«А ты есть «ВКонтакте»?» Почему этот вопрос я слышу всё чаще? Каждый новый человек, с которым я едва знакома, хочет стать так называемым другом на небезызвестном сайте. Как надоела эта формальность! Но как же всё-таки легко вовлечь юного, не испорченного «ВКонтактом» человека в эту, казалось бы, безобидную социальную сеть!
Между тем количество людей, зарегистрировавшихся там, растёт каждую минуту. Сейчас это число превышает 100 миллионов пользователей, и каждый знает, что это далеко не предел. Но так ли он, этот «ВКонтакте», нужен современной молодёжи сейчас?
1. Какая проблема поставлена в тексте? Имеет ли она сегодня общественное значение? Назовите сферу общения, характерную для данного текста.
2. Установите речевую задачу, которая решается в тексте: воздействовать на читателя и создать у него определённое отношение к поставленной проблеме или дать информацию, касающуюся этой проблемы? Какой функциональный стиль представлен в тексте?
3. Как вы думаете, может ли ответить автор на поставленный в тексте вопрос? Какие аргументы могут быть приведены в защиту точки зрения автора?
Сочинение ЕГЭ: как найти проблему в тексте?
4. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем: *«Интернет — добро или зло?», «Нужен ли «ВКонтакте» современной молодёжи?».
Источник: budu5.com
Это всё о тексте: определяем тему, проблему, главную мысль и позицию автора
Умение находить тему и главную мысль текста пригодится, чтобы, например, написать сочинение в ЕГЭ по русскому языку. Баллы за сочинение — это примерно 40% от максимального количества. Серьёзная мотивации, да? Рассказываем, как изи раскладывать текст по полочкам.
Начнём с того, что текст — это предложения, которые связаны между собой общей темой. Предложения идут в таком порядке, чтобы последовательно развивать основную мысль текста.
Как определить тему текста
Тема — это то, о чём текст. Определить тему текста поможет такой лайфхак:
Попробуй пересказать текст в 1 — 3 предложениях. Это и будет тема текста.
Сомневаешься? Проверить, правильно ли определена тема довольно легко. Возьми эти 1 — 3 предложения и раскрой их. То есть постарайся подробнее рассказать о чём текст. Если не получается, скорее всего, это не тема текста.
Другой способ определить тему: найди ключевое слово или словосочетание в тексте, вокруг которого строится повествование.
Потренируемся на отрывке из произведения Л.Н. Толстого:
«Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я.
Как найти проблему в тексте для сочинения ЕГЭ | Русский язык с Тамарой Лариной
«Полюби ближнего, как самого себя» — не значит то, что ты должен стараться полюбить ближнего. Нельзя заставить себя любить. «Люби ближнего» значит то, что ты должен перестать любить себя больше всего. А как только ты перестанешь любить себя больше всего, ты невольно полюбишь ближнего, как самого себя.»
Ключевое слово в этом отрывке — любовь. Но формулируя тему текста, нужно попытаться её уточнить. Из отрывка видно, что автор говорит не просто о любви, а о любви к ближнему. Это и есть тема текста.
Помни, что тема в текстах ЕГЭ — это обычно что-то нейтральное и философское, а не физический предмет. Если кажется, что текст, например, о лопатах. Перечитай внимательнее, возможно, речь идёт о труде или взаимовыручке.
Как определить главную мысль текста
Главная мысль текста — это то, что автор хочет донести до читателя. Чтобы определить главную мысль, нужно ответить на вопрос: «Что говорит автор по теме текста?»
Вернёмся к примеру выше. Мы уже определили, что тема текста — любовь к ближнему. Что автор говорит о ней? Что нельзя заставить себя полюбить другого человека. Это мысль звучит в начале текста и развивается в следующих предложениях.
Обрати внимание: мы разобрали тему и главную мысль на примере небольшого фрагмента. Если на ЕГЭ тебе попадётся текст, который начинается как наш пример — не торопись использовать этот разбор! Чтобы определить тему и главную мысль, нужно анализировать весь текст, а не отдельный кусочек.
А как понять проблему в тексте и позицию автора?
В сочинении для ЕГЭ по русскому языку нужно сформулировать проблему текста и отразить позицию автора.
Казалось бы, при чём здесь тема и главная мысль? Всё просто: без них ничего не выйдет.
Сначала нужно понять о чём в принципе текст. Только так получится правильно определить проблему и позицию автора.
Проблема — это важный вопрос, который автор ставит перед читателем. Чаще всего главная мысль — это ответ на тот самый вопрос, который и будет проблемой текста.
В нашем примере про любовь к ближнему главная мысль — нельзя заставить себя полюбить другого человека, а проблема — как же тогда полюбить ближнего?
Когда получилось найти тему, главную мысль и проблему текста, переходи к позиции автора. Теперь определить её должно быть легко.
Позиция автора — это то, как он отвечает на проблемный вопрос. Можно вернуться к главной мысли и проследить, как автор развивает её в тексте. Развитие главной мысли и будет позицией автора к проблеме текста.
Быстро находить проблемы текстов и формулировать позиции авторов помогут постоянные тренировки. Иногда сложно? Это нормально. На ЕГЭ бывают такие тексты, что никак не разобраться, о чём они и что хотел сказать автор.
Приходи к нам в онлайн-школу «СОТКА» — будем тренироваться на самых сложных примерах, чтобы у тебя получилось написать сочинение на максимум баллов!
Источник: sotkaonline.ru
Как определить тему текста? Алгоритм выполнения упражнений. Примеры
В тестах по русскому часто встречаются задания типа «Прочитайте текст. Определите его тему». Казалось бы, проще некуда, но почему-то именно на таких элементарных вопросах «спотыкаются» многие выпускники при сдаче ЕГЭ и даже студенты вузов.
Определение
Для того чтобы понять, как определить тему текста, прежде всего нужно выяснить, что это такое. Определения из учебников, как правило, сформулированы слишком заумно, а ведь всё чрезвычайно просто.
Тема- это то, о чём или о ком говорится в тексте. Это может быть что угодно — от принципа работы двигателя внутреннего сгорания до жизнеописания А. С. Пушкина.
Попробуем попрактиковаться. Подумайте, как можно кратко сформулировать темы известных произведений? Приведём несколько примеров:
- Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — история любви замужней дворянки и молодого офицера Вронского.
- Г. Троепольский, «Белый Бим Чёрное ухо» — жизнь глазами собаки, которая потеряла любящего хозяина.
- М. А. Булгаков, «Собачье сердце»— опыт профессора Преображенского по пересадке гипофиза человека собаке и его последствия.
- А. Грин, «Алые паруса»- жизнь девушки Ассоль, живущей в ожидании принца, который, согласно предсказанию, должен приплыть к ней на корабле с алыми парусами.
- А. Дюма, «Три мушкетёра» — приключения трёх мушкетёров и д’Артаньяна, прибывшего в Париж, чтобы вступить в ряды элитной королевской гвардии.
Как видите, если хотя бы примерно знать, о чём идёт речь в книге или статье, проблем с тем, как определить тему текста, не возникнет. К тому же часто ответ находится прямо в названии (например, «Война и мир», «Три товарища», «Ромео и Джульетта», «Приключения Тома Сойера»).
Тема, идея, проблема: в чём разница?
А вот теперь мы подобрались к самому сложному моменту. Как определить тему текста, интуитивно понимает даже ребёнок, тогда откуда берётся путаница? Дело в том, что в литературе также существуют понятия «основная мысль» и «проблема текста», очень похожие по смыслу. К тому же в повседневной жизни мы часто используем их как синонимы.
Как перестать путать эти понятия? Забываем длинные и запутанные формулировки из учебников и попробуем вникнуть в смысл данных терминов.
Главная мысль (идея) текста — это то, о чём автор хочет сказать читателю. Чтобы передать свои мысли и чувства, подвести к определённым выводам, он использует характеры персонажей, различные описания и художественные приёмы. Идея — это то, что побуждает писателя взяться за перо, глубинный мотив любого произведения. То есть то, как он прочувствовал и понял тему. |
Проблема текста — это сложный вопрос, не имеющий однозначного решения. Автор отстаивает своё мнение о том, что правильно, а что нет (оно выражено основной мыслью), и как бы предлагает поразмыслить читателю. Именно это глубокое противоречие лежит в основе всех конфликтов и столкновений в произведении. |
На самом деле запомнить, в чём разница между темой, основной идеей и проблемой текста, довольно легко. Для удобства мы оформили основные моменты в виде таблицы.
Тема | Идея (основная мысль) | Проблема | |
Суть | Что описывается в тексте (события, люди, явления и т. д.) | Цели и личное мнение автора — то, к чему он пытается подвести читателя | Глобальный вопрос, о котором рассуждает автор |
На какие вопросы отвечает | О чём рассказывается в произведении? | Что я чувствую в этот момент? | О каких масштабных проблемах заставляет задуматься текст? |
Кто является главным героем? | Как должен поступить в этом случае хороший человек? | Почему герои оказались в такой ситуации? | |
Где и когда происходят события? | Какие выводы нужно сделать из этой ситуации? | На что нужно обратить внимание современному обществу? | |
Особенности | «Репортаж» о событиях произведения, описание места, героев, их мыслей и чувств | Личное мнение писателя, его отношение к персонажам и событиям | Есть как минимум две стороны медали, и каждое мнение заслуживает право на существование |
Не содержит субъективных оценок | Может содержать оценки хорошо/плохо, правильно/неправильно | Не привязана к сюжету и героям, затрагивает глобальные конфликты — религиозные, политические, социальные | |
Перечисляет факты — кто, что и почему сделал | Демонстрирует позицию автора касательно проблемы текста — в чём причина, как это влияет на общество и т. д. | Выражена в форме вопроса | |
Примеры | Прогулка по Санкт-Петербургу | Петербург — город, где оживают страницы старинных романов, а у каждой улицы есть своя история | Почему нужно учиться замечать прекрасное вокруг себя? |
Спасение бездомного щенка | Заботясь о братьях меньших, человек проявляет свои лучшие качества — умение сопереживать, доброту и ответственность | Кто виноват в том, что на улицах столько бездомных животных? | |
Важность правильного питания | Для здоровья человека важно, чтобы в рационе присутствовали продукты всех групп — мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты и злаки | Можно ли в современном мире вести здоровый образ жизни? |
«Вечные» темы
Люди всегда пишут о том, что происходит вокруг них, поэтому у каждого исторического периода есть свои характерные темы. Так, сейчас мало кто возьмётся описывать события Октябрьской революции или тяготы жизни крепостных.
Однако говоря о том, как определить основную тему текста, нужно отметить, что есть так называемые «вечные» темы — те, в которых во все времена читатели будут узнавать свои переживания и проблемы:
- любовь, зарождение нежных чувств и горечь расставания;
- отцы и дети (столкновение ценностей и взглядов разных поколений);
- противостояние добра и зла;
- дружба и предательство;
- взросление и становление личности — как жизненные обстоятельства меняют характер и взгляды.
Эти темы так или иначе прослеживаются практически во всех художественных текстах. Поэтому, выполняя анализ, подумайте о том, какие общечеловеческие ценности и проблемы затрагивает автор.
Как определить тему текста за 5 минут
1. Перечитайте заголовок. В нём могут содержаться подсказки, которые помогут понять, о чём пойдёт речь в тексте. Особенно это касается небольших рассказов и статей, в которых автор сразу переходит к сути. При этом помните, что заголовки могут быть ассоциативными, метафорическими или парадоксальными.
2. Изучите текст.Мысленно выделите для себя основные смысловые блоки и определите, как они связаны между собой (во времени, логически и т. д.). Для удобства можно набросать небольшой план.
3. Выпишите ключевые предложения. В каждом абзаце выделите фразу, которая содержит в себе максимум полезной, необходимой для понимания материала информации.
4. Сократите. Теперь ваша задача — «выкинуть» из этих предложений всё лишнее. Художественные приёмы, дополнительные подробности, сложные обороты, действия. В результате должны остаться только основные ключевые слова и словосочетания.
5. Распределите словосочетания по значимости. Чтобы определить основную тему текста, нужно выписать их в столбик в порядке убывания значимости. То есть в первую очередь пишем те слова и фразы, без чего невозможно понять, о чём говорится в тексте.
6. Сформулируйте тему. За основу берём ключевые слова, которые мы собрали на предыдущем этапе. В отличие от идеи, тема должна быть предельно лаконичной. Не растягивайте её до полноценного предложения — в идеале постарайтесь вложиться в 5-6 слов (например, «Как научиться прощать» или «Целительная сила классической музыки»).
Источник: fb.ru