Проблемы в образовании Вконтакте

3. Наметить перспективы развития образования.

Россия, как преемница Советского Союза, многое унаследовала от него, в том числе и систему образования. Советское образования, считавшееся в свое время одним из лучших в мире, сегодня безнадежно устарело. Знаниевая модель образования не способна в полной мере удовлетворять потребности быстро меняющейся действительности. Очевидно, что традиционная система образования находится в кризисе. Существует ряд нерешенных и нерешаемых проблем.
Одной из основных проблем российского образования является его низкая практическая направленность. Учащиеся школ, студенты вузов не умеют применять свои знания на практике. Головы студентов переполнены теоретическим материалом. В то же время многие из них имеют слабое представление о том, что конкретно они будут делать на своем рабочем месте.
Еще одной проблемой образования в России, на наш взгляд, является проблема слабой преемственности между различными уровнями образовательных учреждений. Детский сад не дает нужного для школы объема знаний. Для многих ДОУ основной остается так называемая функция призрения — главное, что дети накормлены и в безопасности, а задача обучения отходит на второй план.

8 Реальных Проблем Системы Образования во Всем Мире

Во многих ДОУ наблюдается нехватка квалифицированных специалистов. Часто должность воспитателя занимают лица, не имеющие педагогического образования. Всё это негативно сказывается на качестве воспитания и обучения. В итоге детский сад не всегда создает ту платформу, которая необходима ребенку для успешного обучения в школе.
Школа, в свою очередь, также не дает нужного объема знаний, который необходим для успешной сдачи ЕГЭ. Будущие выпускники, желающие успешно сдать экзамены, вынуждены прибегать к услугам репетиторов, что является достаточно затратным в финансовом плане. Дети из небогатых семей не всегда имеют возможность воспользоваться этим.

Следовательно, их шансы успешно сдать ЕГЭ и получить возможность поступить в престижный вуз, резко падают. Из этого вытекает проблема так называемой стратификации общества. Образование, традиционно являясь социальным лифтом, в современных условиях способствует усилению социальных контрастов. В обществе формируются страты – члены общества не могут достаточно свободно перемещаться из одной группы в другую.
Проблемой российского образования является слишком большой спрос на высшее образование и пренебрежение к среднему специальному образованию. Большая часть выпускников стремится поступить в вуз. Учреждения НПО (начального профессионального образования) и СПО (среднего профессионального образования) являются непрестижными.

Учащиеся ССУЗ (средне специальных учебных заведений) воспринимаются, как неудачники. В результате на рынке труда перенасыщение специалистов с высшим образованием и недостаток рабочей силы. Среди людей с высшим образованием высокий процент безработных.
Административный пресс «сверху» — еще одна существенная проблема российского образования. Усиление давления администрации, негативно сказывается на развитии системы образования. «Сверху» в административном порядке глушат инициативу «снизу». Работа педагога (начиная от воспитателя ДОУ и заканчивая преподавателем вуза) перегружена написанием всякого рода «бумажек».

Как обесценивается высшее образование

Требования, предъявляемые «сверху», толкают педагогов к формализации показателей. Звучат доклады, в которых произносится то, что хотят слышать руководители преобразований. При принятии управленческих решений, игнорируются рекомендации наук, связанных с образованием. Многие нововведения «реформаторов» непродуманны. Например, система ЕГЭ.

Сама идея единого экзамена в рамках всей страны, достаточно продуктивна. Теоретически ЕГЭ должен дать выпускникам российских школ равные шансы на поступление в любой вуз страны. Но на деле эта система глубоко коррумпирована. Выбранный вариант проведения экзамена, критерии оценки знаний, умений, навыков не соответствуют современным представлениям о результатах образования.

Система ЕГЭ возвращает к натаскиванию на выполнение тестовых заданий. Задачи развития и воспитания отходят на второй план.
Для преодоления вышеперечисленных проблем, на наш взгляд, необходимо, в первую очередь, внедрять компетентностный подход в систему образования. Этот подход позволит подготовить квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Компетентностный подход позволит сбалансировать процентное соотношение между теоретическими знаниями и практическими умениями.
Необходима поддержка со стороны государства всех работников сферы образования – не только учителей, но и психологов, социальных педагогов, воспитателей, руководителей секций, кружков и т.д. Важно поднять престиж педагогических профессий, в первую очередь, пересмотрев уровень зарплат педагогов. Разработать систему бонусов для привлечения в педагогическую сферу молодежи. В противном случае в скором времени в школе будет некому работать или в педагогику придут те, кто не смог поступить в престижный вуз.
Для преодоления дисбаланса на рынке труда – слишком много специалистов с высшим образованием и недостаток лиц с рабочими специальностями, необходимо повысить престиж учреждений НПО и СПО. Сформировавшийся еще с прошлого века стереотип того, что данные учебные заведения – это сборище бездельников, хулиганов и тупиц, важно ломать. В школах для будущих выпускников надо вести просветительскую работу по поводу ССУЗ. Проводить презентации этих учебных заведений, объяснять перспективы трудоустройства и т.п.
Уменьшение давления на образовательные учреждения со стороны административной власти — необходимое условие для выведения системы образования из кризиса. Навязывание преобразований «сверху» неэффективно. Важно поддерживать педагогическую инициативу «снизу». Немаловажным является и учет рекомендаций наук, связанных с образованием. Игнорирование этих рекомендаций приводит к плачевным последствиям.
Необходимо серьезно реформировать систему ЕГЭ. Должна измениться форма проведения. Возможно введение двухуровневого экзамена – первый для всех выпускников, второй уровень для желающих поступить в вуз. Необходимо менять условия для поступления в высшие учебные заведения. Помимо результатов ЕГЭ ввести еще какой-то критерий.

Еще по теме:  Вконтакте вспомнить как это было

Важны продуманные меры для преодоления коррупции в сфере ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что любые преобразования необходимо проводить с учетом мнения педагогической науки и других, смежных с ней наук. Если реформация проводится лишь «сверху» и в обязательном и безапелляционном порядке, то это ведет к недовольству, противостоянию и отчасти к саботажу.

Источник: ped-kopilka.ru

Актуальные проблемы современной системы образования

Образование играет важную роль в обществе. Но, как и в любой другой области, оно имеет ряд проблем, которые требуют скорейшего решения. В данной статье рассмотрены актуальные проблемы современного образования.

образование
управление образованием
проблемы современного образования
Леонтьева Ольга Николаевна
Иваницкая Ираида Петровна

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (89), октябрь ‘22

Дата публицакии 27.10.2022

Цитировать

Леонтьева О. Н., Иваницкая И. П. Актуальные проблемы современной системы образования // . 2022. №44 (89). URL: https://scilead.ru/article/3101-aktualnie-problemi-sovremennoj-sistemi-obrazo

Все мы знаем, что образование играло и играет огромную роль в нашей жизни. Ведь оно является будущим нашей нации, нашей страны. И большинство людей, может даже не все, но большая часть заинтересована в получении образования, а именно в получении качественного образования.

В последнее время люди все чаще задаются вопросом: «А качественное ли образование получают сейчас дети?» В школе, да и дома постоянно говорят о том, что если ты будешь хорошо учиться, то получишь достойную и высокооплачиваемую профессию. Но так ли это на самом деле? Следует признать, что качество образования в наше время не самое лучшее.

В данном случае можно выделить несколько проблем. Первая проблема – это оценивание учеников по отдельности и по одинаковым критериям. Правильно ли это? Ведь у кого-то лучше развита память и логическое мышление, а у кого-то творческое. Но это не значит, что человек глупый или умственно отсталый.

21 век – это век информационных технологий. С каждый днем появляется все больше и больше новой информации. И запомнить все сразу, практически невозможно. Сейчас даже учителя не могут быть точно уверены в своих ответах, поскольку знания быстро устаревают и теряют свою актуальность.

Вторая проблема – это низкий уровень связи между этапами образования. Особенно эта проблема больше касается выпускников школ и студентов 1 курса. Для поступления в вузы в наше время огромную роль играют баллы по ЕГЭ.

Но для успешной сдачи экзаменов современная школа не дает достаточного количества знаний, поэтому многим родителям приходится нанимать детям репетиторов для дополнительных занятий. А услуги репетитора довольно недешевое удовольствие и не все могут его позволить. Отсюда складывается впечатление, что возможности школы и требования государства не соответствуют друг другу.

Третья проблема – это наличие образования, но отсутствие работы. Человек получает диплом, но оказывается так, что по его профессии очень часто не находится работа. С чем это связано? Это связано с тем, что сейчас во многих сферах деятельности требуется опыт работы. Многие работодатели не хотят брать к себе людей без стажа.

А откуда брать этот стаж только что выпустившемуся выпускнику вуза? Не понятно. Раньше, когда еще наши бабушки и дедушки, родители получали образование, то они были уверены в своем завтрашнем дне. В их время найти работу по профессии можно было легко и просто. А сейчас в этом деле большую роль играет не образование, а наличие денег и связей.

Еще по теме:  Сериал все могут короли Вконтакте

Следующая проблема, пожалуй, касается не только образования, но и многих отраслей. Это недостаточное финансирование. Именно поэтому в системе образования не хватает большого количества кадров. Чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно обновлять оборудования и технику, внедрять новые технология. Не у всех учебных заведений хватает на это средств.

Пятая проблема – это непонимание того, какую профессию выбрать, чтобы в дальнейшем она была востребована. Многие не уверены в своем выборе и не знают, интересно ли им это. Наверное, это одна из самых серьезных проблем школьников, да и студентов. И как же помочь им определиться? Общение с успешными людьми в своей отрасли может дать положительный ответ на этот вопрос.

И последняя проблема – это отсутствие практической ориентированности образования. Современное образование рассчитано на обучение и воспитание не просто личности, но и будущего ученого. А ведь и ученому не нужны все предметы, которые преподаются в школе. Ему достаточно того предмета, с которым он занимается. При необходимости информации, не связанной с его направлением деятельности, он может запросто обратиться к любому источнику, например, интернету и получить нужную ему информацию.

Отсюда вытекает такой вопрос. Что же нужно сделать, чтобы школа давала не только теоретические знания, но еще и при этом развивала личность? Думаю, что в учебниках должны рассматриваться не только теоретические задачи, но и практические, с которыми можно столкнуться в жизни.

В наше время система образования нацелена на инновационные развития, поэтому пути решения всех этих проблем направлены на движения в сторону вечного нового. Этого недостаточно. Нужно объективно смотреть на сегодняшний день и на проблемы в обществе. Исполнение таких великих задач может быть проделано только с помощью совместных решений и действий. Необходимо внедрить новые технологии во все уровни образования и обеспечить всей необходимой материально-технической, научно-методической и информационной базой.

Проблем много, но все они, на мой взгляд, решаемы.

Список литературы

  1. Левинтов А. Е. Предназначения образования / Актуальные проблемы образования: материалы методол. семинара / А. Е. Левинтов. ‒ Ярославль: Ремдер, ‒ 2020. ‒ 17 с.
  2. Леонтьева Л. С., Авилкина С. В. Система высшего образования как стратегический ресурс регионального развития / Государственное управление. Электронный вестник / Л. С. Леонтьева. – 2021. – №. 86. – 200 с.
  3. Оценка качества образовательного процесса. http://ckpom.portalspo.ru/stat2.php.
  4. Современные образовательные концепции. http://www.edu-sok.ru/51.
  5. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. www.gks.ru.

Источник: scilead.ru

Университетам придется стать гибче

“Ъ” спросил мнение экспертов о новой образовательной реформе

Неделю назад глава Минобрнауки Валерий Фальков представил «уникальную отечественную систему высшего образования», которая в прошлом году была анонсирована как замена Болонской системе. На первый взгляд, новая схема не сильно отличается от действующей: студентам так же предлагается три ступени высшего образования, правда, без одинаковых для всех программ сроков обучения. Часть опрошенных “Ъ” экспертов считают, что реформа даст университетам большую гибкость и сможет удовлетворить кадровые запросы рынка. Другие же указывают на возможные проблемы: недовольство уставших от реформ преподавателей, а также трудности с международным сотрудничеством вузов.

Выйти из полноэкранного режима

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков

Развернуть на весь экран

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков

Фото: Дмитрий Духанин, Коммерсантъ

19 апреля Валерий Фальков представил российским ректорам новую систему отечественного высшего образования. По его словам, студенты и университеты получат гибкие сроки обучения и конкуренцию программ, а высшая школа сможет «уйти от противопоставления бакалавриата и специалитета».

Болонская система подразумевает сопоставимость образовательных программ стран-участниц: взаимное признание дипломов, а также повышение мобильности для обмена студентами и преподавателями. В 2003 году Россия присоединилась к Болонской системе и перешла на систему «бакалавриат (четыре года)—магистратура (два года)—аспирантура (не менее трех лет)».

При этом бакалавр может получить магистратуру уже по другому направлению. Часть политиков, ректоров и бизнеса регулярно высказывали широкий спектр претензий к Болонской системе, от «ориентированности на Запад» до утверждений, что бакалавриат — это «незаконченное» высшее образование. В последние годы их голоса становились все громче, а после начала «спецоперации» противники Болонской системы быстро одержали победу. В мае 2022 года секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев призвал вернуться к отечественной образовательной модели, его поддержал глава Минобрнауки.

Новая модель предусматривает три ступени: базовую, специализированную и аспирантуру. Согласно предложению господина Фалькова, базовое — основное — образование будет соответствовать существующим ныне бакалавриату и специалитету. Студентам придется учиться от четырех до шести лет, сроки должны быть установлены университетами, работодателями и регуляторами.

Еще по теме:  Как проверить группу в ВК на активность

Господин Фальков заявил, что сейчас магистратура является «продолжением первого уровня» и не дает углубленных знаний. Специализированный же уровень предусматривает как структурные, так и содержательные изменения образовательных программ. Здесь обучение будет длиться один-два года; ряд направлений будет недоступен для студентов, не прошедших первой ступени по той же или смежной специальности. Третья ступень образования — аспирантура — будет доступна тем, кто окончил базовую ступень со сроком обучения не менее пяти лет либо получил специализированное высшее образование. Господин Фальков отметил, что этот уровень является подготовкой научных и научно-практических кадров.

Доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака рассказал “Ъ”, что многие сотрудники вузов не поддерживают новую реформу хотя бы потому, что система высшего образования «только начала более или менее спокойно работать» после предыдущей.

Впрочем, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко (в 2004–2013 годах работал в Минобрнауки) отмечает, что реформа не так радикальна, как могла бы быть. «Все боялись, что после отказа от магистратуры будет один «моноуровень», после которого можно сразу поступить в аспирантуру. Поскольку все три уровня сохранились, думаю, переход (к новой системе.— “Ъ” ) будет несложным»,— говорит он. А сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин и вовсе называет реформу «всего-навсего переименованием трех ступеней высшего образования, которые были определены законом об образовании 2012 года».

Господин Кудюкин признает, что Болонская система так и не была в полной мере реализована в России, но задается вопросом, сохранятся ли ее успешно работающие элементы, «например система кредитов, которая дает возможность засчитывать прослушанные курсы при переходе из одной образовательной организации в другую, в том числе и за рубежом». Господин Кульбака также уверен, что новая система осложнит как международное взаимодействие учебных заведений, так и процедуру признания российских дипломов другими странами — «эта проблема будет решаться, скорее всего, через какие-то двусторонние договоры».

Директор ИСАА МГУ Алексей Маслов утверждает, что Россия так и не получила полностью возможностей международного сотрудничества, о которых говорилось при включении в Болонский процесс.

«Мы должны были получать возможности академической мобильности, все наши российские студенты должны были получить возможность ездить в европейские университеты. Но Россия этого не получила. И даже система Erasmus+, которая предполагает обмен между университетами ЕС и России, так до конца и не заработала. Поэтому система, за которую многие так боролись, была неэффективна»,— говорит он.

Господин Маслов считает, что старая модель высшего образования «во многом изжила себя и не соответствовала многим российским национальным интересам». «То, что предлагает Фальков,— значительно более гибкая схема, связанная с более глубокой профессионализацией образования,— уверен он.— Многие университеты предлагали автоматически вернуться к системе специалитета, то есть к пяти годам обучения. Но это автоматически разрушает связи с университетами Азии, поскольку в Китае, Корее, Индонезии и других странах система двухуровневая — четыре плюс два года. При этом никакой Болонской системы там не существует».

Как Минобрнауки подготовило поправки в рамках новой модели высшего образования

С этим соглашается экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. «По разным направлениям подготовки могут быть разные сроки реализации программ, разные требования к компетенциям, которыми овладевают выпускники в зависимости от потребности рынка труда,— отмечает он.— Есть, конечно, угроза, что этими предложениями некоторые прикроют просто «смену табличек». Был бакалавриат, теперь — базовое образование. Но, думаю, министерство вместе с Рособрнадзором не допустит этого».

«Такая уровневая подготовка дает больше возможностей для внедрения образовательных программ, отвечающих потребностям работодателей и запросам студентов»,— считает ректор НИТУ МИСиС Алевтина Черникова.

Так, для исследовательской магистратуры важно сохранить двухгодичный срок обучения, который дает необходимые знания для построения научной карьеры, «в то же время для подготовки ИТ-специалистов в ряде случаев достаточно и одного года», говорит ректор.

«Успех или неуспех высшего образования зависит не от того, является ли система Болонской или нет, а от финансирования, сотрудничества с сильными зарубежными вузами и включенности в международную научную среду,— подчеркнул господин Кульбака.— То есть действительно серьезных изменений не происходит, и российское высшее образование так и остается со своими проблемами».

Эмилия Габдуллина, Александр Черных

  • Газета «Коммерсантъ» №72 от 25.04.2023, стр. 5
  • Александр Черных подписаться отписаться
  • Российское образование подписаться отписаться

Источник: www.kommersant.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...