Народный музей
«А музы не молчали..»
Народные музеи – это культурно-досуговые учреждения, которые создавались по инициативе и при непосредственном участии населения, были утверждены Положением Министерства культуры СССР от 15 февраля 1965 г. Создавались такие музеи на общественных началах и по инициативе простых граждан. Их основной задачей являлись сбор, хранение, изучение и экспонирование памятников материальной и духовной культуры советского народа. В СССР в начале 1970-х гг. насчитывалось около 3000 народных музеев, так как общественность в советской культуре играла большую роль.
Народный музей «А музы не молчали» был создан учителями и учащимися школы № 235 Октябрьского района Ленинграда и посвящен культуре и искусству осажденного города. Е.А. Линду принадлежала идея создания музея, который бы смог отразить историю духовного противостояния фашизму деятелей культуры и искусства, не прекращавших творить в тяжелейших условиях блокады.
Многие ленинградцы приняли участие в комплектовании фондов будущего музея. Среди первых в фонды поступили экспонаты, связанные с Театром Юного Зрителя. Отец Евгения Линда, Алексей Павлович был довоенным директором ТЮЗа и погиб 16 марта 1942 года на фронте под Ленинградом.
Док.фильм А музы не молчали (1973)
Родственники передали личные вещи и рукописи композитора Виктора Томилина, погибшего 1 декабря 1941 года под Невской Дубровкой. Торжественное открытие школьного музея состоялось 16 марта 1968 года. С самого начала создания музея школьники проявили живую заинтересованность — от формирования коллекции до проведения экскурсий.
В настоящее время в музее собраны более 22000 предметов музейного значения, которые рассказывают о духовной жизни осажденного Ленинграда. В собрании музея сохранились старинная школьная доска и парта Эрисмана, фрак дирижера К.И.Элиасберга, в котором состоялось исполнение знаменитой «Ленинградской симфонии». Экспозицию украшает автограф О.Ф.
Берггольц, «музы блокадного Ленинграда», а также её личные вещи. Д.А. Гранин, почетный гражданин Санкт-Петербурга, передал в фонды музея печатную машинку, на которой им была написана «Блокадная книга».
Распоряжением губернатора Санкт-Петербурга №304-р от 15 октября 1996 г., за большой вклад в эстетическое воспитание подрастающего поколения ленинградцев-петербуржцев, 235 школе Адмиралтейского района было присвоено почетное имя Д.Д.Шостаковича. Из небольшого музыкального соревнования между учащимися музыкальных классов 235 школы вырос конкурс международного уровня — «Международный конкурс детского музыкального творчества им. Д.Д. Шостаковича». С целью выявления одаренных детей, молодежи и творческого обмена опытом педагогов России и зарубежья, теперь конкурс-фестиваль проводится ежегодно.
Помимо основных целей музея, таких как выявление, комплектование и хранение предметов музейного значения, ведущей миссией музея является воспитание патриотизма, гражданственности, чувства уважения к историческому и культурному наследию нашей страны. Для реализации данных задач используется все многообразие форм и средств по формированию гражданско-патриотического воспитания — от ежегодных встреч с ветеранами, лекций и экскурсий по экспозиции до проведения культурно-досуговых мероприятий. Под руководством директора школы Т.В. Стаховского и О.Г. Прутт «Народный музей «А музы не молчали…» очень востребован, так как является центром патриотического воспитания в образовательном пространстве.
#Биография — Народный Музей Культуры и Искусства Блокадного Ленинграда «А МУЗЫ НЕ МОЛЧАЛИ…»
Источник: spbarchives.ru
«А музы не молчали»: История создания петербургского музея блокады, часть 2
Редакция проекта «Помни Блокаду» продолжает рассказ об истории создания музея военной истории Санкт-Петербурга с удивительным названием «А музы не молчали». С первой частью рассказа руководителя народного школьного музея Ольги Герасимовны Прутт и музейного педагога Оксаны Сергеевны Ионовой можно ознакомиться по ссылке.
Искусство в блокадном городе
Изначально музей «А музы не молчали…» создавался, как детский, но оказался востребованным всеми слоями общества. Руководство района и жители города многократно поддерживали его в трудные минуты.
В 1975-76 гг. во дворе школы было построено двухэтажное музейное здание, связанное со школой длинным застекленным переходом. И началась новая жизнь музея, в котором уже было четыре зала, и экспозицию создавали не учителя и ученики школы, а художники городского оформительского комбината под руководством архитектора Софьи Исааковны Дубовской.
Надо особо отметить Дубовскую, которая первая осмыслила и оформила экспозицию музея, как подробный предметный рассказ о трагических судьбах художественной интеллигенции Ленинграда. Мастера искусства блокадного города стали считать музей «А музы не молчали…» своим вторым домом.
Подаренные ими редчайшие документы, художественные произведения и предметы быта легли в основу коллекции, в которой почти нет анонимных предметов. За каждым экспонатом стоит человек со своей неповторимой судьбой, побуждающей размышлять о смысле жизни, и это делает экспозицию более убедительной.
. Мне это время по плечу,-
Не думай, что изнемогаю.
За битвой с песнею лечу
И в ногу с голодом шагаю.
И если надо выбирать
Судьбу, — не обольщусь другою.
Утешусь гордою мечтою
За этот город умирать!-
писала Н.Крандиевская сыну в Ташкент из блокированного Ленинграда.
«А музы не молчали…» — музей интеллигенции, которая бескорыстно служила культуре. Неважно, что многие слушатели блокадных концертов не имели отношения к творческим профессиям, именно ими искусство было востребовано и для них создавалось.
Что хранится в музее
Среди экспонатов — музыкальные инструменты и театральные костюмы, картины и эскизы художников, агитационные и сатирические плакаты, афиши концертных программ и спектаклей, в том числе и рукописные, каталоги выставок, театральные и пригласительные билеты.
Выделяются документы знаменитых композиторов: Д.Шостаковича, В. Соловьева-Седого; картины и рисунки известных художников: Б. Пророкова, С. Бойма, В. Гальбы, Б. Пильщикова; сатирические и агитационные плакаты«Балтийского прожектора», редкие блокадные издания — журналы «Ленинград» и «Звезда», листовки, книги и многое другое.
Надо отметить, что музей хранит более 2000 книг. В зале литературы выставлены личные вещи, рукописи и документы писателей, в частности, стол и автографы О.Берггольц, корешки ее хлебных карточек за декабрь 1941 г.; «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. Гранина с отзывом Гранина о музее «А музы не молчали…»: «Музею настоящей блокады — книга о настоящей блокаде», его печатная машинка и многое другое. В зале артистов фронтовых бригад — костюмы, народные музыкальные инструменты, гармонь, баяны, бубны, гусли и белорусские цимбалы, с которыми прошли всю войну братья Лепянские.
Нам кажется, что семь тысяч экспонатов, тщательно отобранные и представленные в залах музея, дают представление о духовной жизни ленинградцев в условиях города-фронта. На передовых позициях и в воинских частях, при нехватке специалистов и всего необходимого для работы, под бомбежками и обстрелами, в ледяных квартирах, во мраке, а самое главное — без еды.
«Когда, — как писал в воспоминаниях о блокаде Д.С. Лихачев, — разверзлись небеса, и в небесах был виден Бог. Его ясно видели «хорошие». Совершались чудеса…Человеческий мозг умирал последним… Когда переставали действовать руки, ноги, пальцы не застегивали пуговицы… мозг продолжал работать. Люди писали дневники, философские сочинения, научные работы, искренне, «от души» мыслили, проявляли необыкновенную твердость, не уступая давлению, не поддаваясь судьбе и тщеславию…».
Симфония победы
На подиуме в зале Седьмой симфонии Д.Шостаковича, которую автор посвятил родному городу («Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу – Ленинграду — я посвящаю седьмую симфонию») представлены концертный фрак и дирижерская палочка Элиасберга, афиша первого исполнения симфонии, рукописные ноты, музыкальные инструменты исполнителей и их личные вещи, стулья и нотный пульт из Большого зала филармонии.
Музей собрал уникальные материалы о симфонии и представляет их в полном объеме. Это фотографии и жизнеописания всех музыкантов-исполнителей, библиотекарей и переписчиков нот, мастеров по ремонту музыкальных инструментов, работников зала, участвовавших в подготовке концерта.
Учителя и ученики разыскали легендарного летчика В. Литвинова и членов его экипажа, доставивших в июле симфонию в Ленинград, а также артиллеристов 14-го полка 42-ой армии, защищавших небо Ленинграда от фашистского обстрела в часы премьеры Седьмой. До сих пор уточняются судьбы, имена, факты, собираются дневники и воспоминания исполнителей.
9 августа 1942 года — день премьеры симфонии в осажденном Ленинграде − навсегда вошел в историю как «День победы среди войны».
Симфония транслировалась по всему городу и даже в немецкие окопы. Шел 345 день блокады. До Победы оставалось еще мучительно долго, но эта музыка объединила горожан, страну, государства – всю планету. И сегодня во многих странах мира знают о блокаде Ленинграда лишь по Седьмой симфонии Шостаковича.
Задуманная еще до начала блокады, 19 июля 1941 года, под вой сирен и грохот снарядов, написанная на три четверти в блокадном городе и законченная 27 декабря в эвакуации в Куйбышеве, симфония, быть может, стала самым известным музыкальным произведением времени Второй мировой войны.
Вот неполная география премьер симфонии в военные годы: Самара, Москва, Новосибирск, Ташкент, Саратов, Белебей, Лондон, Ливерпуль, Глазго, Нью-Йорк, Бостон, Мехико, Париж, Рим, Берлин. Особая история — это исполнение симфонии в самом блокированном Ленинграде.
Симфонический оркестр Радио потерял к январю 1942 года от голода и обстрелов 27 человек, почти одну треть своего состава. Оркестр не функционировал, а оставшиеся в живых 16 музыкантов жили на казарменном положении. В помещении — пронизывающий холод, голодные, слабеющие, умирающие музыканты.
Единственный дирижер оркестра Карл Элиасберг находился в это время в стационаре для ослабевших деятелей культуры и от слабости не мог ходить. В марте по радио прозвучало объявление о наборе оставшихся в городе музыкантов в новый коллектив оркестра. На первые репетиции в Дом радио некоторых артистов и самого Элиасберга привозили на саночках, дирижировать он мог только сидя, но уже 5 апреля состоялся первый концерт — всего через неделю после начала репетиций.
Но и новый оркестр не дошел до премьеры симфонии в своем первозданном виде – некоторые исполнители не дожили, другие же были эвакуированы или призваны на фронт. Со 2 июля, момента привоза рукописи симфонии в Ленинград, до ее героического исполнения прошло немногим больше месяца. Была проделана труднейшая работа: музыкантов немного подкормили, нотные партии переписали, инструменты привели в порядок, оркестр увеличили почти в 2 раза за счет музыкантов, отозванных с фронта. И все это в кратчайшие сроки в ситуации блокированного города!
Имя Дмитрия Шостаковича, которое присвоено школе в 1996 году, объединяет весь музей. В залах представлены документы его близких, учеников и учителей, современников.
Герои творческого фронта
Экспозиция музея была использована при создании нескольких документальных и художественных фильмов, в частности, об Ольге Берггольц.
Среди них фильм режиссера Людмилы Шахт «Ленинградка», за создание которого автор получила литературную премию Бориса Корнилова. Художественная картина «Мы смерти смотрели в лицо» режиссера Н. Бирмана, с артистом О. Далем в роли фронтового балетмейстера А. Е. Обранта, была создана по повести Ю.Яковлева «Балерина политотдела», написанной после общения писателя с участниками ансамбля Обранта в музее.
Балетмейстер Аркадий Обрант родился в Гомеле, учился танцу в Ленинграде, во время войны — был батальонным командиром. Был командирован в марте 1942 года в осажденный Ленинград, чтобы найти артистов и создать при агитвзводе 55-й армии танцевальную группу.
Ему удалось убедить начальство, что никого лучше его довоенных учеников, 15-летних мальчиков и девочек из кружка Дворца пионеров, им не найти. Несмотря на все усилия, Обранту удалось разыскать лишь пятерых ребят. 25 марта слабенькие, голодные, перенесшие дистрофию ребятишки пустились в путь в село Рыбацкое, где находился штаб армии.
Гена Кореневский, Нелли Раудсепп, Вера Лудинова и Феликс Морель шли сами, а еле живого Валю Клеймана все вместе тащили на листе фанеры по снегу. Но уже через пять дней ребята совершили чудо: они исполняли перед солдатами знаменитую «Тачанку», открыв этим свой путь в легенду.
В репертуар обрантовцев, так стали называть учеников А. Е. Обранта, входили танцы народов СССР, которые они исполняли прямо на фронтовой территории, в воинских частях и госпиталях, на платформах поездов и в землянках. Участники ансамбля были награждены орденом «Красной звезды» и медалью «За боевые заслуги», некоторые их танцы запечатлены в фильме «Небесный тихоход».
Московская писательница Тамара Сталева, большой друг музея, собрав воспоминания известнейших деятелей культуры, бывшими детьми в блокаду, выпустила сборник документально-художественных очерков с удивительным названием: «Блокадных детей просветленные лица». Эта книга о детях блокады, которые вопреки обстоятельствам, читали книги, сочиняли стихи и музыку, рисовали, вышивали, выступали с концертами перед ранеными. Они выжили, потому что им помогали взрослые, и они могли занимать себя любимым делом. Герои книги передали свои документы и материалы в наш музей, так у нас появилась экспозиция, посвященная детям блокады и их матерям.
Пространство этого зала наполнено мемориальными вещами, предметами детского творчества и быта, связанными с учебной и игровой деятельностью. Парта, школьная доска, письменный стол с трогательными принадлежностями (чернильницы и перьевые ручки, первый портфельчик и меховая муфточка, валенки и шапочка), тетрадки и учебники, краски и мольберты с одной стороны, – и детские игрушки (купленные и самодельные, ставшие для многих талисманами); вышивки и кружева; нитки, иголки, крючки и спицы; распашонки и чепчики; ёлка со старинными игрушками; коньки-снегурки; лото, шашки и шахматы, настольный бильярд, фотографии и еще многое другое.
Музей сегодня
В течение всех 50 лет в музее с увлечением работают школьники разных возрастов. У музея есть свой гимн, созданный разными поколениями музейщиков.
В 1983 году музей получил звание «народного», неоднократно был лауреатом Всероссийских и городского конкурсов школьных музеев (в 2000, 2005, 2010 гг.), лауреатом Золотой Книги Санкт- Петербурга (2008г), дипломантом и призером Всероссийского конкурса «Александр Невский» (в 2012, 2013 гг).
Теперь в коллекции музея более 22 тысяч предметов и документов. Он ежедневно открыт для жителей и школьников города и его гостей. В год музей посещают 5000–7000 человек, проводится около 600 экскурсий. Такая постоянная многообразная деятельность оказалась возможной благодаря преемственности, существующей среди руководителей музея.
С 2013 года музей является ассоциированным членом Союза музеев России.
О. Г. Прутт, руководитель народного школьного музея «А музы не молчали…» с 1986 года, О. С. Ионова, музейный педагог с 2010 года. Источник фотографии — официальная группа Народного музея в социальных сетях.
Источник: pomniblokadu.ru
Музей «А музы не молчали»


21 декабря 2005 года в информационной ленте канала НТВ появилась заметка: Учитель физкультуры, который воспитал тридцать пять мастеров спорта, чемпионов Советского Союза и Олимпийских игр, умер в Петербурге.
Это был мой дядя — Линд Евгений Алексеевич (1933-2005). Таких сильных, как он, людей встретишь редко. Он перенес шесть клинических смертей, но выжил всем смертям назло. Наверное для того, чтобы снова продолжить дело всей его жизни — музей «А Музы не молчали», основанный им в школе №235 в Санкт-Петербурге на набережной реки Пряжки.
Все мы знаем выражение — «Когда гремят пушки, музы молчат». Но в блокадном Ленинграде все было наоборот. В воскресенье 9 августа 1942 года в осажденном городе впервые прозвучала знаменитая 7-я симфония Дмитрия Шостаковича «Нашествие». Наши артиллеристы внезапным огнем подавили вражеские батареи, обеспечив 80 минут тишины, чтобы оркестр под управлением Карла Элиасберга смог выполнить свою миссию и показать всему миру, что Ленинград жив.
Более пятидесяти лет назад Евгений Алексеевич привез свой класс на Невскую Дубровку, где во время войны шли очень ожесточенные бои и где каждый метр земли был перепахан не один раз. Он рассказывал ребятам о лейтенанте Томилине, ленинградском композиторе, добровольцем ушедшим на фронт и погибшим поднимая свой взвод в атаку. Это все что было о нем известно.
Но слова поэтессы Ольги Берггольц: «Никто не забыт, и ни что не забыто» призывали действовать. Именно там было решено отыскать не только погибших, но и тех кто выжил. Дядя Женя тогда сказал: — Мы должны рассказать про каждого, кто творил искусство в блокадном Ленинграде, потому что, все они герои. Вот так начинался самый народный музей.
Отец — Линд Алексей Павлович, директор довоенного ТЮЗа
А первым экспонатом его, стала похоронка на отца — политрука Линд Алексея Павловича. На третий день войны, он, директор Ленинградского ТЮЗа, взяв в гримерке шинель ушел добровольцем на фронт. Он, ставивший спектакли детям, не услышит знаменитой симфонии, потому, что 16 марта 1942 года погибнет в бою. Посмертно политрук 2-й батареи 168-го отдельного зенитного дивизиона был награжден орденом Красной звезды. Погиб он под Мясным Бором, а перезахоронен на берегу реки Волхов.
(Здесь стоит Александр Петрович, это не верно. У меня есть документы, где он проходит как Александр Павлович или Алексей Павлович и Алексей Петрович. Все потому, что в списках частей сокращали имена и отчества. Есть в документах так — Линд. Ал. П. — вот писари и выдумывали на свой лад)
Мой дед, директор ТЮЗа в Ленинграде,
Ушел на фронт, в гримерке взяв шинель.
И запись сделана в большой тетради —
В Дзержинском ополченье он теперь.
Закончив институт Театра и Кино
Он радовал спектаклями детишек.
Война, проклятая, сломала вся и все
И дед стоит в строю среди мальчишек.

Отправной точкой была программка того самого концерта, где были перечислены все его участники, и ученики Евгения Алексеевича бросились на поиски по всему Ленинграду. Сейчас в это трудно поверить, но тогда еще был жив сам Дмитрий Шостакович, который прислал в подарок партитуру симфонии. Здравствовал дирижер Карл Элиасберг и еще многие участники того знакового для Ленинграда и всей страны концерта. И они, свидетели тех дней, передали ребятам реликвии, наверное, самые дорогие их сердцу: инструменты — именно те, что звучали в блокаду, дирижерскую палочку, под взмахи которой весь мир понял — Ленинград выстоит. Также были преданы подлинные тетради партитуры, доставленные в блокадный город через линию фронта летчиком Литвиновым ( его тоже найдут).
А теперь представьте, какая была проведена работа, чтобы найти и узнать судьбу каждого музыканта оркестра ленинградского радио, найти тех, кто сидел в зале, даже артиллеристов, о которых я говорил выше. Сам музей открыл свои двери 16 марта 1968 года — в день гибели отца Евгения Алексеевича. Сейчас там более 20 000 подлинников по теме «Искусство и война». Среди экспонатов личные вещи, документы и рукописи композиторов Д. Д. Шостаковича, Б. Асафьева, Н. А. Римского-Корсакова, поэта О. Берггольц, писателя Д. Гранина, артистов Л. Дельмас, П. Андреева, Г. Богдановой-Чесноковой, А. Бениаминова, участников танцевального ансамбля А. Е. Обранта, ленинградских художников и многих других.
Евгений Алексеевич Линд с женой Людмилой Николаевной Федотовой
Отдельная экспозиция была посвящена Театру музкомедии — единственный театр оставшийся в блокадном Ленинграде, который дал свыше 900 спектаклей и концертов. Перед мужеством этих людей стоит склонить свои головы. Кстати, жена Евгения Алексеевича — Людмила Николаевна Федотова(1939-2004), 40 лет отдала именно этому театру.
Она Заслуженная артистка РСФСР (8 августа 1977 года),Народная артистка Российской Федерации (8 мая 1992 года). О ней я еще скажу ниже, потому, что именно она стала той опорой, через которую смог выжить и подняться Евгений Алексеевич. Но, я продолжу про музей.

В экспозиции есть огромные валенки балерины Пельцер. Она стремительно летала по сцене — изможденная голодом, но не сломленная, а за кулисами ее ждали тулуп и те самые валенки, да стакан пустого кипятка. Ну, скажите, разве это не подвиг? А медаль артистки Габриэльянц, которая за один день давала несколько концертов в ленинградских госпиталях. А засохший букетик ромашек, бережно сохраненной артисткой Семенченко, после одного из концертов на передовой: кто-то из солдат, в благодарность за песни, выскочил из траншеи и нарвал эти цветы.
Обо всем в статье не рассказать — есть залы композиторам и музыковедам, художникам, артистам фронтовых концертных бригад, детям-блокадникам. Тихон Хренников, когда все это увидел, потрясенно сказал: «Об этом музее надо говорить стоя».

Дед коллежский асессор Павел Эдуардович и бабушка Екатерина Александровна Линд
Беда пришла откуда не ждали. Ночью, услышав крик о помощи, он без раздумий бросился защищать женщину, на которую напали бандиты. Евгений Алексеевич был крепким мужчиной, спортсмен, но силы были не равны. Его просто убивали. Удар урной-рюмочкой по голове (были такие) стал роковым. Больница, кома, несколько клинических смертей.
Однажды, когда он пришел в себя, Людмила Николаевна шепнула ему: «Женя, мы нашли летчика Литвинова, который вез в Ленинград партитуры». И он поднялся. Ему помогали друзья по институту Лесгафта, но главной опорой была жена. Она на два года прекратила концертную деятельность, чтобы ухаживать за Евгением Алексеевичем. Он сам говорил, что без нее, его бы уже не было. Это письмо пришло маме в 1989 году, когда он более-менее оправился:
Лелечка! Так получается, что положение дел беда! Сейчас умирает теща. Светочку надо будет отдать в интернат, чтоб не далеко от дома и брать домой почаще и чтоб я ездить мог. Двух инвалидов, вернее трех и мама Люды — Людочке не потянуть.
Прочти про меня в «Советском спорте» за 31 мая — «Долгое возвращение Линда». В «Советской культуре» за 12 мая посмотри на правой странице на брата! Все от тебя получил, спасибо. Думаю, что летом увидимся. Всем сестрам и отпрыскам привет. С Мариной связи нет.
Алеше передавай привет. Женя. (он всегда писал такие короткие письма)
У нас интимный музей, он рассказывает о служителях всех искусств блокадного Ленинграда, — говорил Евгений Алексеевич о своем главном детище —Для нас равны и дороги одинаково и артисты, и писатели, и осветители — все, кто с честью спасал город. Мы живем все по тому же принципу — «Никто не забыт и ни что не забыто!»

Прапрадед надворный советник Эдуард-Филипп Пауль Линд
Он пережил жену всего на год и умер в 2005 и был похоронен на Смоленском кладбище. У властей города не нашлось средств, ни чтобы отпеть Евгения Алексеевича в церкви, ни чтобы доставить к месту погребения его соратников.
Людмила Александрова, житель блокадного Ленинграда: «Завтра похороны. И никто из властей нашего города, из представителей власти не позвонил родственникам и не принял участия в захоронении, в похоронах. Год назад он потерял жену, и еще не установил памятник, деньги на который собирал сам. Ему вообще ничего не надо было, он никогда ничего и никаких денег не имел.
Хотя он получил орден «За заслуги перед Отечеством» второй степени, он записан в «Золотую книгу Петербурга». Но, как он сам говорил, ему ничего не надо, ему нужен был только музей».
В лето 1798 года со шведского торгового судна, на Стрелку Васильевского острова сошел 18-летний парень — Пауль-Фердинанд Линд. Тогда он еще не знал, что его потомки будут верой и правдой служить своей новой родине, а его праправнук Евгений Алексеевич Линд создаст самый народный музей «А музы не молчали».
И приложит руку к созданию еще около 100 музеев по всему СССР — музея Анны Ахматовой в селе её тёти на Украине, музеев Дмитрия Шостаковича в Калининграде и художника-блокадника Бориса Пророкова в Иваново, краеведческого музея в п. Фирово Тверской области, Марины Цветаевский в Ново-Талицах под Иваново, музей Владимира Даля, Леси Украинки, музей Чайковского – не в Клину, в Удмуртии, музей русско-немецкой культуры в том же Кёнигсберге. Кусковский музей в Тотьме, это тот самый Иван Кусков – основатель русского форта Росс на Аляске. Белоруссия, Минск – музей «Искусство во время Отечественной войны». Сибирь, Ангарск – музей «Музыка в Великую Отечественную». А вдохновителем всего этого был один человек — Евгений Линд!
(При подготовки статьи использовались документы и фото из личного архива, воспоминания, сайт НТВ, статья Евгения Эпштейна — А песня его не умрет. за 1989 год, а также фото из свободного доступа, в самом верху фильм снятый про Евгения Алексеевича)
Источник: www.chitalnya.ru