К директору школы обратилась мама девятиклассника с просьбой помочь урегулировать конфликт между классным руководителем (она же учитель иностранного языка) и ее сыном. Мама рассказала, что педагог всегда придиралась к ребенку, так как сын углубленно изучает с 7 лет английский язык, а в школе обучение иностранному языку проходит по обычной программе. Совсем недавно учитель объявила, что после уроков будет проходить беседа с инспектором центра занятости, но у мальчика в это время были назначены соревнования по футболу. Он озвучил, что ему нужно уйти, на что педагог ответила: «Ничего, пропустишь!» Девятиклассник встал и покинул класс со словами: «А я все равно уйду!» На следующий день учитель не пустила мальчика на урок, сказав: «Ты вчера показал свое отношение ко мне, теперь я покажу…»
1. Проанализируйте конфликтную ситуацию по следующему алгоритму:
2. Определите возможные психологические причины конфликтной ситуации.
3. Определите и опишите стратегии поведения участников в конфликтной ситуации.
Полное видео рассказ про мой выпускной и одноклассников
4. Оцените эффективность поведения участников конфликта с точки зрения конструктивного разрешения конфликта.
5. Определите возможные варианты конструктивного выхода из конфликтной ситуации (с позиции учителя).
Ответ:
1. — Участники конфликта – учащийся и учитель иностранного языка.
— предмет конфликта – ученик не может остаться на встречу с инспектором, а учитель не желает отпускать его на футбол.
— объект конфликта – пересечение интересов участников конфликта
— предконфликтная ситуация – игнорирование просьбы учителя, демонстративный уход ученика
— инцидент – запрет на посещение уроков английского языка
— возможные конфликтогены – слова участников конфликта, категоричность, напоминание.
2. Учитель требовал от повзрослевшего ученика подчинения, не учитывая его возрастных особенностей, который, имея новое представление о себе, стремился занять равное положение по отношению к взрослым. Поэтому без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми невозможно благополучное разрешение конфликта. Инициатором таких взаимоотношений должен быть учитель. Конфликт не должен приобретать личностный смысл, иначе возникнет длительная неприязнь ученика к учителю, надолго нарушится их взаимодействие.
3. В данном конфликте в поведении участников прослеживается такая стратегия поведения, как соперничество- навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения, стратегия открытой борьбы, стремление всеми средствами получить максимум желаемого.
4. Поведение участников конфликта было неэффективным. Необходим учёт статуса (должностного положения) друг друга. Ученик, занимающий подчинённое положение, должен осознавать пределы уступок, которые может себе позволить учитель. Слишком радикальные требования смогут спровоцировать учителя на возврат к конфликтному противоборству.
Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом. И учитель и ученик должны проанализировать свои цели и интересы. Они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. Нужно смягчить негативное отношение друг к другу.
Михаил Серегин. Месть одноклассника 1
Выявление признания собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Понимание интересов другого расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. Целесообразно выделить конструктивное начало в поведении и намерениях участника. В каждом есть что-то положительное, на него необходимо опереться при разрешении конфликта.
5. Вариантом конструктивного выхода из конфликта является сотрудничество – конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Если проблема спора не особенно важна, можно уступить. Учитель должен обладать умением определить, что общение становится предконфликтным и вернуться из предконфликтной ситуации к взаимодействию. Положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для участника, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение – уменьшение негативных позиций другой стороны.
Ситуация №2.
Участники: 3 девушки одного возраста — Света, Оля и Валя; брат Светы — Олег.
Ситуация: в группе появляется новая девочка, очень красивая (Оля). Она сходится с двумя подругами, Светой и Валей. Все вместе дружат около года. Света сообщает подругам, что из армии пришел ее брат, которого она очень ждала, (они были духовно близки, много времени проводили с братом вместе).
Света втайне надеялась, что ее брат заинтересуется Валей, с которой она дружила еще с детского сада. Света знакомит брата и Валю, но те остаются равнодушными друг к другу. Брат Светы интересуется другой подругой — Олей, просит Свету их познакомить, но Света отказывает ему (мол, она тебе не пара). Но Олег все равно знакомится с Олей, и у них завязывается роман.
Для Светы это полная неожиданность. Она категорически «против». Ее отношение к Оле изменяется: она ее не замечает, не разговаривает с ней, настраивает против нее своих родителей и одноклассников, рассказывает о ней всякие гадости Олегу. Оля обижается. Она продолжает встречаться с Олегом, но в их отношениях — дискомфортные нотки.
Ситуация №3.
Участники конфликта: муж, жена, мать мужа, мать и брат жены.
Ситуация: в семье отсутствует взаимопонимание между мамами мужа и жены, каждая из которых пытается управлять молодой семьей и одновременно влиять на сознание другой матери. Проживают все на разных жилплощадях, но в пределах одного города. Муж находится в положении, когда нужно сохранить семью и не рассорить окончательно мать и тещу. Жена каждый раз рассказывает своей матери о действиях и поступках свекрови. Все очень любят двухлетнего ребенка, поэтому не могут «уйти в тень».
Ситуация №4.
Ситуация: в семье две дочери. Одна учится в университете, вторая уже работает. Живут все вместе. Младшая сестра учится в другом городе, и, сдав сессию досрочно, приехала на каникулы на полтора месяца. Старшая сестра считает, что раз младшая дома, то именно она должна взять на себя обязанности по дому. (Все же работают).
Младшая считает, что она и так достаточно потрудилась, чтобы досрочно сдать сессию и сейчас имеет полное право отдыхать. Сестры в ссоре.
Ситуация №5.
Участники: муж и жена.
Муж: хочет на выходных поехать с друзьями покататься на лыжах.
Жена: хочет провести все выходные с мужем.
Муж считает, что 3-4 часа в выходной день на природе – лучший отдых, и еще останется куча времени на супругу.
Жена не любит снег, холод и считает, что такой отдых опасен для здоровья, да и друг ей не очень нравится. И вообще муж должен хотя бы один день в неделю полностью посвятить ей.
Практическое №8 (9)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
«У нас в классе дружат с теми, у кого хорошие отметки. А отметки зависят от меня». История о недопустимых методах в школе
Друзья, представлю вам сегодня историю Яны и ее сына. Она классическая. Ничего нового в реакции администрации и в исходе. Я только в очередной раз хочу обратить внимание на то, что попытался что-то изменить один человек. Остальные, даже если не согласны с такими педагогическими подходами, предпочли просто наблюдать.
Как и практически во всех историях на этом канале.
«Мой сын пошёл в очень известную московскую школу. Она входит в ТОП-20. Конкретно наше здание передали этой школе пару лет назад. Все учителя в ней новые, не из основной школы. Возможно, в основной школе, той, которая с традициями, и которая делает реальный рейтинг, всё не так.
Сын ходил в детский сад. В саду никаких жалоб и нареканий никогда не было. Мы не слышали, чтобы он дрался, конфликтовал. Воспитатели считали его доброжелательным, любознательным. Мы всегда его развивали. С 2 лет по театрам, музеям. В 1 классе нам поставили учителя предпенсионного возраста. Это был очень уставший, выгоревший учитель со всеми вытекающими последствиями.
Она морально уничтожала детей. Там было много всякого. Яркий пример, если ребёнок забывал дома учебник, она не разрешала делиться, ребёнок сидел весь урок без ничего. Каждое родительское собрание начиналось с того, что она при всех обсуждала личность каждого ребёнка. От этого учителя мы прямо во время первого класса ушли. И не мы одни. Ушло вместе с нами 15 детей.
Это важно, так как сейчас в текущем конфликте со школой нам вменяют это как показатель нашей неадекватности — не понравился один учитель, потом второй. Но от первого учителя реально ушло полкласса.
Нас перевели в класс «З» к молодому педагогу (24 года). Нам казалось, что нам повезло. Этот молодой учитель не просто педагог, он логопед и психолог.
Описание учителя на сайте школы
Уже позже я узнала, что он очень дружит с нашей предыдущей предпенсионной учительницей. Буквально не разлей вода. Видимо, все педагогические и воспитательные приёмы перенимались от неё.
Поначалу всё было хорошо. Несколько месяцев сын ходил к учителю отдельно на платный логопедический кружок. Кружок этот проводился неофициально прямо в школе. В классе, к слову, было 24 мальчика, в том числе дети с СДВГ. Казалось, что учитель всё это тянет.
Сын доучился первый класс, перешел во второй.
Источник pexels.com
В какой-то момент мы перестали ходить на платные занятия. Предполагаю, что это стало толчком к изменению отношения учителя к моему сыну. К зиме второго класса случилась неприятная ситуация, которая открыла целый ящик Пандоры. К этому моменту пошли жалобы на драки в классе.
Прошла информация, что учитель применяет такой приём — когда уходит из класса во время урока, оставляет кого-то за старших. Это всегда были те дети, с которыми он платно занимался, к ним было особое отношение.
В один день в январе сын вернулся из школы сам не свой. Был очень подавлен. В этот же день его одноклассник рассказал своей маме о том, что было в школе. Та всё передала мне. Учитель дал задание и ушёл из класса. Оставил за старшего одного мальчика.
Дети начали играть в «Нельзя двигаться». Правила простые — кто шелохнулся, того в угол. Мой сын шелохнулся, но отказался встать угол. В итоге 20 минут несколько мальчиков держали сына за волосы в углу и поколачивали, чтобы не вырывался. Своей маме рассказал об этом как раз один из тех, кто держал в углу моего сына. Она тут же позвонила мне.
Дальше выяснилось, что подобное (игра «Нельзя двигаться», физическое удерживание в углу и поколачивания) происходят не в первый раз. Это уже стало ритуалом.
Я позвонила учителю. Он всё отрицал. Сказал, что стоял за дверью, всё видел и ничего не было. Я перепроверила, связалась с несколькими думающими родителями. Те поговорили с детьми, подтвердилось, что всё было, дети не придумали. Я пошла на разговор с завучем. Причём мы не стали жаловаться.
Я попросила завуча поговорить с учителем из роли наставника, убедить его не оставлять детей одних. Ведь в классе 24 парня. Есть дети с особенностями, есть дети, которые запросто могут кинуть стул в другого. Их никак нельзя оставлять самих по себе.
После этого разговора с завучем мне поступил звонок от учителя с угрозами. Он сказал: «Вы зря это сделали, я такого не терплю». Пообещал, что будет говорить про моего сына, что он неадекватный, и что я неадекватная. Сказал: «Я знаю, у вашего сына в прошлом классе не было друзей, и в этом классе у него друзей не будет. У нас в классе дружат только с теми, у кого хорошие отметки.
А хорошие отметки вашего сына зависят от меня».
Сразу после этого на сына стали сыпаться жалобы. Он постоянно делал что-то не так. Он скатился с четвёрок и троек на сплошные двойки. На все мои вопросы учителю: «Что происходит с ребёнком?» он отвечал: «Нет, это у вас дома что-то происходит, поэтому в школе всё плохо». Было много других нюансов, на рассказ о которых не хватит публикации.
Например, я принесла пособие в школу, которое учитель просил заказать. Но мне упорно говорили, что пособия этого мы не приносили, поэтому сын сидел без всего и получал двойки за отсутствие пособия. Был конфликт с прививкой. Моему сыну поставили прививку без моего согласия. Я задала вопрос, как так, мне ответили, что в прошлом году же я соглашалась.
Но у меня сын-аллергик. Перед любой прививкой есть определённый протокол подготовки, я его веду к иммунологу, даю ему кучу антигистаминов. Его нельзя просто взять и в любой день отправить на прививку. На это учитель сказал, что это вообще не его дело, что это проблемы родителей и наша вина, что нечего вообще делать прививку в школе. И ещё куча таких мелких пакостей и косяков.
Источник pexels.com
Потом я получила информацию о других родителей, а они, в свою очередь, от своих детей, что учитель всю перемену ходит с моим сыном за руку и не пускает его в класс и не позволяет играть с другими детьми. Я задала вопросы. Естественно, мне на это ответили, что это для нашего же блага, чтобы с ребёнком ничего не произошло, и мы не жаловались. Сын стал стопроцентным изгоем.
Дальше было совершенно позорное собрание, на котором прямо при мне и при всём классе обсуждался мой сын и я (у героини сохранилась аудиозапись собрания) . Там несколько раз произносилось: «Из-за того, что Яна Сергеевна на меня пожаловалась, в классе теперь не будет того-то и того-то». Я и мой сын преподносились, как неадекватные. Как и обещалось.
По классике развития травли тут же подключились некоторые родители, которые поддержали эту историю. Там же на собрании спустили на меня и сына всех собак. Потом продолжили травлю в классном чате. Большая часть родителей всё это проглатывают. Тоже по классике, как во всех ваших историях на канале. Примерно тридцать процентов родителей со всем этим несогласны и поддержали меня.
Тем более, по их детям были вопросы. Например, одного мальчика учитель не отпустил в туалет. Он описался. Когда мама задала вопрос на собрании, учитель просто взял и поставил диагноз: «Да, я знаю проблемы вашего сына. У него энурез».
У мамы был шок. Там нет никакого энуреза.
Где-то два месяца происходил весь этот прессинг на меня и сына. С января по февраль. Когда стало понятно, что сыну не дадут нормально учиться, я сказала учителю и заместителю директора, что мы уйдём в частную школу. Попросила, чтобы он просто дал спокойно доучиться второй класс. Косяков школы было много.
Я со своей стороны пообещала никуда в вышестоящие органы не жаловаться. Надеялась на компромисс. И конечно же, на словах заместитель директора обещала, что всё будет хорошо, чтобы мы просто продолжали заниматься ребёнком. Но улучшений не было. Мальчик стал сильно переживать. Сын говорил по утрам, что не выдержит в школе ни дня.
В марте сын сорвал урок английского. Залез под парту. Началась откровенная травля моего сына и меня в чате. Нас называли неадекватными, оскорбляли, писали, чтобы мы ушли из класса.
В итоге в марте я сына забрала из школы. До сих пор решаю вопросы по аттестации. Это приходится обсуждать с учителем. Он откровенно хамит, говорит грубо. Всё время хвастается, что очень дружен с заместителем директора, поэтому ему ничего не будет.
Поведение настолько не достойное педагога и мужчины.
Я решила не выполнять обещания, которое дала школе. Так как школа не выполнила своё. Я написала жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки. Рассказала про всё. И про поведение учителя, и про частные уроки на территории школы, и про косяк с прививкой.
Жалобу перенаправили в Прокуратуру, в Министерство просвещения и в Министерство здравоохранения. Было расследование. Учителю сделали выговор. И всё. В сентябре он вернётся в школу к детям.
Знаю, что всё ещё идут проверки школы по поводу прививок.
В ваших статьях вы часто пишете про молчаливое большинство. Что у нас? Как я сказала ранее, есть семьи, которых тоже всё это не устраивает. Одна семья готова уйти за нами. Несколько семей хотели бы уйти, но пока не понимают куда.
Максимум, на что были готовы — это перейти из одного класса от предпенсионного учителя, к другому учителю. Дальше активно писать жалобы, отстаивать до конца права своих детей не станут.
Сыну сейчас необходима реабилитация. У него сильнейшая травма. Он боится ходить в школу. Повторяет: «Я идиот, со мной никто не дружит». Мы занимались с психологом. Пока это не дало видимых результатов.
Буду дальше искать психолога. С сентября он пойдёт в частную школу. Я надеюсь до 1 сентября познакомиться с учителем. Сейчас плотно общаюсь с руководством новой школы, чтобы они максимально знали об образовательном опыте сына.
Источник pexels.com
Почему я решила не просто уйти, но написать жалобу и рассказать об этом вашему каналу? Для меня стало шоком то, как много сейчас в 21 веке все кричат про травлю, и что это плохо, о том, как важен каждый ребёнок, при этом с детьми в ТОПовой школе происходит такой ужас.
Когда я отдавала сына в школу, я даже не представляла, что такое может быть, что учитель может себя так вести, что к детям до сих применяются такие странные методы. Я хочу, чтобы другие родители знали об этом. Чтобы боролись. Такие учителя, как наш прошлый учитель, просто не должны работать с детьми.
Кажется, что это тот случай, когда учитель, не справляясь, создаёт конкурентную среду среди детей, в таких условиях выживают сильнейшие, а слабых система просто вымывает. Кажется, что это частая история в рейтинговых школах».
Комментарий автора канала
Друзья, я хочу дать комментарий по поводу последних слов героини истории. Я, работая с огромным количеством учителей, не вижу, что это какая-то намеренная стратегия злобного учителя. Я вообще не верю в злобных учителей. Скорее, есть выгоревшие. Есть те, у которых не хватает знаний и навыков.
Скорее всего, такая конкурентная среда, в которой выживает сильнейший, в которой считается нормальным 20 минут держать одноклассника в углу, складывается сама. Складывается из-за неумелости учителя. Из-за того, что он не видел иного. Я бы не ставила крест на учителе из истории, тем более, парень еще молодой. Скорее всего, он просто не видел другой педагогики.
Он берёт пример с точно такой же учительницы, от которой ушло 15 учеников. У меня гораздо больше вопросов в этой истории возникло к администрации школы. Что такое после обращения мамы должна была сказать завуч этому молодому учителю, чтобы он начал вести себя так? Полагаю, одно из двух.
Либо вместо грамотного наставничества его просто отчихвостили, неумело донесли ситуацию, в итоге он спустил весь негатив на того, кто стал источником неприятностей. Либо вообще сказали что-то типа «Приходила очередная яжмать. » И в том и в другом случае этот молодой учитель не получил примера того, как можно достойно, по-взрослому, грамотно решить ситуацию.
А ведь заместитель директора могла сделать иначе. Могла провести качественно иной разговор с коллегой. Могла дать развивающую обратную связь молодому педагогу. Могла так поговорить с ним, чтобы ему захотелось научиться также, чтобы ему захотелось дальше не мелкую месть включать, а прокачивать своё мастерство.
Многие из вас знают, что я учу учителей и родителей тому, как давать качественную обратную связь. И как же часто по завершении обучения я слышу от учителей: «Да, если бы со мной моя администрация разговаривала так, насколько проще было бы и мне быть мудрым взрослым по отношению к ученикам. Как хочется в руководстве иметь тех, за кем хочется повторять, брать пример».
Пользуясь случаем, напоминаю, что 15 июля в 12:00 по Москве в преддверии второго запуска моего курса про качественную обратную связь, так полюбившегося учителям и родителям, я проведу бесплатный практикум «Как грамотно оценивать и давать качественную обратную связь». Если вы родитель или учитель, приходите. И зовите своих руководителей.
Они тоже должны уметь давать грамотную обратную связь вам. Те, кто со мной уже учились обратной связи, говорят вот что видео-отзывы участников прошлого запуска . Регистрируйтесь на бесплатный практикум по ссылке . Даже если Вы не сможете подключиться (я очень расстроюсь), мы направим Вам запись, для этого важно корректно заполнить почту. Кажется, если бы каждый директор школы этому научился, а потом спустил ниже эти навыки до каждого учителя, да еще бы на родительских собраниях научили этому родителей, у нас был бы шанс поменять целую страну.
Источник: dzen.ru
Школьная конфликтология
Школьная жизнь очень насыщенная и яркая. Наблюдая за ней, я часто подмечал, что за один день может произойти множество событий в каждом уголке школьных стен. Имея опыт в сфере педагогической деятельности, а в частности, опыт работы школьным психологом, я наблюдал множество видов взаимодействий всех со всеми.
В этом взаимодействии я также наблюдал и большое количество конфликтных ситуаций, которые протекали по разному. Причин было множество и в некоторых конфликтах были задействованы не только ученики и учителя. Вся сложность в том, что учителям, помимо своей непосредственной педагогической деятельности (деятельности обучения), нужно контролировать и личностное общение.
Я часто буду упоминать и разделять категории «личностное общение» и «педагогическое общение». Личностное общение и подразумевает, что ни на есть, общение с ребёнком и их родителями не в рамках обучения, а скорее с точки зрения личности (не педагога).
Посему и так получается, что конфликтные ситуации стоит регулировать как и с помощью педагогического, так и с помощью личностного общения. Конфликты в школе неизбежны и стоит это учитывать. Детство — это сложный, бурный период развития личности. Само развитие имеет множество противоречий и конфликтов. Множество интересов, которые должны быть выдвинуты и обоснованны.
Соответственно, стоит задать себе ещё установку на то, что из конфликта можно (и нужно) извлекать выгоду. Ведь через конфликт может быть развитие. Именно от учителя зависит каковым будет исход конфликта. Чтобы конфликт был не деструктивным, а конструктивным, я подготовил простую (насколько это возможно) тезисную шпаргалку для педагогов, которые сталкиваются с конфликтами.
Я не обещаю Вам, что она сможет помочь на все 100% процентов. Однако Вы сможете опереться на неё, чтобы иметь понимание, как действовать. Ведь профессия педагога — это творческая профессия, а для творчества нужна уверенная почва. Поэтому я надеюсь, что эта статья станет для Вас кусочком большого пазла базиса Вашей творческой, нелёгкой, но одновременно благородной и нужной деятельности.
Что такое конфликт? Конфликт имеет множество определений и трактовок. Самое главное — понимать, что конфликт — это столкновение интересов двух или более сторон. Конфликт может быть и у одного человека с самим собой (или личностный конфликт). Но сегодня не об этом. Будем опираться на социальную ситуативную картину в рамках школьной экосистемы.
Например, Вася из 6 «А» класса подрался с Витей из 6 «Б» класса, потому что они не смогли определиться кто будет первым играть в футбол на уроке физкультуры. Конфликт очевиден. Интерес каждого — это поиграть в футбол первым. Этот конфликт разрешился физическим столкновением, где каждый мог пострадать. Это деструктивный конфликт.
Конструктивный конфликт и деструктивный конфликт
Тут тоже не сложно. Конструктивный — исход был благоприятен для всех сторон, никто не пострадал, выгоду получили все. Деструктивный — выгоду получила одна из сторон или вообще никакая. Были разрушительные последствия и негативный исход для одной или нескольких сторон. Имеем в виду, что мы стараемся вывести конфликт в конструктивную плоскость.
Нам нужно минимизировать все негативные последствия и сделать так, чтобы все остались довольны (хотя бы минимально). Также обращать внимание учеников на то как они решили эту проблему, чтобы их научить вести себя к конструктивному исходу.
Когда кратко для себя отметили «что такое конфликт?» и «конструктивные и деструктивные конфликты», можно приступить к самим конфликтам.
Причин для конфликтов может быть множество. Как и у Вас, так и у меня существуют множество примеров. Но зачастую в голове имеется связь, которая группирует эти конфликты. Сейчас мы рассмотрим их, а в конце определим общие принципы поведения в конфликтных ситуациях.
УЧЕНИК — УЧЕНИК
Конфликт интересов между учениками. Это, наверное, самое частое явление, что можно отнести к конфликту, в школе. Ученики часто конфликтуют. Причин может быть множество, как от не очень широкого репертуара социальных навыков в силу возраста, так и от возрастных особенностей развития психики.
Это я ещё не беру во внимание ситуацию в семье, какой стиль родительского сценария в семье проявляется, какой опыт решения проблем и конфликтов имеет сам ученик и т.д. В этой статье нам важно определить «Что делать?». Если брать во внимание причинно-следственные связи, статья будет очень большой и уже не будет в формате шпаргалки, а скорее в формате полной статьи о конфликтах в детстве.
В ситуации конфликта «ученик-ученик» участвуют ученики. Именно они отстаивают интересы. Учитель не является включённым звеном в конфликте. Он не является стороной. Тут можно включить версию «судьи». Много конфликтов между учениками разрешаются сами собой без участия педагога.
Даже больше. Педагог порой и представить не может, сколько конфликтов в школе происходит за рамками их чуткого взора. В любом случае — если конфликт большой и прогнозы катастрофические, стоит уже вмешаться.
Причины конфликтов:
— борьба за авторитет
— грубое отношение друг к другу
— борьба за девочку (мальчика)
— борьба за внимание
Это основной перечень причин конфликтов между учениками.
Вектор решения:
Самое главное — это не использовать метод давления и не стараться разнимать стороны конфликта (если речь не идёт о физическом столкновении). Если грубо вмешаться, то можно стать стороной конфликта и ученики будут считать Вас ни как судью, а как помеху к исходу конфликта. Необходимо, в первую очередь, давать подсказки.
Услышать стороны и попробовать прибегнуть к личностному общению как бы это произошло не в стенах школы с Вашими приятелями. Если конфликт разрешился, нужно поговорить с учениками о том, как они решили конфликтную ситуацию. Создать атмосферу доверия путём личностного общения с ними не со стороны педагога, а со стороны наставника и товарища.
Обсудить с ним о том, как решаются конфликты, к какому исходу стремиться. Отказаться от осуждения и оценки. Не говорить, что конфликт, который создал ученик — это плохо. Акцентировать внимание на решении и постараться скорректировать его, если решение ведёт к деструктивному исходу.
Конфликты могут быть вызваны отчуждением ученика. Он может чувствовать одиночество и агрессивность по отношению к другим. Стоит установить контакт с родителями, попробовать решить эту проблему с ними. Обсудить дальнейший вектор развития ребёнка если он чувствует одиночество и отрезанности от сверстников. Задуматься о секциях (кружках) и окружении.
Акцентировать внимание на его интересах и дать почву для их реализации как в школьной жизни, так и за её пределами.
УЧИТЕЛЬ — УЧЕНИК
Во взаимодействии учителя и ученика могут возникать конфликты. В школе во время образовательного процесса ученики очень часто взаимодействуют с педагогом. Поэтому возникновение таких конфликтов не сильная редкость. Плюсом к этому, стоит брать во внимание разницу в возрасте и социальном статусе в рамках образовательного процесса.
В данном случае, учитель является непосредственно участником конфликта и включён в него. Это наиболее сложная позиция, нежели чем позиция педагога в конфликте «ученик-ученик». В рамках этого конфликта учитель должен так-же искать решения в конфликте и быть «судьёй», и быть на стороне ребёнка.
Такое противоречие создаёт сложности, что в свою очередь, ведёт к деструктивному исходу и трудностям в образовательном процессе. Поэтому главный принцип — отстаивать как свою сторону, так и сторону ученика в вопросе конфликта. Прийти к компромиссу.
Причины конфликтов:
— не подчинение требований педагога
— непотребное поведение ученика во время образовательного процесса
— личная неприязнь ученика к педагогу
— личность педагога или ученика
— завышенная или заниженная оценка ученику
Это самые распространённые причины возникновения конфликтных ситуаций между учеником и педагогом.
Вектор решения:
В первую очередь — это не допустить возникновение напряжения между сторонами. Не прибегать к повышению тона, не показывать раздражительность и излишние негативные эмоции. Контролировать себя. Стремиться наоборот — разрядить обстановку. Перейти в юмор, иронию и т.п.
Например, если ученик, постоянно отвлекает других учеников от урока и подрывает образовательный процесс, то можно на пару минут остановить занятие и в шутливой форме сказать «Вася, мы понимаем, что ты очень красивый и хочешь, чтобы на тебя все смотрели. Класс, давайте все обратим на него внимание и полюбуемся на его добрую улыбку».
Негативная реакция порождает негативный отклик. Агрессивность и раздражительность растёт как снежный ком и ведёт к деструктивному исходу для обеих сторон. Поэтому необходимо действовать от обратного. Оставаться спокойным, доброжелательным, но и твёрдым. Ни в коем случае не поднимать тона и не накалять атмосферу.
Нужно дать понять, что вы контролируете ситуацию и ученик не сможет Вас вывести из себя. Одна из основных у учеников целей конфликта — это вывести Вас из себя. Поэтому не стоит идти на поводу у эмоций.
Важно дать понять ученику, что Вы можете его услышать. Создайте благоприятную почву для взаимодействия. Перейдите на личностное общение, сойдите с педагогического воздействия. Как правило, конфликтные дети — это отстающие дети по учёбе. Обратите внимание на успехи этих детей. Подметить их — это важная необходимость.
Дать понять, что они не безнадёжны. Если ребёнок старается вывести Вас из себя — подыграйте ему и войдите в его плоскость. Дайте ему ответственное задание, которое он хорошо исполнит. Дайте понять, что он тоже важен для Вас как и другие ученики. Научитесь слушать и слышать ребёнка, его переживания, его мысли и чувства. Принимайте их, работайте над ними. Будьте эмпатами для них.
Они почувствуют, что Вы на их стороне и готовы им помочь. Поговорите с родителями если у ученика существуют проблемы. Уделить проблеме внимание. Отойти от педагогичного тона.
УЧИТЕЛЬ — РОДИТЕЛЬ
Наиболее редкий вид школьного конфликта, который может быть вызван как учителем, так и родителем ученика. Основой для конфликта зачастую выступает непонимание родителя педагога и наоборот. Конфликт связан с детьми и они опосредованно могут быть туда вовлечены как непрямая сторона.
Причины конфликтов:
— Родители не разделяют педагогический стиль
— Завышенные требования к педагогу (или наоборот к родителю от педагога)
— Конфликт оценок (родитель считает неадекватным оценку успеваемости ученика по предмету)
— Жалобы ученика на педагога
— Перекладывание ответственности за воспитание
Вектор решения:
Придерживаемся принципа спокойствия и рассудительности. Особенность данного конфликта заключается в том, что в нём задействованы взрослые люди. Поэтому подход должен быть взрослым. Логичность, рассудительность и беспристрастность. Одновременно стоит учитывать, что Вы педагог и поэтому акцентируем внимание на своей точке зрения.
Не игнорируем точку зрения родителя. В реальности происходит так, что каждая стороны закрывает глаза на собственные ошибки и ищет эти ошибки в другой стороне конфликта. Важно планомерно и полностью взглянуть на предмет конфликта и прийти к компромиссу. Учесть ошибки и несостыковки, перейти на конструктивный лад.
Затем открытый диалог между учителем и родителем, где обрисованы две стороны. Прибегайте к аргументации на основании всего анализа ситуации. Также учитывать и мнение родителя, не принижать его мнение и не игнорировать. Понимающая обстановка поможет так же и родителю понять Вас. Затем подвести итоги, дать вектор дальнейших действий как себе, так и родителю для того, чтобы не было дальнейших повторений конфликта.
Иван 14 лет, ученик 7 «А» класса после каникул перестал общаться со своими сверстниками. В классе он самый старший и в силу своего подросткового возраста стал конфликтным мальчиком. По итогу проведённой социометрии, он является изгоем из-за того, что стал наиболее рослым и «взрослым» по отношению к одноклассникам. Отношения в классе не строятся.
С педагогами очень конфликтен, много протеста в ответ на педагогические требования. Дома он отзывается о школе плохо и говорит, что учителя негативно к нему относятся и много требуют. Мама Вани придя в школу начала ругаться на то, что к её сыну плохое отношение. Уговоры педагога Мама Вани игнорирует.
Для конструктивного решения стоит пообщаться с Мамой Вани и оценить ситуацию. Педагог обращает внимание родителя на то, что Иван находится в подростковом возрасте, что все его изменения тяжелые и он самый старший в классе. У него другой взгляд на взрослых.
Взрывное подростковое поведение даёт основание преувеличивать рассказы, ведь отношение к нему со стороны педагога не поменялось. Стоит обратить внимание на то, что подростковый период — это тяжёлый период для ребёнка, и что в этом случае, ему необходима помощь во взрослении. Такой подход укажет единый вектор решения проблемы для педагога и родителя.
Таким образом мы рассмотрели самые распространённые конфликты в школьной жизни. Определили вектор действий и поняли особенности этих конфликтов. Для полного понимания существуют единые рекомендации по конструктивному урегулированию конфликтов в рамках образовательного процесса:
— В первую очередь — спокойствие
— Объективный анализ ситуации, логический подход
— Упор на личностное общение
— Определение общей цели для всех сторон в вопросе решения конфликтной ситуации
— Опираемся на способы конструктивного решения конфликта, показываем ребёнку эти способы посему научая его им.
Конфликты в школе — это неизбежное явление. Важно принять это и осознать. Конфликт не стоит заминать, игнорировать и пускать на самотёк. В любом случае в сложной профессии педагога происходят и произойдут множество конфликтных кейсов, которые будут обязывать педагога их решать. Не стоит пугаться ведь главное соблюдать принципы, которые мы отметили тут.
Спокойствие — главный ключ к решению конфликта. Эмоции затуманивают наш разум и требуют решать конфликт деструктивно не учитывая мнения других сторон. Остановиться и подумать — главный успех в данном вопросе.
Успехов Вам, наши любимые Педагоги. Ваша профессия — это благодарная основа ведь Вы воспитываете поколения.
Источник: www.b17.ru