Причины конфликтов подростков с учителями родителями одноклассниками и социальная ситуация развития

Ключевые слова: психологические исследования деструктивное общение подростки девиантное поведение межличностные отношения личность школьники психологические исследования деструктивное общение подростки девиантное поведение межличностные отношения личность школьники

Другие названия: Causes of Conflicts between Adolescent and Teachers, Parents, Classmates and the Social Situation of Development

Забайкальский край Смоленская область Тульская область

Язык: русский, русский

ISBN: 0042-8841

Полное библиографическое описание

Собкин, Владимир Самуилович. Причины конфликтов подростков с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития = Causes of Conflicts between Adolescent and Teachers, Parents, Classmates and the Social Situation of Development / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова, Ю. О. Коломиец // Вопросы психологии : научный журнал. — 2020. — № 5. — С. 13-25 : табл., рис. — Библиогр.: 20 назв. — Из содерж.: Мотивы возникновения конфликтов с одноклассниками, родителями, учителями: многопозиционный анализ ; Причины конфликтов: влияние демографических и социально-стратификационных факторов ; Опыт структурного анализа: конфликты в микросоциальном окружении и самооценка подростком своего статуса в классе.

«О детях по-взрослому»: Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская

  • Содержание
  • Аннотация
  1. Мотивы возникновения конфликтов с одноклассниками, родителями, учителями: многопозиционный анализ
  2. Причины конфликтов: влияние демографических и социально-стратификационных факторов
  3. Опыт структурного анализа: конфликты в микросоциальном окружении и самооценка подростком своего статуса в классе

О результатах анализа мнений школьников 7-11-х классов о причинах их конфликтов со своим ближайшим социальным окружением: учителями, учащимися и родителями.

Источник: spblib.ru

3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами

взаимоотношения подростков и взрослых людей обусловлен особенностями и позицией двух сторон.

Подростков может беспокоить, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также что их идеалы не являются общеприня­тыми. Поэтому они, с одной стороны, страстно ищут «тех людей и те идеи, которым они могли бы верйть», а с другой стороны, они боятся быть обманутыми, «доверив­шись простодушным обещаниям окружающих», и потому парадоксально выражают «свою потребность в вере громким и циничным неверием» (приводится по: Эрик­сон, Э. Идентичность : юность и кризис/Э. Эриксон. М., 1996).

Безусловно, очень часто поведение подростков является своеобразным вызо­вом для родителей и педагогов. Они как бы провоцируют взрослых людей и прове­ряют их на готовность занять адекватную позицию.

Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»

По мнению Элдера (Elder), позиция родителей во взаимоотношениях с под­ростками определяется доминирующим видом власти. Всего он выделяет 7 ви­дов родительской власти (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М., 1991):

— автократичный — подросток не может ни выразить свою личную точку зрения, ни участвовать в решениях, которые его касаются;

— авторитарный — подросток может участвовать в обсуждении проблемы, но родители принимают окончательное решение, исходя из своего мнения;

— демократичный — подросток вносит свой вклад в обсуждение пробле­мы и может сам принять какое-либо решение, однако должен сообщить о нем родителям, от которых зависит окончательное утверждение решения;

Еще по теме:  Как разлюбить одноклассника с которым сидишь за одной партой

— эгалитарный — роли практически не дифференцированы, родители и под­росток на равных участвуют в принятии решения;

— разрешающий — подросток занимает более активную и влиятельную по­зицию в принятии решений;

— попустительский— подросток имеет выбор: информировать или нет ро­дителей о своих решениях;

— игнорирующий — родители не знают о тех решениях, которые принял под­росток, и он не информирует их.

Демократическая модель власти в большей мере вызывает чувство независи­мости, доверие, способствует развитию эмоциональной и поведенческой самостоя­тельности, формированию навыков принятия решений. Именно ее сами подростки воспринимают с наибольшим согласием, считая, что при ней выдвигаемые правила

обоснованы. Однако отмечаются различия в восприятии модели власти в зависимо­сти от пола: более доброжелательно принимается авторитарность отца (75 %), чем матери (50 %); мать, придерживающаяся разрешающего стиля поведения, оценива­ется более благоприятно, чем отец, играющий ту же роль.

Выявлено, что подростки, сталкивающиеся с демократическим, эгалитарным или разрешающим типами поведения родителей, редко испытывают чувство за­брошенности, отверженности, в то же время оно характерно для половины тех, кто испытывает попустительскую, игнорирующую или автократическую модели родительского воздействия (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М., 1991).

Авторитарная, попустительская и игнорирующая модели вызывают у подрост­ков ощущение отверженности и зависимости. Именно эти модели не способству­ют формированию навыков принятия решений и выступают одной из причин кон­фликтного взаимодействия .

Важнейшей задачей, решению которой родители должны оказать содействие, является, по мнению Р. Байярд и Дж. Байярд, донесение до подростка, что он (она) «не чья-то копия и что побуждения его (ее) исходят не извне, а изнутри».

Для достижения этой цели ребенок должен принимать решения, которые отли­чались бы от решений родителей, чтобы понять, что он (она) может порождать собственные идеи (приводится по: Байярд, Р Т. Ваш беспокойный ребенок / Р. Т. Бай­ярд, Дж. Байярд. М., 1991).

Когда ребенок принимает решения, отличающиеся от мнения родителей, это скорее свидетельствует о его стремлении заявить о своей взрослости, нежели о желании навредить родителям. Но, как отмечают авторы: «Внутреннее давление, вынуждающее ребенка принимать самостоятельные ре­шения, является для него поистине мучительным. Ребенок оказывается в поло­жении льва, для которого настало время выходить из клетки, принимать свои собственные решения, но который уже напуган всем этим. Безусловно, что-то в ребенке искренне нуждается в свободе — и это составляет главное направ­ление развития, но обычно в нем существует и своего рода панический страх от мысли о действительной свободе. Очень велико искушение опять вбежать в «клетку», и большинство детей проделывают это по многу раз».

Родители должны помнить, что взросление их ребенка невозможно без фор­мирования навыка самостоятельно принимать решения. Поэтому иной раз важ­но уметь не реагировать на провокации ребенка, рассчитанные на то, чтобы родители указали, как «правильно» поступить.

Если же подростку удается вы­нудить взрослого принимать решения за него, то этот взрослый легко превра­щается в «начальника», «злодея», «диктатора», и есть замечательная возмож­ность «взвалить» всю ответственность за принятое решение на него. «Ребенок может вновь возмутиться творимым над ним или над ней «диктатом», громко настаивать на своем стремлении получить свободу и в то же время делать все, что он (она) хочет, не обременяя себя чувством ответственности», — отмечают Р. Байярд и Дж. Байярд. Базируясь на этих идеях, авторы приходят к выводу, что для успешного взросления детей родители и педагоги должны помогать, со­действовать и поощрять линию поведения, направленную на принятие ими соб­ственного решения. Не способствует же решению этой задачи «отрицательное внимание» взрослых, выражаемое в осуждениях, навязчивых советах, неодо­брении поведения, попытках все «взять под контроль».

Еще по теме:  Если я в черном списке в Одноклассниках мое сообщение дойдет

Источник: studfile.net

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ, ПО МНЕНИЮ ПОДРОСТКОВ

Идеменева В.В. 1 , Губина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО КНИТУ Нижнекамский химико-технологический институт
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

В статье рассмотрены причины конфликтов между подростками и родителями, по мнению подростков.

The article deals with the causes of conflicts between teenagers and their parents, according to teenagers.

Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, социальная сеть, семейный конфликт.

Keywords: teenagers, teenage years, social network, family conflict.

Актуальность статьи обоснована тем, что конфликты в каждый семье являются неотъемлемой частью взаимоотношений между членами семьи. Ссоры и конфликты присуще и благополучным семьям, ее процентная доля составляет 30%.[1]

Хорошее моральное развитие, единство счастья, любви и труда возможно только, если ребенок уверен, что он кому-то очень важен и для кого-то безумно необходим. Кто-то видит в нем смысл своей жизни, но и ребенок кем-то очень дорожит и не может без него существовать. Может это убеждение и не выступает в виде ясной мысли, но оно наполняет ребенка переживаниями радости полноты жизни. Так выразился В.А. Сухомлинский об эмоциональных отношениях между старшим и младшим поколением.[2]

Подростки вступают в конфликт под влиянием окружающего их общества, друзей, переходного возраста и т.д. Каждый человек проходит этот этап своего развития. Но в наше время со свободным доступом в интернет и социальными сетями этих причин становится все больше. В связи с этим нам следует узнать наиболее современно распространенные причины этих конфликтов, чтобы родители могли заранее подготовиться к этому.

Объектом исследования выступали подростки от 10 до 14 лет г. Нижнекамск.

Предметом являлись конфликты между подростками и родителями, по мнению подростков.

Целью выступает выявление причин конфликтов между подростками и родителями, по мнению современных подростков.

Гипотезой выступает предположение о том, что подростки вступают чаще в конфликт под влиянием интернета и социальных сетей.

Были поставлены следующие задачи:

1) Провести опрос подростков г. Нижнекамск.

2) Выяснить основные причины конфликтов между подростками и их родителями, по мнению подростков, с помощью опроса.

Подросток – это мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.

Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Еще по теме:  Одноклассники забыла пароль и логин что делать

Ранний подростковый возраст — 10—14 лет.

Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.

Семейный конфликт – это конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям.

Проведенный опрос 50 подростков, в возрасте от 10 до 14 лет, показало, что конфликты у подростков с родителями бывают часто. И основными причинами были выбраны:

• недоверие со стороны родителей;

• тяга к противоречию принятых родительских решений;

• родители не обращают должного внимания на жизнь детей, так как постоянно заняты работой;

• родители не считаются с мнением своих детей, полагая, что их мнение самое верное;

• родители считают, что их дети слишком много времени проводят в социальных сетях и совершенно не уделяют время учебе;

• родители постоянно сравнивают своих детей с детьми их друзей.

В связи с опросом можно сделать вывод, что для подростков существует множество причин для конфликта. Часто причиной выбирали влияние социальных сетей, так как у родителей зачастую совершенно не хватает времени на общение с детьми, подростки заполняют это время интернетом и социальными сетями.

Семья для каждого человека безусловно очень важна и необходима. Она в своем роде уникально, ведь помимо семьи нигде не встретиться такого, что бы несколько человек долгое время взаимодействовали между собой и покидая семью не прерывали отношений между собой. Конечно же, у членов семьи возникаю конфликты, споры и кризисные ситуации.

Следует заметить, позиция подростка в семье во многом определяется фоном, управляющей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. В основном конфликты возникают из-за непонимания. Взрослые и дети на одну проблему смотрят по-разному.

Дети хотят быть самостоятельными и независимыми, а родители желая уберечь чад от совершенных собой же когда-то ошибок, ограничивают детей в выборе действий и становятся для детей преградой для самореализации, что и является причинами конфликтов. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях. Одной из основных причин разрыва является влияние на подростка интернета и социальных сетей.

Социальные сети влияют как на подростка, так и на родителя. Переходный возраст психологически сложный период для подростка, так как в этот период у него происходит переход из детства во взрослую жизнь, поэтому у подростков часто возникают ссоры с родителями. В этот период родителям сложно контролировать своего ребёнка, а ему, в свою очередь, сложно понять своих родителей.

  1. Социальная конфликтология / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. Москва, 2002 год.
  2. Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А.Сухомлинский. – М., 1978. 32 с.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...