Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память. Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».
Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания, необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»
Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.
Существуют различные классификации видов памяти.
Публикация «Консультация для родителей „Если ребёнок плохо запоминает“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.
Ребенок ничего не запоминает. Аутизм.
По способу запоминания различают механическую и смысловую память.
Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.
Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.
Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.
Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память – запоминание и воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.
Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.
По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.
При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е. многократным повторением, механическим заучиванием невозможно.
Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание. Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.
1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».
2. Скучно на занятиях.
Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.
3. Высокая утомляемость, лень.
Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.
Ребенок забывает буквы? Если ребенок не может запомнить буквы.
4. Отношения в коллективе.
Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.
5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.
Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.
«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».
«Стихотворение для Деда Мороза»
6. Ребенок может делать родителям назло.
Причина такого поведения низкая самооценка.
7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.
Проанализируйте, не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.
— Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!
Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.
— Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!
8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,
так и в целом всего текста.
После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.
Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно, что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.
Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.
Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.
Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.
Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».
Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.
Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения. Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы).
Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память. Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.
Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.
Пять воробьев на заборе сидели,
Один улетел, а другие запели.
И пели, пока не сморила усталость,
Один улетел, а четыре осталось.
А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.
При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».
Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память. Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.
Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.
Что представляют собой названные приемы запоминания.
Классификация и обобщение
Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например, все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.
Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)
Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми к содержанию запоминаемого материала – это и есть мнемический план.
Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.
Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.
Кодирование цифр в образы
Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?
— На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.
Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.
Публикации по теме:
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок кусается?» Информация для родителей! «Что делать, если ребёнок кусается?» Уважаемые родители! Многие дети в возрасте 2-4 лет проходят «кусачий» период,.
Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок дерётся?» Что делать если ваш ребёнок дерётся? Большинство детей время, от времени дерутся. Дети, прибегающие к дракам, просто не знают, как поступить.
Консультация логопеда «Если малыш плохо говорит…» В последние годы педиатры, неврологи, логопеды отмечают неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. Появляется все меньше.
Консультация для родителей «Почему мой ребёнок плохо говорит?» «Почему мой ребёнок плохо говорит?» Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев становления.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок агрессивен?» Что делать если ребенок АГРЕССИВЕН? АГРЕССИЯ. Какого либо устойчивого определения агрессии ученые не выработали. Но любая мама и любой папа,.
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки» Консультация на тему: «Что делать, если ребёнок не хочет убирать игрушки» Зачастую ребёнок хочет не того, чего хотим мы. Он занят только.
Консультация для родителей «Если ребенок плохо спит» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск «Школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов» Консультация.
Консультация для родителей «Если ваш ребёнок левша» Леворукость не является патологией, а наоборот наделяет своего обладателя множеством преимуществ, поэтому нет причин для беспокойства..
Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок перестал есть овощи?» Консультация для родителей на тему: «Что делать,если ребёнок перестал есть овощи?» Приучить детей кушать фрукты обычно не составляет.
Консультация для родителей «Ребёнок в 7 лет плохо себя ведёт: причины» Давайте подумаем, почему малыш капризничает, не слушается, устраивает скандалы? Чего он хочет добиться? Такое поведение должно говорить.
Источник: www.maam.ru
проблемы с памятью у ребенка

Сыну 7 лет. Учится в первом классе, до сих пор знает по имени лишь нескольких одноклассников. Не помнит когда у него день рождения, не помнит имя дедушки с которым регулярно общается. Не может полноценно прочитать месяцы от января до декабря, обязательно забудет что-то. Времена года с месяцами не ассоциирует. Не помнит в каком месяце дети идут в школу, в каком новый год наступает.
Все это мы обсуждаем регулярно, бывает по нескольку раз на дню. Он через полминуты уже забывает.Причем силится вспомнить и уже боится моей реакции. А у меня руки опускаются.
Когда-то гипокисия была в родах и небольшая задержка речи в прошлом. К неврологу недавно ходили, она сказала, что с виду все нормально. Речь связная, соображалка работает, визуально тоже все хорошо, реакции в норме. Но я задоблалась просто одно и тоже с ним повторять.
Какие есть способы развития именно памяти?
Мы в мемо играем, в настолки, развиваю его всячески, но отдачи ничтожно мало.

Главное чтобы помнил то, что ему интересно, а не вам

Сегодня так
Знаете, какое то время назад я так же как Вы переживала.
Ребенку 10 лет, 3 класс. Она путает времена года. Осень у нее весной, затем лето. Работали с нейропсихологом, неврологом.
Сейчас я забила. Для ребенка времена года- информация не нужна. Ей интересно и она помнит состав лайма в граммах, как правильно сшить кукле платье и что интересно ее однокласснице. Ну вот такой ребенок.
Может, вырастет и запомнит. Я не такая, но кто сказал, что ребенок должен копировать родителей?

,
Знать времена года по нормам ребенок должен в садике. И то, что вы описываете, это явно зпр. Это не с памятью проблемы, а другое. Ребенок ведь может запомнить то, что ему интересно. А вот почему его не интересуют важные вещи, это вопрос. даже если это его не интересует, все равно должно быть понимание того, что ему это нужно знать. Сходите к психологу школьному на консультацию

А что учитель говорит? Как в целом, усваивает программу? Может быть, как нормой, так и нет. У меня старшая лет до 10 не могла запомнить названия основных улиц, по которым каждый день ездили. Типа, Малышева, Луначарского. Меня слегка напрягало, но во всем остальном был порядок. Младшая имена не очень хорошо запоминает. Особенно раньше.
В первом классе, тоже не всех знала. Если «звоночков» много, я бы сходила к другому неврологу.

Аноним 170
то, что вы описываете, это явно зпр. Это не с памятью проблемы, а другое.
соглашусь, надо лучше показать ребенка психиатру, его посмотрят и сделают назначения, если будет необходимо. Не теряйте время, сходите, все корректируется, если делать вовремя — ребенку однозначно нужна помощь специалистов

Аноним 868
Сыну 9 лет, путает бабушек и дедушек, встретив на улице может не узнать. В 1 классе с месяцами тоже были проблемы. Одноклассников все ещё не всех помнит, но мы 2 года назад школу поменяли, все ещё не выучил. Это не мешает ему писать программы компьютерных игр и мультиков :blush: А бабушки сами виноваты, чаще общаться с внуками надо. Всех тренеров и репетиторов он по имени отчеству помнит.

Санкт-Петербург
Можно попробовать различные игровые упражнения по выполнять. Также записать ребёнка в центр развития и исправления дефектов у детей детей. Вообще самое лучшее — это игровые групповые занятия. Ребёнку будет интересно и он запомнит всё на всю жизнь.

Аноним 169
Моя впринципе отстает в развитии, тоже 7 лет, давно уже не пристаю с подобными вопросами, тут 2 недели правило «учили» — сколько гласных, столько и слогов, и тут же забывает, чуть не пришибла, пришлось Тенотен сосать :gy: . Так что спрашивайте только то, что сейчас актуально

Аноним 913
анонимка,
Сделать ээг, узгд, стопудово страдает какой то отдел в головном мозге, отвечающим за память . К хорошему неврологу, остеопату, подключить нар медицину, иглоукалывание, спорт , шахматы, скалолазание, Нейропсихолога , купите нейроскакалку

Аноним 891
Не теряйте время — обратитесь к хорошему неврологу. Попробуйте «Пантогам» курсом 2 раза в год, у меня дочь с 1 класса пьёт по совету невролога, сейчас память отличная, проблем нет, хотя с рождения от невролога не вылазили, только каких проблем с головой не было. Поэтому найдите хорошего специалиста — это не шутки, проблема серьёзная, как он дальше учиться будет? Держитесь! Здоровья вашему мальчику, а вам сил и терпения!

Екатеринбург
К неврологу недавно ходили, она сказала, что с виду все нормально
фигасе. С виду. Она на вид определяет, да? Я вас понимаю. У моего сына такие же проблемки с памятью были — имена людей плохо запоминал, порядок месяцев вообще с ним долбили лет в 8. Ему было неинтересно и он не запоминал. Дни рождения тоже — я ему таблицы рисовала.
К неврологу пошли. Обследовали. никаких органических поражений и причин не обнаружили. Однако в дневной стационар определили. прокапали, выписали курс лечения. сказали — сосудистые легкие нарушения по типу всд. После лечения прямо явные были улучшения с памятью и концентрацией. Причем вот интересно — дочь с неврологией явной. а у нее как раз с памятью все прекрасно

Сыну 7 лет. Учится в первом классе, до сих пор знает по имени лишь нескольких одноклассников. Не помнит когда у него день рождения, не помнит имя дедушки с которым регулярно общается. Не может полноценно прочитать месяцы от января до декабря, обязательно забудет что-то. Времена года с месяцами не ассоциирует.
Не помнит в каком месяце дети идут в школу, в каком новый год наступает. Все это мы обсуждаем регулярно, бывает по нескольку раз на дню. Он через полминуты уже забывает.Причем силится вспомнить и уже боится моей реакции. А у меня руки опускаются.
при чем здесь память ребенка и его способности. вы видели когда-нибудь взрослого человека, который этого не знает? а если и не знает, то на что это влияет. вы зачем невротизируете ребенка.
моему 10 лет, не знает имена бабушек и дедушки, дни рождения с трудом (я их и сама с трудом, а мне уже 50, и зачем — все знает телефон), а месяцы. даже не знаю, не проверяла, а зачем.
июнь с июлем я путала класса до 8 точно
Но я задоблалась просто одно и тоже с ним повторять.
и сама задолбалась и его задолбала, а смысл. задумайтесь, перед кем вам хочется выглядеть отличной мамой, чьей критики вашего ребенка и вас вы боитесь. и к психотерапевту снимать ваш уровень тревожности

Екатеринбург
Кошмар люди, вы как живете, месяца не зная? Вы с детьми вообще не разговариваете? Как можно весну с осенью спутать? И нафига все ваши допы, если вы сами и дети ваши вне реальности.
Скажите ещё, что вы время по циферблату не умеете определять
Я в шоке!

это явно зпр
вот так! и даже без фотографии
почему его не интересуют важные вещи, это вопрос
это вообще не вопрос — они ЕМУ не важны, а кому важны, тот пусть и помнит
даже если это его не интересует, все равно должно быть понимание того, что ему это нужно знать
прям в 7 лет, а уже всем должен
Аноним 169:
тут 2 недели правило «учили» — сколько гласных, столько и слогов,
:wow: нахрена, стесняюсь спросить?
и как мне дальше жить-то, школа с универом давно позади, а я так и не знаю сколько у нас гласных и согласных — ужас ужас
и ведь не просто универ, а целый аж филфак, а я не знаю — капец! ну точно — ЗПР. и как раньше то не разглядели
тема — треш
такое количество тревожных матерей в одном месте

Екатеринбург
Аноним 58,
Такое количество ограниченных в элементарном взрослых

Екатеринбург
,
У сына в своё время ставили ЗРР.Мы стали учить стишки,потом говорил стихами.Сын научился раньше читать,чем говорить.Выровнялся,но не до конца,учим с ним один -два стихотворения в неделю.Завел свой блог-прохождение(комментирование) игры,это тоже речь развивает,правда,сыну уже 9 лет сейчас.

Екатеринбург
,
Я это к тому,что учите стихотверения)Память,обязательно,улучшится.Успехов Вам с сыном. :pozdr1:

Екатеринбург
Не помнит когда у него день рождения, не помнит имя дедушки с которым регулярно общается. Не может полноценно прочитать месяцы от января до декабря, обязательно забудет что-то. Времена года с месяцами не ассоциирует. Не помнит в каком месяце дети идут в школу, в каком новый год наступает.
Моему сыну 6,5. Примерно тоже самое.
Память очень избирательная. Какие-то вещи помнит очень хорошо, а вот месяцы никак.
Стихи учит быстро, но через месяц не вспомнит, если не повторять постоянно.
У меня другая память, я что выучу — навсегда.
Поэтому мне тоже казалось, что это не норма.
Потом я подумала, что вот физику с химией я же не помню почти, а муж — отлично. А я помню, то что меня эмоционально задело.
Как мы выучили месяца? Хз. Как-то ведь выучили? Ну и сын выучит поди.
Ну и не пристаю к ребенку. К мужу тоже. :crazy:
Что где лежит, знаю только я. Когда у кого день рождения — тоже я. Ну и т.д.
С ребенком занимаемся у нейропсихолога, на межполушарные связи, мелкую моторику и т.п.
Надеюсь в школу пойдем нормально. :know:

Аноним 965
Сыну 7лет, он до сих пор путает месяцы года, как стишок по порядку знает, а вот если попрошу : назови осенние , то может спутать.
Может дни недели перепутать.
Не ориентируется во времени по часам.
Стихи хорошо запоминает, пересказывает отлично.
И как нам сказал логопед-дефектолог — проблема в понимании цикличности, это не память виновата.
Мозг дозреет, поймёт, запомнит.
Тут как стишок не выучить.
Надо представлять , можно в виде плакатов на стену, если для Вас важно, чтобы запомнил.

Такое количество ограниченных в элементарном взрослых
вот согласна с вами, это ужасающая безграмотность и нежелание разобраться в ситуации
гипокисия была в родах и небольшая задержка речи в прошлом. К неврологу недавно ходили, она сказала, что с виду все нормально. Речь связная, соображалка работает, визуально тоже все хорошо, реакции в норме.
странный невролог, правда? вот как так можно, мать выпрашивала направление на ЭЭГ мозга, а он ни одного обследования не назначил, идиот какой-то! но мать молодец, пришла на юмать за диагнозами, совесть ее не дремлет!
и даже к психиатру не пошла — нежелательно, вдруг поставят на учет, а психотерапевты, они же те же психиатры — ужас, а зачем нам консультации специалистов вообще, когда на юмама вот уже все же понятно:
это явно зпр
Скажите ещё, что вы время по циферблату не умеете определять
а зачем ребенку в современном мире время по циферблату определять? вы где видели циферблат последний раз? в телефоне, планшете, ноутбуке, может быть на ручных часах, в машине? где.
И нафига все ваши допы, если вы сами и дети ваши вне реальности.
это вы вне реальности — важно уметь время по циферблату определять, в мире с практическим отсутствием циферблатов
грамотная вы наша, ну вы хоть ту же Петрановскую послушайте, она там доходчиво объясняет почему ребенок не запоминает время по часам, даты и тыды у автора классический современный ребенок — клиповое мышление это называется. Ну и добавьте сюда то, что современный мир ускоряется в своих изменениях, соответственно меняются дети, им не походят наши «должен» — у них уже свои «должен», мы за ними не успеваем, и это нам надо менять свое мышление, чтоб их понимать.
Еще раз, моему ребенку 9 лет — путает месяцы, ДР вообще не знает, даже свое с трудом, не помнит имена дедушки и бабушек с которыми редко общается, циферблат вообще не его. Учиться хорошо и отлично. Стихи запоминает с трех прочтений. Логика хорошо развита — задачи решает не математически, а логически.
анонимка, чтоб успокоится, вам надо сходить к психотерапевту, лучше в УГМК, есть там Машков
ну проверьте щитовидку — узи и ТТГ
ЭЭГ не повредит, но это по направлению невролога, а невролог не видт проблемы,
если пойдете к Машкову и он увидит проблему, он может дать направление на обследования мозга и назначить лечение — он же врач, а не бла-бла
можно еще давать йод, вит Д3
спорт- лучше плаванье, танцы
Источник: www.u-mama.ru
Дислексия: важно заметить вовремя
Восьмилетний Сережа Каледин* успевал по математике, неплохо рисовал, был ловок в спортивных состязаниях, а вот чтение и письмо были для него сущим наказанием. Даже к концу 2-го класса Сережа оказался не в силах запомнить, как пишутся простейшие слова, и не мог пересказать текст.

Учительница заподозрила неладное и посоветовала родителям Сережи обратиться к специалисту. Логопед поставил диагноз дислексия. Это означает частичное расстройство процесса овладения чтением, которое проявляется в повторяющихся ошибках. «В последние годы количество детей с дислексией существенно увеличилось, — говорит профессор московского НИИ коррекционной педагогики Г. В.Чиркина. — Высокий темп обучения, интенсивные программы выявляют все больше таких детей».
По мнению Л.В.Лопатиной, заведующей кафедрой логопедии Санкт-Петербургского ГПУ им. Герцена, дислексия нередко выявляется тогда, когда нарушения приобретают стойкий характер и у ребенка возникает масса сопутствующих проблем: процесс чтения вызывает отвращение, формируется низкая самооценка, возникают трудности с адаптацией в коллективе.
Многие родители неверно представляют себе, что такое дислексия. Мамы и папы вздыхают с облегчением, когда ребенок начинает разбирать по слогам слова и даже читать целые предложения, а ведь дислексия в неострой форме может оставаться незамеченной до старших классов. Другие же начинают бить тревогу, заметив, что маленький ребенок пишет букву «Я» или цифру 3 задом наперед, — они просто не знают, что почти все дети на определенной стадии развития переворачивают буквы.
— Примерно восемьдесят процентов проблем с чтением у первоклассников связано с неумелой помощью родителей и с тем, что программа школы не согласована с подготовительной программой детского сада, — считает Е.Ю.Климонтович, логопед с 26- летним стажем, специалист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков.
Дислексия — явление всех языков и культур. Хотя ученые не пришли к общему мнению относительно частоты ее встречаемости, многие называют цифру от пяти до 15 процентов. «Все зависит от того, где провести черту, — говорит д-р Чиркина. — Имеем ли мы в виду понимание прямого смысла прочитанного или же понимание иносказаний, аллегорий. С уверенностью можно говорить лишь о том, что дислексия начинается с трудностей овладения техникой чтения».
Многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело дается им чтение.
Специалисты задавались вопросом, не связана ли дислексия с недостатком словесного общения. «У детей из семей с низким социально-экономическим положением чаще наблюдается педагогическая запущенность, — рассказывает д-р Лопатина. — Такие семьи, как правило, позже обращаются за помощью. Но постепенно, если в основе нет биологических факторов, проблему с чтением возможно решить».
Вероятность дислексии зависит и от уровня развития интеллекта ребенка. По мнению д-ра Чиркиной, дети с нарушениями гораздо сложнее усваивают навыки чтения. И если предъявлять такому ребенку завышенные требования или держать его в условиях общеобразовательной школы, то, безусловно, отставание от одноклассников будет очень заметно. Но существуют методики, по которым таких детей можно успешно научить читать и писать.
Дислексия нередко выявляется у детей с дефицитом внимания. «Синдрому дефицита внимания и гиперактивности часто сопутствуют запаздывание процессов созревания высших психических функций и, следовательно, специфические трудности обучения», — считает к. п. н. А.Л.Сиротюк, автор книги «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения». Однако дислексия встречается и у детей с пониженной активностью. А причиной может стать переживание из-за неспособности читать и учиться.
Мальчики обычно бывают импульсивнее и проявляют в классе чрезмерную активность, поэтому их чаще направляют на обследование — тогда нередко и вскрываются проблемы с чтением. Однако исследования показывают, что пол не особенно влияет на способности к чтению.
В большинстве случаев причина дислексии заключается в нарушениях процесса обработки звуков и звуковых комбинаций, так называемой фонологической обработки, считает д-р Чиркина. Тогда ребенок с трудом понимает, что слова делятся на отдельные звуки, и медленнее учится манипулировать звуками. Например, ребенка может поставить в тупик просьба произнести слово «крот» без звука «к».
Ученые обнаружили, что, когда страдающие дислексией дети читают, некоторые участки мозга не активизируются.
Возникает вопрос: что вызывает этот нейробиологический сбой? Оказывается, на скорость и автоматизм, с которым читающий человек переводит буквы в звуки речи, влияют гены. У людей, которым тяжело это делать, обычно есть родственники с такими же проблемами.
Еще одной вероятной причиной дислексии считается гипоксия плода, недостаток кислорода в период внутриутробного развития. «Это распространенное явление, в особенности у городских жителей, — считает д-р Климонтович. — В результате гипоксии нарушается обмен клеток мозгового вещества, вследствие чего у ребенка могут возникнуть некоторые мозговые дисфункции». Однако, по мнению Г. В.Чиркиной, «говорить, что дислексия напрямую связана с гипоксией, очень некорректно».
Хотя трудности в переводе букв в незнакомых словах в речь и имеют под собой генетическую основу, наиболее эффективно справиться с дислексией помогает не медицина, а коррекционная педагогика. Наука выдвигает все новые аргументы в пользу раннего вмешательства. Теперь в большинстве детских садов работают логопеды. Они проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высокий риск отклонений.
По мнению специалистов, выявление дислексии в 1-2-м классе способствует развитию чтения в 82 процентах случаев, в 3-м классе — в 46, а в 5-7-м классе — лишь в 10-15 процентах случаев. Доктор Сиротюк считает, что чем позднее начата коррекционная работа, тем более выраженно проявляются вторичные расстройства: протестная реакция, тревожность, неврозная симптоматика и так далее.
Если у родителей появились основания заподозрить дислексию, не стоит ждать. Сейчас во всех крупных городах и регионах есть детские консультационные центры. Можно обратиться и к логопеду поликлиники.
Ольга Тарасова, мама семилетнего Гриши, была обеспокоена: к середине 1-го класса ее сын так и не сумел усвоить элементарные навыки чтения и письма. Кроме того, обычно веселый мальчик стал тревожным, раздражительным и плаксивым. Тарасова обратилась к логопеду, который определил у Гриши формирующуюся дислексию и дисграфию.
Как оказалось, причиной всех бед мальчика была педагогическая ошибка: учительница по старинке заставляла мальчика-левшу писать правой рукой. Это вызвало у ребенка тяжелый невроз, последствия которого привели к трудностям в освоении программы. После курса занятий проблемы мальчика удалось успешно разрешить.
Некоторые родители считают, что могут уверенно исключить возможность дислексии, если в начальных классах дети не отстают от сверстников. Хотя известно, что многие дети, имея хорошую память, просто скрывают, как тяжело им дается чтение. Проблемы становятся очевидными в старших классах, когда приходится читать более сложные тексты.
Как своевременно распознать дислексию? «Критерий очень простой, — объясняет Е.Ю.Климонтович. — Если ребенок не просто читает медленно, но при этом пропускает буквы, искажает окончания, плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чем он только что прочитал, мы считаем, что у ребенка формируется дислексия».
Как только выясняется, что у ребенка трудности с чтением, перед родителями встает вопрос, какую программу обучения выбрать.
— Для полноценного слухового фонематического развития необходимо тесное взаимодействие двух анализаторов речи: слухового и речедвигательного, — рассказывает Г. В.Чиркина. — Нами разработана специальная программа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. По этой программе сейчас эффективно работают многие отечественные логопеды.
Следует учитывать, считает А. Л.Сиротюк, что у детей с дислексией поздно формируются познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация. Наибольшей эффективностью обладают ролевые игры с включением действий, необходимых для развития требуемого навыка. При этом чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.
* Имена пациентов изменены.
Источник: www.7ya.ru