Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале “Литература в школе” № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой “Пока не поздно”, и работа Н. И. Гусаковой “За добро плати добром” дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, – потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.
Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.
Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К. Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого – трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.
анализ рассказа «Телеграмма» К.Г.Паустовский
Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.
На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.
Рассказывая об истории создания рассказа “Телеграмма”, обращаюсь к “Золотой розе”, особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского – умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.
Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.
План-конспект второго урока
“…Никого в жизни нет и не будет родней…”
Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское – в камне.
Начинаю урок с вопросов.
– А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент – что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?
Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?
Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.
«Телеграмма» — читательский дневник по рассказу К. Паустовского
Поучительный рассказ К.Паустовского — «Телеграмма», который был написан в 1946 году. Используйте этот материал для составления подготовки к уроку литературы.
Описание книги для читательского дневника
Главные герои и их краткая характеристика
Катерина Петровна — несчастная, больная старушка, живущая одна в старом доме.
Анастасия Семеновна — её дочь. Секретарь Союза художников. Занятая, торопливая, суетливая. Забыла о матери.
Тихон — добрый сторож и отзывчивый старик.
Манюшка — дочь соседа.
В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.
Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы. Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.
Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.
Катерина Петровна доживала век в большом доме своего отца, к ней забегала соседка и Тихон. Катерина Петровна поняла, что не переживет зимы, и послала Насте последнее письмо. Настя была очень занята, она устраивала выставку художнику Трофимову. На открытии выставки все благодарили Настю за доброту, а она получила телеграмму о скорой смерти матери.
Настя поехала в Заборье, но мать уже умерла, и старики и ребятишки хоронили ее. Настя проплакала в пустой комнате всю ночь, и крадучись уехала из Заборья.
План пересказа
- Осень.
- Старый мемориальный дом.
- Манюшка и Тихон.
- Ночной стук.
- Последнее письмо.
- Настя и Трофимов.
- Устройство выставки.
- За чуткость и заботу.
- Телеграмма.
- Слезы на скамейке.
- На вокзале.
- Смерть Катерины Петровны.
- Похороны.
- Невыносимая вина.
Основная мысль
Нельзя забывать о своих родителях. Они те, кто дали нам жизни, ночей не спали в надежде вырастить достойных людей.
Чему учит
Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.
Отзыв и что понравилось
Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.
Вывод и мое мнение
Настя осознала, как была не права слишком поздно. С этим грузом ей предстоит прожить до конца дней.
Пословицы
- Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят.
- У матери дочь и в тридцать лет дочурка.
- У матери на все слез хватит.
- Родительское сердце в детях, а детское в камешке.
- Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Источник: obrazovanie365.ru
Паустовский телеграмма анализ
- Пока не поздно.
- Сюжет и композиция.
- Главные герои.
- Второстепенные герои.
- ЭПИЛОГ
- Отзывы, комментарии
Пока не поздно.
Летом 1964 года в Театре Эстрады произошло знаменательное событие — концерт кинозвезды Голливуда,
эстрадной певицы Марлен Дитрих.
В самом конце её шоу на сцену вышел пожилой мужчина и вдруг . .
Кинодива склонилась перед ним на колени.
Очень узкое, расшитое стразами платье, не предназначенное для таких приседаний, разошлось по швам, камни разлетелись по сцене, упали в зрительный зал.
Но женщина , казалось, даже не заметила этого. Мужчина смутился, через несколько минут к нему подбежал врач и увёл за кулисы. Этим больным и уже не молодым человеком был Константин Паустовский, произведения которого читали в переводах во всём мир.
Актриса , после прочтения его рассказа «Телеграмма» , много лет мечтала о встрече с автором.
Зрителям и журналистам она поведала о, том, что давно мечтала поблагодарить писателя:«Я счастлива, что успела это сделать»Вот она — сила великой русской литературы. История создания и сюжет.
Это произведение задумано автором ещё в конце тридцатых годов, в основе лежала реальная история.
Константин Георгиевич осенью уехал работать в тихую деревеньку на Рязанщине.
Там он познакомился с «дряхлой и ласковой» старушкой Катериной Ивановной, дочерью, когда-то известного художника-гравёра Пожалостина. Она жила в большом деревянном доме (находящимся под защитой государства) , с таким же старым заброшенным садом. Одну комнату у неё и снимал Паустовский. События этой осени, свидетелем которых был прозаик и запечатлены в повествовании.
Название выбрано неспроста.
Телеграмма- символичное предостережение о грядущей трагедии.
Написан и опубликован рассказ был в 1946 году.
Сюжет и композиция.
Сюжет очень прост. Единственная дочь старушки — Настя живёт в Ленинграде и последние годы совсем не навещает мать, о себе напоминает нерегулярными денежными почтовыми переводами.
Если учесть, что никаких пенсий в те годы старики, тем более в деревне, не получали, трудно представить как выживала Катерина Ивановна.
В доме её окружали лишь картины отца и его коллег. Каждый день к ней забегала соседская девчушка Манюша, да сторож Трифон.
Чувствуя, что умирает, Екатерина Ивановна, отправляет письмо дочери с просьбой навестить её.
Настя приезжает к матери слишком поздно – мать умерла и её уже похоронили.
Композиция произведения. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.
В первой мы знакомимся с Катериной Петровной ( так зовут главную героиню). Старушка живет воспоминаниями о дочери.
Вторая часть повествует о дочери Анастасии.
Третья часть рассказа о телеграммах. Из первой Настя узнаёт о том, что мать при смерти.
Получение телеграммы — кульминация рассказа. Вторую, для Катерины Ивановны, пишут деревенский сторож и почтальон из сочувствия.
Четвёртая часть. Апофеоз. Упокоение и похороны.
Главные герои.
Автор не зря даёт главному персонажу имя Екатерина означает — «чистая, непорочная».
Именно такой представляется в рассказе Катерина Петровна. Она необычный человек— скорее всего дворянского сословия, с хорошим воспитанием и образованием, много общалась с людьми из мира искусства, была в Париже.
Но она совершенно чужая в этой деревне. Разговоры об искусстве в этой глухой рязанской деревне никому не нужны и непонятны, также как и « смешны е» вещицы : флакончики из-под духов, страусовые перья, ажурные перчатки, стеклярус. Эти «сокровища» хозяйка дома дарила дочке соседа, а та смеялась и говорила, что они ей не нужны и она сдаст их в утиль.
Кстати, в этих взаимоотношениях легко угадывается аналогию : отношения простого народа к русской интеллигенции.
«Последняя обитательница дома», выйдя на прогулку в сад, встретившись там со своим старым знакомым — клёном, который она посадила давным-давно в молодости. Сейчас они оба были беспомощными и одинокими.
Паустовский начинает свою новеллу с описания сумрачной осенней погоды, и выделяет при этом –подсолнечник, растущий у изгороди. Всё как у героини — тоска и одиночество.
Она понимает – не пережить ей грядущую зиму.
Три года мать стеснялась дочери напомнить о себе, а теперь решилась написать письмо. Она никогда никому не жаловалась, только тихо плакала в полном отчуждении. И вот теперь попросила дочь приехать.
Дочь — Анастасия Семёновна.
Живёт в Ленинграде . Работает секретарём в Союзе художников , занимается организацией вернисажей и
выставок. Она всё время занята, поэтому и не спешит навестить свою мать в деревне .
Она открыта, доброжелательная, помогает скульптору Тимофееву , но душа её напоминает пустой жестяной холодный почтовый ящик, в который девочка Манюша опускает письмо от Екатерины Петровны.
Автор особенно заостряет внимание на такую деталь как глаза , ведь они — «зеркало души». Глаза у Насти были холодными. Карьеризм съедает душу.
Как и многие из нас она нарушает пятую Библейскую заповедь о почитании родителей.
Автор напрямую не осуждает молодую женщину. Но за него это делает символический образ Гоголя.
И здесь очередную проблему открывает писатель: влияние искусства на личность .
Глядя на скульптуру в мастерской Тимофеева Настя замерла. Гоголь смотрел на неё насмешливо , с ухмылкой. Она тут же вспоминает, что даже не открыла письмо от матери . Отзывчивая к другим людям , она бездушно отнеслась к человеку, роднее которого у неё не было.
Почему же она сразу не поехала к матери . Наверняка Настя подумала о переполненных поездах , от этого она испытывает раздражение, при этом вспомнила о тысяче « важных » дел на работе .
За свою сухость, черствость, невнимание к близкому человеку Настя горько расплачивается.
Она не только не успевает встретиться с живой матерью, она опаздывает и на её похороны.
Но надежда на спасение души есть.
Автор не зря даёт героине имя Анастасия — в переводе с греческого языка — «воскресение».
Всю ночь дочь проплакала , поняв , что она совершила.
Второстепенные герои.
Сторож Тихон — обычный деревенский мужик, необразованный, но добрый человек. Он знал отца Катерины Петровны, с большим уважением относится к умным, интеллигентным людям.
Вместе с почтарём Василием сторож пишет для умирающей старушки телеграмму, будто бы ответ от дочери, в которой пишет извещает, что та скоро приедет. Но по стилю текста Катерина Петровна понимает – это писала не Настя.
Эта вторая телеграмма – ложь во спасение и то, как читал её Тихон – кульминация рассказа.
Дочка соседа Манюшка — строптивая, но очень отзывчивая и заботливая. Ни на минуту не оставляет старю женщину перед смертью.
Жители села Заборья — добрые отзывчивые люди, хоронившие Катерину Петровну.
И, конечно же, как и во всех остальных произведениях К. Паустовского пейзаж является действующим лицом рассказа.
Подсолнечник, как маленькое тёплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то.
Дополняют картину пейзажа детали интерьера: горький запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, давно не чищенный самовар. Ощущается неухоженность и запущенность.
Прозаик использует короткие фразы в описании, которые усиливают колорит серости.
Развязка в произведении: смерть и похороны главной героини.
Пейзаж резко меняется — «день побелел, и небо было сухое, светлое», «предсказывали ясные дни, лёгкие морозы, зимнюю тишину». Исчезла напряжённость вечного ожидания.
ЭПИЛОГ
Произведение Паустовского и сегодня актуально и поднимает одну из распространившихся
нравственных проблем нашего времени:разобщенность и отдалённость близких людей, равнодушие
Рассказ поднимает извечную проблему отцов и детей. Напоминает нам, что нельзя забывать о близких, которые так в нас нуждаются.
Видео обзор
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тэги: константин, нравственные, вопросы, а р
Источник: otzyv.pro