Рассказ Телеграмма анализ кратко

Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале “Литература в школе” № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой “Пока не поздно”, и работа Н. И. Гусаковой “За добро плати добром” дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, – потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.

Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.

Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях (в младших классах мои ученики уже встречались с героями К. Г. Паустовского), но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого – трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.

анализ рассказа «Телеграмма» К.Г.Паустовский

Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.

На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, “очеловечивание” поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.

Рассказывая об истории создания рассказа “Телеграмма”, обращаюсь к “Золотой розе”, особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского – умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, “заряжать” страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.

Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке (предварительно рассказ не был прочитан). Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.

План-конспект второго урока
“…Никого в жизни нет и не будет родней…”

Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское – в камне.

Начинаю урок с вопросов.

– А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент – что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?

Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.

«Телеграмма» — читательский дневник по рассказу К. Паустовского

Поучительный рассказ К.Паустовского — «Телеграмма», который был написан в 1946 году. Используйте этот материал для составления подготовки к уроку литературы.

Еще по теме:  Как кинуть натчеловека жаболу в Телеграммею

Описание книги для читательского дневника

Главные герои и их краткая характеристика

Катерина Петровна — несчастная, больная старушка, живущая одна в старом доме.
Анастасия Семеновна — её дочь. Секретарь Союза художников. Занятая, торопливая, суетливая. Забыла о матери.
Тихон — добрый сторож и отзывчивый старик.
Манюшка — дочь соседа.

В забытой богом деревушке последние дни доживает Катерина Петровна. Она совсем слаба и плохо видит. Помогают ей односельчане сторож Тихон и Манюша.

Хотя у пожилой женщины есть взрослая самостоятельная дочь. Она живёт в Ленинграде, Настя много работает и редко вспоминает, что где-то по ней тоскует мать. Вместо писем, что обрадовали бы старушку, Настя присылает денежные переводы. Понимая, что наступающих холодов ей не пережить, Катерина Петровна пишет дочери и просит навестить перед смертью. Но Настя всё откладывает поездку, погружаясь в проблемы окружающих её людей, никому не отказывая в помощи.

Тихон видя, что несчастная старушка совсем плоха, шлёт в Ленинград телеграмму, в которой сообщает, что мать Насти при смерти. Катерина Петровна умирает в тоске, вечно занятая дочь не успевает вовремя приехать. Проститься ей удаётся лишь с могильным холмиком.

Катерина Петровна доживала век в большом доме своего отца, к ней забегала соседка и Тихон. Катерина Петровна поняла, что не переживет зимы, и послала Насте последнее письмо. Настя была очень занята, она устраивала выставку художнику Трофимову. На открытии выставки все благодарили Настю за доброту, а она получила телеграмму о скорой смерти матери.

Настя поехала в Заборье, но мать уже умерла, и старики и ребятишки хоронили ее. Настя проплакала в пустой комнате всю ночь, и крадучись уехала из Заборья.

План пересказа

  • Осень.
  • Старый мемориальный дом.
  • Манюшка и Тихон.
  • Ночной стук.
  • Последнее письмо.
  • Настя и Трофимов.
  • Устройство выставки.
  • За чуткость и заботу.
  • Телеграмма.
  • Слезы на скамейке.
  • На вокзале.
  • Смерть Катерины Петровны.
  • Похороны.
  • Невыносимая вина.

Основная мысль

Нельзя забывать о своих родителях. Они те, кто дали нам жизни, ночей не спали в надежде вырастить достойных людей.

Чему учит

Рассказу учит любить и почитать своих родителей, заботиться о них. Навещать и писать письма родителям. Учит любви и состраданию, верности и добру. Учит правильно расставлять приоритеты. Учит дорожить своими близкими.

Отзыв и что понравилось

Это очень трогательный рассказ о женщине, для которой забота о других людях стояла на первом месте, так как была ее работой. Но при этом она забыла о собственной матери. Она была чуткой к другим, но бесчувственной к маме. И она испытала огромнейшее раскаяние, когда не застала мать в живых. Это стало для нее важным уроком, но маму все равно не вернуть.

Вывод и мое мнение

Настя осознала, как была не права слишком поздно. С этим грузом ей предстоит прожить до конца дней.

Пословицы

  • Мать о детях беспокоится, а дети в степь смотрят.
  • У матери дочь и в тридцать лет дочурка.
  • У матери на все слез хватит.
  • Родительское сердце в детях, а детское в камешке.
  • Отца и матери на всю жизнь не хватит.

Источник: obrazovanie365.ru

Паустовский телеграмма анализ

Паустовский телеграмма анализ отзывы

  • Пока не поздно.
  • Сюжет и композиция.
  • Главные герои.
  • Второстепенные герои.
  • ЭПИЛОГ
  • Отзывы, комментарии

Пока не поздно.

Летом 1964 года в Театре Эстрады произошло знаменательное событие — концерт кинозвезды Голливуда,

эстрадной певицы Марлен Дитрих.

В самом конце её шоу на сцену вышел пожилой мужчина и вдруг . .

Еще по теме:  Как увидеть свой аккаунт в Телеграмме

ЭПИЛОГ

Кинодива склонилась перед ним на колени.

Очень узкое, расшитое стразами платье, не предназначенное для таких приседаний, разошлось по швам, камни разлетелись по сцене, упали в зрительный зал.

Но женщина , казалось, даже не заметила этого. Мужчина смутился, через несколько минут к нему подбежал врач и увёл за кулисы. Этим больным и уже не молодым человеком был Константин Паустовский, произведения которого читали в переводах во всём мир.

Второстепенные герои.

Актриса , после прочтения его рассказа «Телеграмма» , много лет мечтала о встрече с автором.

Зрителям и журналистам она поведала о, том, что давно мечтала поблагодарить писателя:«Я счастлива, что успела это сделать»Вот она — сила великой русской литературы. История создания и сюжет.

Это произведение задумано автором ещё в конце тридцатых годов, в основе лежала реальная история.

Главные герои.

Константин Георгиевич осенью уехал работать в тихую деревеньку на Рязанщине.

Там он познакомился с «дряхлой и ласковой» старушкой Катериной Ивановной, дочерью, когда-то известного художника-гравёра Пожалостина. Она жила в большом деревянном доме (находящимся под защитой государства) , с таким же старым заброшенным садом. Одну комнату у неё и снимал Паустовский. События этой осени, свидетелем которых был прозаик и запечатлены в повествовании.

Название выбрано неспроста.

Телеграмма- символичное предостережение о грядущей трагедии.

Написан и опубликован рассказ был в 1946 году.

Сюжет и композиция.

Сюжет очень прост. Единственная дочь старушки — Настя живёт в Ленинграде и последние годы совсем не навещает мать, о себе напоминает нерегулярными денежными почтовыми переводами.

Сюжет и композиция.

Если учесть, что никаких пенсий в те годы старики, тем более в деревне, не получали, трудно представить как выживала Катерина Ивановна.

В доме её окружали лишь картины отца и его коллег. Каждый день к ней забегала соседская девчушка Манюша, да сторож Трифон.

Чувствуя, что умирает, Екатерина Ивановна, отправляет письмо дочери с просьбой навестить её.

Настя приезжает к матери слишком поздно – мать умерла и её уже похоронили.

Композиция произведения. Композиционно произведение можно разделить на четыре части.

В первой мы знакомимся с Катериной Петровной ( так зовут главную героиню). Старушка живет воспоминаниями о дочери.

Вторая часть повествует о дочери Анастасии.

Третья часть рассказа о телеграммах. Из первой Настя узнаёт о том, что мать при смерти.

Получение телеграммы — кульминация рассказа. Вторую, для Катерины Ивановны, пишут деревенский сторож и почтальон из сочувствия.

Четвёртая часть. Апофеоз. Упокоение и похороны.

Главные герои.

Автор не зря даёт главному персонажу имя Екатерина означает — «чистая, непорочная».

Именно такой представляется в рассказе Катерина Петровна. Она необычный человек— скорее всего дворянского сословия, с хорошим воспитанием и образованием, много общалась с людьми из мира искусства, была в Париже.

Пока не поздно.

Но она совершенно чужая в этой деревне. Разговоры об искусстве в этой глухой рязанской деревне никому не нужны и непонятны, также как и « смешны е» вещицы : флакончики из-под духов, страусовые перья, ажурные перчатки, стеклярус. Эти «сокровища» хозяйка дома дарила дочке соседа, а та смеялась и говорила, что они ей не нужны и она сдаст их в утиль.

Кстати, в этих взаимоотношениях легко угадывается аналогию : отношения простого народа к русской интеллигенции.

«Последняя обитательница дома», выйдя на прогулку в сад, встретившись там со своим старым знакомым — клёном, который она посадила давным-давно в молодости. Сейчас они оба были беспомощными и одинокими.

Паустовский начинает свою новеллу с описания сумрачной осенней погоды, и выделяет при этом –подсолнечник, растущий у изгороди. Всё как у героини — тоска и одиночество.

Отзыв о Паустовский телеграмма анализ

Она понимает – не пережить ей грядущую зиму.

Еще по теме:  Ваш логин в Телеграме для получения прав

Три года мать стеснялась дочери напомнить о себе, а теперь решилась написать письмо. Она никогда никому не жаловалась, только тихо плакала в полном отчуждении. И вот теперь попросила дочь приехать.

Дочь — Анастасия Семёновна.

Живёт в Ленинграде . Работает секретарём в Союзе художников , занимается организацией вернисажей и

выставок. Она всё время занята, поэтому и не спешит навестить свою мать в деревне .

Она открыта, доброжелательная, помогает скульптору Тимофееву , но душа её напоминает пустой жестяной холодный почтовый ящик, в который девочка Манюша опускает письмо от Екатерины Петровны.

Автор особенно заостряет внимание на такую деталь как глаза , ведь они — «зеркало души». Глаза у Насти были холодными. Карьеризм съедает душу.

Как и многие из нас она нарушает пятую Библейскую заповедь о почитании родителей.

Автор напрямую не осуждает молодую женщину. Но за него это делает символический образ Гоголя.

И здесь очередную проблему открывает писатель: влияние искусства на личность .

Глядя на скульптуру в мастерской Тимофеева Настя замерла. Гоголь смотрел на неё насмешливо , с ухмылкой. Она тут же вспоминает, что даже не открыла письмо от матери . Отзывчивая к другим людям , она бездушно отнеслась к человеку, роднее которого у неё не было.

Почему же она сразу не поехала к матери . Наверняка Настя подумала о переполненных поездах , от этого она испытывает раздражение, при этом вспомнила о тысяче « важных » дел на работе .

За свою сухость, черствость, невнимание к близкому человеку Настя горько расплачивается.

Она не только не успевает встретиться с живой матерью, она опаздывает и на её похороны.

Но надежда на спасение души есть.

Автор не зря даёт героине имя Анастасия — в переводе с греческого языка — «воскресение».

Всю ночь дочь проплакала , поняв , что она совершила.

Второстепенные герои.

Сторож Тихон — обычный деревенский мужик, необразованный, но добрый человек. Он знал отца Катерины Петровны, с большим уважением относится к умным, интеллигентным людям.

Вместе с почтарём Василием сторож пишет для умирающей старушки телеграмму, будто бы ответ от дочери, в которой пишет извещает, что та скоро приедет. Но по стилю текста Катерина Петровна понимает – это писала не Настя.

Эта вторая телеграмма – ложь во спасение и то, как читал её Тихон – кульминация рассказа.

Дочка соседа Манюшка — строптивая, но очень отзывчивая и заботливая. Ни на минуту не оставляет старю женщину перед смертью.

Жители села Заборья — добрые отзывчивые люди, хоронившие Катерину Петровну.

Паустовский телеграмма анализ фото1

И, конечно же, как и во всех остальных произведениях К. Паустовского пейзаж является действующим лицом рассказа.

Подсолнечник, как маленькое тёплое солнышко на фоне безотрадной картины поздней осени, которое никак не хочет погаснуть, надеется на что-то.

Дополняют картину пейзажа детали интерьера: горький запах нетопленых печей, пыльный журнал, пожелтевшие чашки, давно не чищенный самовар. Ощущается неухоженность и запущенность.

Прозаик использует короткие фразы в описании, которые усиливают колорит серости.

Развязка в произведении: смерть и похороны главной героини.

Пейзаж резко меняется — «день побелел, и небо было сухое, светлое», «предсказывали ясные дни, лёгкие морозы, зимнюю тишину». Исчезла напряжённость вечного ожидания.

Паустовский телеграмма анализ фото2

ЭПИЛОГ

Произведение Паустовского и сегодня актуально и поднимает одну из распространившихся

нравственных проблем нашего времени:разобщенность и отдалённость близких людей, равнодушие

Рассказ поднимает извечную проблему отцов и детей. Напоминает нам, что нельзя забывать о близких, которые так в нас нуждаются.

Видео обзор

Все(5)
ТЕЛЕГРАММА. Константин Паустовский анализ рассказа «Телеграмма» К.Г.Паустовский Константин Паустовский «Телеграмма» К. Г. Паустовский — Телеграмма Радиоспектакль Телеграмма

Тэги: константин, нравственные, вопросы, а р

Источник: otzyv.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...