Презентация по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «Урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Форма проведения – экскурсия по музею литературного произведения Автор работы – учитель ООШ7 г. Горячий.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Урок по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма» Форма проведения – экскурсия по музею литературного произведения Автор работы – учитель ООШ7 г. Горячий Ключ п. Приреченский Букреева Анна Петровна
3 Виды работ учащихся 5группа. Сочинения-миниатюры, отклики на рассказ «Телеграмма» 4группа. Исследователи пословиц о взаимоотношениях детей и родителей. 3группа. Средства выражения авторского отношения к Насте. 2группа.
Литературоведы работают с деталями пейзажа, средствами выражения авторского отношения к Катерине Петровне. 1группа. Подбор экспонатов для создания музея рассказа, оформление экспозиции, проведение экскурсии.
4 Проблематика Смысл заглавия рассказа Телеграмма Тихона «Телеграмма» – послание писателя своим читателям, требующее отклика, действия, сопереживания «Порвалась связь времён». Век 19-й и век 20-й. Как жить, чтобы не пройти мимо самого дорогого в своей жизни?
Роль эпизода в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма»
5 Настроение рассказа. Вопросы к классу перед началом исполнения романса. Попытайтесь понять, почему звучит именно этот романс. С каким героем рассказа он соединяет нас? Созвучно ли настроение романса на стихи И.С.
Тургенева настроению рассказа «Телеграмма»?
6 Музей рассказа «Телеграмма» К.Г. Паустовский А. Шилов. Зацвёл багульник Виктор Гюго в Реймсе С картины Алло Д. Щербиновский. Ампир Телеграмма Тихона Письмо Катерины Петровны Керосиновый ночник, пожелтевшие чашки, самовар, осенние листья
7 Средства выражения авторской позиции. Катерина Петровна Пейзаж Оценочные эпитеты Звёзды позабытые, клён одинокий, ночь бесприютная Олицетворения Маленький подсолнечник доцветал и не мог доцвесть у забора, клёну некуда уйти, рассвет запаздывал Одиночество, грусть, ощущение сиротства Хрупкость, усталость от одиночества, безысходность Одиночество, грусть, ощущение сиротства Хрупкость, усталость от одиночества, безысходность Подтекст в названии деревни Заборье Жизнь осталась позади. Позиция писателя Сочувствует, доносит трагедию героини Состояние героини
8 Средства выражения авторской позиции. Настя жестокое сердце сродни пустоте души Насти телеграмма опять не вовремя сатирик видит её изнутри несоответствие поступков и похвалы понимают, любят по-настоящему поклонилась повинилась за всех, Портрет Красива, но холодные глаза Предметные детали Жестяная пустота ящика, в который опускает письмо Насте Манюшка Поведение Нахмурилась и скомкала телеграмму Приём олицетворения «Эх ты, сорока!» – Гоголь Приём контраста «А с кафедры неслось: «Забота о человеке…» Изображение прекрасного в действиях окружающих людей Тихон и Манюшка, молодая учительница
9 Рассказ «Телеграмма» — предостережение каждому. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает Куда матушка, туда и дитятко, Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает Куда матушка, туда и дитятко, Маленькие дети – руки болят, большие дети _ сердце. Блудный сын – ранняя могила отцу Вывод : пословицы русские, обобщая опыт народа, говорят, что не всегда дети помнят и чтят родителей, Рассказ предостерегает от ошибки, которую может совершить каждый в суете будней,
К. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».Урок русского языка и литературы в 9 классе
10 Итог урока. Чувства добрые в рассказе «Телеграмма». Вопрос :Приходит ли прозренье к Насте? (Приходит, но поздно. Нам её жаль. Ведь будет страдать, винить себя: ей уже стыдно, появляется тайком) Учитель :А «за оградой, в лёгком перепархивающем снегу лежала любимая, чуть печальная, родная земля». Сколько любви и сочувствия в этом финальном аккорде «Телеграммы»!
Чувство Родины нельзя раздробить на части. Отношение к матери, родному дому и есть выражение твоей любви к земле. Земля ждёт любви, участия, заботы. И шлёт нам свои мольбы. Их услышал Паустовский. И послал нам свою телеграмму-рассказ. Давайте ответим Паустовскому. Учащиеся зачитывают домашние сочинения-отклики на рассказ «Телеграмма» Я тоже написала такой ответ.
Послушайте. Родная и печальная земля! Ты телеграммы шлёшь, Мне остаётся памятью любить : О помощи взываешь, Отец и мать давно уж на кладбище. О человеческом напоминаешь, Не страшно небогатым в жизни быть Ты очерстветь душою не даёшь. Не оказаться бы душою нищим… Так в чём же смысл извечного пути? Зачем рождаемся, живём, страдаем?
Мы наши души грешные спасаем От злобы, безразличья, суеты. Вопрос :Так как же жить, чтобы не разрушить связей родителями, сохранить традиции? (В результате размышлений приходим к эпиграфу урока : «За добро плати добром».) Финальный аккорд урока – исполнение всем классом песни В.Мигули «Не остуди своё сердце, сынок!»
Источник: www.myshared.ru
Конспект урока по литературе на тему «К. Паустовский «Телеграмма»»
Задачи : Определить, какую нравственную проблему решает автор в произведении. Формировать у учащихся ведущих вопросов по пониманию рассказа.
Оборудование: картины осеннего леса , рисунки к рассказу , портрет Гоголя , план анализа .
Ход урока
I. Орг. момент .
II. Проверка домашнего задания
1 . Творческая история произведения ( опережающее задание)
III. Анализ произведения.
Основные персонажи:
А) Катерина Петровна
Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании , даже омертвление природы .
Октябрь – «на редкость холодный»
Само время , кажется , замедлило своё течение (тучи «тащились» , «цеплялись» , дождь сыпался «назойливо») , и вечно будет длиться нагоняющий тоску осенний месяц .
Безотрадная картина вполне соответствует внутреннему состоянию Е . П . Автор нигде не выражает прямого сочувствия героине . Оно скрыто в характере повествования .
Когда жизнь природы замерла , Екатерине Петровне стало ещё труднее вставать по утрам (значит и без того было трудно) .
Замерла жизнь и в старом доме . Что об этом свидетельствует?
Об этом свидетельствуют детали интерьера: «горький запах нетопленых печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие часы на столе, давно не чищенный самовар».
За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одинокой, доживающей свой век женщине.
Подтекст рассказа неизмеримо богаче текста. «Мемориальный дом».
Автор не рассказывает подробно о юности героини. Читатель восстанавливает прошлое К. П. по ряду различных деталей.
Какие это детали? Случайны ли они?
В подтексте рассказа живёт мысль о беспечном течении бытия, о вечной смене поколений, о единении людей – только оно и есть средство от беспамятства, залог того, что цепь времён не прервётся. (Образы Манюшки и Тихона).
— Как создаётся эмоциональный фон рассказа уже в его начале?
— Как передаётся одиночество Катерины Петровны?
— Она впервые за год решилась выйти из дома , когда кто-то долго стучался в калитку . А почему она всё-таки решилась идти?
— Прочитайте ещё раз этот отрывок . Какова роль пейзажа в этом эпизоде?
— В судьбе клёна , как он описан в рассказе , точно видна неустроенность , одиночество: « Ему некуда было уйти от этой беспробудной , ветреной ночи» .
— Именно после этой встречи с клёном она решается написать письмо дочери . А что-то удивило в этом письме?
Образ К . П . очень цельный . Она и окружающий её мир – единое целое . Пейзаж – это единственное лицо рассказа . Может быть именно природа помогает ей жить .
Ведь и сад , которым занимался её отец , и замёрзший клён , который она жалеет , так как его «посадила давно , ещё девушкой-хохотушкой» , — это всё её близкий мир , её родная земля , о которой в конце рассказа ещё скажет автор , земля , в которую опустили Катерину Петровну . Да и природа , провожая её в последний путь принарядилась: «Выпал тонкий снежок . День побелел , и небо было сухое , светлое…»
Б) Настя
— На страницах , рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде , почти нет описания природы . Почему? Ведь в Ленинграде много парков , скверов , садов .
— Автор много говорит о внешности Насти? «…русые волосы и большие холодные глаза» .
— Но можно ли говорить о чёрствости Насти , зная о её участии в судьбе художника Тимофеева?
— Какое чувство вызвало письмо?
— Когда прочла письмо , то вслух назвала одну причину , ненастоящую : «Куда там сейчас ехать . Разве отсюда вырвешься!»
— С одной стороны , она смогла понять художника Тимофеева , его непростой характер , а с другой – не почувствовала вовремя , что очень нужна матери , которая возможно умирала в те часы , когда её хвалили за внимание к человеку .
— Когда получает телеграмму , понимает ли она , о ком в ней говорится?
— Противопоставление этих слов бессердечному отношению героини к матери помогает нам понять ненормальность таких отношений .
— Да , такая жизнь , когда приходится лгать самому себе и другим ( помните , что ответила Настя старому художнику?) , когда заботясь о многих , не замечаешь , как плохо самому близкому тебе человеку , и оправдываешь слепоту своей души ложью , — такая жизнь ненормальна , она фальшива , неспокойна , когда-то приходит прозрение .
— Как Паустовский подчёркивает изменения в поведении героини , понявшей , что мать умирает?
— Олицетворением выражается авторская позиция .
— Почему портрет именно Гоголя , а не Пушкина или другого писателя?
— Настя получает телеграмму . Для нас важна реакция на телеграмму .
— Мы не видим дочери Катерины Петровны , но какое чувство к ней рождается?
Второстепенные персонажи:
Полную информацию смотрите в файле.
Источник: videouroki.net
Открытый урок по литературе «Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма» К. Г. Паустовского»
Урок внеклассного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма» Задачи: показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества. раскрыть понятие «нравственные ценности» и определить их роль в жизни человека формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения воспитывать любовь и ответственность за судьбу близкого человека Тип урока: урок – беседаОборудование: тексты произведения, цветные карандаши, листы А4 Ход урока: «1. Организационный момент. О.
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | — |
Тип | Конспекты |
Автор | Грязнова А.И. |
Дата | 06.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
Урок внеклассного чтения по произведению К.Г.Паустовского «Телеграмма»
Тема: Нравственные ценности в рассказе «Телеграмма»
Цель: формирование представлений о нравственных ценностях, гуманизация отношений к матери
— показать возможности человеческой души, её положительные и отрицательные качества.
— раскрыть понятие «нравственные ценности» и определить их роль в жизни человека
— формировать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения
— воспитывать любовь и ответственность за судьбу близкого человека
Тип урока: урок — беседа
Оборудование: тексты произведения, цветные карандаши, листы А4
1. Организационный момент. Определение цели и задач урока (учащиеся)
Эпиграф к уроку:
За все добро расплатимся добром,
За всю любовь расплатимся любовью.
2. Первичное восприятие текста.
— Ребята, подумайте и продолжите фразы:
— Мне рассказ понравился, потому что…
-Мне рассказ не понравился, так как…
— Ребята, как вы понимаете выражение «нравственные ценности»? Что это такое?
— О каких нравственных ценностях идёт речь в рассказе?
4. Работа по тексту рассказа (обсуждение, анализ ситуаций)
-Кто является главной героиней рассказа? (Настя)
-Что вы можете о ней сказать?
— Зачитайте некоторые элементы портрета героини (учащиеся зачитывают детали портретной характеристики Насти)
— Где живет Настя? А её мать?
— Почему рассказ называется «Телеграмма»?
— Раскроем образ Катерины Петровны
— Как передается образ Катерины Петровны? (автор говорит, что она «доживала свой век», а не жила. Ей не с кем было поговорить о прежней жизни. Она все время сидит на диване и ждет, что придет дочь. Катерина Петровна всё перебирает какие-то бумажки в ридикюле, это те извещения, которые она иногда получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что прикасается к дочери)
Роль пейзажа.
-Для чего автор показывает встречу Катерины Петровны с кленом?
— Какие чувства в душе Катерины Петровны?
— О чем или о ком её мысли? Какое настроение в душе Катерины Петровны?
— Что решила сделать Катерина Петровна после этой встречи? (написать письмо Насте)
Образ Насти. Её работа, жизнь.
-Есть ли описание природы на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде? Почему?( она была чёрствым, недобрым человеком)
-Как описывает автор внешность Насти? (глаза)
-Когда Настя прочитала письмо от матери? (зачитать)
— Действительно ли ей некогда?
-Как проявила себя Настя в организации выставки? Как оценили деятельность Насти художники?
(её хвалят за внимание к человеку, за заботу, за чуткость)
— Но… проявляет ли чуткость, внимание Настя к самому близкому и дорогому человеку — матери?
(чтение эпизода получения телеграммы)
-Как вы оцениваете то, что Настя скомкала телеграмму и нахмурилась? Так нужно было поступить? Имела ли она на это право?
— Разве могут быть такие преграды, которые нельзя было бы отодвинуть ради близкого человека?
-Кто посылает телеграмму Насте? Почему?
-Что проявляет Тихон по отношению к Катерине Петровне? (доброта, чуткость, человечность)
-Почему Тихон решился на обман? Почему он приносит Катерине Петровне «телеграмму» от Насти? (он преподнес настоящий урок нравственности Насте)
— Чей образ в рассказе противопоставлен образу Насти? (образ молодой учительницы)
— Что вы можете о ней сказать?
-Приезжает ли всё-таки Настя к матери?
-Почему она уезжает из деревни «крадучись»? Чего она боится? (она боится людской молвы, людского суда)
5. Составление кластера. Проверка понимания изученного.
— Так о каких же нравственных ценностях мы вели разговор?
— Ребята, а теперь я попрошу вас обратиться к своим кластерам. Возможно, что-то вы захотите добавить или изменить. (Обсуждение кластеров).
— Давайте подведём итог нашей беседы.
— Скажите, возможно ли жить без тех ценностей, о которых мы сегодня говорили?
— Достойна ли Настя…. называться дочерью? Почему?
— Осуждаете ли вы Настю?
7. Домашнее задание.
Дома вы должны написать небольшую творческую работу «Письмо Насте». В этом письме вы можете осудить Настю, указать на её ошибки или дать совет.
Источник: for-teacher.ru