Рассказ Телеграмма паустовский основная мысль

забывают родителей , а ведь старые люди, с ловно дети — так же беспомощны .

В деревне Забор ье умирает о динокая старая женщи на, забытая своей до черью,

живущей в Ленинг раде. Вдали о т матери Настя по могает другим людям,

нуждающимся в ее энергии, она работа ет в Союзе художни ков, и в ее обяз анности

входило устраивать выставки работ наиболее талантливых художник о в. Однажды

она получила письмо от матери и спрятала его в су мочку нераспечатанным — не

хотелось читать. Пис ьма Катерин ы Петровны вызывали у Насти вздох облегчения:

раз мать пишет — з начит жива. Но вместе с тем от них начиналось глухое

беспокойство, будто каждое письмо было безмолвным ук ором.

Настя приезжает тольк о на второй день после похорон. Ей не у кого просить

прощения, единственный родной чело век ушел из жиз ни, а она не успела даж е

взглянуть на мать в последний раз и выпл акаться на ее груди. Нас тя не попала на

похороны матери, он а застала св ежий мог ильный холм на кладбище — з емля на не м

Константин Паустовский. Телеграмма. Аудиокнига

смерзлась комками — и холодную, тем ную комнату Катерин ы Петровны , из

которой, каз алось, ж изнь ушла давным — да вно. У ехала Настя из Заборья крадучись,

стараясь, чтобы ее н икто не увидел и ни о че м не расспрашив ал. Ей казалось, что

никто, к роме Катер ины Петровны, не мог снять с нее непоправимой вины,

невыносимой тяжес ти

Если добираться из центра города на улицу Костычева, то одна из остановок

именуется как «Мальши нская богадельня ». Знаете, как долго мы привыкали к

этому названию. Ко гда — то в трех одноплановых здани ях раз мещались детские

садики. А сейчас в одном находится школа — интернат для детей с ослабленным

зрением, а посередине располагается Мал ьшинская богаде л ьня. На воротах висит

табличка: «Геронтологический центр». Ч то это такое? Поче му богадельня? Если

поднять голову вверх, то увиди шь устремленные в небо синие церковные купол а.

На территории Мальшинской богаде льни находится церковь Святителя

Пантелеймона. Почему богадельня? Я обратилась к словарю и прочитала, что

название «богадельн я» происходит от слов для «Бо га делание», то есть «Бога

ради». В России о богадельнях упо минается уже в церковном Уставе святого князя

Владимира. Призрев ались в ни х больн ые, убог ие, нищие. Такие бо гадельни —

больницы устраивали сь при каждой при ходской церкви, при к аждом м онастыре. В

Рязани в благодарн ость благ отворителя м богадел ьни даже носили имена их

создателей. Особенной любовью пользов алась Ма льшинская богадельня. Перед

Новым годом я поб ывала в Мальшинской богадельне и пообщалась с одной из

пациенток. Вот т ак я и поз накомилась с Ру заевой Марией Иоси фовной. В 201 1 году

она отметила свой д евяностолетний юбилей. Марии Иосифовне 91 год, при этом

она очень у мная, собранн ая женщина, а па мяти ее и знанию р усской поэзи и можно

только позавидоват ь. При нашей встр ече она долго сетует на то, что не готова к

приему гостей, пло хо выглядит, жалуе тся на то, что разболелась немножк о.

Пожилая женщина охотно поддержи вает беседу, припоминая мельч ай шие

Еще по теме:  Позвонить в Телеграмм служба поддержки телефон бесплатный с мобильного бесплатно

подробности биографии, вот только на вопросы о том, почему она оказалась в

Мальшинской богад ельне и живет в казенн ом заведении уже два года, Мария

Иосифовна не отвечает, старательно делая вид, что не понимает, о чем ее

спрашивают.

Как же так получилось, что 90 — летняя пожил ая женщина, мать, бабушка и даж е

уже прабабушка, ока залась в казенном месте? По чему она живет не в отдельной

комнате и делит жил площадь с до чкой и внучкой, а с абсолютно посторонней

женщиной, которая прикована к кровати и не мож ет встат ь? Поче му Мария

Иосифовна находи т в себе сил ы ухаживать за своей сос едкой по палате и

поддерживать ее? Он а при знается, что кажды й день мое т в с воей комнате п олы и

что хотела бы жить одна, а не делить к омнату с соседкой. Она рассказала о том,

чт о родилас ь 19 декабря 1922 года в Белоруссии, второй своей Родиной она

называет Урал, куда ее маленькой девочк ой забросила судьба и где она провела

всю сознател ьную жи знь. Мария Иосифовн а поведала о том, чт о у нее две дочери,

внучки и даже ест ь правнуч ка, к оторая жи вет в Эс тонии. Тол ько ни слова не было

сказано о том, как он а оказалась в Мальши нской богадельне.

Мария Иосифовна любит поговори ть с гостями, ра ссуждает об эпохе, о

нынешней жизни, о нравах, царящих в обществе, при этом она имеет свою точк у

зрения по многи м вопросам. Эта пожилая женщина не просто вы сказывает свое

мнение по к акому — ли бо вопросу , она у веренно доказывает свою правоту, п риводя в

пример эпизоды из св оей биографии или жиз ни знак омых ей людей. Рассказы вая о

своей жизни, он а с легкостью цитирует Н.А.Некрасова, боле е того, читает свои

собственные с тихи, с таким выражение м и так проникнове нно, что невольно

вдумываешься в смыс л слов:

Говорите трудно разо браться, если страс ть…

Допустим, что и так …

Но ведь должен, дол жен отличаться

Человек от кошек и д ворняг.

Да, ведь чувства те м и хороши,

Что горят красиво, го рдо, смело.

Пусть любовь начнет ся, но не с тела, а с ду ши!

Вы слышите? С душ и!

В ходе беседы Мария Иосифовна вспоминает о свое м детстве, которое

пришлось на страшные 30 — ые годы. Женщина рассказывает, что родилась 19

декабря 1922 в Минс кой области, жили на хуторе. Их семья бы ла боль шой: отец,

мать да семеро детей. В 30 — м году они, как и многие другие, попали под

раскулачивание. Сначала забрали скотину и зерно, потом арестовал и отца.

Осталась ма ть с деть ми. Их отправил и в Мин ск, сначала они ждали решения своей

участи в к аком — то ДК, потом их загнали в складские помещения, спали прямо на

полу. Через какое — то время людей по грузили в товарные ва гоны и отправили на

Урал. Поезд шел медленно, Мария Иосифов на вспо минает, что поез д

останавливался только в перел есках, чтобы выкин уть трупы, ведь в вагонах были

дети, старики и женщины. В конце апреля добрались, наконец, до У рала. А та м

скудная растит ельность, скалис тые холодн ые горы, холми стая неровная местность.

Еще по теме:  Лента в Телеграмме как добавить

Жить было не где, рубили еловы е ветки, сооружали шалаши, а маленькая Маша

помнит, как она дос тавала из речки желтую глину и ела ее.

Марию Иосифовну можно слу шать часами, такое впечат ление, что пере д

глазами оживают страницы школьно го учебник а по истории, а тут живой очевидец

событий. Только вспоминать о том лихолетье тяж ело для с тарой женщины: голос

дрожит, речь обрывается, а из глаз катятся слезы. Много еще интересны х ис торий

поведала нам Мария Иосифовна. Например, о том, к ак ст арший брат решился на

побег, и только чудом ему удалось верну ться наз ад и найти свою семью; о том, как

медведь чуть не задрал ее брата» как вернулся с Соловков отец, которого вся се мья

считала погибшим и нечаяла даже увиде ть главу семейства.

Страшно и грустно становится от то го, что мы подча с не ценим стариков, не

хотим обраща ть вни мание на их рассказы, отмахиваемся и опра вдываемся те м, что

Тема и идея рассказа К.Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Медаль некурения

Рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» — это не банальное повествование об одинокой старушке и невнимательной дочери. Паустовский показывает, что Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки. Как же могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?

Оказывается, одно дело — увлекаться работой, делать ее от всего сердца, отдавать ей все силы, физические и душевные, а другое — помнить о близких своих, о матери — самом святом существе на свете, не ограничиваясь только денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает. «Она подумала о переполненных поездах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола». В сутолоке ленинградских дней Настя чувствует себя интересной и нужной людям, ею движет желание проявить активность своей натуры. Есть в ней и эгоистическое чувство.
«На одной из площадок Настя достала зеркальце, напудрилась и усмехнулась, — сейчас она нравилась самой себе. Художники называли ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Не присутствует ли доля эгоистического чувства даже в хлопотах о выставке Тимофеева?

Недаром же на вернисаже говорят: «Этой выставкой мы целиком обязаны. одной из рядовых сотрудниц Союза, нашей милой Анастасии Семеновне. » «Настя смутилась до слез». Гармонии между заботами о «дальних» и любовью к самому близкому человеку Насте достигнуть не удалось. В этом трагизм ее положения, в этом причина чувства непоправимой вины, невыносимой тяжести, которое посещает ее после смерти матери и которое поселится в ее душе навсегда.
Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Источник: bobych.ru

К.Г.Паустовский. «Телеграмма» Главные герои произведения.

Урок русской литературы в казахской школе. Сквозная тема: Диалог и конфликт поколений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?

Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.

Быстро и объективно проверять знания учащихся.

Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.

Наладить дисциплину на своих уроках.

Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«К.Г.Паустовский. «Телеграмма» Главные герои произведения.»

1. Урок : К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Еще по теме:  Как подчеркивать слова в Телеграмме

Главные герои рассказа.

2. Школа- гимназия № 9

Сквозная тема: Диалог и конфликт поколений

3. Дата

4. Имя учителя Аманкулова Г.С.

5. Класс 9

Количество

присутствующих 30

Количество отсутствующих

Цель (цели) обучения

Понимать прямой и скрытый смысл прозаических, драматических, поэтических произведений,(фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально – оценочное отношение к героям, событиям.

Определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

4. 9 П.4 Писать творческие работы ( в том числе на литературные темы),

изобразительно- выразительных средств.

5. ИЯЕ -2. Использовать простые и сложные предложения, соотвествующие ситуации устного или письменного общения.

Уровни мышления

Знание и понимание

Все учащиеся смогут:

понимать прямой и скрытый смысл произведения;

смогут писать творческие работы;

использовать простые и сложные предложения при

выполнении задания.

Большинство учащихся сможет:

определять слова с помощью которых автор выражает эмоциональное оценочное отношение к героям;

высказывать собственное понимание проблематики.

Некоторые учащиеся смогут: оценивать и выявлять авторскую позицию.

Критерии оценивания:

-понимает прямой и скрытый смысл произведения;

— использует простые и сложные предложения;

— находит в тексте слова и предложения с эмоционально- оценочной окраской;

— высказывает собственное понимание проблемы;

-оценивает и выявляет авторскую позицию.

Языковая цель

Учащиеся могут:

Словарный запас и терминология на конкретную тему:

Милосердие, сочувствие, совесть, нравственность.

Полезный набор фраз для диалога и письма:

Страшно потерять маму, расплатилась за эгоизм,

Нельзя быть бесчеловечным, нельзя совершать такие поступки.

Предыдущее обучение

Суммируют в нескольких предложениях пересказ основных фрагментов текста.

Запланированные

Запланированные мероприятия

Звучит песня на казахском языке «Ана туралы ән»

1.Установка на урок

Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.

2.Мотивация деятельности.

Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном – о любви к матери. Это чувство заложено в нас самой природой, но мы не всегда осознаем, как важно не допустить, чтобы повседневные заботы оттеснили на второй план любовь к самому близкому нам человеку.

Обратимся к эпиграфу, написанном на доске:

Самозабвенная и бескорыстная любовь матери – что есть на свете более высокого и благородного, чем это чувство? Оно обязывает нас, детей человеческих, жить по самому строгому и высокому кодексу совести.

Все мы в долгу перед нашими матерями.

Чингиз Айтматов.

— Итак, ребята, выпишем ключевые слова из эпиграфа, обоснуем свой выбор.

Любовь

есть что? /чувство/ чья /материнская/

какое?

что делает?

жить по совести

Вывод: Все мы в долгу перед нашими матерями.

Слово мама – особое, оно сопровождает нас всю жизнь. Всё может измениться. Ничего нельзя знать наверняка. Но никакие, даже самые невероятные, перемены не могут заставить «пересмотреть» роль в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Мать – вне ряда, место её в нашей жизни – особое, исключительное.

Об этом говорит в своем рассказе «Телеграмма» К.Г.Паустовский

Задание группам:

Напишите текст телеграммы.

1) Что такое телеграмма?/извещение/

2) Чем она отличается от письма?/краткостью содержания/

3) По какому случаю посылают телеграммы?

а) Поздравления со свадьбой или юбилеем, с днем рождения

б) Приглашения

4)Сколько было телеграмм в тексте?

Куда, кому и кем они были отправлены?

Сегодняшний урок – это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания.

II. Проверка домашнего задания

Работа по группам.

  1. « Дополни предложения»
  1. Слово учителя
  1. Словарная работа.
  • Сочувствие – отзывчивое отношение к переживаниям, несчастью других.
  • Совесть – чувство моральной ответственности за свое поведение.
  • Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствутся человек.
  • Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся.
  1. «Все слёзы выплаканы…»
  1. Что вы узнали о Катерине Петровне.?
  1. Какая Настя для Катерины Петровны?

Слайд эпиграф, портрет Ч.Айтматова

Источник: kopilkaurokov.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...