Рассказ Телеграмма в кратце

А ведь жили они с отцом в Париже. Теперь в родном селе Заборье ей и поговорить не с кем, разве что с Манюшкой, девчонкой-помощницей по дому. В благодарность хозяйка дома отдавала свои личные вещи: перчатки, шляпу. Иногда приходил сторож Тихон, готовил дрова на зиму. Вот он помнил отца хозяйки, сам он в то время мальчонкой был.

Ему нравились работы художника.

Вот и все гости, а ночи казались длинными, нескончаемыми. Единственная дочь обосновалась в Ленинграде, в родном селе её видели три года назад. Мать Насте писала редко, а вспоминала о дочери часто. Дочь ответными письмами не баловала, но исправно ежемесячно переводила матери по двести рублей. В денежном переводе всегда было написано несколько строк, повторяющихся из месяца в месяц.

Матери казалось, что деньги хранят запах дочери.

Однажды в садовую калитку среди ночи постучали. Катерина Петровна долго одевалась и тяжёлой поступью подошла к калитке. Вопрос старушки остался без ответа, и она подумала, что ей показалось, что за калиткой кто-то есть. Добрела до дома, написала письмо Насте, не дожидаясь утра. Она просила дочь приехать, попрощаться, она чувствовала приближение смерти.

Письмо отнесла на почту Манюшка. Работа у Насти была ответственная: секретарь Союза художников. Выставки и конкурсы она должна была организовывать. Получив письмо от матери, она отложила его чтение на потом. Она немного успокаивалась, получая такие весточки, значит, мать жива.

По поручению правления Настя пошла осматривать жилище молодого скульптора. Холодно и зябко показалось ей в мастерской творца, Тимофеев начал не очень приятный разговор, и чтобы переменить тему, Настя попросила показать скульптуру Гоголя. Писатель смотрел на неё с молчаливым укором. Она вдруг вспомнила, что так и не прочла письмо.

Выполнив поручение и добившись разрешения на персональную выставку для Тимофеева, Настя пришла домой. Ехать ей сейчас было нельзя, и не хотелось трястись в поезде, а потом видеть слёзы матери.

Около двух недель Настя готовила выставку, и она удалась. Началось обсуждение, в этот момент пришла курьерша и принесла телеграмму. В телеграмме было всего три слова о том, что мать умирает. А обсуждение шло своим чередом, говорили про заботу о человеке, хвалили Настю за чуткость, долго ей аплодировали. Настя держала в руке телеграмму от матери.

И опять пронизывающий насквозь гоголевский взгляд. Выбежав на улицу, она заплакала, наконец-то, как будто прозрев и осознав, что её любила только одна мама и дороже и роднее матери у Насти никого нет. Одна только мысль не давала теперь Насте покою: «только бы успеть увидеть маму живой».

Все билеты были распроданы, но пожилая кассирша пожалела Настю и помогла сесть в поезд. А Катерина Петровна уже совсем не вставала с постели и постоянно вспоминала о дочери. Пришёл Тихон и показал старушке телеграмму, прочитал её. А в ней сообщалась, что Настя выехала к матери. Догадалась мать, что Тихон эти слова утешения сам написал.

Буктрейлер Телеграмма

Не дождалась дочери, умерла тихо, как будто уснула. Настя тоже не дождалась, приехала уже после похорон и уехала с тяжестью в сердце.

Подробный пересказ для читательского дневника

Главная героиня рассказа — Катерина Петровна. Она немолода и сильно слабеет в последнее время.

Эта славная старушка живет в селе Заборье. Отец Катерины Петровны переехал из Петербурга в село, чтобы построить свою усадьбу. Сейчас этот дом находиться под опекой областного музея.

Катерине Петровне очень одиноко. Ей помогает дочь сапожника Марья и охранник Тихон. Девушка прибирается в доме и приносит воду, а сторож колет дрова. Эти добрые люди готовы ей помочь, но Катерина Петровна не могла поговорить с сельчанами об искусстве и петербургской жизни.

Есть у старушки дочь, Анастасия. Она работает секретарем в Союзе художников и живет в Ленинграде, в комнате на Мойке. Девушка регулярно переводит матери деньги, а времени на поездку не находит.

Однажды Настя посещала начинающего скульптора Тимофеева. Он жаловался, что в его мастерской слишком холодно. В тот день она получила письмо от матери.

Катерина Петровна чувствовала себя слишком плохо. У нее появилась сильная слабость. Старушка решила написать дочери письмо с просьбой приехать, так как чувствовала скорую смерть.

Насте понравились работы Тимофеева. Только одна скульптура Гоголя смотрела на нее с упреком…

Девушке захотелось, чтобы веятель стал известным. Она решила организовать его выставку. Поездку к матери Анастасия отложила. Ей не было до этого времени.

Еще по теме:  Как сделать частный канал в Телеграмме публичным

Дела в организацией выставки шли плохо, но Настя не теряла надежды. Выставка состоялась. Все та же фигура Гоголя будто бы смеялась над Анастасией…

Першин, еще один человек искусства, которого слегка недолюбливал Тимофеев, поблагодарил Анастасию Семеновну за мероприятия. Благодаря выставке скульптор стал известнее.

Вдруг курьер Даша протягивает Насте телеграмму:»Катя умирает. Тихон». Девушка не поняла послания и решила, что его доставили ей по ошибке. Увидев место отправки, она поняла, что в телеграмме идет речь об ее матери.

Анастасия села на лавочку и расплакалась. Тогда же она первый раз за год произнесла слово «мама». Настя сразу поняла как была не права, когда не смогла найти время на поездку к матери. Ей хотелось загладить свою вину.

Девушка решила постараться приехать и увидеть мать напоследок.

Она отправила телеграмму, которую вслух прочитал Тихон Маньке и Катерине Петровне. Все с нетерпением ждали Настю.

Анастасия пришла на вокзал, но билетов там не оказалось. Девушка расплакалась и кассирша, пожалев ее, нашла для девушки способ добраться.

Насте казалось, что поезд «Красная стрела» едет очень медленно, хотя он с огромной скоростью мчался через ночные леса.

Катерина Петровна умерла. Анастасия приехала на второй день после похорон.

Новенькая молодая учительница из Заборья увидела гроб, который несли на кладбище. Она еще никого не знала и спросила у односельчанки кем является эта женщина, одинока ли она.

Девушка впечатлилась услышанным и увиденным. На морщинистое и бледное лицо старушки падали снежинки.

У молодой учительницы в областном городе осталась точно такая же мать. Она посочувствовала умершей. В знак уважения она поцеловала сухую желтую руку усопшей.

А Анастасия Семеновна постаралась побыстрее уехать, чтобы ее никто не заметил. Она понимала, что ее вину снять с нее может только мать и очень жалела, что была так далеко от матери — самого близкого и важного человека в жизни.

В рассказе поднимается тема взаимодействия между родителями и детьми. Взрослые дети иногда забывают, что их родители нуждаются в их внимании и ласке. Пожилые люди чувствуют себя одиноко и хотят обратить на себя внимание взрослых потомков. Порой дети жалеют о содеянном и осознают свою вину слишком поздно..

Источник: wordsofwonders.ru

К.Г. Паустовский «Телеграмма»: описание, герои, анализ произведения

К.Г. Паустовский Телеграмма

Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником.

Речь даже не о физической помощи, — женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.

Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах.

Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям.

Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.

Еще по теме:  Telegram МТС не работает

Главные герои

Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.

Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.

кадр из кинофильма Телеграмма 1957 год

(Кадр из к/ф «Телеграмма» 1957 год)

Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.

Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.

Заключение

Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.

Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Характеристика главных героев рассказа «Телеграмма» Паустовского

Константин Георгиевич всегда писал по велению сердца, поэтому из-под его пера выходили реалистичные произведения, в которых трудно разделить правду и художественный вымысел. Один из пронзительных рассказов Паустовского — «Телеграмма». Характеристика главных героев не оставляет сомнений в том, что образы списаны с современников писателя. При прочтении хочется изменить сюжет, настолько он трогает за душу.

Анализ телеграмма паустовский

Основные персонажи

Основные и второстепенные действующие лица одинаково важны для раскрытия авторского замысла, причём вторых в рассказе больше. Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:

Телеграмма паустовский главные герои

Характеристика телеграмма паустовский

  • Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
  • Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.
  • Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
  • Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.

Второстепенные действующие лица

Каждый второстепенный персонаж выполняет свою роль. Например, молодая учительница вовремя понимает, что нужно уделять больше внимания маме, которая находится далеко. Скульптура Гоголя — это как бы совесть Насти, её внутренний голос. Благодаря образам известных художников и скульпторов можно понять, чем живёт Настя, на что она променяла заботу о маме. Список второстепенных персонажей:

Анализ телеграмма герои паустовский

  • Учительница. Она приходит на похороны, целует руку умершей и вспоминает маму, такую же старенькую и седую.
  • Отец Катерины Петровны. Этот персонаж появляется только в воспоминаниях главной героини. Он построил особняк, в котором сейчас живёт старушка. Когда Катя была маленькой, отец брал её за границу, и она даже видела похороны Виктора Гюго.
  • Першин. Известный скульптор, похвала которого радует Тимофеева, хотя последний открыто называет мастера «ремесленником».
  • Тихон. Тощий рыжий сторож при пожарной усадьбе. В детстве этот человек восхищался работами отца Екатерины. До сих пор он сохранил почтение к художнику. Тихон изредка заходит к старушке, хлопочет по хозяйству, но от его помощи мало толку. Сторож пилит сухие деревья, рубит их на дрова, однако он не может вдохнуть жизнь в старый дом и умирающий сад. Когда старушке становится совсем плохо, он отправляет Насте коротенькую телеграмму, а потом приносит «ответ», составленный им самим. Но старушка догадывается о лжи, после чего силы окончательно покидают её.
  • Скульптура Гоголя. Её можно причислить к героям рассказа из-за того, что девушке кажется, будто изваяние ведёт себя как живое. «Остроносый сутулый человек» смотрит «насмешливо», а на его виске бьётся жилка. «Сверлящие глаза» как будто упрекают девушку, её кажется, что Николай Васильевич говорит: «Эх ты, сорока!».
Еще по теме:  Как удалить заархивированный чат в Телеграмме

Телеграмма анализ

В тексте упоминаются ещё несколько персонажей, которых можно отнести к третьестепенным. Действующие лица, не оказывающие значительного влияния на сюжетную канву:

  • председатель Союза художников,
  • седой мастер,
  • курьерша Даша,
  • кассирша на станции,
  • «почтарь» Василий,
  • сельские мальчишки, старики и старухи.

В деревне Заборье живёт Катерина Петровна, старенькая женщина. Она плохо видит и с трудом ходит. В последний год осень выдалась холодной, и старушка думает, что не доживёт до весны. Ей уже трудно вставать, в доме холодно и неуютно. К бабушке заходит соседская девочка, которая помогает по дому.

Телеграмма паустовский

Чтобы хоть как-то отблагодарить девочку за заботу, старушка дарит её свои ценности, но девочка считает их безделушками. Картинкой, иллюстрирующей доброту девочки, можно назвать сцену, когда она решает отдать подарки старьёвщику. Манюшка ухаживает за женщиной не из корысти, а по зову сердца. Иногда к Катерине заходит местный сторож Тихон, который помнит отца женщины и чтит его память.

Катерина не докучает дочери письмами, но очень скучает по ней. Иногда весёлый почтальон приносит переводы от Насти, и к ним всегда прилагается короткое письмо, где говорится, что дочери некогда навестить мать. Когда старушка совсем ослабела, она написала умоляющее письмо, в котором просила дочь приехать.

Жанр, анализ и смысл

Жанр «Телеграммы» — рассказ. В тексте одна сюжетная линия, объединяющая нескольких главных и второстепенных персонажей. Литературное направление произведения — реализм, потому что Паустовский показывает человеческую жизнь без прикрас. Диалоги и события могли происходить в реальности. Повествование ведётся линейно, автор излагает события в той последовательности, в какой они происходят.

Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что композиционно текст разделён на 3 части. В первой Паустовский описывает жизнь старушки в Заборье. Из второй читатель узнаёт, как живёт и чем занимается дочь Екатерины. Третья часть содержит описание событий, произошедших после смерти старушки. В ней Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку. В сочинении по произведению «Телеграмма» следует упомянуть несколько тем:

Главные герои паустовский телеграмма

  • взаимоотношение родителей и детей,
  • возвращение «блудного сына», в данном случае — дочери, причём запоздалое,
  • материнская любовь,
  • одиночество,
  • раскаяние.

Мораль произведения заключается в том, что нужно заботиться о близких, пока они живы. Не стоит думать, что им не нужна помощь, если о ней не просят. Но близкие нуждаются не только в физической заботе. Важно и внимание, а оно может выражаться в добрых словах, визитах, открытках. Старушка была бы рада видеть дочь не раз в 3 года, а чаще, но Настя за всё время даже не написала подробного письма.

Ошибка девушки в том, что она не подозревала о состоянии матери. Катерина писала, что всё в порядке, ведь ей не хотелось докучать дочери. А Настя, которая исправно посылала деньги, наивно считала, что этого достаточно. Обладая добрым характером, девушка была готова прийти на помощь постороннему человеку, потому что его проблемы она видела и воспринимала очень остро. Поездка к матери всё откладывалась, и подготовка к выставке Тимофеева стала роковой ошибкой.

Название рассказа имеет два значения. Первое отражает, что в сюжете есть 2 телеграммы: первую получила Анастасия, а вторую прочитал Катерине Тихон. Умирающая женщина поняла, что он слукавил, и после этого надежда на приезд дочери покинула её. Второе значение состоит в том, что сам рассказ — телеграмма для читателей. Автор хочет, чтобы они не превращались в «Иванов, не помнящих родства», и любили близких, пока те живы.

Источник: tarologiay.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...