В жизни, пожалуй, каждого человека есть три базовых этапа становления личности: семья, школа и профессиональная деятельность. Думаю, никто не станет спорить, что школа нередко играет в этом ряду одну из главных ролей. Ведь именно в школе человек определяет траекторию своего дальнейшего развития, а значит, и всей жизни. Все, что было заложено в семье, что ребенок понял и принял для себя как главные ценности, – все эти ростки должны расцвести полным цветом именно в школе. И поливать их, не дать им завянуть, явить миру их истинную красоту – благородная миссия учителя.
Между словами «школа» и «общество» можно поставить знак равенства, поэтому еще одна задача педагога – относиться с вниманием и заботой к каждому ученику так, будто он самое важное звено одной цепи. Таким образом, школа становится, с одной стороны, мостиком между подрастающим человеком и обществом, с другой – моделью последнего.Истинный учитель умеет создать в классе атмосферу сотрудничества, которая укрепляет чемпионский дух.
ЭЛИТНАЯ ШКОЛА! Ребята учатся в новой школе!
В школе действуют спортивные идеалы, согласно которым победы можно добиться только в сплоченной команде, стремясь не только к личным, но и к общим результатам.В этой связи нельзя не сказать о колоссальной ответственности учителя перед обществом. Судьба человека зависит как от его собственного выбора, так и от людей, которые ведут его по жизни.
Наши слова, действия, нравственный закон, в соответствии с которым мы совершаем поступки, определяют траекторию движения наших учеников. Об этом нужно помнить, заходя в класс и предлагая ученикам тему очередного урока.Роль директора школы также значительна.
Поскольку школа играет одну из главных ролей в общественной жизни страны, руководитель каждой образовательной организации также отчасти несет ответственность за то, в каком обществе мы живем. Как я уже отметила, каждая школа – определенная модель социума.
И те процессы, которые локализованы внутри нее, позволяют судить о том, что происходит в обществе в целом.В зеркале школы все видно очень ясно. Через школу мы узнаем друг друга, дети находят здесь первых друзей. Через школу люди познают целый мир. Да, в тот период, пока человек учится, у него формируется мировоззрение, он определяет оптику своего видения.
И мы в силах сделать так, чтобы мир стал для него местом, полным возможностей, любви и поддержки. Мы можем стать для ученика тем самым лучом света в темном царстве, о котором нередко предлагаем ему поразмышлять в школьном сочинении.Школа – это, кроме прочего, очаг культуры. Приведу пример. В нашем районе нет домов культуры, куда можно было бы пойти вечером или в выходные.
И наша школа стала таким местом. Мы всегда стараемся что-то организовывать – в актовом зале, на спортивной площадке. Причем эти мероприятия не только для учащихся школы и их родителей, но и для всех жителей района.
Убеждена, что школа должна стать центром более широкой коммуникации и культурного обмена.Для нас это особая тема, ведь в стенах школы №2042 учатся ребята из разных стран, представители различных диаспор, религий, а значит и культурных традиций. Мне кажется, для детей это великолепный опыт. Они не замыкаются в себе, не становятся изолированными внутри своей этнической группы, а общаются друг с другом. В нашей школе этот контакт всегда происходит очень гладко и безболезненно.
Школа Девочек VS Школа Мальчиков || Смешные моменты с одноклассниками в школе
Школа – это поставщик необходимых социуму людей. Звучит немного грубо, но верно, ведь мы выполняем общественный заказ: сегодня обучаем детей так, чтобы завтра они стали достойной частью общества. Мы должны растить новое поколение для завтрашнего дня. Убеждена, что именно в этом наше главное предназначение.
Гаянэ АБРАМЯН, директор школы №2042 имени Лазаревых
Источник: ug.ru
Роль школы в социализации ребенка
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает умеющего жить в социуме члена общества.
Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет.
Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.
Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.
Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.
Что такое социализация личности
Социализация личности — это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.
Социализация — это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук — философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.
Школа, как институт социализации
Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.
Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:
- социально-психологическое — неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
- социально-педагогическое — усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.
Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.
Проблемы школьной социализации
Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.
Пути решения этой проблемы специалисты видят в:
- постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
- стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
- создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.
Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.
Источник: fulledu.ru
Школьная иерархия. 10 главных ролей в классе вашего ребенка
Если ваш ребенок оказался в новой школе, поддержите его и помогите влиться в коллектив. Иногда освоиться тяжело: «притирка» может длиться от двух недель до трех месяцев.
Поговорите с ребенком о том, как он ведет себя в школе, с кем общается. Подскажите ему, какие роли у его одноклассников. Задайтесь вопросами, комфортно ли ребенку в его роли? Если нет, то как ее поменять, каким качествам стоит научиться?
Если вы будете знать об основных 10 ролях, то сможете подсказать детям правильные практики в общении и дать совет, как выстраивать отношения.
1. Лидер — одноклассник, который отличается ответственным поведением. Это дети, которые быстро организуют компанию, придумывают для каждого роль и занятие. Важно, что лидер — не тот, кто навязывает всем свое мнение, а тот кто хорошо чувствует чужие потребности. Он может создать в коллективе атмосферу спокойствия.
У него всегда есть группа поддержки. Но лидеру обязательно нужен чуткий взрослый, который его направляет. Если же учитель и родитель не способны обозначить для лидера границы, он может стать провокатором агрессии, конфликтов, стычек, группировок и соперничества.
2. Одиночка — человек, занимающий нейтральную позицию. Он не всегда одинок из-за того, что его не принимают в коллективе. Это может быть осознанным выбором. Ключевой фактор – его комфорт.
В норме одиночка общается со всеми, но не строит сильных эмоциональных связей.
3. Эксперт — тот, к кому обращаются, если группе нужно что-то сделать или узнать. Он глубоко разбирается к теме и всегда на своей волне. Это удобная и выгодная роль, которой можно обучить практически любого ребенка. Вопрос в том, что его интересует: танцы, мифы Древней Греции или игра Among Us.
4. Переводчик или переговорщик — тот, кто скажет: “Петя на самом деле не хотел тебя обидеть”. Его ключевые черты — экстраверсия и подвешенный язык. Ему не нравятся конфликты, он посредник и может договориться с учителем или детьми из другой группы.
5. Шут — тот для кого невыносимы острые переживания. Способность шутить скрывает его чувство неловкости и снимает внутреннее напряжение. Шут зависим от того, одобряют ли окружающие его поведение.
Публика, привыкнув к выходкам шута, ждет от него именно такого поведения. Самое опасное, что изжить подобную репутацию практически невозможно.
6. Волшебник связывает группу с потусторонними силами и распространяет легенды. Он учит гадать на картах, общаться с духами. Волшебники находятся немного в стороне от основных групп, но на вечеринках могут быть в центре внимания, создавая дух секретности.
7. Протоколист все записывает, уточняет, помнит, знает. Это администратор или своеобразный бухгалтер. Его никто не трогает, с ним никто не ссорится. Такая роль, как и роль переговорщика, скорее идет от природы — педантичности трудно обучиться в школьном возрасте.
8. Козел отпущения — тот на ком отыгрываются. Если его нет — это прокол лидера. В большинстве случаев за его счет самоутверждаются остальные дети. Подростки еще не понимают, что возвышаться нужно, соревнуясь с собой, а не за счет унижения других.
В классе, где есть козел отпущения, не формируется здоровый коллектив: дети учатся тому, что есть «прокаженный», над которым нужно глумиться, а не протягивать ему руку помощи.
9. Звезда снимается в рекламе, ведет блог или просто богата. Это яркие и красивые дети. Они любят быть в центре внимания, любят, чтобы ими восхищались. На них хотят быть похожи, другим нельзя их дискредитировать.
Такого ребенка важно учить не выпадать из группы, а следовать ей.
10. Оппозиционный лидер – тот, кто скажет про лидера “Он ведет вас не туда” и возьмет на себя ответственность за коллектив. Это разделение лидерства может ни к чему не привести, а может быть причиной для стычки в классе: когда дети делятся на две части и воюют. Это нормальная война, если она не перерастает в травлю.
Если вам интересна тема отношений в школьном коллективе, обратите внимание на мой вебинар «Школа без травли» . Подписывайтесь на мой Дзен , чтобы следить за статьями о детской безопасности.
Источник: dzen.ru