Ключевые слова: психологические исследования деструктивное общение подростки девиантное поведение межличностные отношения личность школьники психологические исследования деструктивное общение подростки девиантное поведение межличностные отношения личность школьники
Другие названия: Causes of Conflicts between Adolescent and Teachers, Parents, Classmates and the Social Situation of Development
Забайкальский край Смоленская область Тульская область
Язык: русский, русский
ISBN: 0042-8841
Полное библиографическое описание
Собкин, Владимир Самуилович. Причины конфликтов подростков с учителями, родителями, одноклассниками и социальная ситуация развития = Causes of Conflicts between Adolescent and Teachers, Parents, Classmates and the Social Situation of Development / В. С. Собкин, Е. А. Калашникова, Ю. О. Коломиец // Вопросы психологии : научный журнал. — 2020. — № 5. — С. 13-25 : табл., рис. — Библиогр.: 20 назв. — Из содерж.: Мотивы возникновения конфликтов с одноклассниками, родителями, учителями: многопозиционный анализ ; Причины конфликтов: влияние демографических и социально-стратификационных факторов ; Опыт структурного анализа: конфликты в микросоциальном окружении и самооценка подростком своего статуса в классе.
«О детях по-взрослому»: Предподростковый возраст, 8-12 лет. Людмила Петрановская
- Содержание
- Аннотация
- Мотивы возникновения конфликтов с одноклассниками, родителями, учителями: многопозиционный анализ
- Причины конфликтов: влияние демографических и социально-стратификационных факторов
- Опыт структурного анализа: конфликты в микросоциальном окружении и самооценка подростком своего статуса в классе
О результатах анализа мнений школьников 7-11-х классов о причинах их конфликтов со своим ближайшим социальным окружением: учителями, учащимися и родителями.
Источник: spblib.ru
3. Особенности взаимоотношений и причины конфликтов подростков с родителями и педагогами
взаимоотношения подростков и взрослых людей обусловлен особенностями и позицией двух сторон.
Подростков может беспокоить, что их собственное мнение о себе не совпадает с мнением окружающих их людей, а также что их идеалы не являются общепринятыми. Поэтому они, с одной стороны, страстно ищут «тех людей и те идеи, которым они могли бы верйть», а с другой стороны, они боятся быть обманутыми, «доверившись простодушным обещаниям окружающих», и потому парадоксально выражают «свою потребность в вере громким и циничным неверием» (приводится по: Эриксон, Э. Идентичность : юность и кризис/Э. Эриксон. М., 1996).
Безусловно, очень часто поведение подростков является своеобразным вызовом для родителей и педагогов. Они как бы провоцируют взрослых людей и проверяют их на готовность занять адекватную позицию.
Видеоурок «Межличностные конфликты, причины их возникновения»
По мнению Элдера (Elder), позиция родителей во взаимоотношениях с подростками определяется доминирующим видом власти. Всего он выделяет 7 видов родительской власти (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М., 1991):
— автократичный — подросток не может ни выразить свою личную точку зрения, ни участвовать в решениях, которые его касаются;
— авторитарный — подросток может участвовать в обсуждении проблемы, но родители принимают окончательное решение, исходя из своего мнения;
— демократичный — подросток вносит свой вклад в обсуждение проблемы и может сам принять какое-либо решение, однако должен сообщить о нем родителям, от которых зависит окончательное утверждение решения;
— эгалитарный — роли практически не дифференцированы, родители и подросток на равных участвуют в принятии решения;
— разрешающий — подросток занимает более активную и влиятельную позицию в принятии решений;
— попустительский— подросток имеет выбор: информировать или нет родителей о своих решениях;
— игнорирующий — родители не знают о тех решениях, которые принял подросток, и он не информирует их.
Демократическая модель власти в большей мере вызывает чувство независимости, доверие, способствует развитию эмоциональной и поведенческой самостоятельности, формированию навыков принятия решений. Именно ее сами подростки воспринимают с наибольшим согласием, считая, что при ней выдвигаемые правила
обоснованы. Однако отмечаются различия в восприятии модели власти в зависимости от пола: более доброжелательно принимается авторитарность отца (75 %), чем матери (50 %); мать, придерживающаяся разрешающего стиля поведения, оценивается более благоприятно, чем отец, играющий ту же роль.
Выявлено, что подростки, сталкивающиеся с демократическим, эгалитарным или разрешающим типами поведения родителей, редко испытывают чувство заброшенности, отверженности, в то же время оно характерно для половины тех, кто испытывает попустительскую, игнорирующую или автократическую модели родительского воздействия (приводится по: Кле, М. Психология подростка / М. Кле. М., 1991).
Авторитарная, попустительская и игнорирующая модели вызывают у подростков ощущение отверженности и зависимости. Именно эти модели не способствуют формированию навыков принятия решений и выступают одной из причин конфликтного взаимодействия .
Важнейшей задачей, решению которой родители должны оказать содействие, является, по мнению Р. Байярд и Дж. Байярд, донесение до подростка, что он (она) «не чья-то копия и что побуждения его (ее) исходят не извне, а изнутри».
Для достижения этой цели ребенок должен принимать решения, которые отличались бы от решений родителей, чтобы понять, что он (она) может порождать собственные идеи (приводится по: Байярд, Р Т. Ваш беспокойный ребенок / Р. Т. Байярд, Дж. Байярд. М., 1991).
Когда ребенок принимает решения, отличающиеся от мнения родителей, это скорее свидетельствует о его стремлении заявить о своей взрослости, нежели о желании навредить родителям. Но, как отмечают авторы: «Внутреннее давление, вынуждающее ребенка принимать самостоятельные решения, является для него поистине мучительным. Ребенок оказывается в положении льва, для которого настало время выходить из клетки, принимать свои собственные решения, но который уже напуган всем этим. Безусловно, что-то в ребенке искренне нуждается в свободе — и это составляет главное направление развития, но обычно в нем существует и своего рода панический страх от мысли о действительной свободе. Очень велико искушение опять вбежать в «клетку», и большинство детей проделывают это по многу раз».
Родители должны помнить, что взросление их ребенка невозможно без формирования навыка самостоятельно принимать решения. Поэтому иной раз важно уметь не реагировать на провокации ребенка, рассчитанные на то, чтобы родители указали, как «правильно» поступить.
Если же подростку удается вынудить взрослого принимать решения за него, то этот взрослый легко превращается в «начальника», «злодея», «диктатора», и есть замечательная возможность «взвалить» всю ответственность за принятое решение на него. «Ребенок может вновь возмутиться творимым над ним или над ней «диктатом», громко настаивать на своем стремлении получить свободу и в то же время делать все, что он (она) хочет, не обременяя себя чувством ответственности», — отмечают Р. Байярд и Дж. Байярд. Базируясь на этих идеях, авторы приходят к выводу, что для успешного взросления детей родители и педагоги должны помогать, содействовать и поощрять линию поведения, направленную на принятие ими собственного решения. Не способствует же решению этой задачи «отрицательное внимание» взрослых, выражаемое в осуждениях, навязчивых советах, неодобрении поведения, попытках все «взять под контроль».
Источник: studfile.net
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016


ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПОДРОСТКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ, ПО МНЕНИЮ ПОДРОСТКОВ
Идеменева В.В. 1 , Губина Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО КНИТУ Нижнекамский химико-технологический институт
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В статье рассмотрены причины конфликтов между подростками и родителями, по мнению подростков.
The article deals with the causes of conflicts between teenagers and their parents, according to teenagers.
Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, социальная сеть, семейный конфликт.
Keywords: teenagers, teenage years, social network, family conflict.
Актуальность статьи обоснована тем, что конфликты в каждый семье являются неотъемлемой частью взаимоотношений между членами семьи. Ссоры и конфликты присуще и благополучным семьям, ее процентная доля составляет 30%.[1]
Хорошее моральное развитие, единство счастья, любви и труда возможно только, если ребенок уверен, что он кому-то очень важен и для кого-то безумно необходим. Кто-то видит в нем смысл своей жизни, но и ребенок кем-то очень дорожит и не может без него существовать. Может это убеждение и не выступает в виде ясной мысли, но оно наполняет ребенка переживаниями радости полноты жизни. Так выразился В.А. Сухомлинский об эмоциональных отношениях между старшим и младшим поколением.[2]
Подростки вступают в конфликт под влиянием окружающего их общества, друзей, переходного возраста и т.д. Каждый человек проходит этот этап своего развития. Но в наше время со свободным доступом в интернет и социальными сетями этих причин становится все больше. В связи с этим нам следует узнать наиболее современно распространенные причины этих конфликтов, чтобы родители могли заранее подготовиться к этому.
Объектом исследования выступали подростки от 10 до 14 лет г. Нижнекамск.
Предметом являлись конфликты между подростками и родителями, по мнению подростков.
Целью выступает выявление причин конфликтов между подростками и родителями, по мнению современных подростков.
Гипотезой выступает предположение о том, что подростки вступают чаще в конфликт под влиянием интернета и социальных сетей.
Были поставлены следующие задачи:
1) Провести опрос подростков г. Нижнекамск.
2) Выяснить основные причины конфликтов между подростками и их родителями, по мнению подростков, с помощью опроса.
Подросток – это мальчик или девочка в возрасте от 12 до 16-17 лет.
Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.
Ранний подростковый возраст — 10—14 лет.
Социальная сеть — интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом.
Семейный конфликт – это конфликт, возникающий между членами одной семьи как по поводу вопросов жизнедеятельности семьи, так и по поводу удовлетворения разнообразных потребностей ее членов, соответствия ролевого поведения ожиданиям.
Проведенный опрос 50 подростков, в возрасте от 10 до 14 лет, показало, что конфликты у подростков с родителями бывают часто. И основными причинами были выбраны:
• недоверие со стороны родителей;
• тяга к противоречию принятых родительских решений;
• родители не обращают должного внимания на жизнь детей, так как постоянно заняты работой;
• родители не считаются с мнением своих детей, полагая, что их мнение самое верное;
• родители считают, что их дети слишком много времени проводят в социальных сетях и совершенно не уделяют время учебе;
• родители постоянно сравнивают своих детей с детьми их друзей.
В связи с опросом можно сделать вывод, что для подростков существует множество причин для конфликта. Часто причиной выбирали влияние социальных сетей, так как у родителей зачастую совершенно не хватает времени на общение с детьми, подростки заполняют это время интернетом и социальными сетями.
Семья для каждого человека безусловно очень важна и необходима. Она в своем роде уникально, ведь помимо семьи нигде не встретиться такого, что бы несколько человек долгое время взаимодействовали между собой и покидая семью не прерывали отношений между собой. Конечно же, у членов семьи возникаю конфликты, споры и кризисные ситуации.
Следует заметить, позиция подростка в семье во многом определяется фоном, управляющей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. В основном конфликты возникают из-за непонимания. Взрослые и дети на одну проблему смотрят по-разному.
Дети хотят быть самостоятельными и независимыми, а родители желая уберечь чад от совершенных собой же когда-то ошибок, ограничивают детей в выборе действий и становятся для детей преградой для самореализации, что и является причинами конфликтов. В результате теряется контакт и уважение. Происходит разрыв в отношениях. Одной из основных причин разрыва является влияние на подростка интернета и социальных сетей.
Социальные сети влияют как на подростка, так и на родителя. Переходный возраст психологически сложный период для подростка, так как в этот период у него происходит переход из детства во взрослую жизнь, поэтому у подростков часто возникают ссоры с родителями. В этот период родителям сложно контролировать своего ребёнка, а ему, в свою очередь, сложно понять своих родителей.
- Социальная конфликтология / Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г.Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под ред. А.В. Морозова. Москва, 2002 год.
- Сухомлинский, В.А. Потребность человека в человеке / В.А.Сухомлинский. – М., 1978. 32 с.
Источник: scienceforum.ru