Автор конспекта:
Автор(ы): — Жеглова Ольга Владимировна
Место работы, должность: — МАОУ «Средняя школа № 36″, учитель русского языка и литературы
Регион: — Камчатская область
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование
Уровень образования: — среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)
Класс(ы): — 8 класс
Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): — 25
Краткое описание: — Урок разработан в рамках технологии развития критического мышления.
Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
1. Стадия вызова.
Люди, будьте человечны! Это ваш первый долг. Будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку. Руссо (19 век)
Быть человеком означает то же самое, что и нести ответственность А.Сент-Экзюпери (20 век)
Лишь способность любить делает нас людьми. Из форума Интернет
Клише для итогового сочинения за 5 минут. Четко и без воды
- Какая мысль объединяет эти высказывания?
- Давайте выделим ключевые слова в них.
- Как перекликаются эти высказывания с произведением, которое вы прочитали дома?
- Формулируем тему урока . А я Вам помогу….
Проблема истинной человечности в рассказе Паустовского «Телеграмма»
Откройте тетради, запишите тему урока, а в качестве эпиграфа выберите понравившееся вам высказывание.
Сформулируем ключевой вопрос урока.
- Какой смысл вкладывает автор в понятие «истинная человечность» ?
Что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос ( рассмотреть ключевые эпизоды рассказа, проанализировать образы, выявить авторскую позицию)
Человек – семья — дом. Сегодня мы с вами тоже поострим дом, крышей которого является понятие «истинная человечность», а кирпичиками этого дома будут является качества, которые это понятие составляют.
Строить этот дом мы будем вместе.
А) Словарная работа. Составление презентации. ( подсолнечник, телеграмма, пустельга) Вика+
Б) группа «артисты» (Тихон и Тимофеев) Юля+Саша
В) написать эпилог к рассказу ( 2 пары) Аня+Яна, Лиза+Алина
2.3. Работа с классом ( 15 мин)
1) анализ пейзажа, ( начало)
2) интерьер ( начало)
3) интерьер мастерская
2.4. Мотивы очага, тепла.
1. Давайте откроем первые страницы рассказа. Выразительно причитаем 4 абзаца.
Давайте прочтем следующий абзац, и выясним, какие детали свидетельствуют о том, что жизнь замерла не только в природе? ( нетопленая печь, давно не чищенный самовар, пыльный журнал, темнота как в глазах Е.П., так и в квартире)
Читаем дальше. Стр. 82 Как проходят вечера в доме Е.П.?
Работаем с мотивом огня, тепла ( какие символы из прочитанных эпизод олицетворяют этот мотив)
Читаем дальше. Эпизод « Выставка» Прочитаем выразительно.
Какие символы огня вы здесь увидели ? ( электричество «Мертвый свет» — Свечи
Проблема семейных ценностей в рассказе К.Паустовского «Телеграмма»
Читаем дальше. Стр. 88 весёлый огонь
Какой первый кирпич будет заложен в нашем доме? Что необходимо людям , чтобы они не чувствовали себя одинокими?
Физминутка. Музыка «Одинокий пастух». Давайте представим, что мы находимся в деревенском доме, где топится печь, весело трещат поленья. Вы сидите у огня, ваша спинка прямая и расслабленная. Протяните вперед руки, чтобы почувствовать тепло домашнего очага. Попробуйте взять частику этого тепла себе в руки.
Прижмите его к груди, почувствуйте, как это тепло согревает ваше сердце. А теперь поднимите руки вверх и передайте теплоту своих сердец окружающим. Повернитесь направо, повернитесь налево. Почувствуйте тепло других людей и сохраните его в своем сердце. Глаза открываем, продолжаем работать. ( 1 мин)
Есть ли на страницах рассказа подробное описание внешности Насти? ( нет, только детали) . А как называется описание внешности героя в литер. произведении?
Портрет . Читаем стр. 83 запись на доске. Итак, мы познакомились с некоторыми особенностями портрета Насти, а об её характере нам расскажут герои рассказа.
Выступают «артисты» ( 3 минуты).
- Учитель обращает внимание на принцип построения записей урока.
- Как называется прием противопоставления литературе ( антитеза)
- По итогам выступления дети делают записи в тетради самостоятельно ( 1 мин).
- Какой кирпичик истинной человечности Вы бы заложили в наш дом? ( доброта, любовь, забота о близких)
- Вы уже поняли, что один из ведущих авторских приемов рассказа – это антитеза. Скажите, пожалуйста, есть ли в рассказе героиня, которая противопоставлена Насте?
- Работаем с текстом. Стр. 89 прочитали.
Какое чувство учительницы контрастно Настиному «недочувствию»?
Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? ( умение сострадать)
Кто из героев говорит об этом умении сострадать? ( Тихон) Зачитаем.
В словах Тихона мы встретились с незнакомым словом ( пустельга). Но корме этого слова, мы сегодня узнали ещё несколько не совсем знакомых нам слов. Ребята работали с этими словами и подготовили нам небольшое выступление.
Какой кирпичик Вы бы заложили в наш дом ( ответственность за близких)
Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?
Какой эпизод рассказа говорит о том, что совесть Насти все же пробудилась?
Чтение последних 2-х абзацев.( 2 минуты)
Итак, Настя все-таки раскаялась. А что помешало ей приехать сразу? ( оправдывала себя трудной дорогой, нежеланием видеть слезы матери, не решилась бросить важное для неё дело)
Какой кирпич мы можем заложить в наш дом? (умение отделять главное от второстепенного)
Оценки и отметки ( 1 минута)
Рефлексия ( 3 минуты)
Домашнее задание ( 1 мин)
Индивидуальное «Какие «зарубки на сердце» оставил у Вас этот рассказ?
Ответить на вопрос ( устно) «Почему рассказ называется «Телеграмма»?
Сообщение об А.Т.Твардовском
Задания для групп.
Словарная работа.
Группа «артисты».
Выступить от имени Тихона (5-7 предложений).
В своем выступлении передать отношение Тихона к Насте.
Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («Тихон был тогда мальчишкой…»), середина рассказа («…Тихон пришел на почту…»). Обратить внимание на слова «за добро плати добром».
Выступить от имени скульптора Тимофеева (5-7 предложений).
В своем выступлении передать отношение скульптора к Насте.
Внимательно поработать с текстом: начало рассказа («После работы Насте надо было пойти в мастерскую…»), середина рассказа (выступление Першина).
Эпилог к рассказу.
Написать продолжение рассказа. Предположить дальнейшую судьбу Насти, поразмыслить, что произошло с Настей в будущем.
Как вы думаете, осталась ли Настя пустельгой?
Файлы: работа группы.ppt
Размер файла: 2039296 байт.
Похожие конспекты:
Источник: eorhelp.ru
что такое человечность по рассказу телеграмма
В своём рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский , конечно, рассуждает о человечности, не напрямую, а косвенно в ходе всего повествования.
Катерина Петровна, вырастив свою дочь, конечно, могла бы рассчитывать на дочернее внимание по отношению к себе. Но этого нет. Старая, одинокая женщина последние три года вообще не только не видит свою дочь, которая перестала к ней приезжать, но даже не получает писем. По соседски заходит Манюшка, дочь колхозного сапожника, да изредка захаживал сторож Тихон.
Катерина Петровна умирает в забвении и одиночестве. И её дочь, нарушив все человеческие законы, так и не повидается с матерью при жизни. Растеряв всю человечность по отношению к своей матери, ей придется с этим грузом жить всю свою жизнь.
Автор ответа: vsol09
Источник: sous-otvet.net
Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
Презентация «Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”» онлайн бесплатно на сайте электронных школьных учебников psschool.ru
Тема урока Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
По горизонтали: 1. Углубленное изображение психических, душевных переживаний. 2. Общий вид какой-нибудь местности. 3. Стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий. 4. Образное, художественное определение. 5. Мелкая подробность, частность.
6. Последовательность и связь описания событий. По вертикали: 1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому. 2. Строение, соотношение и взаимное расположение частей. 3. Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.
4. Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство. 5. Художественное изображение, образ литературного героя.
По горизонтали: 1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6. Сюжет. По вертикали: 1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик; 4. Интерьер; 5. Портрет
1. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется “Телеграмма”? Какую телеграмму имел ввиду автор и почему? /рассказ-предостережение/
Задание по группам
Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с описанием природы из повести, изменится ли что-либо? Какова роль образа подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/ Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной Виардо, Гюго
Задание по группам
Задание по группам
Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в переводе означает “Солнечный путь”/. Можно ли употребить слово “пустельга” к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Задание по группам
Задание по группам Художественные детали в рассказе: А) Манюшка, шмыгая носом. Отнесла это письмо на почту. Долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота. Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе.
Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра. В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи. Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь- сатирик, который обладал уникальной способностью сразу угадывать человека. Никто не разглядел сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Прием контраста — ленинградские и сельские страницы; в сцене, когда Настя получает телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. – “…а с кафедры неслось: забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/, “Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле”
Задание по группам Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит до читателей мысль о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти пробудилась? /Имя Настя “Воскрешающая”/. Для чего в рассказ вводится образ молодой учительницы?
Источник: psschool.ru