и компетентность позволяют подростку решить главную задачу, которую ставит перед ним общество, — задачу самоопределения, выбора жизненного пути.
Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному самопожертвованию и т. д.
Следует подчеркнуть, что подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. В самооценке подростка происходят существенные преобразования.
Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения. Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное поведение подростка. Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с его самооценкой невротического состояния.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
В этом возрасте осознаётся временная перспектива, развивается устойчивая самооценка, нравственная устойчивость личности. Самоопределение и стабилизация личности в старшем подростковом возрасте связаны с выработкой мировоззрения.
В этом возрасте именно законы коллективной жизни являются теми нравственными правилами, подчиняться которым подросток всячески стремится. А так как требования сверстников и требования взрослых часто расходятся, то подросток в этих обстоятельствах оказывается в ситуации выбора, что, как известно, составляет важнейший компонент волевого поведения. Такое расхождение требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще подростки ещё не достигают.
По словам Божович Л. И. [3] на протяжении сравнительно небольшого срока происходят интенсивные и глубокие изменения в движущих силах поведения молодых людей. При этом у подростка не только появляются новые интересы, но и отмирают старые, он не только начинает интересоваться рядом совершенно новых для него вещей, но и теряет интерес к вещам, которые занимали его раньше.
Наиболее ярко в подростковом возрасте проявляется потребность в принадлежности какой-нибудь группе. При этом, если в раннем подростничестве общение сохраняет гомосоциальный характер, то есть дети предпочитают общество сверстников того же пола, то в старших классах, вместе с процессом полового созревания, связи все более приобретают гетеросоциальный уклон, при котором возникает потребность в общении с представителями обоих полов.
Подростковый период называют эпохой активной индивидуализации, этапом обостренного стремления к самоутверждению. Желание выделиться, стремление занять высокую позицию, добиться уважения среди сверстников, признания своей личной ценности и тем самым получить возможность подкрепить свою самооценку и самоуважение во многом определяет особенности взаимодействия подростков друг с другом. Стремясь с одной стороны отличаться от других, выделяться на общем фоне, с другой стороны подросток должен соответствовать той компании, в которой стремится быть.
Причинами конфликтов могут выступать стремление взрослых ограничить общение своего ребенка с теми или иными его сверстниками, которых родители считаю неподходящей компанией для своего сына или дочери. Это вызывает реакцию протеста со стороны подростка, считающего. Что он сам в праве решать с кем ему общаться. Также причиной ссор с родителями может выступать то, что подросток, входя в референтную для него компанию подростков, стремится подражать им, зачастую шокирую своих близких манерой поведения или внешним видом, принятым в этой группе подростков.
Таким образом, важным аспектом психологической помощи подросткам является работа над разрешением уже имеющихся барьеров общения среди сверстников, а также профилактика возникновения новых нарушений в процессе межличностного взаимодействия старшеклассников.
Результаты проведенного эмпирического исследования позволяют сделать определенные выводы. Согласно методике «Диагностика особенностей межличностных отношений» Т. Лири, Социометрический статус подростков в классе отношений имеют различия.
Анализ статусной структуры, полученной по результатам исследования, показывает, что выборы между людьми в обеих группах распределяется неравномерно.
Больше всего в классе так называемых «принятых» подростков. С этими подростками достаточно хорошо общаются все одноклассники. «Принятые» подростки имеют одного – двух близких друзей в классе, образуя, таким образом, малую группу. Как правило, выборы у этих одноклассников взаимны.
В классе есть «предпочитаемые» подростки, к общению с которыми стремится большинство одноклассников. Эти подростки выбираются большинством одноклассников, они же, в свою очередь, также склонны выбирать товарищей, однако большинство выборов не взаимно.
Лидерами в классе являются «звезды». Это самые популярные ребята в классе, с ними хотят общаться почти все одноклассники.
В классе есть также «непринятые» подростки, с которыми мало кто стремится общаться, их выборы не взаимны. Также есть 1 ученик, который является «пренебрегаемым» — с ним никто не хочет общаться.
Далее рассмотрим особенности межличностных отношений подростков с разным социометрическим статусом.
Подростки, имеющие статус принятых, также демонстрируют склонность к доминированию, однако в меньшей степени, чем звезды (средний балл 17,4) и склонность к агрессии, которая также немного ниже, чем у звезд (- 3,5 баллов).
Подростки, имеющие статус принятых, демонстрируют средний уровень доминирования (11,1 балл), но в то же время дружелюбие (5,9 баллов).
Непринятые подростки демонстрируют склонность к подчинению (- 14,8 баллов) и склонность к агрессивности (- 6,9 баллов), подросток, имеющий статус пренебрегаемого, — подчинение (- 17,7 баллов) и агрессивность (- 8,7 баллов).
Таким образом, родросток начинает ощущать себя взрослым, стремится к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Причем эти проявления приобретают порой не совсем приемлемую и адекватную форму поведения подростка по отношению к окружающим.
Подростковый максимализм, нежелание слушать советы и наставления взрослых приводит к тому, что атмосфера вокруг старшеклассника накаляется. Это проявляется в конфликтах дома и в школе. Подросток становится с точки зрения взрослых неуправляемым [4].
К вопросу о влиянии эмоционального выгорания сотрудников исправительного учреждения на социально-психологический климат в коллективе
- Русинова Д.А.
- Дежурова Е.В.
Анализ проблемы нарушения детско-родительских отношений, как причины девиантного поведения подростков
- Жакина М.Х.
- Эльрих И.В.
К вопросу о психологическом сопровождении условно осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях по формированию трудовой мотивации
- Зацарина А.П.
- Дежурова Е.В.
Социально-психологическое консультирование сотрудников уголовно-исполнительной системы
- Сазанова Л.В.
Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках лишения свободы
- Ермакова В.Г.
- Аксенова П.Ю.
Список литературы
- Г.С. Абрамова- Особенности подросткового возраста // Вопросы психологии личности школьника. – 2002. — №1.
- Кон И. С. Психология ранней юности – М., 1999. – 287 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна – М., Воронеж. – 1997. – 310 с
- Ковальчук И. А. Индивидуально-психологические особенности сотрудников УИС, оказывающие влияние на формирование организационного поведения. -2015г. — №31
Цитировать
Чубанов, М.Ч. Особенности стиля межличностных отношений у подростков в классе / М.Ч. Чубанов. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 48. — С. 327-331. — URL: https://novainfo.ru/article/7195 (дата обращения: 12.07.2023).
Поделиться
Настоящий ресурс содержит материалы 16+
Источник: novainfo.ru
Презентация на тему: Отношения между одноклассниками как проблема педагогической социальной психологии

№ слайда 1
Описание слайда:
Отношения между одноклассниками как проблема педагогической социальной психологии

№ слайда 2
Описание слайда:
Факторы, определяющие положение ученика в системе личных взаимоотношений Во – первых, это набор качеств самого человека; и, во – вторых, характерные особенности той группы, относительно которой измеряется его положение.

№ слайда 3
Описание слайда:
Очень существенное влияние на положение ребёнка в системе личных взаимоотношений оказывает и отношение к нему учителя, воспитателя. Степень и характер этого влияния в свою очередь зависят от целого ряда факторов: возраста членов группы, авторитетности педагога и т.д.

№ слайда 4
Описание слайда:
Особое значение для каждого члена группы и для группы в целом имеет её место в системе общественных отношений, которое зависит от содержания и целей деятельности, объединившей людей. Эти факторы обусловливают превращение группы в коллектив.

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:
Коллективом называют объединение воспитанников (учеников), отличающихся рядом важных признаков. Рассмотрим их.Общая социально значимая цель.Общая совместная деятельность.Общий выборный руководящий орган.

№ слайда 7
Описание слайда:
Кроме названных признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик — сплочённость, характеризующая взаимопонимание, защищённость, «чувство локтя», причастность к коллективу.

№ слайда 8
Описание слайда:
Именно в классном коллективе между школьниками образуется густая сеть межличностных связей и отношений. Проецируя на школьный класс выделенные признаки коллектива, приходим к выводу, что ученический коллектив – это группа учеников, объединённая общей социально значимой целью, отличающаяся сплочённостью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех её членов в правах и обязанностях.

№ слайда 9
Описание слайда:
А.С.Макаренко (1888-1939г.г.) — советский педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-1928, под Полтавой, 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф.Э. Дзержинского (1927-1935, в пригороде Харькова).
Разработал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания.

№ слайда 10
Описание слайда:

№ слайда 11
Описание слайда:
Понятная каждому воспитаннику, осознанная и воспринятая им перспективная цель становится мобилизующей силой, помогающей преодолевать трудности и препятствия. Большое значение А.С Макаренко придавал стилю отношений внутри коллектива. Отличительным признаком сформированного коллектива он считал: 1) мажор — постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию; 2) ощущение собственного достоинства, гордости за коллектив; 3) дружеское единение его членов; 4) ощущение защищённости каждого члена коллектива.

№ слайда 12
Описание слайда:
Его учение содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение — форма жизни коллектива, остановка — форма его смерти; определил принципы развития коллектива; вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

№ слайда 13
Описание слайда:
1. Первая стадия- становление коллектива (стадия первоначального сплочения). В это время коллектив выступает, прежде всего, как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Организатор коллектива — педагог, от него исходят все требования. Первая стадия считается завершённой, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели.

№ слайда 14
Описание слайда:
2. Вторая стадия. Усиливается влияние актива. Теперь уже актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива, руководствуясь своими понятиями о том, что приносит пользу, а что — ущерб интересам коллектива.

№ слайда 15
Описание слайда:
3. Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива. Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он назвал перспективой. При этом он исходил из положения о том, что истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость.
Например, предстоящая экскурсия, поход на природу, аттракционы и представления.

№ слайда 16
Описание слайда:

№ слайда 17
Описание слайда:
По отношению к другим людям психологи подразделяют людей на две категории. Первая- это общительные, с коллективистическими наклонностями ребята. Проявить они себя могут только в коллективе. Обособленная жизнь не для них. Вторую категорию составляют школьники индивидуалистического склада, «выпадающие из коллектива». В коллектив они входят только при особой необходимости и стараются при первой возможности выйти из него, обособиться

№ слайда 18
Описание слайда:
Социодинамический закон. Существуют различные объяснения притягательности одних людей и непопулярности других. Известный американский психолог Д. Морено утверждает, что положение человека в системе личных отношений есть величина постоянная, аналогичная распределению богатств в обществе и подчиняется так называемому социодинамическому закону.

№ слайда 19
Описание слайда:
Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по – разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

№ слайда 20
Описание слайда:
Поэтому они по – разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив.

№ слайда 21
Описание слайда:

№ слайда 22
Описание слайда:
Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции, законам государства.

№ слайда 23
Описание слайда:
1. Общая социально значимая цель. 2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. 3. Отношения ответственной зависимости. 4. Общий выборный руководящий орган.

№ слайда 24
Описание слайда:
Кроме этих признаков коллектив отличается и другими очень важными особенностями. Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Одна из таких характеристик – сплочённость, характеризующая взаимопонимание, защищённость, «чувство локтя», причастность к коллективу.

№ слайда 25
Описание слайда:
Способы определения статуса учащегося в коллективе и социально-психологического климата коллектива Социально психологическая самоаттестация коллектива (методика Р.С.Немова)Методика диагностики межличностных межгрупповых отношений («Социометрия») Дж. Морено«Шкала приемлемости» (вариант социометрии)

№ слайда 26
Описание слайда:
Опросник субъективного отношения школьника к деятельности, самому себе и окружающим (СОДСО)Опросник «Учитель – глазами ученика»Тест на психологическую самоаттестацию классаДиагностическая диаграмма «Эмоциональная удовлетворённость школьника»
Источник: ppt4web.ru