1. Общечеловеческая норма — запрет на убийство.
расовая норма — не знаю.
классовая норма — эксплуатация человека человеком.
групповая — на нашей пьяной лавке принято водку запивать швепсом )
4. Потому что нормы высокого уровня являются скелетом устоев общества.
5. Выражается в неформальном давлении общества на нарушителя. Общественное порицание, остракизм и проч. потому что нормы низшего уровня, хотя и не прописаны как закон, но исполнение этих норм в целом социально оправдано в среде.
6. Вопрос неверный. внутренний самоконтроль характерен для для обществ с высокой моральной составляющей. иными словами демократическое общество ратует за ослабление внешнего контроля, результатом чего становится увеличение девиантности социальной среды.
FStep ученик
Нужно составить тезисный план? Одним из аспектов изучения малой группы является групповая интеграция (от лат. integer — целый) — состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.
Социальные группы. Видеоурок по обществознанию 11 класс
Степень групповой интеграции связывают с уровнем развития группы как общности. Развитой исследователи считают малую группу, в которой, во-первых, сложилась достаточно дифференцированная система всех видов отношений, о которых говорилось выше, а во-вторых, эти отношения являются нравственными, соответствующими социальным нормам и отвечают требованиям, предъявляемым обществом к личности и социальному объединению.
Согласно теории современного российского психолога А. В. Петровского, группу условно можно представить состоящей из трех слоев. Каждый слой связан с особым принципом построения отношений между членами группы и соответствующим им уровнем развития, а значит, и степенью интеграции.
В первом, поверхностном слое имеют место непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональном восприятии друг друга, приемлемости или неприемлемости. Этот слой соответствует начальной стадии развития группы. Во втором слое имеют место отношения, основанные на совместной деятельности.
В третьем слое развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы. На основе представлений о трех слоях группы строятся представления о групповой интеграции.
Так, о групповой интеграции свидетельствует, с одной стороны, эмоциональная идентификация человека с группой и ее членами, т. е. сознание и переживание принадлежности к группе (проявление первого слоя), с другой — оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях конкретной совместной деятельности, согласованность функционально-ролевого поведения членов группы при решении общих задач (проявление второго слоя). Наконец, еще один показатель групповой интеграции — степень совпадения представлений, ориентаций, позиций, мнений членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для групповой жизнедеятельности (проявление третьего слоя). Групповая интеграция проявляется в относительно непрерывном и устойчивом существовании группы. Важными, постоянно действующими факторами групповой интеграции являются процессы сплоченности, руководства и лидерства. О них вы узнаете в следующих параграфах.
Психология малой группы
Согласно экспериментальным данным, к числу процессов, способствующих групповой интеграции, относят возникновение чувства «Мы» и его ощутимое усиление, например, в ситуациях межгруппового соревнования. Помимо этого, на групповую интеграцию всегда влияет конфликтная ситуация, усиливающая значение групповых норм и правил поведения.
Следует помнить, что у групповой интеграции есть оборотная сторона. С нею связан процесс деиндивидуализации личности в группе, когда ощущение «Мы» становится сильнее ощущения «Я». Это может приводить к ослаблению индивидуальной ответственности за свое поведение. Например, иногда вместе люди делают то, чего не стали бы делать в одиночку. (Если кому-либо приходилось сбегать с уроков, вспомните, происходило это в одиночку или в компании одноклассников. В какой степени вы осознавали ответственность за свой поступок в том и другом случае?) Деиндивидуализация личности проявляется, в частности, в группах антисоциального характера, которые будут рассмотрены в отдельном параграфе.
Интеграция в группах, основанных на гуманистических ценностях, связана со становлением и развитием хороших личных, эмоционально благоприятных, доверительных, дружеских отношений. Дружеским отношениям свойственна глубокая эмоциональная привязанность людей друг к другу. Такие отношения обеспечиваются вниманием, доброжелательностью, тактичностью, уважительным отношением друг к другу, поддержкой в трудных ситуациях, сопереживанием радостям и огорчениям друг друга.
Дружеские отношения в малой группе являются одной из главных особенностей межличностных отношений в подростковом и старшем школьном возрасте. В приятельские и дружеские группы входят практически все дети, подростки и юноши. Чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, так как в них он получает возможность ощущать себя равным, принятым, ценным.
Источник: schoolmaks.ru
Что такое групповые нормы: определение, требование, классификация и особенности
Все мы живем в обществе, социуме, который распадается на отдельные коллективы, группы. Отличие разумного человека в том, что он живет по определенным правилам, нормам. Но зачем нам это? Что такое групповые нормы? Для какой цели они создаются?
Об этом пойдет речь далее.
Цели
Первое, что необходимо уяснить, пытаясь понять групповые нормы – групповые цели. В зависимости от конкретного коллектива их может быть несколько. Но главная цель группы – сохранение, консервация. Т. е. коллектив должен сделать все возможное, чтобы как можно дольше сохранить свое существование.
Чтобы это было возможным, необходимо разработать правила, предписания, образец действий. Все это групповые (социальные) нормы. О них пойдет речь далее.
Виды норм
Норма в переводе с латинского «образец действий». Т. е. определенное правило поведения. Поэтому на вопрос о том, что такое групповые нормы, можно кратко ответить, что это правила, по которым живет определенный коллектив, социум. Их подразделяют на:
- социальные;
- психические.
Что такое психические нормы
Про социальные нормы, более или менее, понятно интуитивно. Социальные групповые нормы – правила поведения, которые выработаны группой. Они, как правило, где-то зафиксированы. Библия, кодекс, устав, инструкция. Хотя это необязательно.
Например, нормы морали нигде не отражены и передаются в ходе социализации личности (воспитание, образование и т. д.).
Психические нормы – это требования, которые общество предъявляет к личности. Чтобы было более понятно, что такое групповые нормы (психические), перечислим их.
Примеры
Группа (социум) может предъявлять следующие требования к личности:
- Соразмерное соответствие характера реакций внешним раздражителям и значению жизненных событий. Представьте человека, который начинает плакать от страха при виде приближающего поезда.
- Способность к быстрой адаптации в новых коллективах. Некоторые дети при смене коллектива замыкаются в себе. Они ни с кем не разговаривают, не заводят друзей и т. д. Это говорит об отклонениях в психическом развитии.
- Способность к самоуправлению, планированию жизненных целей и задач. В противном случае человека «выкидывает» за грань общества, он становится бездомным или люмпеном.
- Критический подход к обстоятельствам, чувство ответственности за происходящее. Слышали ли вы такую фразу: «Этот человек безответственный, бросил семью, детей, много пьет, курит, употребляет наркотические вещества и т. д.». Этот пример попадает под данную категорию.
Виды социальных норм
Теперь подробнее про групповые нормы поведения. Их еще называют социальные. Выше мы уже сказали, что это правило, образец в определенной группе. В зависимости от нее выделяются следующие виды социальных норм:
- Традиции, обычаи. Это правила поведения, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Некоторые обычаи уходят из жизни под напором цивилизации и индустриализации, наиболее жизнеспособные переживают все эпохи, подвергаясь небольшим изменениям. Например, празднование свадеб, дней рождения, Нового года и т. д.
- Моральные нормы. Представляют собой неформальный (нигде не закрепленный) свод правил о том, «что такое хорошо». Помните детский стих: «Кроха-сын к отцу пришел, и спросила кроха. »? Моральные нормы способны изменяться со временем, в отличие от традиций. Например, в досоветское и советское время аморальным поступком считался развод. Сегодня это обыденная норма.
- Правовые или юридические нормы. Многие (но не все) аморальные поступки считаются в обществе правонарушениями. Они закреплены в законах, т. е. в официально закрепленных документах, в которых записано «что делать нельзя» и «что за это будет».
- Религиозные нормы. Почти все состоят из моральных, некоторые из которых также закреплены в юридических документах. Эти нормы связаны с верой (что понятно из названия) и закреплены в Священных писаниях (Библия, Коран), трактатах Святых и т. д.
- Эстетические нормы. Указывают, что красиво, а что нет в обществе. Со временем также подвергаются изменениями. Например, эталон красоты женской фигуры. Когда-то в нашем обществе считалось «чем полнее девушка, тем она красивее», сегодня все наоборот.
- Этические нормы. Связаны с правилами общения. Что «можно» говорить, а что «нет». Например, неэтично спрашивать парню возраст у девушки (если, конечно, это не собеседование), хотя в средние века это был первый вопрос, который задавался раньше вопроса об имени и т. д.
- Политические нормы. Регулируют взаимоотношения личности (группы) с государством (властью). Как правило, почти все они закреплены в нормативно-правовых актах. Но, несмотря на это, их выделяют в отдельные политические нормы.
- Правила этикета. Когда встает из-за стола женщина, английский джентльмен поднимается вместе с ней. Это наглядный пример правил этикета.
Все вышеперечисленные виды норм охватывают широкие массы общества. Но есть и правила мини-социумов. Это школьные традиции в классе, правила поведения на работе, внутренние должностные инструкции и т. д.
Но если существуют правила, значит, есть те, кто их нарушает. За нарушение норм, законов предусмотрены санкции. Это понятие применяется не только к экономике (у многих сейчас на слуху «экономические санкции», которые ввели против России). Подробнее о том, какие виды предусмотрены за те или иные нарушения.
Виды санкций
Групповые нормы
Учащиеся узнают о том, что принято считать групповыми нормами и какие санкции предусмотрены за их нарушение.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет.
Получите невероятные возможности
1. Откройте доступ ко всем видеоурокам комплекта.
2. Раздавайте видеоуроки в личные кабинеты ученикам.
3. Смотрите статистику просмотра видеоуроков учениками.
Получить доступ
Конспект урока «Групповые нормы»
Нормы – это исторически сложившиеся или установленные стандарты поведения и деятельности, соблюдение которых выступает для человека и группы необходимым условием их включения в определённую социальную среду.
Нормы регулируют отношения между людьми. Большинство норм настолько прочно вошло в нашу с вами жизнь, что мы даже не осознаём их до тех пор, пока не обнаружится их нарушение или непонимание.
Например, нужно мыть руки перед едой, снимать головной убор, когда находишься в помещении, уступать место старшим в общественном транспорте и многое другое.
В каждой группе, которая существует достаточно долго, складываются определённые правила и требования, которые группа может предъявлять ко всем своим участникам. В групповых нормах находит отражение то, что, по мнению членов группы, должно быть сделано или не сделано в конкретных ситуациях.
Например, у участников группы может быть особая манера одеваться, делать одинаковые причёски, традиция особым образом приветствовать друг друга при встрече или носить на одежде условные знаки, которые символизируют принадлежность к группе (нашивки, цепочки, значки и так далее).
Правила, по которым живёт группа, принято называть групповыми нормами – это совокупность правил и требований, выработанных группой, которые являются средством регуляции поведения человека.
В более узком смысле групповые нормы – это правила, которым должно подчиняться поведение участников группы, чтобы их совместная деятельность была возможна.
Групповые нормы и правила вырабатываются участниками группы самостоятельно и индивидуальны для каждой группы. Например, для ребят вашего класса пропуски занятий или использование шпаргалок на уроках, является недопустимым, а в другом классе это если не приветствуется, то уж как минимум на это члены группы смотрят сквозь пальцы.
Обычно групповые нормы формируются по мере того, как участники группы приходят к пониманию того, что же необходимо делать для достижения поставленной цели. По мнению учёных, формирование большинства групповых норм определяется следующими событиями или факторами:
· Во-первых, групповая норма может быть предложена лидером группы. Например, он может ввести правило, согласно которому никто не должен пользоваться мобильным телефоном, когда участники группы отдыхают вместе;
· Во-вторых, принятие групповой нормы может быть связано с чрезвычайным событием, которое произошло с одним из участников группы. Например, друзья решили покататься на велосипедах, но все они поехали без шлемов и специальной защиты. Один из них не справился с управлением, упал и получил травму. Это событие может подтолкнуть других участников группы принять решение о том, что впредь они будут кататься только в специальной защите для велосипедистов.
· В-третьих, групповые нормы могут быть определены так называемым «Правом первого», согласно ему групповые нормы, которые существовали на момент образования группы, как правило, надолго определяют её дальнейшую жизнедеятельность.
Например, группы студентов часто занимают места друг возле друга в первый день учёбы и бывают очень недовольны в том случае, если новичок занимает «их» место во время последующих занятий.
· В-четвёртых, групповые нормы могут быть основаны на опыте новых участников группы, в соответствии с которыми они действовали в других группах.
Согласитесь, что те из вас, кто переходил в другую школу и попадал в новою для себя группу, в новый класс с уже сложившимися нормами и правилами, предлагали совершенно иной выход, непривычный для данной группы, из какой-нибудь ситуации.
Например, в прежней школе было принято активно вступать в беседу на уроке, а в новой требуется сидеть, сложа руки, и слушать учителя. Но вы всё равно пытаетесь делать так, как и раньше, ведь для вас это вполне привычное действие, но для вашей новой социальной группы это оказалось чем-то новым и необычным.
Почему же групповые нормы так важны?
Учёные считают, что прежде всего групповые нормы укрепляют и поддерживают целостность группы, способствуют её нормальному существованию и повышают шансы группы на успех.
Во-вторых, групповые нормы увеличивают предсказуемость поведения участников группы, дают возможность предвидеть действия друг друга в той или иной ситуации.
В-третьих, соблюдение групповых норм уменьшает количество конфликтов внутри группы.
Человек, являющийся участником группы, обязан соблюдать существующие в ней групповые нормы, даже если они ему не нравятся. Ведь групповые нормы устанавливаются не просто так, а для их соблюдения. Если участник группы уклоняется от выполнения таких норм, то группа может применить по отношению к нему разнообразные меры воздействия, которые принято называть санкциями.
Санкция – это последствия, которые наступают вслед за несоблюдением правил, установленных группой.
Санкции можно назвать охранниками групповых норм, они могут быть двух типов: запретительными и поощрительными.
Арсенал средств, которые группа может использовать в качестве санкций в отношении своих членов, не выполняющих групповых норм, достаточно широк. Своё поощрение группа выражает похвалой, поддержкой, вниманием к словам конкретного человека или повышением его в статусе.
В то же время запретительные санкции, наоборот, направлены на то, чтобы связать нежелательное для группы поведение индивида с неприятными для него переживаниями и ограничениями. Эти санкции включают в себя ограничение общения с «провинившимся участником группы», насмешки и презрение, понижение в статусе, угрозы, бойкот, то есть полное игнорирование «нарушителя» и даже исключение из состава группы на время или постоянно.
В конце нашего урока давайте вспомним основные моменты.
Сегодня мы узнали с вами о том, что принято считать групповыми нормами и санкциями за их нарушение.
Источник: videouroki.net