Цель урока: обучая, развивать коммуникативную, социальную и информационную компетенции; создать условия для проявления познавательной активности учеников.
- формирование умений анализа рассказа на основе духовной проблематики, языка произведения; наблюдение над приёмами художественного мастерства К. Г. Паустовского;
- развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации
- развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся через применение приёмов технологии РКМ;
- Формирование умения проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).
- мультимедийная презентация;
- музыкальное сопровождение формата mp3;
- бланк телеграммы;
- карточки с заданиями.
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя.
- Инсценировка «Телеграмма»
- Как автор создает эмоциональное настроение рассказа? (описание пейзажа)
- Каково душевное состояние героини? Как писатель передает его читателям? (интерьер дома Катерины Петровны)
- Как Катерина Петровна относится к тому, что Настя так долго не приезжает к ней?
- Почему Катерина Петровна решилась идти к калитке, ведь она целый год не выходила из дома?
- Что мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде? Вводит ли Паустовский в рассказ подробное описание портрета Насти?
- Какова была реакция Насти на письмо матери?
- Кто дает оценку поступку Насти?
- Можем ли мы говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?
- Какова реакция Насти на телеграмму?
- Что в это время происходит на выставке?
- Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?
- Какую роль сыграли телеграммы в рассказе?
- Пробудилась ли совесть Насти? Кто бы мог ее простить?
- Зачем в конце рассказа Паустовский вводит образ молодой учительницы?
- Кто в рассказе преподносит урок нравственности и доброты?
- Какую заповедь нарушает Настя?
Стихотворение Валерия Панина «Не забывайте матерей» 5. Вывод: Английский драматург Бернард Шоу сказал: «Мы научились плавать, как рыбы, летать, как птицы, нам осталось научиться жить по-человечески». Будьте Человеком! Не забывайте о самых близких и родных людях. Не гасите свет своей души.
IZB Открытый урок по литературе на тему: «Телеграмма»
Не прикрывайся заботой о человечестве, когда твоего тепла, твоего внимания, твоего доброго слова и взгляда ждут самые близкие люди и, прежде всего мама. Пока наши мамы живы, мы остаемся детьми. Именно наши родители любят нас безусловно.
Очень просто об этом сказал поэт Валентин Берестов: Любили тебя без особых причин За то, что ты внук, За то, что ты сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Она это поняла, когда было слишком поздно.
Буктрейллер по рассказу Константина Георгиевича Паустовского (Телеграмма) БЕРЕГИТЕ РОДИТЕЛЕЙ!
Ребята, пока не стало поздно, признайтесь в любви своим родителям, отправьте телеграмму своим близким (выполнение творческого задания). Подведение итогов урока.
- Как автор создает эмоциональное настроение рассказа? (описание пейзажа)
- Каково душевное состояние героини? Как писатель передает его читателям? (интерьер дома Катерины Петровны)
- Как Катерина Петровна относится к тому, что Настя так долго не приезжает к ней?
- Почему Катерина Петровна решилась идти к калитке, ведь она целый год не выходила из дома?
- Что мы узнаем о жизни Насти в Ленинграде? Вводит ли Паустовский в рассказ подробное описание портрета Насти?
- Какова была реакция Насти на письмо матери? Радовалась ли Настя письмам мамы?
- Кто дает оценку поступку Насти?
- Можем ли мы говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?
- Какова реакция Насти на телеграмму?
- Что в это время происходит на выставке?
- Почему автор ввел сцену вручения телеграммы, страшной по содержанию, именно во время праздника?
- Какую роль сыграли телеграммы в рассказе?
- Пробудилась ли совесть Насти? Кто бы мог ее простить?
- Зачем в конце рассказа Паустовский вводит образ молодой учительницы?
- Кто в рассказе преподносит урок нравственности и доброты?
- Какую заповедь нарушает Настя?
Источник: botana.biz
Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? Паустовский «Телеграмма»
Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось, что никто, кроме матери, «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».
Источник: xn--b1aai8acvc.xn--p1acf
Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.
Ребята ,сегодня у нас необычный урок – урок нравственности по рассказу Г.К. Паустовского «Телеграмма», с которым вы дома познакомились. Надеюсь, внимательно читали. А что же обозначает слово «нравственность»? Давайте обратимся к толковым словарям В. Даля и Ожегова.(учащиеся находят значение слова)
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определённые этими качествами.(Ожегов)
— Как вы думаете, какие же понятия включает в себя нравственность?
(Доброта, чуткость, милосердие, сострадание, совесть, отзывчивость, честность, справедливость).
— Вспомните произведение, изучая которые мы обращались к этим нравственным категориям. («Лапти» И. Бунина, «Уроки французского» В. Распутина, «Юшка» А. Платонова)
— Что общего между этими рассказами? (Они заставляют задуматься о доброте, чуткости, о любви к близким, учат быть неравнодушными)
— А о чём рассказ «Телеграмма» К. Паустовского ?Какие проблемы затрагивает автор?(отношение детей к родителям, чуткости, милосердия )
-Тему нашего урока я обозначила словами «Нет никого ближе и роднее матери».
— Кто из героев и когда произносит эти слова? (Настя, когда узнает, что мать умирает)
— Скажите, а что такое «телеграмма»? Вам приходилось получать её? Представьте такой момент. Что бы вы испытали в подобной ситуации? (Когда не ждёшь никаких вестей, то первое чувство – тревога, беспокойство)
— Ребята, а как название рассказа отражено в содержании? (в рассказе было две телеграммы)
— А выполнили они своё предназначение? (одна опоздала, другой не поверили)
— Так стоило их упоминать? Может, автор имеет ввиду что-то другое?, говорит о другой тревожной вести?(возможно, название символично)А может быть, телеграмма адресована нам?(автор обращается к нам этим рассказом).
Итак, на сегодняшнем уроке мы с вами постараемся ответить на проблемный вопрос:
«Что вы услышали в телеграмме от Паустовского?»
— Назовите, пожалуйста, героев рассказа.(Катерина Петровна,Настя,Тихон,Манюшка)
Чтобы понять,какой урок нравственности преподносит нам Паустовский,я предлагаю вам проанализировать систему образов произведения, работая в группах.Каждая из 4-х групп получит свой образ и задание.Во время работы на лист записываете качества характера героя.
( Задание на слайде и раздается детям по группам) . Подготовить связный рассказ с текстовым подтверждением об одном из героев. Объяснить его поступки и постараться увидеть, с помощью каких средств художественной выразительности показано отношение героя к Катерине Петровне, оказавшейся перед лицом смерти.
Исследование текстового материала должно проходить примерно по следующим категориям: пейзаж, портрет, интерьер, характер, речь, поступки, детали.
-Знаете, И.А.Бунин говорил, что проза обладает такой же мелодией как и стихи, музыка. Я предлагаю работать под музыку П.И.Чайковского»Октябрь» и обратить внимание на тональность музыки и пейзажа в произведении.(звучит музыка)
Аналитическая беседа по образу Катерины Петровны. Группа 1.
— Ребята что задело, тронуло вас в судьбе этой женщины? «Что вы узнали об обитательнице дома Катерине Петровне? Как ей живется? Каково ее душевное состояние? Чем она живет?
-Катерина Петровна живет в селе Заборье. Отец ее — известный художник, дом «мемориальный», она «последняя обитательница» его. У нее нет никого родных, кроме дочери. Не с кем поговорить о картинах, о петербургской жизни; когда-то жила в Париже с отцом, видела похороны Виктора Гюго — французского писателя. Добрая — страдает от одиночества, но не упрекает дочь; молча сидит на диване сгорбленная, маленькая, все перебирает какие-то бумажки в ридикюле; временами тихонько плачет, для нее ночи долгие, тяжелые, у нее бессонница, не знает, как дожить до утра.
— Все описываемое происходит холодной осенью. Вообще, слово холодный встречается несколько раз. Автор рисует мрачную картину:
Спутанная трава в саду полегла. » (Спутанная, потому что высокая, некошеная, мокрая от дождя.) «Над лугами тащились из-за реки (именно тащились, а не плыли), цепляясь за облетевшие ветлы, рыхлые тучи» (тучи идут низко; они как бы растворяются в пространстве, лишены строгих очертании). «Из них назойливо сыпался дождь» (не лил, а сыпался -‘ дождь мелкий, словно песок, и сыпался беспрерывно, надоедливо, назойливо).
— Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он доцветает, и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.
-Попытаемся передать душевное состояние героини:
( одинока, разочарована, душевная боль, на переводах ощущает запах духов Насти, не теряет надежды на приезд дочери).
-В каком эпизоде особенно чувствуется, что надежда Катерины Петровны на приезд дочери не совсем потеряна?(Чтение со слов «Как-то в конце октября…» до «… побрела в дом»).
Метафора в предложении «Позабытые звезды пронзительно смотрели на землю». автор употребляет слово позабытые, чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли», и звезды понимают это и поэтому смотрят пронзительно.
-Какова роль эпизода встречи с кленом? (У них одинаковая судьба. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение здесь помогают нам понять настроение героини, ее переживания, ведь ее тоже никто не ждет, ей тоже некуда идти, она просто доживает).
-Страдает человек ,и природа у Паустовского «сочувствует» ему. Именно после встречи с кленом она решается написать письмо дочери.
(Учащиеся читают письмо (слайд): «Ненаглядная моя, — писала Катерина Петровна. — Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет, совсем уж не тот, да я его и не вижу.
Нынче осень плохая. Так тяжело; вся жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень».
-А что-то удивило в письме?
-Никакой радости, только одиночество. Причитание (в конце) бабки Матрёны говорят «такая задушевна, сердечна, и одинокая» и как укор звучат её слова Насте «видно высоко залетела»
-Тоска прорывается в письме, всю силу материнской любви вложила она в письмо. Нет у неё никако дивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти («зиму эту я не переживу», «смерть забыла ко мне дорогу»).
— А еще удивительно, что в таком коротком письме она пишет об окружающей природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках. А Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
— Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Паустовский мастерски показывает тонкий склад души Катерины Петровны.Она и окружающий ее мир — единое целое.А что обозначает ее имя?
-Катерина (греч.)-чистая,непорочная.Именно такой представляем ее (слайд)
-Спасибо. Вы очень подробно раскрыли образ Катерины Петровны.
Аналитическая беседа по образу Насти. Группа 2.
-Что мы узнаем о жизни и занятии Насти?
Настя – единственная дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем в Союзе художников; много работы, устраивает выставки. В почтовых переводах одни и те же слова: столько дел, что нет времени не то, что приехать, даже письмо написать настоящее. Один раз в два-три месяца шлет перевод на 200 рублей; последний раз приезжала три года назад..
-Настя получила письмо от матери. Как она отнеслась к нему? Почему? (Спрятала в сумочку; раз пишет – значит жива).
-Настя беззаботна, равнодушна, бессердечна.
-Каково авторское отношение к Насте? Обратимся к эпизоду “На одной из площадок…”. Это в то время, когда в сумочке нераспечатанное письмо…
-Какой разоблачительный эпитет? (Холодные глаза – о жестоком сердце).
Но ведь в тексте читаем: “После работы Насте надо было пойти в мастерскую молодого скульптора Тимофеева, посмотреть, как он живет, чтобы доложить об этом правлению Союза. Тимофеев жаловался, что его затирают, не дают развернуться”.
И она ему готова помочь? Докажите, что она не намерена отступать.
-Ну что ж, будем драться вместе. Она ушла с твердым намерением вырвать во что бы то ни стало этого талантливого человека из безызвестности. В Союзе художников долго говорила, доказывала, что необходимо устраивать выставку.
-Выставка удалась? Чья это заслуга?
-Как вы думаете, почему Настя самоотверженно помогает скульптору Тимофееву? Бескорыстна ли она? (Карьеристка. Началось обсуждение, говорили о внимании к человеку,незаслуженно забытому художнику. Этой выставкой целиком обязаны Анастасии Семеновне, ей аплодировали).
-Очень странно ,что такая равнодушная к матери Настя сумела понять строптивого художника. Паустовский использует прием контраста в изображении характера Насти, показывает несоответствие ее поступков и похвалы.(зачитать)
-Полученное письмо от матери Настя прочитала только вечером и сказала: “Куда там сейчас ехать! Две недели возилась с выставкой”. А в это время в Заборье умирала мать.
-Во время выставки получила телеграмму. Как ведет себя?
-Какая Катя умирает? Должно быть не мне; узнала адрес, скомкала телеграмму, нахмурилась. На вопрос: “Что-то неприятное?”, ответ: “Нет, это так, от одной знакомой.
-Кто словно пробуждает ее сознание? (Чей-то взгляд тяжелый все время чувствовала; Гоголь смотрел на нее усмехаясь; Насте показалось, что Гоголь тихо сказал: “Эх, ты!”).
-Я понимаю: она совершила предательство, и оценку ее поступкам дает Гоголь.Он видит насквозь фальшь и предательство, презирает ее за тщеславие и эгоизм.
-Почувствовала ли Настя укор Гоголя?-Пробудилась ли совесть Насти? Показать динамику пробуждения.
(Быстро встала, торопливо оделась, выбежала на улицу, вспомнила “ненаглядная моя” — заплакала; поняла, что ее никто так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка; вскочила, побежала на железнодорожную станцию – лишь бы успеть; билетов не оказалось; чувствовала, что расплачется навзрыд. В тот же вечер Настя уехала).
-Эта сцена кульминационная в центральной части рассказа. Настя прозрела, поняла, что неправильно относилась к матери, в ней проснулась совесть, понимание того, что она никогда уже не увидит мать.
-Найдите по толковым словарям,что означает слово «совесть»?(Чувство моральной ответственности за свое поведение)
-Имя «Настя»(греч.)-воскрешающая,поэтому хочется верить ,что она изменится.
-Действительно,мать могла бы успокоить ,простить,но ее нет ,и теперь до конца жизни она будет испытывать чувство вины .Оказывается,что к тому ,кто был и ,кажется,всегда будет,можно не успеть ,не сказать самое главное.
-Какую библейскую заповедь нарушила Настя? (пятую)
— Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Эту-то опору в жизни и потеряла Настя. Так какие же качества характера мы увидели у Насти?(приколоть на доску)(Черствость, равнодушие, бессердечность, эгоизм, показная доброта, тщеславие ,фальшивость.)
Не уделила должного внимания матери Настя. Но мир не без добрых людей. И такие рядом оказались. Кто это?
Аналитическая беседа по образу Тихона. Группа 3.
-Тихон в отличие от Насти проявил настоящую человечность, чуткость, заботу и преподнес урок нравственности Манюшке.»Не будь пустельгой! За добро плати добром.» «. Что значит «пустельгой?(на слайде)
Пустельга – 1. Хищная птица из семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (разг. неодобр.).
-Сторож Тихон помогает старой женщине :рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Тоже не умеет красиво говорить. Но, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте. Не дождавшись ответа, совершает подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.
-Почему он решился на обман? (чтобы поддержать ее, утешить, смягчить горечь одиночества и последние мгновения жизни).
Две телеграммы: настоящая и мнимая, в обеих- большая душа простого человека, отнюдь не родного Катерине Петровне, но в какой-то мере более человечного, чем ее родная дочь. Сущность человека проявляется в его поступках. Как вы оцениваете Тихона?(на доске прикалывают лист с качествами характера Тихона)
Дата добавления: 2020-11-23 ; просмотров: 118 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net