Конфликты в школе — частое явление. Дети что-то не поделили, поспорили из-за какой-то ерунды или один получил оценку выше другого. Главное — не доводить эти разногласия до травли. В статье рассказываем, как помочь ребёнку справиться с конфликтом, чтобы он не перерос в серьёзные проблемы.
В чём разница между конфликтом и травлей
Травля — повторяющиеся действия, которые направлены в адрес более слабой стороны. Конфликт — временное и двустороннее явление. У него всегда существует причина — то, за что стороны соперничают.
Причиной конфликта может быть вещь, игрушка или парта, а иногда — негативная реакция на полученную оценку или чьё-то действие. В конфликте участники отстаивают свой интерес в определённом вопросе.
В чём причины конфликта
Не поделить можно всё, что угодно. Но конфликты между учениками в школе чаще всего сводятся к нескольким причинам:
- обман;
- оскорбления;
- зависть любимчикам учителя;
- личная неприязнь к человеку;
- симпатия без взаимности, борьба за девочку/мальчика;
- борьба за ресурс — от места за партой или вещей до авторитета в целом.
Кроме того, некоторые конфликты могут происходить из-за личных проблем каждого ребёнка. Например, из-за недостатка внимания родителей или проблем в семейных отношениях. Также причиной может быть сильный стресс, который ребёнок испытывает в школьной жизни.
МЕДИАЦИЯ В ШКОЛЕ. 4 ШАГА как решать конфликты правильно: школьная медиация
Психолог-консультант Алина Егорова
Какие виды конфликта бывают в школе
Конфликтовать могут не только школьники. Иногда в разборки оказываются втянуты учителя и даже родители. Рассмотрим каждый вариант.
Конфликт между учениками
Социальное неравенство, оценки, невзаимная любовь — причины для конфликта «ученик-ученик» могут быть разные. Если школьник в конфликте с одноклассниками, можно разрешить проблему радикально. Например, перевести его в другой класс или даже другую школу. Но это не поможет ему научиться разрешать конфликты и ребёнок не поймёт, как вести себя в таких ситуациях.
Узнайте, как он общается с одноклассниками, есть ли между ними недопонимание, ссоры. Иногда причины могут быть глубже, чем кажется на первый взгляд. Например: в классе обижаются на ребёнка, потому что он отказывается давать списывать. Самое простое — сказать, что это проблемы одноклассников, и списывать плохо.
Но если копнуть глубже, может выясниться, что раньше школьник давал списывать, а потом резко стал отказываться. Вот и причина для обид.
В конфликте всегда виноваты обе стороны, поэтому родителям важно не просто встать на сторону ребёнка, а детально разобраться в ситуации.
Конфликт между учеником и учителем
В таком конфликте может быть как профессиональная, так и личная основа. Первый вариант — если школьник не согласен с оценками, а второй — личная неприязнь ученика к преподавателю. Стоит заметить, что второй случай может работать и в обратную сторону, — у учителя есть неприязнь к школьнику и он намеренно занижает оценки.
Этот конфликт необходимо решать вместе с преподавателем. Именно он должен пойти на встречу ученику и решить проблему компромиссом. Однако это не означает, что теперь школьнику будут ставить только отлично. Но учитель может найти способ, который замотивирует ребёнка на учёбу и поможет ему подтянуть знания.
Конфликт между родителем и учителем
Этот конфликт в основном вытекает из предыдущего. Родители школьника не пытаются решить проблему между ребёнком и учителем, а начинают самостоятельно «бороться» с преподавателем.
Однако таких моментов может и не быть, если взрослые спокойно разрешат все разногласия и вместе найдут пути решения конфликта. Потому что цель у них одна — научить и воспитать детей.
Конфликт между родителем и родителем
Один из самых распространённых вариантов конфликта. Один родитель считает, что можно заслужить хорошее отношение к ребёнку через дорогие подарки учителю, а для второго — это взятка. В таких ситуациях очень сложно прийти к единому решению.
Сегодня таких споров появляется всё больше, особенно в родительских чатах. Когда родители, вместо обсуждения на очных собраниях, начинают решать свои вопросы в переписке. Однако это также может стать и возможностью разрешения конфликта. Например, можно установить правило решать важные вопросы в чате общим голосованием, или наоборот, только при очных встречах.
Когда пора обратиться к психологу
Если родители попытались решить проблему самостоятельно, но количество разногласий и стычек только увеличилось, — стоит обратиться к специалисту.
Психолог тщательно изучит конфликтную ситуацию, рассмотрит её с разных сторон и поможет ребёнку справиться с волнением и разрешить проблему. Кроме того, если ребёнок — агрессор, психолог научит его управлять своими эмоциями.
Один из способов поддержать ребёнка — помочь ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. Например, посоветовать заняться каким-то хобби или спортом, где он сможет проявить свои таланты и найти новых друзей.
Психолог-консультант Алина Егорова
Практические советы, которые помогут ребёнку в конфликтных ситуациях
Конфликты детей в школе и пути их разрешения
Конфликтные ситуации в школе — вещь неизбежная. Другое дело, что направив ситуацию в нужное русло, из всего можно извлечь пользу. Научиться этому без помощи взрослых получится вряд ли.
Детское восприятие во многом зависит от реакции окружающих на те или иные действия. Если ребятам повезет с учителем в начальной школе, и конфликты будут решаться исключительно деструктивным методом, то школьный период будет вспоминаться с теплом и нежностью долгие годы.
Причины конфликтов между детьми в школе
Причин для недопонимания в стенах школы может быть немало. Даже присущий школьникам дух соревнования можно рассматривать как провокацию, стимулирующую к действию, познанию, стремлению стать лучшим. Задача учителя — сделать так, чтобы конкуренция была здоровой.
Возникнуть конфликт может по следующим причинам:
- желание стать лидером;
- личная неприязнь;
- борьба за признание, обида;
- безответное чувство;
- недолюбливание и высокомерное снисходительное отношение к кому либо;
- желание дружить с кем-то против кого-то.
Иногда в школе конфликтуют дети разных классов. А бывает и так, что на кланы разделены одноклассники.
Часто втянутыми в ситуацию оказываются также любимчики или те ученики, которым учителя постоянно делают прилюдные замечания. Дети жестоки, сильного они могут недолюбливать не меньше, чем слабого.
Как избежать конфликтных ситуаций
От учителя зависит не все, но многое. Это на его плечи ложиться груз ответственности. Избежать конфликта между детьми в школе и постараться сгладить ситуацию — святая обязанность педагога.
Даже после сорванного урока «разбор полетов может быть разным». Первый способ — искать виноватого среди учеников, возможно даже с привлечением директора и классного руководителя. Виноватые обязательно найдутся, и плодородная почва для разборок между учениками в будущем тоже.
Конструктивный способ выглядит иначе.
Ситуация следующая. Узнав о болезни учителя, старшеклассники договариваются прогуляться за территорией школы. Замена находится в последний момент, но решение прогулять принято и обжалованию не подлежит.
На урок приходит единственная девушка, отличница. Реакция учителя — единица в ее дневнике и никакого «разбора полетов» после. Непедагогично? Вряд ли. Так мог поступить только настоящий детский психолог.
Сложно представить каких масштабов мог бы достичь конфликт между оставшейся ученицей и ее одноклассниками, при «разборе полетов».
Причины конфликтов
Какими бы ни были причины конфликтов между детьми в школе , именно педагогу приходится разрешать многие из них. Иногда для этого не обязательно даже открыто вмешиваться в происходящее.
Учитель обучает не только грамоте, он помогает ребенку адаптироваться в коллективе, научиться цивилизовано общаться, спорить, отстаивать свою точку зрения, уступать, понимать и принимать ошибки, отвечать за свои поступки.
Особенности конфликтов
Несколько разную природу могут иметь конфликты между школьниками и одноклассниками . Важно понимать, что любой класс это коллектив. Иногда недопонимание может возникнуть между старшими и младшими школьниками.
Причин здесь может быть много вплоть до чувства ревности к любимому учителю, взявшему на воспитание других учеников.
Что делать, если у ребенка конфликт с учителем
Намного сложнее, если конфликтующими сторонами являются учащийся и учитель. Причины конфликта ребенка с учителем могут быть разными , вплоть до личной неприязни.
Иногда дают себя знать разные методы воспитания в стенах школы и в семье. Прежде чем принимать чью-либо сторону, важно разобраться в ситуации. Иногда родители точно не знают, как определить, что у ребенка конфликт с учителем.
Для начала стоит сходить в школу и пообщаться с учителем. Только так можно понять, кто виноват, и что происходит на самом деле. Исходы могут быть разными: от полного разрешения проблемы без привлечения посторонних до жалоб в вышестоящие инстанции и даже перевода в другую школу.
Предупреждение конфликтов — как избежать рекомендации
Всегда нужно пытаться сглаживать острые углы и не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций.
Если не хотите, чтобы ребенок замкнулся в себе и затаил обиду на всех и вся, никогда нельзя ругать его прилюдно, даже если он не прав. Выслушать всех это одно, а лишить ребенка поддержки — другое.
Не помешает и беседа с учителем один на один или сбор информации о педагоге, его методах воспитания и прочем. Мирный путь всегда лучше.
Что делать если ребенок конфликтует в школе — советы родителям
На конфликт детей в школе действия родителей бывают разными. Всегда лучше сначала попробовать разобраться в ситуации. В большинстве случаев правда находится где-то посередине.
Принимать безапелляционно сторону учителя или ребенка нельзя. Делать поспешные выводы тоже не стоит.
Конечно можно при любых жалобах «любимого дитяти» учинять разборки и тут же переводить кровиночку в другую школу, но гарантий того, что в новом коллективе сын или дочь сможет адаптироваться и не станет конфликтовать, никто дать не сможет.
Не бойтесь общаться и открыто высказывать свое мнение. Только так можно найти истинные причины происходящего и варианты для устранения неприятной ситуации.
Источник: mysekret.ru
Особенности педагогических конфликтов между учащимися
Конфликты среди учащихся – частое явление и, по мнению учителей, являются обычным делом для школы. Конфликты в ученической среде характерны для всех поколений.
Г. И. Козырев говорит о том, что снижение или увеличение количества конфликтов между учащимися зависит от того, насколько успешно проходят процессы адаптации ребенка к школе, его социализации, от характера семейных отношений, того, насколько сформирована у него система ценностей (духовных, нравственных и др.) .
Непосредственные причины возникновения конфликтов между детьми носят эмоционально-личностный характер. Они связаны, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия другого ребенка, с расхождением во взглядах на правильность игровых действий, поступков и т. п.
Конфликты между учащимися по составу конфликтующих сторон
можно разделить на внутриличностные, межличностные и внутригрупповые. Конфликты в детском коллективе также можно классифицировать по форме и степени столкновения: противоборство может быть открытым (спор, ссора и т. п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т. д.), спонтанно возникшим и преднамеренным, заранее спланированным или просто спровоцированным. Такие конфликты оказываются либо неизбежными, в известной степени закономерными, либо вынужденными, хотя и необходимыми; либо ничем не оправданными, лишенными всякой целесообразности.
Конфликты в детском коллективе могут выполнять самые разнообразные функции – как позитивные, так и негативные.
Лекция «Особенности педагогических конфликтов между учащимися»
Специфические причины конфликтов «учащийся – учащийся»
Помимо уже рассмотренных нами основной причиной конфликтов между учащимися является, отсутствие у детей коммуникативных навыков (грубость, хамство, жестокость, озлобленность) . Исследования конфликтов типа «учащийся – учащийся» показали, что часто они бывают вызваны специфическими причинами внешнего и внутреннего порядка.
К внешним причинам можно отнести:
● учебные перегрузки детей, общую утомляемость учащихся, ведущие к обострению противоречий;
● смену школьного (или классного) коллектива и возникающие при этом трудности адаптации новичков;
● общую неблагоприятную морально-психологическую атмосферу в классе.
К внутренним причинам прежде всего относится несформированная рефлексивность.
Выделяют три вида рефлексии: ситуативную (актуальную), ретроспективную и перспективную.
Ситуативная рефлексия обеспечивает самоконтроль поведения человека в актуальной ситуации, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта к соотнесению своих действий с ситуацией и их координации в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием. Поведенческими проявлениями и характеристиками этого вида рефлексии являются время обдумывания субъектом своей текущей деятельности; степень развернутости процессов принятия решения; склонность к самоанализу в конкретных жизненных ситуациях.
Ретроспективная рефлексия проявляется в склонности к анализу свершившихся событий: предпосылок, мотивов и причин произошедшего; своего поведения, допущенных ошибок.
Перспективная рефлексия соотносится с анализом предстоящей деятельности, поведения; планированием, прогнозированием вероятных исходов и др. Ее основные поведенческие проявления: тщательное планирование деталей своего поведения, частое обращение к будущим событиям, ориентация на будущее.
Важно учитывать возрастные особенности рефлексии. В возрасте 6–7 – 10–11 лет ребенок переживает свою уникальность, свою самость, стремится утвердиться среди взрослых и сверстников, у него формируется самосознание. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Рефлексия проявляется в возможности выделять особенности собственных действий и делать их предметом анализа, т. е. формируется способность самостоятельно устанавливать границы своих возможностей.
Л. С. Выготский предполагал, что в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка как обобщенное дифференцированное отношение ребенка к самому себе. Эта важнейший личностный конструкт, позволяющий контролировать собственную деятельность с позиции нормы, выстраивать свое поведение в соответствии с социальными требованиями. Представление о себе в младшем школьном возрасте формируется в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми.
Положительная самооценка ребенка играет важную роль в успешном обучении и межличностном взаимодействии. Ребенок с положительной самооценкой уверен в себе и своих поступках, действиях. Во многом формирование самооценки зависит от похвалы и поддержки взрослых, в первую очередь – родителей и педагога.
Серьезной причиной, вызывающей конфликтные ситуации среди школьников, является неопределенный социальный статус личности учащегося в школьном социуме. Комформное состояние или неустойчивое положение учащегося зависит от эмоциональных отношений в группе, наличия противоречий в учебном коллективе, от того социометрического статуса, который он имеет в классе (группе).
Каждый учащийся в группе занимает определенное социометрическое положение: лидер, предпочитаемый, принимаемый, пренебрегаемый, отверженный. Положение лидера («звезды», «любимчика») делает учащегося социально уязвимым; а изменения его места в группе часто приводят к столкновениям с одноклассниками. Статус пренебрегаемого или отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой»), потеря или отсутствие друзей приводят к негативным взаимоотношениям в группе, влияют на психическое состояние личности (повышаются тревожность, негативизм, озлобленность и др.), что может явиться причиной возникновения конфликтных ситуаций в группе.
Источник: znanio.ru