Предложить одноклассникам несколько советов как вести диалог в стихах или прозе

диалог между двумя людьми это обмен устной или письменной информацией. Это форма общения, которая естественным образом возникает в повседневной жизни..

В литературе это даже считается жанром само по себе. Эта идея основана на том, что многие произведения греческой философии были написаны в форме диалога..

Например, Платон использовал фигуру своего учителя Сократа как персонажа в своих диалогах, и через это он раскрыл свои теории и философские идеи.

  • 1 Примеры общения двух людей
  • 1.1 Формальный диалог
  • 1.2 Дружеское общение
  • 1.3 Вежливый диалог
  • 1.4 Диалог между друзьями
  • 1.5 Диалог между знакомыми
  • 1.6 Диалог между друзьями
  • 1.7 Ежедневное общение
  • 1.8 Формальный диалог
  • 1.9 Полуформальный диалог
  • 1.10 Диалог между незнакомцами

Примеры диалога между двумя людьми

Диалоги являются формами общения и как таковые определяются коммуникативным контекстом. То есть способ речи, тон голоса, жесты, все эти элементы разговора зависят от того, где собеседники находятся и кому они направлены..

Диалог и монолог. Видеоурок по русскому языку 2 класс

Формальный диалог

-Официант: Добрый вечер, юная леди, что я могу сделать для вас??

-Клиент: Добрый вечер, вы можете сказать мне, что у вас есть обычный гамбургер?

-Официант: конечно, в нем 200гр мяса, сыра чеддер, бекона, ломтиков томатов и соусов.

-Клиент: Отлично Я хочу один, в сопровождении газировки.

-Официант: очень хорошо. Хочешь десерт с едой?

-Клиент: Я до сих пор не знаю. Я скажу тебе, когда ты принесешь гамбургер.

-Официант: Согласен. Через мгновение я принесу ваш заказ.

-Клиент: Большое спасибо.

Дружеское общение

— Альберто: Привет, Марта, как ты??

— Марта: Очень хорошо! Как ты?

— Альберто: все хорошо. Я давно тебя не видела.

— Марта: Это правда, я путешествовала, я встретила несколько стран в Азии в прошлом году.

— Альберто: Звучит очень интересно! Ты принес воспоминания?

— Марта: Да, я привез брелок из каждой страны, которую я посетил.

Вежливый диалог

— Библиотекарь: Доброе утро, молодой.

— Пользователь: Доброе утро. Мне нужна помощь, чтобы найти книгу.

— Библиотекарь: Какая тема?

— Пользователь: Автомобиль, я хочу исправить свою машину.

— Библиотекарь: Для этого нужна книга механиков.

— Пользователь: Нет, это проблема не механики, а обивки.

— Библиотекарь: я собираюсь проверить, есть ли у нас что-то об автомобильной обивке.

Диалог между друзьями

— Педро: Привет, Эдуардо, ты знаешь, во сколько сегодня начинается матч??

— Эдуардо: Привет! это начинается в половине пятого.

— Педро: Тогда я уйду на час раньше, чтобы прибыть вовремя.

— Эдуардо: Хорошо, мы увидимся там.

Диалог между знакомыми

— Мать Ана: Привет?

— Хуан: Привет, я Хуан, как ты??

— Мать Ана: Привет, Хуан, очень хорошо, а ты?

— Хуан: Очень хорошо. Ана дома? Не отвечает на ваш телефон.

Как правильно общаться и вести диалог. / proZnanie

— Мать Ана: Он пошел на рынок и оставил свой телефон здесь. Когда я вернусь, я скажу вам позвонить вам.

— Хуан: Большое спасибо, увидимся позже.

— Мама Юлии: нет проблем, вы очень хорошо.

Диалог между друзьями

— Фелипе: Привет, Педро!

— Педро: Привет, Фелипе! Как дела? Что я скучаю, увидев тебя здесь?

— Фелипе: Неделю назад я начал здесь работать. Я еду домой.

— Педро: Вы далеко от своего дома. Где ты работаешь?

— Фелипе: В клинике в двух кварталах отсюда.

— Педро: Ну, я тоже здесь работаю, так что теперь мы будем видеться чаще. Пойдем выпьем и наверстаем.

— Фелипе: Отличная идея, в одном квартале есть бар с хорошими ценами..

— Педро: Хорошо, пойдем и продолжим общаться.

Повседневный диалог

— Педро: Хочешь присоединиться ко мне сегодня??

— Мария: почему? Куда мы идем?

— Педро: В ваше любимое место, торговый центр.

— Мария: Звучит очень хорошо! Мы собираемся купить мой подарок на день рождения рано?

— Педро: не совсем.

— Мария: мой рождественский подарок?

— Педро: Думаю, мне лучше пойти одному.

Формальный диалог

— Ученик: Учитель, хочу с тобой поговорить.

— Учитель: Скажи мне, что тебе нужно??

— Студент: у меня проблемы с пониманием алгоритмов, которые объяснили последний класс математики.

— Учитель: Это, вероятно, потому что вы отвлекаетесь в классе. Садитесь, мы пойдем вместе, потому что вы должны подготовиться к экзамену.

— Ученик: Спасибо большое, учитель.

Полуформальный диалог

— Ана: Добрый день.

— Мясник: Доброе утро. Как я могу ей помочь?

— Ана: Мне нужно два килограмма мяса, пожалуйста.

— Мясник: Вот они у вас. Что-то еще?

— Ана: Нет. Сколько я ему должен??

— Мясник: Большое спасибо. Счастливый день.

Диалог между незнакомцами

— Можете ли вы сказать мне, как добраться до станции метро?

— Да, конечно. Пройдите в этом направлении три квартала, затем перейдите налево, и вы окажетесь перед станцией..

— Отлично, большое спасибо!.

— Там нет этого. Хорошего дня.

— Аналогично, увидимся позже.

ссылки

  1. Диалог; определение, виды и примеры. (2012) didactalia.net
  2. Диалог. (2017) bibliatodo.com
  3. Формы выражения; диалог roble.pntic.mec.es
  4. Диалог и аргументация, ключевые элементы образования в науке и технике. (2017) uchile.cl
  5. Характеристики диалога. comboniane.org
  6. Диалог. ecured.cu

Источник: ru.thpanorama.com

Как поддержать разговор на любую тему и научиться говорить обо всем

Смогли бы одинаково свободно дискутировать с английской королевой, известным писателем и соседом по даче? А обсуждать рецепты консервации, сериал «Чернобыль» и колебания курса валют? Знаете, как поддержать разговор на любую тему, если вы не Гугл? Есть несколько надежных способов.

Раз в сто лет рождаются уникумы, которым этот талант дан сразу. Однако большинству людей приходится прокачивать этот навык самостоятельно.

Научиться говорить обо всем – вполне реально, особенно при наличии безлимитного интернета. Чтобы начать тренировки, вам понадобятся время, компьютер или телефон, щедрый интернет-провайдер и зеркало.

Зачем нужно поддерживать разговор

Дальнейшее зависит исключительно от вашего упорства. Харизматичным личностям будет попроще, но и это качество при желании нарабатывается. Будем учиться по-королевски вписываться в любой диалог и оставлять о себе достойное впечатление.

Зачем нужно поддерживать разговор

Умение сказать пару слов по любому вопросу – нужная опция. За жизнь пригодится сто раз, чтобы:

Ни один из преподавателей не будет слушать бесконечные «э-э-э-э» и «я вспоминаю». Если ученик предпочитает красноречиво молчать, значит, он не готов и возиться с ним не имеет смысла. Такие в течение нескольких секунд отправляются на пересдачу.

Еще по теме:  Как выгрузить товары в Одноклассники

Другое дело, если речь льется водопадом. Сразу появляется желание послушать отвечающего. А начнет он еще и литературным языком вещать, так ему все простят. Даже если вместо Пушкина студент дерзнет цитировать Оксимирона.

Не каждый рекрутер готов вытягивать по слову в час. Человек, который может с достоинством рассказать о себе, уже впечатляет. Эйчары по нескольку раз в день выслушивают о том, что «обо мне расскажут дела», «надо спросить моих друзей» и «не умею себя нахваливать». Личность, выбивающаяся из привычной парадигмы, моментально переключает внимание на себя. Умеете говорить – вам перезвонят!

Ваша личная жизнь зависит от того, как вы говорите. Сможете очаровать девушку смешными историями? Покорите парня цитатами из Стейнбека? Возможно, только что вы разговорились с будущим/-ей супругом/-ой. А могли бы «пострелять» глазами и разъехаться в разные стороны.

Будет ли у вас секс сегодня – это тоже не столько про внешность, сколько про говорение. Все-таки речь больше характеризует мышление, а значит и саму личность. Вспомните Тириона Ланистера из «Игры престолов»: внешность – не приведи Господь. Тем не менее, женским вниманием был окружен в избытке. А все почему?

Умным оказался и разговаривать умел.

Завоевать доверие в небольшой группе, где все перезнакомились задолго до встречи с вами, довольно сложно. Хотя приятным собеседникам – везде карт-бланш.

На работе мы проводим большую часть дня. Хорошо, когда там есть кто-то, с кем можно не просто поболтать о погоде, а побеседовать на серьезные темы. С такими коллегами и работа ладится.

Врезка турбо 3 шага

Грамотная, чистая речь в сочетании с эрудицией и чувством юмора – это пропуск во все кабинеты, за кулисы, за закрытые двери, в нужные дома. Умение красиво говорить – это имидж, который сыграет вам на руку в самый неожиданный момент. За вас проголосуют на выборах в парламент или в родительский комитет, на вашу сторону встанут в споре, вас захотят оправдать в любой ситуации.

Люди, которые умеют говорить обо всем

Посмотрите на журналистов: Владимир Познер, Юрий Дудь, Анатолий Шарий, Ксения Собчак, Дмитрий Гордон. Все они 24/7 готовы одарить мир собственным мнением по любому вопросу. Еще и соревноваться успевают в оригинальных формулировках.

Люди, которые умеют говорить обо всем

Писатели, звезды шоу-бизнеса, блогеры… Те, кто работают на аудиторию, обязаны уметь рассуждать на любую тему. Им постоянно задают провокационные вопросы: на телевидении и в интернете. Если они будут отнекиваться, то публика быстро перестанет ими интересоваться.

Не одними селебрити земля полнится. В жизни каждого был человек, которого хотелось слушать часами. Обычно это кто-то из друзей родителей или из преподавательского состава.

9 советов, как научиться поддерживать любой разговор

В каких книгах об этом пишут? Где пройти тематический марафон? Где научиться, как поддержать разговор на любую тему! И желательно, побыстрее.

Сперва надо усвоить одну важную мысль: чтобы поддержать диалог не обязательно держать в голове Википедию. Хотите прослыть хорошим собеседником? Поймите, этот титул – не про знания, а про умение разговаривать.

Вот 9 советов как поддержать разговор на любую тему:

1. Говорите «не знаю»

9 советов, как научиться поддерживать любой разговор

Даже такую провокационную фразу можно подать по-разному. Кто-то холодно произносит: «Я не в курсе», и отворачивается или агрессивно переводит тему.

А общительные персоны извлекают пользу из ситуации. Перед ними настоящий специалист! Вот это повезло: он расскажет лучше любого интернета!

Спецу так и заявляют: «Ты разбираешься в этом, да? Слушай, круто! Мне всегда было любопытно, как устроена Солнечная система, но не было времени углубиться. Расскажи, что по-твоему должен понимать каждый?».

2. Спрашивайте

Делать вид, что вы все поняли, иногда уместно на лекциях или при общении с явными психопатами. В остальных случаях не стесняйтесь задавать вопросы, особенно, если предмет разговора сложный и провокационный.

Человек, который долго «варится» в теме, сразу увидит притворство. Он помнит, сколько времени ушло у него, чтобы разобраться в вопросе. И если он слышит: «Да, все ясно», то делает вывод — собеседнику просто пофиг. Тогда как уточняющие вопросы показывают: человек пытается вникнуть в суть.

Спрашивать можно разное:

  • «Что ты советуешь читать новичкам?».
  • «А что тебе помогло разобраться во всех этих премудростях?».
  • «Что сейчас обсуждают в вашей медицинской/спортивной/творческой тусовке?».
  • « Ты мог бы объяснить на примере?».
  • «Слушай, а что для тебя самое главное во всем этом? Почему ты продолжаешь этим заниматься?».

3. Общайтесь корректно

Виджет турбо колесо полностью

Не нужно заигрывать с амбразурой и немедля объяснять всем вокруг, как именно они не правы. Часто достаточно фразы: «У меня другое мнение по этому вопросу». От бытового хамства тоже лучше отказаться.

Перед тем, как давать непрошеные советы, подумайте трижды. Как именно подумать? Поставьте себя на место собеседницы. Вы ей про тикающие часики и счастье материнства рассказываете, а она, может, всех врачей в городе обошла, чтобы причину бесплодия отыскать.

Вы действительно настолько близки, чтобы обсуждать такие темы? Вас кто-то просил поделиться своим мнением о чужой жизни?

Бестактные вопросы – не лучший инструмент для общения. Представьте, что их задают вам. Предположите на секундочку, что болеет Ваш ребенок и Ваши родственники елейными голосами интересуются: «Ну скажи честно, ты же беременная пила, да?». Чувствуете, как хочется ударить? Вот так и бывает.

4. Давайте обратную связь

Обратная связь – это ваша реакция. Для тех, кто хорошо слушает, интересно рассказывать, для них не жалко говорить часами.

Откликаться на новую информацию можно активным слушанием. Тогда вы повторяете основную мысль собеседника своими словами.

Врезка турбо топ-3

Например:

  • «Психика может вызывать реальные болезни тела, это изучает психосоматика».
  • «Грустные мысли могут спровоцировать инфаркт? Я правильно понял?».

Также всегда можно сказать о своих ощущениях:

  • «Я даже не думал, что это так интересно! Мне казалось, физика – это первый круг ада. Но ты так необычно рассказываешь!».
  • «Никогда не интересовалась проблемой сиротства. А вот послушала тебя и теперь мне кажется, что это действительно важно».
  • «Блин, я считала, что подключить интернет – это просто протянуть кабель в квартиру. А оказывается, столько всего надо учесть и сделать заранее!».
  • «Твои истории вдохновляют! Теперь я тоже хочу в поход!».

Кроме этого необходимо расширить кругозор. С людьми, которым не надо объяснять базовые понятия, общаться полегче – можно сразу переходить к актуальному.

5. Читайте книги

Читайте книги

Уже через месяц регулярного, вдумчивого чтения ваша речь изменится. В ней появятся шутки, метафоры и непривычные слова. А читая по несколько страниц в день в течение года, через 12 месяцев вы и мыслить начнете пошире. Так победим.

6. Следите за новостями

Докапываться до подробностей каждого инфоповода не обязательно. Но мировые проблемы, новости страны должны быть на слуху. Это универсальная тема, которую можно обсудить с каждым.

Выбирайте источники, не занимающиеся откровенной пропагандой каких-то политических взглядов или образа жизни. Вам нужны сухие факты. Выводы вы сможете сделать самостоятельно.

7. Разбирайтесь в непонятном

Не понимаете каких-то элементарных вещей? Вникнуть никогда не поздно. Сейчас полно обучающих книг и каналов. Детям наконец-то стали объяснять доступно, поинтересуйтесь и вы.

Еще по теме:  Что можно пожелать одноклассникам на 23 февраля

Например, издательство «МИФ» недавно выпустило книгу «Как работает наука?». Издание позиционируется как детское, но это лучшее, с чего стоит начать, если всю старшую школу интересы были несколько иными. Такие пособия раскладывают информацию по полочкам. А структурированные знания дополнять намного легче.

8. Следите за качеством информации

Следите за качеством информации

Потратьте больше времени на подбор грамотного источника, но не читайте ересь. Цитирование наизусть Кати Тхи не поможет получить авторитет в медицинских кругах. Это тот случай, когда у человека есть мнение по любому вопросу, но лучше бы оно оставалось тайной.

Какие альтернативы? Педиатры: Комаровский, Бутрий и Катасонов. Детские психиатры: Осин и Мешкова. Интернет-журнал «Намочи манту». Да, все они не обещают мгновенное исцеление от рака через интернет, в отличие от пресловутой Екатерины.

Зато они несут ответственность за свои слова и думают, перед тем, как написать что-то для общего доступа.

9. Репетируйте и практикуйте

Помните, была такая игра Sims? Перед тем, как стать президентом компании, герою этой игры приходилось по несколько часов в день беседовать с зеркалом. Зачем? Чтобы наработать харизму, отрепетировать жестикуляцию и вообще рассмотреть себя со всех ракурсов.

Схема подозрительная, но рабочая! Квартира наконец опустела? Приступим! Играем в Дудя, представляем себя доктором Хаусом – что хотите. Ваша задача – говорить, жестикулировать.

Задавайте себе каверзные вопросы и вслух(!) отвечайте на них. Перед зеркалом можно репетировать речь, выступление на планерке, ироничный ответ коллеге на курилке.

Первый результат не заставит себя ждать. Вы почувствуете себя увереннее. И это сразу отразится на манере общения. Тем более, теперь вы знаете, как поддержать разговор на любую тему. Смотрите: доброжелательный, начитанный и корректный собеседник, еще и тонкий юмор понимает!

Кто же это? Похоже, вы сами.

Источник: hug.ru

Диалог — что это и как написать

Диалог - что это и как написать

Диалог – такой способ организации устной или письменной речи, при котором происходит обмен репликами между персонажами. Проще говорят, диалог – это разговор двух или более лиц.

Обязательно читайте про диалоги, если вы раздумываете над тем, как написать книгу.

Структура диалога

Строго говоря, диалог – это разговор двух персонажей, потому что само слово «Διάλογος» переводится с греческого как два, двое («δύο») и слово, смысл, речь («λογος»), то есть беседа двух действующих лиц. Разговор трех и более персонажей называется полилогом, где поли- – это «много»: то есть беседа многих людей. Но слово «полилог» используется довольно редко. Часто вместо него ошибочно или с целью намеренно упростить речь употребляют привычное «диалог».

Высказывание каждого говорящего в диалоге называется репликой. В письменной речи каждая реплика начинается с заглавной буквы, пишется с новой строки и вводится с помощью тире, то есть оформляется по следующим правилам:

– Что такое диалог?
– Диалог – это разговор двух или более лиц.
– Как называется каждое высказывание в диалоге?
– Реплика.

  • Сказал
  • Спросил
  • Ответил
  • Заметил
  • Поинтересовался
  • Воскликнул
  • Возразил
  • Изумился
  • Вскричал
  • Осведомился
  • Прибавил
  • Подтвердил
  • Добавил
  • Повторил
  • Продолжил
  • Говорит

Рассказ, состоящий только из одного диалога.

В таком диалоге нет повествований, комментариев по ходу действия. Авторская речь здесь просто направляет диалог: «сказал», «продолжал» и т.д. Описания героев, интерьера, ситуации общения – лаконичные эпитеты и короткие фразы. Только реплики персонажей направляют сюжет рассказа и двигают его от завязки к развязке.

О’Генри «Не стоит рисковать»

— Посмотрим, — сказал жизнерадостный импресарио, наклоняясь над географическим атласом. — Вот город, куда мы можем завернуть на обратном пути. Антананариво, столица Мадагаскара, имеет сто тысяч жителей.
— Это звучит обещающе, — сказал Марк Твен, запуская руки в густые кудри. — Прочтите, что там есть еще по этому вопросу.
— Жители Мадагаскара, — продолжал читать жизнерадостный импресарио, — отнюдь не дикари, и лишь немногие из племен могут быть названы варварскими. Среди мадагаскарцев много ораторов, и язык их полон фигурами, метафорами и притчами. Есть много данных, чтобы судить о высоте умственного развития населения Мадагаскара.
— Звучит очень хорошо, — сказал юморист. — Читайте дальше.
— Мадагаскар, — продолжал импресарио, — родина огромной птицы — эпиорнис — кладущей яйца величиной в 15 с половиной на 9 с половиной дюймов, весом от десяти до двенадцати фунтов. Эти яйца.
— Не стоит читать дальше, — сказал Марк Твен. — Мы не поедем на Мадагаскар.

Диалог, прерываемый авторской речью

Такой диалог более информативен, ведь он предоставляет больше возможностей для составления картины происходящего, поскольку здесь помимо реплик героев присутствует авторская речь, поясняющая, комментирующая действие.

А.и Б. Стругацкие «Пикник на обочине»

«— Ай да ты! — говорит он, а сам улыбается. Ну что же, надо идти. Давай прямо завтра утром. В девять я закажу пропуска и «галошу», а в десять благословясь выйдем. Давай?
— Давай, — говорю. — А кто третий?
— А зачем нам третий?
— Э, нет, — говорю. — Это тебе не пикник с девочками. А если что-нибудь с тобой случится? Зона, — говорю. — Порядок должен быть.
Он слегка усмехнулся, пожал плечами:
— Как хочешь! Тебе виднее.
Как бы не виднее! Конечно, это он свеликодушничал, для меня старался: третий лишний, сбегаем вдвоём, и всё будет шито-крыто, никто про тебя не догадается. Да только я знаю, институтские вдвоём в Зону не ходят. У них такой порядок: двое дело делают, а третий смотрит и, когда его потом спросят, — расскажет.
— Лично я бы взял Остина, — говорит Кирилл. — Но ты его, наверно, не захочешь. Или ничего?

— Нет, — говорю. — Только не Остина. Остина ты в другой раз возьмёшь».

В примере из Стругацких герои спорят друг с другом. Диалог, в котором два собеседника конфликтуют — становится для любого текста, пожалуй, одним из самых сакраментальных эпизодов произведения. Собственно, весь текст зачастую строится на череде завязывающихся и развязывающихся конфликтов, развивать их получается в том числе и благодаря диалогам. Читайте об этом подробнее в нашем тексте «Спор в диалоге: как отразить противоречия в разговоре персонажей»

Функции диалога

Информационная: донести важные для текста сведения

Пожалуй, основная функция диалога – информационная. Передать важную для сюжета информацию можно, поместив ее в разговор персонажей. То есть речь героев здесь выступает своеобразным аналогом авторского повествования, структурно подменяя его и внося в текст разнообразие. Не секрет, что живой разговор воспринимается читателем легче, чем длинное повествование. Более того, значимые для сюжета сведения в диалоге можно обыграть так, как это не получится сделать в нейтральном описании или повествовании.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

– Если я не ослышался, вы изволили говорить, что Иисуса не было на свете? – спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.
– Нет, вы не ослышались, – учтиво ответил Берлиоз, – именно это я и говорил.
– Ах, как интересно! – воскликнул иностранец.
«А какого черта ему надо?» – подумал Бездомный и нахмурился.
– А вы соглашались с вашим собеседником? – осведомился неизвестный, повернувшись вправо к Бездомному.
– На все сто! – подтвердил тот, любя выражаться вычурно и фигурально.
– Изумительно! – воскликнул непрошеный собеседник и, почему-то воровски оглянувшись и приглушив свой низкий голос, сказал: – Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в бога? – он сделал испуганные глаза и прибавил: – Клянусь, я никому не скажу.
– Да, мы не верим в бога, – чуть улыбнувшись испугу интуриста, ответил Берлиоз. – Но об этом можно говорить совершенно свободно.
Иностранец откинулся на спинку скамейки и спросил, даже привизгнув от любопытства:
– Вы – атеисты?!
– Да, мы – атеисты, – улыбаясь, ответил Берлиоз, а Бездомный подумал, рассердившись: «Вот прицепился, заграничный гусь!»
– Ох, какая прелесть! – вскричал удивительный иностранец и завертел головой, глядя то на одного, то на другого литератора.

– В нашей стране атеизм никого не удивляет, – дипломатически вежливо сказал Берлиоз, – большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге.

Еще по теме:  На работе заблокировали Одноклассники как обойти

Композиционная функция диалога

Диалог в этом случае призван разнообразить авторское повествование живой речью, создать у читателя эффект присутствия, дать характеристику героям или текущим событиям. Такой диалог может передавать атмосферу создаваемого автором мира, времени, момента. Подчас реплики персонажей в таком разговоре помогают проникнуть в мотивы поведения героев, раскрыть их тайные замыслы или просто понять, кто перед нами и в какой обстановке.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека. В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, – никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея.
– Дайте нарзану, – попросил Берлиоз.
– Нарзану нету, – ответила женщина в будочке и почему-то обиделась.
– Пиво есть? – сиплым голосом осведомился Бездомный.
– Пиво привезут к вечеру, – ответила женщина.
– А что есть? – спросил Берлиоз.
– Абрикосовая, только теплая, – сказала женщина.
– Ну, давайте, давайте, давайте.
Абрикосовая дала обильную желтую пену, и в воздухе запахло парикмахерской. Напившись, литераторы немедленно начали икать, расплатились и уселись на скамейке лицом к пруду и спиной к Бронной.

Идеологическая функция диалога

Писатель вкладывает идею произведения в уста героев, чтобы избежать морализаторства: высказанная автором, мысль может показаться слишком нравоучительной, в то время как будучи высказанной героями, идея звучит более естественно и органично.

В качестве примера приведем знаменитый диалог из «Мастера и Маргариты», в котором, как считают литературоведы, Булгаков разговаривает со Сталиным, вкладывая в его уста отрадную для себя мысль о независимости художника (в широком смысле слова) от сильных мира сего, которые должны мастерство признавать и художника пригреть: знаменитое булгаковское «сами предложат и сами все дадут».

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

– Сядьте-ка, – вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. – Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?
– Нет, ничего, мессир, – с гордостью ответила Маргарита, – кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно. Я ничуть не устала и очень веселилась на балу. Так что, если бы он и продолжался еще, я охотно предоставила бы мое колено для того, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц, – Маргарита глядела на Воланда, как сквозь пелену, глаза ее наполнялись слезами.
– Верно! Вы совершенно правы! – гулко и страшно прокричал Воланд, – так и надо!
– Так и надо! – как эхо, повторила свита Воланда.
– Мы вас испытывали, – продолжал Воланд, – никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!

Садитесь, гордая женщина! – Воланд сорвал тяжелый халат с Маргариты, и опять она оказалась сидящей рядом с ним на постели. – Итак, Марго, – продолжал Воланд, смягчая свой голос, – чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой? Чего желаете за то, что провели этот бал нагой? Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками? Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я.

Комическая функция диалога

Диалоги идеально подходят для создания комического эффекта: шутка, переданная с помощью живой речи персонажей, звучит естественнее и подчас оказывается просто смешнее, чем та же шутка, изложенная автором. У авторской речи иногда попросту не бывает тех резервов, которыми обладает речь персонажей: использование междометий, просторечий, жаргонизмов, обыгрывание ситуации непонимания (один герой не понимает или неверно истолковывает слова другого)

Сергей Довлатов «Филиал»

Премьера состоялась на Бродвее. Я был в командировке, пойти не смог. Потом спросил у одного знакомого:
— Ты был? Ну как?
— Да ничего.
— Народу было много?
— Сначала не очень. Пришел я — стало значительно больше.

Каким должен быть диалог

Диалоги персонажей должны быть естественны. Эрнест Хемингуэй утверждал: «Необходимо, чтобы, когда персонажи говорят, звучала именно их речь, а не голос автора». Для того, чтобы этого добиться, реплики героев должны

  • соответствовать возрасту персонажей,
  • их социальному положению,
  • образованию,
  • быть композиционно оправданы, уместны,
  • соответствовать внутренней логике сюжета.

Правда, чаще в таких случаях знаменитые авторы злоупотребляли затянутыми описаниями, но пустословие в диалогах тоже, к сожалению, встречается. Читаешь такой диалог, и думаешь: «И к чему это всё?» В 19 веке, когда литература была одним из немногих развлечений, писатель мог себе позволить злоупотребить читательским вниманием, ведь читателю фактически некуда было деваться. Пятую часть «Жизни Дэвида Копперфилда» Чарльза Диккенса читали вне зависимости от того, сколько было слов в описаниях и диалогах, ведь роман выходил частями, и пятая – была последней, в которой содержалась развязка, поэтому пустословие и рыхлость повествовательной структуры легко прощались автору, потому что главным было узнать, чем завершилась история Дэвида и как развязались другие сюжетные линии.

Современные, и особенно начинающие, писатели не могут позволить себе роскоши злоупотребления читательским временем, потому что читатель, уставший от длиннот и пустословия легко может переключится на другое произведение. Поэтому диалоги, как и другие композиционные элементы текста должны быть подчинены логике развития сюжета, это значит, что они должны двигать произведение вперед, а не заставлять его буксовать и топтаться на месте.

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим! Предложить материал

Источник: pishi.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...