Сергей Паустовский — один из величайших писателей XX столетия. Его произведения по праву заслужили любовь и уважение читателей, критиков и коллег. Время от времени возникает вопрос о том, зачем Паустовский назвал свой рассказ «Телеграмма».
Причины такого названия рассказа можно найти в самой сюжетной линии произведения. «Телеграмма» — история о том, как два старых друга оказались очень близко друг к другу благодаря сердечной переписке по телеграфу. При этом главный герой становится свидетелем трагической судьбы своего друга.
Название рассказа «Телеграмма» говорит о том, что основная линия произведения, связанная с телеграфной перепиской, является ключевой. Это название отражает не только сюжетную линию, но также создает очень интригующую атмосферу, дарит сильное ощущение, что в рассказе скрывается что-то большое и важное.
История названия рассказа
Телеграф и телеграмма в жизни Паустовского
Борис Паустовский, автор рассказа «Телеграмма», вырос в семье, где работали на телеграфе. Его отец был телеграфистом, а сам Паустовский с детства слышал звуки телеграфного аппарата, раскладывающего точки и тире.
Антипроза: Константин Паустовский «Телеграмма»
Телеграф и телеграмма были для Паустовского символами скорости и связности мира. С помощью телеграфа можно было передать новость на другой конец света всего за несколько минут, а телеграмма была самым удобным средством для быстрой и короткой связи.
Смысл названия рассказа
Название «Телеграмма» отражает основную тему рассказа — судьбы людей, связанных скоростью и динамикой нашей жизни. В рассказе главный герой получает телеграмму, которая изменяет всю его жизнь. Этот короткий и лаконичный документ становится ключом для раскрытия глубинных чувств и эмоций героя.
Таким образом, название «Телеграмма» имеет символический и метафорический смысл, который отражает основную суть рассказа и повествует о том, как быстро и неожиданно может измениться наша жизнь.
Джанни Родари как вдохновитель
Кто такой Джанни Родари?
Джанни Родари — итальянский писатель, поэт и журналист, который жил в XX веке. Он написал более 30 книг для детей и взрослых, из которых многие переведены на различные языки.
Как Родари влияет на творчество?
Многие писатели и поэты находят вдохновение в произведениях Джанни Родари. Он умел превращать обычные ситуации в чудесные истории, создавать юмористические портреты и раскрывать глубинные мысли. В его произведениях всегда есть место для образования, воспитания и нравственных уроков. Эти качества не могут не влиять на творчество других авторов.
Пример: писатель Владимир Сорокин в одной из своих рассказов назвал Родари своим главным вдохновителем и говорил, что часто перечитывал его произведения в период написания собственных книг.
Творчество Джанни Родари до сих пор остается одним из важнейших в истории литературы для детей и взрослых. Его яркие образы, нравственные уроки и юмористический тон вдохновляют других авторов на создание своих произведений.
Как ВСЕГДА БЕСПЛАТНО Слушать Аудиокниги | Самый Простой Способ Без Промокодов и Временных Периодов
Паустовский и его телеграмма
История создания рассказа
В 1945 году Константин Паустовский написал рассказ, который он назвал «Телеграмма». Этот рассказ был включен в сборник его произведений «Белая заря». В основе рассказа лежит история, произошедшая в 1914 году в Москве.
Ключевой символ
Смысл для современного общества
Рассказ «Телеграмма» актуален и для современного общества. В мире, где все связано с интернетом и мгновенными сообщениями, люди иногда забывают о важности личных отношений и времени, которое нужно уделить близким людям. «Телеграмма» напоминает нам о том, что время – самый драгоценный ресурс, которым мы располагаем, и его нужно использовать с умом.
Символизм названия
Телеграмма как способ коммуникации
Название рассказа «Телеграмма» имеет символическое значение для сюжета и тематики произведения. Телеграф был одним из основных способов связи на протяжении многих лет, и в то время он был очень важен для многих людей. С помощью телеграфа можно было передавать сообщения в любую точку мира без задержек и потерь времени.
Из этого следует, что название «Телеграмма» отражает способ коммуникации, который является одной из центральных тем рассказа. Герой произведения, посланный на задание в другой город, использует телеграф, чтобы связаться со своей возлюбленной и передать ей важную информацию. Таким образом, телеграмма становится символом связи и силой, способной преодолеть расстояния.
Телеграмма как метафора смерти
Но название «Телеграмма» имеет и другое значение, которое связано с метафорой смерти. Телеграмма, как правило, не несет хороших новостей — она может сообщать о нападении, болезни или смерти близкого человека. В народной культуре телеграмма считалась чем-то страшным и неприятным.
В этом контексте название «Телеграмма» символизирует не только связь, но и потенциальную опасность, которая таится за любой новостью. В рассказе это символизируется телеграммой, которую получает герой, и которая может повлиять на его жизнь в будущем.
В целом, название «Телеграмма» имеет несколько значений, которые соответствуют разным тематикам и сюжету рассказа. Оно символизирует связь и опасность, мир и смерть, а также показывает важность технологий для связи людей на больших расстояниях.
Уникальность названия рассказа «Телеграмма»
Паустовский был мастером совершенных форм словесного искусства. В своих произведениях он не просто писал о событиях, но создавал образы и транслировал эмоции. Все детали его произведений были придуманы и использованы с целью передачи глубокого смысла.
Однако, мы можем проследить, что Паустовский выбрал слово «телеграмма» не случайно. В те времена это было одно из наиболее быстрых и надежных средств связи. Телеграф позволял передавать важные новости и сообщения с большой скоростью на длинные расстояния, и, конечно, передавать срочные телеграммы — вызов на помощь, спасение, извещение о бедствии и тому подобное.
Именно этот смысл придает названию рассказа «Телеграмма» большую значимость и уникальность. Здесь автор передает не просто информацию о случившемся происшествии, но в том, что настолько неожиданно произошло, и что требует непосредственной реакции и помощи, в этом особенном слове «телеграмма»
Современное значение названия
Поиск информации
В наше время «телеграмма» уже не используется как способ быстрой связи между местами, но слово сохранило свой смысл и стало переносным. Сейчас мы используем другие средства связи, чтобы быстро передать информацию. Однако, термин «телеграмма» остается в нашем лексиконе и часто относится к коротким сообщениям или уведомлениям, которые мы получаем через различные приложения и интернет-сервисы.
Символ связи
Название «Телеграмма» в рассказе Паустовского может также интерпретироваться как символ связи между людьми. В рассказе герой получает телеграмму, которая меняет ход его жизни и приводит к неожиданным последствиям. Таким образом, название рассказа «Телеграмма» может быть понятно как символ любого сообщения, которое может изменить нашу жизнь.
Историческое значение
Название «телеграмма» также носит исторический характер. В прошлом это было главным средством связи на большие расстояния. «Телеграмма» служила не только для быстрой связи между географически удаленными местами, но и для передачи важной информации. В этом контексте название рассказа «Телеграмма» напоминает о значимости этого средства связи в прошлом и значении, которое оно имело для людей.
Вдохновение для сочинения
Паустовский и его творческий процесс
Каждый писатель в процессе написания творческого произведения ищет вдохновение. Однако, у каждого автора он может быть совершенно индивидуальным. О том, как Паустовский искал вдохновение для своих рассказов, можно судить по названию одного из них – «Телеграмма».
Согласно его авторской идее, вдохновением для рассказа послужила телеграмма, которую он получил от своей возлюбленной. В этом сообщении содержалась такая краткая информация, все дело заключалось в одном слове – «искристо». Звучание этого слова невероятно понравилось Паустовскому и стало исходной точкой для сочинения его бессмертной классической произведения.
Вдохновение в повседневной жизни
Каждый предмет, каждый человек, каждая ситуация может послужить источником вдохновения для автора. Ведь любой предмет, олицетворяет в себе индивидуальное звучание, которое незаметно проникает в ум писателя и находит там свое отражение в творчестве.
Поэтому проходя по улице, наблюдая за людьми, мелькающими перед глазами, слушая звучание музыки или, например, звук преднастроенного телефона, автор может получить неожиданное вдохновение, чтобы создать новый шедевр.
- Запомните! Вдохновение для творчества может быть найдено во всем, что вас окружает.
Источники вдохновения:
Примеры работ:
Источник: poselok-polesje.ru
Почему рассказ называется телеграмма паустовский
Сергей Паустовский – один из самых известных и любимых советских писателей ХХ века. Его произведения считают классикой мировой литературы и переводят на множество языков. Одним из наиболее ярких и известных рассказов Паустовского является «Телеграмма». Название этого произведения привлекает внимание своей простотой и лаконичностью.
В рассказе «Телеграмма» описывается история, связанная с голодомором в СССР в 1930-х годах. Персонажи рассказа – жители маленькой деревни, которые испытывают на себе все ужасы голода и безнадежности. Именно в этой ситуации герой рассказа связывается с писателем Паустовским, попросив его отправить телеграмму национальному комиссару земледелия Молотову. Телеграмма содержала просьбу о помощи и спасении от голода.
Почему же эта телеграмма стала так значимой для рассказа? Название «Телеграмма» выбрано не случайно. Оно символизирует последнюю надежду, которая осталась людям, пострадавшим от голода и находящимся на грани выживания. В письме герой рассказа просит о помощи, обратившись прямо к национальному комиссару. Телеграмма стала символом многих похожих просьб о помощи, которые люди отправляли властям СССР в те годы.
Мастерское шоу Паустовского
Иван Паустовский – один из величайших русских писателей XX века, известен своими рассказами о природе, любви и поиске смысла жизни. В его произведениях часто прослеживается тема самоутверждения личности в сложных жизненных обстоятельствах.
Рассказ «Телеграмма Паустовского» – яркий пример творчества писателя. В нем Паустовский не только ярко описывает многообразие русской природы и местности, но и рассказывает о том, что любовь, настоящая храбрость и постоянный труд могут преодолеть любые трудности.
Мастерство Паустовского заключалось не только в языковой красоте, но и в умении создавать неповторимую атмосферу. В его рассказах читатель подчас погружается настолько глубоко, что забывает о реальности и совершенно погружается в мир героев.
Паустовский был человеком, который не переставал трудиться над своим творчеством и дарил миру новые и новые произведения. Его рассказы заслуженно считаются любимыми читателями по всему миру, а «Телеграмма Паустовского» – эталоном мастерства и исполнения.
Рассказы как искусство
Рассказы — это отдельный вид литературы, который отличается от романа и поэмы. Хотя в рассказе тоже имеется сюжет и герои, но на это уделено гораздо меньше места. Рассказы как искусство особенно популярны в современной литературе, поскольку они короткие, легкие для чтения и понимания, но при этом могут быть глубокими и интеллектуальными.
Рассказы как искусство могут иметь разную тематику: от повседневных событий до мистических и фантастических сюжетов. Важно, чтобы рассказ был убедительным, душевным и проникнутым художественной идеей. Рассказы, которые оставляют в памяти только яркие эмоции, считаются настоящим искусством.
Для того чтобы написать хороший рассказ, нужно уметь писать кратко, но содержательно. При этом необходимо уделять внимание характерам героев и деталям, которые создают атмосферу и пространство произведения. Загадочность, неожиданность и удивление — это те качества, которые отличают настоящий рассказ от обычной истории.
- Ключевые особенности рассказов: краткость, содержательность, наполненность эмоциями, интеллектуальная идея.
- Для создания рассказа нужно уметь писать кратко, создавать образы героев, атмосферу и пространство произведения.
- Рассказы как искусство — это отдельный жанр, который особенно популярен в современной литературе.
Телеграмма Паустовского: смысл названия рассказа
Рассказ «Телеграмма Паустовского» — одно из наиболее известных произведений писателя Константина Паустовского. Заглавие рассказа неслучайно и имеет глубокий смысл.
Телеграмма — это короткое сообщение, которое передают по телеграфу. Таким образом, повествование в рассказе имеет явный связующий стержень — сообщение по телеграфу, которое названо именно в честь главного героя рассказа — Паустовского.
Важным аспектом этого названия является то, что телеграмма — это значение, связанное с транспортом. Она подразумевает передачу информации на дальние расстояния, словно на другом конце земли. Таким образом, название рассказа подчеркивает связующий характер и позволяет передать события рассказа в контексте исторического времени — второй мировой войны.
Кроме того, телеграмма — это символ бегства от одной точки к другой, что идеально подходит для описания жизни героя, посвятившего жизнь мечте смысла жизни, путешествуюя по всей стране и другим странам, волею судьбы оказывается на передовой во время войны. Одна телеграмма Паустовского о возможности возвращения в родной город становится для героя решающей точкой, которая приводит к катастрофичным последствиям.
Таким образом, название рассказа «Телеграмма Паустовского» не только связывает историю героя и войны, но и передает глубокий символизм, который позволяет понимать его события не только в контексте времени, но и в порядке их ценностного и литературного значения.
Источник: 1quincy-robot.ru
Разработка урока литературы К.Г. Паустовский. Смысл названия рассказа Телеграмма(8 класс)
Цели урока: Выявить способы авторской харктеристики; помочь учащимся прочувствовать авторскую идею; развивать навыки выразительного чтения и анализа текста; воспитывать чувства милосердия, уважения и любви к родителям
I . Проверка домашнего задания
Заглавия к частям рассказа:
- часть — Мать. «Эх, горе ее горькое, страданье неписанное!»
- часть — Дочь. «Эх ты, сорока!»
- часть — Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пус тельгой».
Последняя (4 часть) в композиционном плане играет роль эпи лога. Основное действие уже закончено: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами; дочь не успела не только увидеться с ней, но и на похороны. Но автор не оставляет надежды на то, что холод души ее растоплен слезами боли и раскаяния. Для Насти это тоже «зарубка на сердце».
II . Словарная работа
П устельга — 1) Хищная птица из семейства соколиных; 2) Лег комысленный пустой человек (разг. неодобр.).
Ш. Характеристика Насти
1. Слово учителя.
Во II части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправ дан и внешним (письмо отправлено — естественно рассказать о том, как девушка его получила), и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.
Обратимся к образу Насти.
2. Работа с портретом.
— Что во внешнем облике Насти подчеркивает автор? («Худож ники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг — в переводе означает «Солнечный путь», это имя носила героиня драмы Ибсена «Пер Гюнт» (а позже и одноиме)шой оперы Грига), воплощение верности и любви. Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени.
Солнце не может быть холодным. Глаза — зеркало души человека. Что-то подобное мы и ожидали.)
3. Анализ эпизодов, изображающих отношения Насти к худож никам.
а) Настя в мастерской Тимофеева.
— Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? (Произошло то, что происходит в момент встречи человека с прекрасным. Героиня потрясена. «Насмешливо, зная ее насквозь, смотрел на нее остроносый сутулый человек. Нас тя видела, как на виске его бьется тонкая склеротическая жилка, «А письмо-то в сумочке нераспечатанное, — казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. — Эх ты, сорока!». В душе героини происходит внезапный перелом. Отступило суетное, сиюминутное — осталось главное: мать и ее оди ночество.)
- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской
и историей жизни Катерины Петровны? (И молодой талантливый художник, и старая эюенщина переживают душевнуюдраму, причина которой — человеческое равнодушие и непонимание.) - Случайно ли число «три» во фразе, сказанной Тимофеевым: «Ночи не спишь. Три года читаешь о Гоголе. Свиные рыла снятся!». (Три года страдает от одиночества КатеринаПетровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же три года живет вдали от материНастя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не точтобы приехать, а далее написать настоящее письмо».)
- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно («будем драться») помогает скульптуру Тимофееву? Она, по вашему мнению, бескорыстна? И как это сочетается с холодным без различием к матери?
б) Выставка Тимофеева.
- Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников. Бездушна ли, по-вашему, Настя? (Настяотнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратитмного времени на устройство его выставки.)
- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на Настины действия. («Долго говорила, горячилась, доказывала», хлопотала, «ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором», «приходила в отчаяние». Неужели это самая Настя,которая могла за три года не написать матери ни одногописьма?)
— Вспоминала ли Настя о матери? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. (Настя постоянно отодвигает мысли о ма тери на второй план, находит себе оправдания: «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала
о переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и по ложила письмо в ящик письменного стола».
Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах — «неизбежных» — выдает Настино раздражение. Паустовский предостерегает от беспамятства и нелюбви, нас, забывающих в суете повседневности о главном.)
- Как Настя воспринимает телеграмму? (Спокойно. Она дажене поняла, о какой Кате речь, не поняла, что речь идет обумирающей матери.)
- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ейбыло стыдно признаться в том, что в то время, как онанаслаждается похвалой, у нее умирает мать.)
- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Не приятное известие нарушило ее планы.)
4. Чтение и анализ эпизода «Настя под»хмурым небом»».
Этот внутренний монолог героини — кульминация центральной части рассказа. Героиня переживает душевный кризис. Ее горькие слезы — это слезы очищения. Но с просветлением души пришло и твердое понимание: «Поздно! Маму я больше не увижу».
Новым смыслом наполнилось для Насти и письмо матери, и трогательное обращение «ненаглядная моя!» и по-детски милое «мама», впервые произнесенное за последние годы. И мы уже готовы простить все Насте за ее раскаяние.
— Настя так и не успела попрощаться с матерью. Кто и как хоро нил Катерину Ивановну? (Односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей: «День побе лел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой
протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом, сне га, схваченной первым морозом ивовой коры». Впервые в пей заже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.)
5. Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы».
У «молоденькой учительницы», встретившейся на пути похорон ной процессии, мать тоже осталась одна — «вот такая же маленькая, веч но взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».
Катерина Ивановна напомнила учительнице о матери, а учи тельница словно заменила Настю на похоронах.
Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».
IV . Анализ эпиграфа к уроку
— В качестве эпиграфа мы выбрали слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему они сказаны именно ей? (Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь. Но это совет, предназначенный и Насте, и всем людям.)
- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? («. не будьпустельгой» -значит не будь пустым человеком, научисьотделять главное от второстепенного. Это и авторскоенапутствие читателям.)
- Какую библейскую заповедь нарушает Настя? (Открываемзапись не доске: « Чти отца своего и матерь твою, да благоти буде, и долголетен будешь на земле».)
Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин
За то, что ты — внук,
За то, что ты — сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пост радала ее душа.
— Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась? (Бросив все, она наконец-то поехала к матери: «проплакала всю ночь, пока за окнами не засинел мутный и тяжелый (как на душе у Насти) рассвет», уехала «крадучись» (стыдно перед людьми). И не зря ей казалось,
что никто, кроме матери, «не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести».)
V . Итог урока
Телеграммы посылают в исключительных ситуациях, когда со общение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувст во тревоги, ожидание беды. В рассказе обе телеграммы отправлены Тихоном, который любит, жалеет Катерину Петровну, пытается подержать ее в одиночестве, старости. Обе телеграммы до конца н e выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадывается, кто составлял телеграмму; Настя не успевает повидаться с матерью, попросить у нее прощения.
«Будь человеком! — говорит Паустовский. — За добро плати добром!»
Домашнее задание
- Прочитать материалы рубрики учебника «Для любознательных»
(с. 90-94). - Прочитать статьи учебника «А.Т. Твардовский. Поэт и гражда нин» и «Как был написан «Василий Теркин» (с. 95-97).
- Доклад о Твардовском
- Прочитать главы поэмы Твардовского «Василий Теркин».
Источник: vsesdali.com