забывают родителей , а ведь старые люди, с ловно дети — так же беспомощны .
В деревне Забор ье умирает о динокая старая женщи на, забытая своей до черью,
живущей в Ленинг раде. Вдали о т матери Настя по могает другим людям,
нуждающимся в ее энергии, она работа ет в Союзе художни ков, и в ее обяз анности
входило устраивать выставки работ наиболее талантливых художник о в. Однажды
она получила письмо от матери и спрятала его в су мочку нераспечатанным — не
хотелось читать. Пис ьма Катерин ы Петровны вызывали у Насти вздох облегчения:
раз мать пишет — з начит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое
беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным ук ором.
Настя приезжает тольк о на второй день после похорон. Ей не у кого просить
прощения, единственный родной чело век ушел из жиз ни, а она не успела даж е
взглянуть на мать в последний раз и выпл акаться на ее груди. Нас тя не попала на
похороны матери, он а застала св ежий мог ильный холм на кладбище — з емля на не м
Константин Паустовский. Телеграмма. Аудиокнига
смерзлась комками — и холодную, тем ную комнату Катерин ы Петровны , из
которой, каз алось, ж изнь ушла давным — да вно. У ехала Настя из Заборья крадучись,
стараясь, чтобы ее н икто не увидел и ни о че м не расспрашив ал. Ей казалось, что
никто, к роме Катер ины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины,
невыносимой тяжес ти
Если добираться из центра города на улицу Костычева, то одна из остановок
именуется как «Мальши нская богадельня ». Знаете, как долго мы привыкали к
этому названию. Ко гда — то в трех одноплановых здани ях раз мещались детские
садики. А сейчас в одном находится школа — интернат для детей с ослабленным
зрением, а посередине располагается Мал ьшинская богаде л ьня. На воротах висит
табличка: «Геронтологический центр». Ч то это такое? Поче му богадельня? Если
поднять голову вверх, то увиди шь устремленные в небо синие церковные купол а.
На территории Мальшинской богаде льни находится церковь Святителя
Пантелеймона. Почему богадельня? Я обратилась к словарю и прочитала, что
название «богадельн я» происходит от слов для «Бо га делание», то есть «Бога
ради». В России о богадельнях упо минается уже в церковном Уставе святого князя
Владимира. Призрев ались в ни х больн ые, убог ие, нищие. Такие бо гадельни —
больницы устраивали сь при каждой при ходской церкви, при к аждом м онастыре. В
Рязани в благодарн ость благ отворителя м богадел ьни даже носили имена их
создателей. Особенной любовью пользов алась Ма льшинская богадельня. Перед
Новым годом я поб ывала в Мальшинской богадельне и пообщалась с одной из
пациенток. Вот т ак я и поз накомилась с Ру заевой Марией Иоси фовной. В 201 1 году
она отметила свой д евяностолетний юбилей. Марии Иосифовне 91 год, при этом
она очень у мная, собранн ая женщина, а па мяти ее и знанию р усской поэзи и можно
только позавидоват ь. При нашей встр ече она долго сетует на то, что не готова к
приему гостей, пло хо выглядит, жалуе тся на то, что разболелась немножк о.
Пожилая женщина охотно поддержи вает беседу, припоминая мельч ай шие
подробности биографии, вот только на вопросы о том, почему она оказалась в
Мальшинской богад ельне и живет в казенн ом заведении уже два года, Мария
Иосифовна не отвечает, старательно делая вид, что не понимает, о чем ее
спрашивают.
Как же так получилось, что 90 — летняя пожил ая женщина, мать, бабушка и даж е
уже прабабушка, ока залась в казенном месте? По чему она живет не в отдельной
комнате и делит жил площадь с до чкой и внучкой, а с абсолютно посторонней
женщиной, которая прикована к кровати и не мож ет встат ь? Поче му Мария
Иосифовна находи т в себе сил ы ухаживать за своей сос едкой по палате и
поддерживать ее? Он а при знается, что кажды й день мое т в с воей комнате п олы и
что хотела бы жить одна, а не делить к омнату с соседкой. Она рассказала о том,
чт о родилас ь 19 декабря 1922 года в Белоруссии, второй своей Родиной она
называет Урал, куда ее маленькой девочк ой забросила судьба и где она провела
всю сознател ьную жи знь. Мария Иосифовн а поведала о том, чт о у нее две дочери,
внучки и даже ест ь правнуч ка, к оторая жи вет в Эс тонии. Тол ько ни слова не было
сказано о том, как он а оказалась в Мальши нской богадельне.
Мария Иосифовна любит поговори ть с гостями, ра ссуждает об эпохе, о
нынешней жизни, о нравах, царящих в обществе, при этом она имеет свою точк у
зрения по многи м вопросам. Эта пожилая женщина не просто вы сказывает свое
мнение по к акому — ли бо вопросу , она у веренно доказывает свою правоту, п риводя в
пример эпизоды из св оей биографии или жиз ни знак омых ей людей. Рассказы вая о
своей жизни, он а с легкостью цитирует Н.А.Некрасова, боле е того, читает свои
собственные с тихи, с таким выражение м и так проникнове нно, что невольно
вдумываешься в смыс л слов:
Говорите трудно разо браться, если страс ть…
Допустим, что и так …
Но ведь должен, дол жен отличаться
Человек от кошек и д ворняг.
Да, ведь чувства те м и хороши,
Что горят красиво, го рдо, смело.
Пусть любовь начнет ся, но не с тела, а с ду ши!
Вы слышите? С душ и!
В ходе беседы Мария Иосифовна вспоминает о свое м детстве, которое
пришлось на страшные 30 — ые годы. Женщина рассказывает, что родилась 19
декабря 1922 в Минс кой области, жили на хуторе. Их семья бы ла боль шой: отец,
мать да семеро детей. В 30 — м году они, как и многие другие, попали под
раскулачивание. Сначала забрали скотину и зерно, потом арестовал и отца.
Осталась ма ть с деть ми. Их отправил и в Мин ск, сначала они ждали решения своей
участи в к аком — то ДК, потом их загнали в складские помещения, спали прямо на
полу. Через какое — то время людей по грузили в товарные ва гоны и отправили на
Урал. Поезд шел медленно, Мария Иосифов на вспо минает, что поез д
останавливался только в перел есках, чтобы выкин уть трупы, ведь в вагонах были
дети, старики и женщины. В конце апреля добрались, наконец, до У рала. А та м
скудная растит ельность, скалис тые холодн ые горы, холми стая неровная местность.
Жить было не где, рубили еловы е ветки, сооружали шалаши, а маленькая Маша
помнит, как она дос тавала из речки желтую глину и ела ее.
Марию Иосифовну можно слу шать часами, такое впечат ление, что пере д
глазами оживают страницы школьно го учебник а по истории, а тут живой очевидец
событий. Только вспоминать о том лихолетье тяж ело для с тарой женщины: голос
дрожит, речь обрывается, а из глаз катятся слезы. Много еще интересны х ис торий
поведала нам Мария Иосифовна. Например, о том, к ак ст арший брат решился на
побег, и только чудом ему удалось верну ться наз ад и найти свою семью; о том, как
медведь чуть не задрал ее брата» как вернулся с Соловков отец, которого вся се мья
считала погибшим и нечаяла даже увиде ть главу семейства.
Страшно и грустно становится от то го, что мы подча с не ценим стариков, не
хотим обраща ть вни мание на их рассказы, отмахиваемся и опра вдываемся те м, что
Тема и идея рассказа К.Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?
Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.
«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева?
Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны. одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне. » «Настя смутилась до слез». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
Источник: bobych.ru
К.Г.Паустовский. «Телеграмма» Главные герои произведения.
Урок русской литературы в казахской школе. Сквозная тема: Диалог и конфликт поколений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский. «Телеграмма» Главные герои произведения.»
1. Урок : К.Г.Паустовский «Телеграмма»
Главные герои рассказа.
2. Школа- гимназия № 9
Сквозная тема: Диалог и конфликт поколений
3. Дата
4. Имя учителя Аманкулова Г.С.
5. Класс 9
Количество
присутствующих 30
Количество отсутствующих
Цель (цели) обучения
Понимать прямой и скрытый смысл прозаических, драматических, поэтических произведений,(фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально – оценочное отношение к героям, событиям.
Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.
4. 9 П.4 Писать творческие работы ( в том числе на литературные темы),
изобразительно- выразительных средств.
5. ИЯЕ -2. Использовать простые и сложные предложения, соотвествующие ситуации устного или письменного общения.
Уровни мышления
Знание и понимание
Все учащиеся смогут:
понимать прямой и скрытый смысл произведения;
смогут писать творческие работы;
использовать простые и сложные предложения при
выполнении задания.
Большинство учащихся сможет:
определять слова с помощью которых автор выражает эмоциональное оценочное отношение к героям;
высказывать собственное понимание проблематики.
Некоторые учащиеся смогут: оценивать и выявлять авторскую позицию.
Критерии оценивания:
-понимает прямой и скрытый смысл произведения;
— использует простые и сложные предложения;
— находит в тексте слова и предложения с эмоционально- оценочной окраской;
— высказывает собственное понимание проблемы;
-оценивает и выявляет авторскую позицию.
Языковая цель
Учащиеся могут:
Словарный запас и терминология на конкретную тему:
Милосердие, сочувствие, совесть, нравственность.
Полезный набор фраз для диалога и письма:
Страшно потерять маму, расплатилась за эгоизм,
Нельзя быть бесчеловечным, нельзя совершать такие поступки.
Предыдущее обучение
Суммируют в нескольких предложениях пересказ основных фрагментов текста.
Запланированные
Запланированные мероприятия
Звучит песня на казахском языке «Ана туралы ән»
1.Установка на урок
Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.
2.Мотивация деятельности.
Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.
Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:
Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.
Все мы в долгу перед нашими матерями.
Чингиз Айтматов.
— Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор.
Любовь
есть что? /чувство/ чья /материнская/
какое?
что делает?
жить по совести
Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями.
Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.
Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский
Задание группам:
Напишите текст телеграммы.
1) Что такое телеграмма?/извещение/
2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/
3) По какому случаю посылают телеграммы?
а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения
б) Приглашения
4)Сколько было телеграмм в тексте?
Куда, кому и кем они были отправлены?
Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.
II. Проверка домашнего задания
Работа по группам.
- « Дополни предложения»
- Слово учителя
- Словарная работа.
- Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других.
- Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение.
- Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствутся человек.
- Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся.
- «Все слёзы выплаканы…»
- Что вы узнали о Катерине Петровне.?
- Какая Настя для Катерины Петровны?
Слайд эпиграф, портрет Ч.Айтматова
Источник: kopilkaurokov.ru