Рассказ пока не стало поздно по рассказу Телеграмма

В 1937-ом году Паустовским был написан цикл небольших рассказов » Летние дни» ( на материале повести » Золотая роза»), в 1939-ом году повесть » Мещёрская сторона», о природе и жителях рязанской земли. Материал о судьбе дочери художника, лёгший в основу рассказа » Телеграмма», мы находим в повести » Золотая роза» в главе » Зарубки на сердце». В этой главе автор делится с читателем тем, что послужило написанию «Телеграммы». Таким образом можно предположить, что это произведение было создано Паустовским в 30-е годы прошлого столетия, в период его жизни на рязанской земле, в мещёрском крае, хотя конкретную дату создания этой психологической новеллы, занимающей особое место в период развития в советской литературе метода социалистического реализма, мне так и не удалось разыскать.

Рассказ К.Г.Паустовского » Телеграмма» не изучался в советской школе и был включён только немногим более десяти лет тому назад в некоторые программы по литературе современной российской школы для учащихся восьмых классов.

Константин Паустовский Телеграмма Аудиокнига Слушать Онлайн

Сюжет рассказа прост: старая больная женщина, не дождавшись приезда своей дочери-ленинградки к ней, в далёкую рязанскую деревню, умирает. Дочь, Настя, получившая телеграмму о плохом состоянии матери и ещё не знающая о её смерти, добирается до Заборья только на второй день после похорон Катерины Петровны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Источник: kopilkaurokov.ru

Пока не стало поздно… по рассказу К. Паустовского «Телеграмма»

Цели: 1. дать краткое представление о творчестве К.Паустовского -человека и писателя 2.на примере рассказа «Телеграмма» дать представление учащимся о настоящей доброте3.обратить внимание на художественные средства и приемы, с помощью которых автор рисует трагизм положения героини4.воспитывать в учениках бережное отношение к окружающим людям, к родным и близким.Оборудование: портрет писателя, макет подсолнуха, грамзапись «Осенняя прелюдия « П.И.Чайковского, на доске запись эпиграфа «Есть на свете.

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Кондрашова В.М.
Дата 06.05.2015
Формат docx
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Поделитесь с коллегами:

Открытый урок (2 часа)

Литература 8 класс

Пока не стало поздно…

по рассказу К.Паустовского «Телеграмма»

Цели: 1. дать краткое представление о творчестве К.Паустовского -человека и писателя

2.на примере рассказа «Телеграмма» дать представление учащимся о настоящей доброте

3.обратить внимание на художественные средства и приемы, с помощью которых автор рисует трагизм положения героини

4.воспитывать в учениках бережное отношение к окружающим людям, к родным и близким.

Оборудование: портрет писателя, макет подсолнуха, грамзапись «Осенняя прелюдия « П.И.Чайковского, на доске запись эпиграфа «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, -это мать» М.Горький

Когда называешь имя К.Паустовского, то в памяти оживает Мещерский край, средняя полоса России с ее неброской красотой. Но Паустовский-это и юг, с которым связаны» Кара-Бугаз», «Черное море»; и север, который вызвал к жизни такие книги, как «Озерный фронт», «Северная повесть». Однако самым счастливым для писателя оказалось знакомство именно со средней полосой России.

Вот как говорит о ней Паустовский: «Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля». Именно здесь были написаны «Мещерская сторона», «Повесть о лесах», «Телеграмма», «Во глубине России». Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей.

Рассказ «Волшебник» посвящен А.Грину. Паустовский писал о Чехове и Блоке, Лермонтове и Гоголе. Но все-таки чаще он писал о людях простых, о которых читаем мы с волнением, хотя в произведениях этих нет острого сюжета, захватывающих происшествий. В чем же дело? Может быть, в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

На эти и другие вопросы, я думаю, мы попробуем ответить, работая над рассказом «Телеграмма». Сам рассказ родился из встречи в деревне под Рязанью в доме художника.

3.Работа над текстом рассказа «Телеграмма»

-Давайте прочитаем начало рассказа. Как уже в самом начале создается эмоциональный фон? (Все описываемое происходит холодной осенью. Автор рисует мрачную картину: «назойливо сыпался дождь», «тащились рыхлые тучи»)

-Выделяется только маленький подсолнечник у забора, но и он одинок среди серого, черного, и поэтому становится грустно.

-Само слово «холодный» встречается в тексте несколько раз. Оно многозначно и напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и «хладной старости», когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом. И это время называют осенью жизни.

Еще по теме:  Как создать свой Телеграмм канал видео

Выписать на доске: холодная осень

-Как живет Катерина Петровна, чем наполнена ее жизнь? Почему автор говорит, что она не жила, «доживала свой век»?

(Катерина Петровна одинока, ей не с кем было поговорит о прежней жизни, она все время сидит на диване и ждет, что к ней придет дочь.)

-Она впервые за год решилась выйти из дому, когда кто-то долго стучал в калитку. А почему она все-таки решилась идти?

(Калитка была заколочена несколько лет, и Катерина Петровна думала, что дочь могла не знать об этом и стучала.)

-Прочитаем еще раз этот отрывок. Какова роль пейзажа в этом эпизоде?

(Автор использует метафору «Позабытые звезды смотрели на землю», В описании клена тоже видны неустроенность, одиночество: «Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Метафора и олицетворение помогают нам понять настроение героини, ее переживания.)

-Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери. Давайте перечитаем это письмо. Обратите внимание на то, как она как-то просто пишет о приближении смерти, упоминает о саде, об осени.

-Действительно, образ Катерины Петровны очень цельный. Она и окружающий ее мир — единое целое. Пейзаж — это действующее лицо рассказа. Может быть, именно природа и помогает ей жить. Ведь и сад, которым занимался ее отец, и замерзший клен, который она жалеет, т.к. его «посадила давно, еще девушкой-хохотушкой», — это все близкий ей мир, ее родная земля.

-А обратили ли вы внимание, что на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде, почти нет описаний природы. Почему?

(Насте некогда было любоваться природой, т.к. она постоянно была занята работой. Автор мало говорит о внешности Насти. Сразу обращаешь внимание на «большие, холодные глаза». Эпитет «холодные глаза» помогает нам понять суть этой девушки. Очевидно, Настя — черствый человек.)

-Но можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

(Настя понимала, что Тимофеев — талантливый художник, и она стала помогать ему. С одной стороны, она могла понять художника Тимофеева, его непростой характер, а с другой — не почувствовала то время, что очень нужна матери, которая, возможно, умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку.)

-Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

(Она не может вынести честный, укоризненный взгляд Гоголя.)

-Почему именно Гоголя?

(Гоголь-сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу распознавать человека. «А письмо-то в сумочке нераспечатанное»,-казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза.- Эх ты, сорока!» И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри; доброта Насти показная, ненастоящая.

Она как бы по-новому читает слова матери «ненаглядная моя» и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней». Она теперь не думает о том, как трудно добраться до деревни, а сразу идет на вокзал, а потом ей кажется, что поезд едва тащится.

Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что никто кроме Катерины Петровны, не мог снять с нее невыносимой тяжести. Действительно, мать могла бы успокоить Настю, простить ее, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придется испытывать это чувство вины.)

-Как вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молоденькую учительницу?

(Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе. Сердце у нее доброе, ведь она не знала Катерину Петровну, а пошла за гробом, потом во время похорон поцеловала «высохшую желтую руку покойной»)

-А почему она сделала это?

(Она, видимо, поняла весь ужас одиночества этой женщины, почувствовала какую-то вину перед ней, понимая, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания.

-Думаю, что это так. Я напомню вам слова М.Горького, взятые за эпиграф к нашему уроку: «Есть на свете существо, у которого мы всегда в долгу, — это мать.» Наверное, молоденькая учительница лучше Насти понимает это и, может быть, воспитает своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми. Таких людей встретили мы и на страницах этого рассказа.

— Как писатель изображает их?

(Писатель говорит о них мало: Манюшка — дочь колхозного сапожника, прибегает каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар. Именно она шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на старом диване. Она не очень грамотная, простая крестьянская девочка, но она понимает самое главное — человек в беде, надо помочь.

Еще по теме:  Информация по человеку через ТГ is

Очень скупо говорится и о стороже Тихоне, просто перечисляется, что он делает: рубит, пилит, колет старые деревья на дрова. Он тоже не умеет красиво и долго говорить. Но именно он, пожалев Катерину Петровну, дает телеграмму Насте, написав самое главное: «Катя помирает». И не дождавшись ответа, совершает, наверное, единственный раз в жизни подлог: приносит умирающей женщине мнимую телеграмму от дочери.)

-Как Катерина Петровна догадалась об обмане?

(Ее образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь.)

-Да, это простые русские люди, которых так любил Паустовский. Они незаметны, не привыкли красиво говорить, но никогда не пройдут мимо чужого горя, всегда помогут. Таковы и Манюшка, и Тихон, и Василий, и молодая учительница. Мне бы хотелось, чтобы вы были такими же чуткими и отзывчивыми. И пока не стало поздно, делитесь своей добротой и терпением.

Домашнее задание. Давайте представим, что будет еще немного жить Катерина Петровна на «любимой, чуть печальной земле». И от имени Насти напишем ей письмо. Письма пишут девочки. А мальчики записывают в тетрадь пословицы и поговорки о матери.

Подобрать стихи Н.Некрасова, Р.Гамзатова, С.Есенина, посвященные женщине-матери.

Источник: for-teacher.ru

Конспект урока «Пока не стало поздно! (по рассказу К. Г. Паустовского «Телеграмма»» 7 класс

4. «Пока не стало поздно». Урок — беседа, урок — размышление.

5. Верхоланцева Ирина Геннадьевна

Пока не стало поздно! (по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»

Цель: познакомиться с рассказом К.Г.Паус товского

образовательная:

— разбор и обсуждение проблем рассказа « Телеграмма2

Развивающая:

— развитие умения видеть красоту русской природы и ее связь с настроением человека

— развитие языкового и литерат у рного кру гозора за счет знакомства с текстом

К.Г.Паустовского

Воспитательная:

— воспитание чувств ответственности перед близкими

1. Организационный момент

2. Актуализация

Учитель: мне очень х очется, чтобы наш урок получился интересным, полезным,

чтобы все зад у манное удалось, чтобы мы вынесли с урока знания, хорошее

настроение. Пусть работает не только память, но и ду ша, сердце.

Слайд « №3 Мы продолжаем р аботать над рассказом Па ус товского «Теле грамма»,

где уже рассмотрели образы дву х героев: Тихон а и Маняши. Что их объединяет

(сострадание, забота, помощь по отношению к Катерине Пе тровне)

— что такое нравственность?

3. Учитель: Дома вы сам остоятельно рассматривали образы Катерины Петровны и

Попробуйте самостоят ельно оп ределить тем у урока. Вам предлагаются несколько

вариантов тем, подумайте, какая тема бу дет лучше раскрывать тему нашего урока.

Слайд №4 Предлагаемые темы:

 За добро плати добром

 Нет никого ближе и роднее матери

 Пока не стало поздно Слайд №5

 Пусть душа останется чиста

Слайд № 6 Определите цель нашего урока

 Продолжить работу над рассказом «Телеграмма» Паустовского

 Рассмотреть образы двух основных героев – Насти и Катерины Петровны.

В конце урока у вас должн а полу читься таблица, в котору ю вы впишите слова —

определения, помогающие раскрыть(у видеть) образ героев.

Урок непростой по содержанию, осмыслению, эмоциональности. Пу сть рассказ

растревожит ваши души и оставит « зарубки на сердце»

4 Слад № 7 « История одной фотографии » Марлен Дитрих. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учитель: За что Марлен Дитрих благодарна В.Г.Паустовскому?

5. Анализ рассказа Слайд № 8

Учитель: Что вы можете сказать о Катерине Петровне?

Ученик: внешность Катерины Петровны

Учитель: А что еще помогает раскрыть описание внешности героини? ( пейзаж)

Ученик: « …Октябрь был на редкость… « Из н их назойливо сыпался дождь » (зачитайте

Учитель : Если бы у вас были краски, каку ю картину вы бы нарисовали?

Какие ощущения у вас возникли?

Ученик: грусти, заброшенности, одиночества, печали,…)

Учитель: Какие эпитеты, глаголы использует автор, рисуя эту осень? (слайд № 9 )

Вывод учителя : автор рисует мрачную картину. Подобное нача ло не случайно.

Продолжите фразу : «Безотрадная картина природы в начале рассказа…» (слайд №10

Учитель: Паустовского называют мас тером детали . С ее п омощью автор создает

определенное настроение и передает психологическое состояние героев, вы ражает свое

Какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь зам ерла в старом доме?

Ученик: горький запах нетоп ленны х печей, пыльн ый «Вестник Европы » , пожелтевшие

чашки на столе, давно не чищенный самовар

Учитель: какие цвета преобладают?

Ученик: желтый, серый, черный… Все это подчеркивает одиночество хозяйки)

Учитель: Катерина П етровна живет воспомин аниями о прошлом. А в н астоящем у нее

Еще по теме:  Идентификатор чата Telegram bot

нет никакой радости, только боль одиночества и потому душное ожидание смерти.

Какие чувства у вас вызывает Катерина Петровна?

Ученик: чувство жалости, грусти, отчаяния, боли)

Учитель: Почему Катерина Петровна решае т написать Насте письмо?

Учитель: Закройте глаза и послушайте письмо, к оторое своей дочери написала Катерин а

Петровна. Чем поражает послание? (Слайд №11 )

Учитель: Старая женщина у дивительно п росто пишет о приближающейся смерти. Мир

природы – это родная з емля Катерины Петровны, та самая, в котор ой ей скоро суждено

будет лечь навсегда.

Учитель: Что мы узнаем о Насте? (слайд №12 )

Учитель: Л.Н.Толстой говори л: « Глаза — зеркало человеческой д уши » . Какие глаза у

Ученик: холодные

Учитель: Страшн о, когда встречаешь челове ка с холодными глазами. Очевидно, у него и

холодное сердце.

Как ведет себя Настя, получив письмо от Катерины Петровны?

Ученик: она не вид ела ее три года, а письмо сраз у читать не стала. И ехать ей просто не

Учитель: Можно ли ее назвать че рствым человеком, зная, что Настя занимается

выставкой скульптора Тимофеева?

Ученик: Настя помогала скульптору, но она з нала, что он талантливый, значит, сам бы со

временем пробился. Выстав ка представляла ей возможность самой выдвинуться, стать

знаменитой, прославленной.

Учитель: Как должна чувствовать себя Настя, получив телеграмму ?

Учен ик: Боль, отчаяние, плакать, кричать, т.к. речь идет о самом главном человеке

Учитель: Пройдет какое — то время, Настя проснется прозреет. Он а достанет телеграмму и

поймет, что же она н атворила, она вспомнит о письме, которое когда — то п росто забросила

в с умочку и у же с боль ю в сердце прочитает последние слова, которые ей писала

Катерина Петровна.

И вновь Пау стовский, описывая душевное состояние Насти, вводи т в рассказ пейз аж.

Какова его роль? Какие художестве нные средства использ у ет Паустовский?

Ученик : Паустовский использует эпитеты: серая, хмурое…

Учитель: « Хмурое небо все ниже оп у скалось на город, на Настю, на Нев у» Небо как бы

давит на Настю, Пей заж подчеркивае т бол ь На сти, ее оди ночество, ра скаяние. Она

понимает, что никого у нее в жизни нет…

Осознала ли Настя свою ошибку?

Какими чертами характера обладает у вас Настя?

Паустовский смог помочь нам загляну ть в самих себя.

Учитель: Пусть телеграмма Па у стовского поможет вам из бежать ошибок по отношению

к близким и род ным людям. Я желаю , чтобы в вашей жизни никогда не было таких

ужасных телеграмм, которую получила Настя.

Сегодня у нас с вами есть замечательная возможность увидеться с вашими мамами и

услышать то, что их волнует. Послушайте (Видео №1)

Учитель: Вы встретились и у слышали своих мам. Им оч ень тру дно, трудно представить,

что совсем скоро вы поедете учиться, и встречи б у дут все реже и реже. Но з апомните

одно: никогда не забывайте своих мам. Дороже их никого нет на све те.

Домашнее задание. Слайд №14

Учитель: А теперь посмотрите еще одну презентацию и каждый подумайте над своими

поступками. Придите сегодня домой, крепко обнимите маму и скажите ей самые красивые

слова… (Видео №2 )

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Получить код —>

Литература — еще материалы к урокам:

  • Конспект урока «Петр Первый и его эпоха в поэме А. С. Пушкина «Полтава»»
  • Презентация «Жизнь и творчество Бориса Заходера» 3 класс
  • Презентация «Басни И. А. Крылова» 3 класс УМК «ШКОЛА РОССИИ»
  • Конспект урока ««И. А. Крылов. Басни», 1 урок «Мартышка и Очки» 3 класс
  • Презентация «И. А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»» 2 класс
  • Конспект урока «Слово и слог» 2 класс
Предметы
  • /algebra/Алгебра
  • /angliyskiy-yazyk/Английский язык
  • /biologiya/Биология
  • /georgrafiya/География
  • /geometriya/Геометрия
  • /izo/ИЗО
  • /informatika/Информатика
  • /istoriya/История
  • /literatura/Литература
  • /matematika/Математика
  • /music/Музыка
  • /mhk/МХК
  • /nachalnaya-shkola/Начальная школа
  • /obzh/ОБЖ
  • /obschestvoznanie/Обществознание
  • /okruzhayuschiy-mir/Окружающий мир
  • /orkse/ОРКСЭ
  • /pedagogika/Педагогика
  • /russkiy-yazyk/Русский язык
  • /tehnologiya/Технология
  • /fizika/Физика
  • /fizkultura/Физкультура
  • /himiya/Химия
  • /ekologiya/Экология
Похожие материалы
  • 22-08-2016, 19:25 Рассказы к ЕГЭ по русскому языку: Паустовский «Телеграмма»
  • 27-07-2016, 22:24 Презентация «Прекрасное в обычном в творчестве К.Г. Паустовского»
  • 16-07-2016, 10:53 Классный час «Дом, в котором мы живём или то, что можно изменить,
  • 3-06-2016, 13:02 Изложение по рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
  • 5-04-2016, 13:28 Карточки по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма»
  • 14-09-2015, 10:40 Конспект урока литературы в 8 классе «Смысл названия рассказа К. Г.
  • 24-08-2015, 12:04 Презентация «Пока все дома»
  • 24-07-2015, 11:37 Разработка урока по русской литературе по теме: «Подробности текущей

Источник: uchitelya.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...