Рассказ «Телеграмма» Паустовского – это произведение, которое задело меня за живое. С этим рассказом мы сегодня познакомились на уроке литературы и каждое слово прокралось ко мне в сердце и заставило задуматься об отношениях детей и родителей.
Блок: 1/4 | Кол-во символов: 243
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-paustovskogo-telegramma.html
Телеграмма Паустовского
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 25
Источник: https://xn—-etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai/paustovskiy-telegramma-analiz/
Рассказ Телеграмма Паустовский
В своем сочинении на тему: «Телеграмма» Паустовского хочу отметить поучительные и нравственные нотки данной работы. Мне кажется, каждый, кто хотя бы раз прочитал это произведение, остался неравнодушным к освещенным проблемам, что поднял в рассказе автор.
Блок: 2/4 | Кол-во символов: 284
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-paustovskogo-telegramma.html
Русский язык, 9-й класс, К. Паустовский «Телеграмма». Проблема взаимоотношений родителей и детей…
Анализ произведения «Телеграмма»
Структура
Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни.
Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в «Телеграмме»
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери.
Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона
Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери.
Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.
Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3721
Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
Вместо заключения
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.
Блок: 3/3 | Кол-во символов: 804
Источник: https://tvercult.ru/literatura/paustovskiy-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza
Лишь последняя телеграмма ,полученная от соседа Тихона, где говориться о последних днях ее матери, стала встряской для девушки. Она поняла, что может в любую минуту потерять родного человека, который любит ее больше всех на свете. Настя спешит к матери, но уже поздно. Старушка так и не дождалась дочь.
А ведь если бы девушка приехала на каких-то пару дней раньше, она смогла бы застать живую мать, смогла бы поговорить, попросить прощение за то, что так долго не навещала. А может, старушка была бы жива еще, если бы чаще видела свою дочь и ее не съела изнутри тоска.
Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1285
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-paustovskogo-telegramma.html
Телеграмма Паустовский герои
В произведении «Телеграмма» Паустовсокго главные герои – это одинокая старушка Катерина Петровна и ее дочь Настя. Катерина Петровна одинокая в своей старости, но она не осуждает свою дочь, она понимает, что у нее своя жизнь, а в Заборье ей делать нечего. При этом женщина все время ждет, ждет и верит.
Настя же деловая девушка, вся в работе. Сказать, что она черствая, было бы не правильно. Девушка помогает скульптору выбиться в люди, она думает о матери, помогает ей деньгами, вот только все время за делами не находит время, дабы просто приехать, навестить. А когда она собралась, то случилось неизбежное. Ее мама умирает, сама же девушка не успела даже на похороны.
Но всю дорогу она мысленно говорила «Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Если честно, сейчас я пишу сочинение «Телеграмма» по Паустовскому, и до сих пор под впечатлением от прочитанного. Уж очень не хочется, чтобы так было в действительности, чтобы дети забывали о родителях, хотя, реальность иная. Но я знаю одно, своих родителей никогда не забуду и всегда буду их навещать. А после того, как закончу сочинение, уже сейчас пойду к ним, обниму и скажу, как сильно я их люблю.
Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1200
Источник: https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-paustovskogo-telegramma.html
Кол-во блоков: 8 | Общее кол-во символов: 8566
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 3721 (43%)
- https://tvercult.ru/literatura/paustovskiy-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 804 (9%)
- https://xn—-etbhjbchkvbebdbf6aza0c2d6g.xn--p1ai/paustovskiy-telegramma-analiz/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 1029 (12%)
- https://sochinyshka.ru/sochinenie-po-rasskazu-paustovskogo-telegramma.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 3012 (35%)
Поделитесь в соц.сетях:
Источник: lovedar.ru
Презентация на тему Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
Слайд 1Тема урока
Проблема истинной человечности в рассказе К. Паустовского “Телеграмма”
Слайд 2Цели урока:
Слайд 3Технологии:
Слайд 4кроссворд
Слайд 5По горизонтали:
1. Углубленное изображение психических, душевных переживаний.
2. Общий вид какой-нибудь местности.
3. Стилистическая фигура,
основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий.
4. Образное, художественное определение.
5. Мелкая
подробность, частность.
6. Последовательность и связь описания событий.
По вертикали:
1. Вид тропа – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому.
2. Строение, соотношение и взаимное расположение частей.
3. Тот, кто рассказывает что-нибудь или в художественном повествовании от чьего-нибудь лица, образ того, от чьего лица ведется рассказ.
4. Внутреннее пространство здания, помещения, а также его убранство, устройство.
5. Художественное изображение, образ литературного героя.
Слайд 6Ответы:
Слайд 7По горизонтали:
1.Психологизм; 2. Пейзаж; 3. Антитеза; 4.Эпитет; 5. Деталь; 6.
Сюжет.
По вертикали:
1. Метафора; 2. Композиция; 3. Рассказчик; 4. Интерьер; 5.
Слайд 8
Слайд 91. Каковы основная тема и проблема рассказа? Почему рассказ называется
“Телеграмма”? Какую телеграмму имел ввиду автор и почему? /рассказ-предостережение/
Слайд 10Задание по группам
Слайд 11Почему рассказ начинается с пейзажной зарисовки? Если исключить строки с
описанием природы из повести, изменится ли что-либо? Какова роль образа
подсолнечника? Изменяется ли пейзаж в течение рассказа? /принцип градации/
Обратите внимание на философский подтекст пейзажа /традиции в русской литературе/
Слайд 12Интерьер в доме Екатерины Ивановны.. /уходящая культура 19 века умирает
вместе с хозяйкой /Пушкиным, Тургеневым, Крамским, Полиной Виардо, Гюго
Слайд 13Задание по группам
Слайд 14Задание по группам
Слайд 15Портрет Насти. Что во внешнем облике подчеркивает автор? /Сольвейг- в
переводе означает “Солнечный путь”/. Можно ли употребить слово “пустельга”
к Насте /Хищная птица семейства соколиных и легкомысленный и пустой человек/
Слайд 16Задание по группам
Слайд 17Задание по группам
Художественные детали в рассказе:
А) Манюшка, шмыгая носом. Отнесла
это письмо на почту. Долго засовывала его в почтовый ящик
и заглядывала внутрь,- что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.
Б) Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме,- без этого слабого огня Катерина петровна и не знала, как дожить до утра.
В) Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клен. Его она посадила давно, еще девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.
Какие художественные детали, которые выполняют важную роль, можно еще найти в тексте?
Слайд 18“…Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд Гоголя”. Гоголь- сатирик, который
обладал уникальной способностью сразу угадывать человека. Никто не разглядел
сущности Насти, кроме Гоголя. Молодой скульптор Тимофеев создал скульптуру , сумев передать оттенки души Гоголя.
Слайд 19Прием контраста — ленинградские и сельские страницы;
в сцене, когда Настя
получает телеграмму: “Катя помирает. Тихон”. –
“…а с кафедры неслось:
забота о человеке становится той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать… Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семеновне…”
Слайд 20Какую библейскую заповедь нарушила Настя ? / из домашнего задания/,
“Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет,
и долголетен будеши на земле”
Слайд 21Задание по группам
Какова роль сторожа Тихона в рассказе? /Почему автор
самоустраняется из повествования?/ Каким образом автори доносит до читателей мысль
о безысходности одиночества? /подсолнечник, мышь, ночник/
Источник: theslide.ru
Презентация, доклад на тему Нравственные проблемы рассказа Телеграмма
Слайд 1…
Нравственные проблемы
в рассказе «Телеграмма»
К. Паустовский…
Вечные истины…
Слайд 2Почему именно так называется рассказ?
Слайд 3Роль пейзажа
Слайд 4Телеграмма
2 прилаг.
3 глагола
1 мудрая мысль
Сущ.
Синквейн
Слайд 51.Где девчонкой была Катерина Петровна и какого великого человека видела?
2. Как
долго Настя не была дома и не навещала маму?
3. Чем Настя старалась заменить матери свое отсутствие?
Слайд 64.О ком речь? Катерина Петровна пожалела …., потрогала шершавый ствол, побрела
в дом и в ту же ночь написала Насте письмо.
5. Где работала Настя? Кем?
6. О ком речь? Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.
Слайд 77. Сколько лет художник вынужден читать произведения Гоголя, чтобы изваять его
профиль?
8.В какое время суток открылась выставка скульптора?
9. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы….(что ей сказал ?)
10. Кто вместо Насти написал телеграмму Катерине Петровне?
Слайд 8«Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день.
Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, — смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет — совсем уж не тот, — да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
Слайд 9…
Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, —
решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет — значит, жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным укором.
Не все потеряно…
Слайд 10-Почему не прочитала?
Почему вздох облегчения?
Почему безмолвный укор?
Что понимает Настя?
Как себя оправдывает?
Как
заглушает работу совести?
Слайд 11На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой
себе. Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза.
Настя вздрогнула. Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Настя видела, как на его виске бьётся тонкая склеротическая жилка.
«А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!»
Слайд 12Настя вернулась домой, в свою старинную комнату на Мойке, с лепным золочёным потолком, и только
там прочла письмо Катерины Петровны.
— Куда там сейчас ехать! — сказала она и встала, — Разве отсюда вырвешься!
Она подумала о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола.
Что ее остановило?
Слайд 13Седой вспыльчивый художник подошёл к Насте и похлопал ее по руке:
— Благодарю. Слышал, что это вы извлекли
Тимофеева на свет божий. Прекрасно сделали. А то у нас, знаете ли, много болтающих о внимании к художнику, о заботе и чуткости, а как дойдёт до дела, так натыкаешься на пустые глаза. Ещё раз благодарю!
Слайд 14Настя вернулась на свое место, незаметно вскрыла телеграмму, прочла и ничего не поняла:
«Катя помирает.
Тихон».
«Какая Катя? — растерянно подумала Настя. — Какой Тихон? Должно быть, это не мне».
Она посмотрела на адрес: нет, телеграмма была ей. Тогда только она заметила тонкие печатные буквы на бумажной ленте: «Заборье».
И в этот момент…
так не кстати
Слайд 15Не смогла сказать правду…
Кто-то тронул ее сзади за руку. Это был старый вспыльчивый
художник.
— Что? — спросил он шепотом и показал глазами на скомканную в руке Насти телеграмму. — Ничего неприятного?
— Нет, — ответила Настя. — Это так… От одной знакомой…
— Ага! — пробормотал старик и снова стал слушать Першина.
Слайд 16Настя быстро встала, вышла, торопливо оделась внизу и выбежала на улицу.
Валил водянистый снег. На Исаакиевском
соборе выступила серая изморозь. Хмурое небо все ниже опускалось на город, на Настю, на Неву.
«Ненаглядная моя, — вспомнила Настя недавнее письмо. — Ненаглядная!»
Настя села на скамейку в сквере около Адмиралтейства и горько заплакала. Снег таял на лице, смешивался со слезами.
Слайд 17Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто ее так не любил, как эта
дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье.
«Поздно! Маму я уже не увижу», — сказала она про себя и вспомнила, что за последний год она впервые произнесла это детское милое слово — «мама».
Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Слайд 18— Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе ее горькое, страданье неписаное! А ты смотри, дура, — сказал
он сердито Манюшке, —
за добро плати добром, не будь пустельгой…
Только ли Манюше
адресованы эти слова?
Слайд 19Домашняя работа
1. Над чем меня заставил задуматься рассказ «Телеграмма»?
2. Какие нравственные
проблемы поднимает этот рассказ?
Источник: shareslide.ru