Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.
Коллектив класса является главным инструментом, с помощью которого педагог может оказывать воспитательное воздействие на учащихся. Поэтому важно знать и особенности внутриколлективных отношений в классе, выяснив, кто из ребят является лидером, на какие микрогруппы разбивается коллектив, каковы взаимоотношения между этими микрогруппами, каково отношение каждого школьника к коллективу в целом и, наоборот, как коллектив относится к нему, иначе говоря, каков психологический климат в классе.
Диагностическая методика № 6. «Пьедестал»
Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек — 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать.
КАТЯ КОНАСОВА: впервые о личной жизни, Путине и марафоне Собчак
Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.
Диагностическая методика № 7. «Государство — это мы»
Учащимся класса предлагается представить себе, что класс — это маленькое государство, а все ребята — представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве и свое собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.
Диагностическая методика № 8. «Круги на воде»
Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трех имен своих одноклассников.
Диагностическая проективная методика № 9
Учащимся предлагается определить свое отношение к одноклассникам, продолжить следующие предложения:
1. Самый близкий мне человек в классе, это.
2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учебы время, это.
3. Ребята, которых мне приятно видеть в своем доме, это.
4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это.
5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это.
6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это.
7. Ребята, с которыми мне приходиться общаться в школе по необходимости, это.
8. Ребята, интересы которых мне чужды, это.
9. Ребята, которые мне неприятны, это.
10. Ребята, которых я избегаю, это.
Диагностическая методика № 10. «Фильм о моем классе»
Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своем классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжен текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:
ЕСЛИ ВЫ НЕДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ ЖИЗНЬЮ. МЕТОДИКА СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ. День рождения. Ада Кондэ
1. Как называется фильм?
2. Где происходит действие фильма?
3. Кто является главным героем фильма?
4. Кто играет второстепенные роли в фильме?
5. Каким является фильм по жанру?
6. Каков финал фильма?
7. В каком цвете снимался фильм?
Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на который жюри отберет несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.
«Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения. но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания» К.Д. Ушинский
Диагностика № 9. «Сочинение»
Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам:
«Ода моему классу»
«Мой класс через 5лет»
«Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс»
«Удивительные истории моего класса»
«Болезни роста нашего класса»
Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных с собственной личностью. К примеру:
«Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моем классе»,
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе»,
«Письмо самому себе»,
«Мои «хочу», «могу» и «надо».
Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу увидеть трудные моменты в жизни учащихся и помочь в решении наболевших проблем.
Одна и та же тема сочинений учащихся может стать традиционной и ребята могут выполнять такое задание в начале каждого учебного года, это сможет стать традицией класса, увлечь ребят. Итоги этих личностных изысканий можно подвести на выпускном вечере и подарить каждому на память «архивные материалы» за несколько лет, которые смогут стать началом собственного личного архива. Традиционные темы сочинений могут быть такие:
«Мои осенние размышления»
«Привет самому себе из сентября 2002 года»
«Год 2003. Мои поиски истины»
«Мои взлеты и падения»
Диагностика №10. «Полемика с самим собой»
Учащимся предлагается сформулировать свое отношение к двум предлагаемым классным руководителем альтернативным тезисам. Данные тезисы могут быть представлены для осмысления учащимися в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имеют линию в классном коллективе. Например :я в связи с проблемами или конфликтными ситуациями, которые имею
Дисциплина — это свобода
Дисциплина — это неволя
Учит жизни не книга, а опыт
Учит жизни не опыт, а книга
Надо жить легко, как птица, не вычисляя завтрашний день.
Надо жить, каждый день отдавая себе отчет, что и как сделано.
Друг познается в беде.
Анализ ответов учащихся поможет классному руководителю определить их отношение к пониманию того или иного вывода.
Диагностика № 11. «Незаконченный тезис»
Учащимся класса предлагается развить тезисы и привести доказательства своих мыслей. Жизнь —это.
Друг —это.
Быть человеком — значит.
Наивысшая радость — это.
Самая большая беда — это.
Добрая память о себе — это.
Плохая память о себе — это.
Главное в жизни — это.
Мелочи жизни — это.
Радости жизни —это.
Диагностика № 12. «Социометрия»
Целью социометрического исследования, является изучение взаимоотношений учащихся в коллективе и определение приоритетов отдельных учащихся в классе. Каждый ученик получает список всего класса и выполняет следующие задания:
Задание 1. У тебя есть деньги, сумма которых позволяет тебе купить подарки только трем одноклассникам. Отметь, кому ты хотел бы сделать подарок.
Задание 2. Прошло десять лет после школы. У тебя появилась возможность определить лишь трех человек из класса, с кем ты хотел встретиться. Запиши их фамилии.
Задание 3. Ты победил на выборах и у тебя есть возможность сформировать свою команду из бывших одноклассников. Их должно быть не более трех. Кого ты предпочтешь?
Источник: nsportal.ru
Копилка психолого – педагогическая диагностика личности учащегося и коллектива для молодых классных руководителей
Обработка результатов

,
где а, б, в – балльные оценки по вопросам, N – число испытуемых.
Критерии оценки
- Если Х ≥ 4,5 балла – показатель психологического климата высокий – оценка 3 балла.
- Если 3,5 < Х < 4,5‑ средний, оценивается в 2 балла.
- В остальных случаях – низкий и равен 1 баллу.
Методика 4. Определение привлекательности для школьника группы одноклассников
- Считаю себя активным, полноправным членом коллектива (5).
- Участвую в большинстве дел класса, но часть одноклассников делают это активнее меня (4).
- Участвую примерно в половине дел класса (3).
- Не чувствую привязанности к классу и в его делах участвую редко (2).
- Делами класса не интересуюсь и участвовать в них не желаю (1).
II. Хотели бы Вы перейти в другой класс, если бы представилась такая возможность?
- Очень хотел бы (1).
- Скорее всего, перешел бы, чем остался (2)
- Не вижу никакой разницы (3).
- Скорее всего, остался бы в своем классе (4).
- Очень хотел бы остаться в своем классе (5).
- Лучше, чем в других классах (3).
- Такие же, как в других классах (2).
- Хуже, чем в других классах (1).
- Лучше, чем в других классах (3).
- Такие же, как в других классах (2).
- Хуже, чем в других классах (1).
- Лучше, чем в других классах (3).
- Такие же, как в других классах (2).
- Хуже, чем в других классах (1).
- Подсчитать сумму баллов по всем вопросам. 5-8 низкие баллы, 15-18 высокие баллы привлекательности класса.
- Проанализировать индивидуальные особенности школьников с крайними оценками.
- Рассмотреть распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить источники напряженности в классе.
- Продумать пути индивидуальной работы с учащимися, показавшими низкие результаты, способы сплочения класса, предложить (провести во время практики) конкретные мероприятия.
Методика 5. Исследование взаимоотношений в группе учащихся.
(Авторы Крутова Е.М., Богданова Д.Я., Ивашкин В.С.) Исследование проводится с помощью 4-факторной шкалированной анкеты. Она предназначена для выявления количественной оценки в виде числовых показателей четырех видов взаимоотношений в школьных группах по шкалам: социальной дистанции (СД), дружбы (Д), альтруизма (А) и ответственности (О), Анкета позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик школьников. Инструкция: Испытуемым предлагается внимательно прочесть анкету и распределить одноклассников по перечисленным пунктам, написав в правой стороне число лиц, с которыми у них сложились указанные отношения. Шкала «СД» – социальная дистанция
| № п/п | Мое отношение к одноклассникам | Число лиц |
| Самые близкие люди, с ними мне не хотелось бы никогда разлучаться. | ||
| Не являются моими друзьями, но я иногда приглашаю их к себе и провожу с ними свободное время. | ||
| Я не дружу с ними, но они меня очень интересуют и мне хочется сблизиться с ними. | ||
| Те, с кем у меня нет никаких личных и деловых отношений. | ||
| Я общаюсь с ними только в деловой обстановке по необходимости. Общаться с ними в свободное время не желаю. | ||
| Мне не симпатичны эти люди, общаться с ними избегаю. | ||
| Мне очень неприятны эти люди, я не хочу иметь с ними ничего общего. |
Инструкция. Учащимся предлагается внимательно прочесть анкету и в каждой шкале обвести кружком порядковый номер утверждения, наиболее сходным с их мнением. Шкала «Д» – Дружба
| № п/п | Мое мнение о классе |
| 1 | Очень недружный, постоянно происходят ссоры |
| 2 | Недружный, часто возникают ссоры |
| 3 | Нельзя назвать конфликтным, но ссоры иногда бывают |
| 4 | Нет ссор, но каждый живет сам по себе |
| 5 | Дружный класс |
| 6 | Очень дружный и сплоченный. |
Шкала «А» — альтруизм
| № | Мое мнение о классе |
| 1 | Ребята отказываются помогать друг другу |
| 2 | Не принято помогать друг другу |
| 3 | Помогают друг другу только по требованию учителей |
| 4 | Помогают друг другу по просьбе |
| 5 | Помогают только своим друзьям |
| 6 | Охотно помогают друг другу без просьбы и напоминания |
Шкала «О» – ответственность
| № | Мое мнение о классе |
| 1 | В классе нет взаимной ответственности |
| 2 | Ответственно относятся к делам класса и других учеников только отдельные лица |
| 3 | Каждый отвечает только за себя перед учителями, а до других никому нет дела |
| 4 | Плохие поступки и недостатки беспокоят большинство школьников |
| 5 | Большинство ответственно относится к неудачам и недостаткам всего класса |
| 6 | Каждый несет ответственность за класс и за других товарищей |
Источник: studfile.net