Сейчас в интернете бродят споры о том, была ли советская система образования лучше современной или все же современная намного круче и эффективнее с ее ЕГЭ. Однако, наблюдая за детьми, молодым поколением понимаешь, что не может и образование каким бы оно не было на тот момент хорошим и эффективным оставаться на месте. И тут уже вопрос даже не на уровне «плюс предмет, минус предмет», «сдавать ЕГЭ» или что то другое, тут уже вопрос в самих принципах образования.
То, что придумали в Финляндии не является каким то прорывным или фантастикой. Все это постепенно уже напрашивается и напрашивается. У меня ребенок в 5 лет знает смартфон и компьютер лучше жены, а на вопросы которые он задает бывает трудно и самому ответить. Может быть в школе многим детям уже просто скучно и не интересно учиться т.к. окружающий мир сильно ускорился? Или все же до этого еще далеко и классические формы образования совсем не изжили себя?
Посмотрите, что финны пытаются внедрить уже наверное с 2015 года .
ФИНСКИЙ ЯЗЫК ДО ПОЛНОГО АВТОМАТИЗМА С НУЛЯ УРОК 1 УРОКИ ФИНСКОГО ЯЗЫКА
Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в международном рейтинге оценки качества образования PISA. Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.
Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.
Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие.
Глава Департамента образования Хельсинки заявил, что потребности сегодняшних учеников в знаниях сегодня сильно изменились, поэтому стало невозможно обучать их по старомодным методикам. Теперь вместо уроков общей истории и математики, географии и физики, а также литературы финские школьники будут получать знания о различных явлениях и событиях в междисциплинарной форме.
К примеру, основные события Второй мировой будут изучаться как с исторической, так и с географической, и математической точки зрения. А взяв курс «Основы работы в ресторане/кафе» школьники смогут получше разобраться в микро — и макроэкономике, попрактиковаться в устном речи на английском и повысить свои навыки общения с другими людьми.
Новая система будет введена во всех школах Финляндии примерно к 2020 году, а участвовать в ней будут только старшеклассники. Они должны будут самостоятельно выбрать, какую тему они хотят пройти, исходя из того, чем они хотят заниматься во взрослой жизни. Им не придётся задаваться вопросами: «А зачем я учу этот предмет?» или «Пригодятся ли мне эти знания в будущем?».
Изменится и формат построения общения учителя с учениками. Планируется, что ученики станут работать в небольших группах, обсуждая заданную тему с товарищами и с учителем. Кроме того, учителя разных предметов будут тесно взаимодействовать друг с другом, ведь для успешного обучения детей им понадобятся знания в самых различных областях.
САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИНСКИЙ. УРОК 1. ВИДЕОУРОКИ ФИНСКОГО ЯЗЫКА.
Помимо этого в Финляндии с 2017 года ученикам разрешили почти полностью отказаться во время занятий от ручки и карандаша в пользу компьютерной клавиатуры. Тем не менее занятия с прописями пока полностью отменять не планируется.
Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней:
— нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;
— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.
В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.
7 принципов школьного образования в Финляндии:
1. Равенство
Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных.
Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.
Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.
До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.
— Всех предметов.
Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.
Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.
Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.
Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха.
Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.
«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.
Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.
— Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.
Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).
2. Бесплатность
Кроме самого обучения бесплатны:
-обеды;
-экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность;
-транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;
-учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.
Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.
3. Индивидуальность
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.
На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.
В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:
Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.
Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.
4. Практичность
Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.
В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.
Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.
Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.
6. Добровольность
Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.
В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.
Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».
В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают.
Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.
Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.
7. Самостоятельность
Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.
Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.
Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.
Когда и сколько учимся?
Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.
Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».
Чему учимся?
1–2 класс:
Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 класс:
Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение.
Учителя-предметники появляются только в 7 классе.
7–9 класс:
Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».
Кому нужны оценки?
В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.
Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.
Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.
Мелочи школьной жизни
Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!
Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе.
Источник: masterok.livejournal.com
Финляндия продолжает строить забор на границе с Россией
На российско-финской границе возводится комплекс ограждений властями Финляндии.
Речь идет о сорокакилометровом участке на границе России с финским регионом Северная Карелия. Хозяев прилегающих территорий оповестят о строительстве в ноябре 2023 года.
Как сообщает «Патрульный Петербурга», ещё 72 километра ограждения начнут возводить весной 2024 года.
Ранее телеканал «Санкт-Петербург» сообщал, что билеты на автобус в Финляндию раскупили на три недели вперед.
Лента новостей
Правительство ввело ограничение на экспорт бензина и дизеля
21 сентября 14:28
Петербуржцы будут ездить на дачи по новым дорогам
21 сентября 14:14
«Приоритет 2030»: студенты Петербурга рассказали о своих проектах в сфере новых технологий
21 сентября 14:05
В Петербурге проходит Балтийский форум ветеринарной медицины и продовольственной безопасности
21 сентября 14:02
Площадка для открытого диалога: В Петербурге проходит форум Baltic Weekend
21 сентября 14:02
«Приоритет 2030»: студенты Петербурга рассказали о своих проектах в сфере новых технологий
В ведущих городских вузах разрабатывают технологии, которые сегодня востребованы на крупных производствах страны. Благодаря программе «Приоритет 20-30» и национальному проекту «Наука и Университеты» молодые специалисты привлекаются к изготовлению изделий для реальных заказчиков.
21 сентября 14:05
Черная бухгалтерия и десятки миллионов: что известно о преступной схеме при регистрации транспорта в Петербурге
Они снимали и ставили машины на учет быстро и без проблем. Любые услуги за большие деньги. Офисы у МРЭО. Колл-центры в разных местах. «Решальщики», как сообщил полицейский Главк, получали десятки миллионов рублей. Часть прибыли приносили сотрудникам ГИБДД.
Наручники надели всем. Масштабная операция полиции и ФСБ прошла сегодня, двадцатого сентября, в Санкт-Петербурге.
21 сентября 00:06
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
«Путь в Санаин. История одного детдома». В музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку, основанную на реальных событиях. Экспозиция рассказывает о непростых испытаниях ста маленьких ленинградцев в страшные годы войны.
20 сентября 23:18
Мировые звезды и премьеры: что к новому сезону подготовил для публики Мариинский театр
Президент России Владимир Путин провел встречу с попечительским советом Мариинского театра в Константиновском дворце в преддверии 240-летия театра. Участие в беседе принял губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, а так же главы крупнейших российских компаний и профильные чиновники. Губернатор передал главе государства слова благодарности от блокадников за принятое решение о единовременной выплате по случаю 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Также по поручению президента компания РЖД предоставит с 1 декабря 2023 года жителям блокадного Ленинграда право бесплатного и бессрочного проезда в поездах дальнего следования, курсирующих внутри страны, без ограничения по количеству поездок.
20 сентября 23:13
Как бары и рестораны зарабатывают и экономят на бизнес-ланчах
Бизнес-ланч давно стал неотъемлемой частью меню практически любого ресторана, кафе или бара в Петербурге. Для гостей – это экономия времени и денег. А вот для самих заведений не самая прибыльная акция.
Источник: tvspb.ru
«Я покупаю с рынка»: 4 особенности финского языка, которые вас удивят
Учить английский — это необходимость. Французский или китайский — скорее желание узнать новое. А зачем же учить финский? Наш блогер, репетитор Алиса Сергеева, считает, что финский помогает лучше понять культуру жителей этой страны. А еще это возможность познакомиться с языком, кардинально отличающимся от русского.
На финском говорит большинство населения Финляндии (92%), а также этнические финны, живущие вне Финляндии — например, в Швеции, Норвегии, США, Эстонии или России (преимущественно в Ленинградской области или Карелии). Финский язык считается одним из самых сложных, поэтому его не учат просто так. Если человек собирается изучать финский — значит, у него есть конкретная цель. Скорее всего, он либо планирует переехать в Финляндию, либо уже это сделал. Финский редко учат для себя в качестве хобби.
Да, это очень интересный язык, красивый, мелодичный, со своей логикой, со своими правилами и грамматикой, но не каждому он под силу. Чтобы выучить финский, нужна мотивация. Когда я начинаю обучение, сначала знакомлю с языком, чтобы ученик «на берегу» понял, какие особенности его ждут.
1. Падежные окончания вместо предлогов
В русском языке, чтобы обозначить покупку где-то, мы используем предлог «в»: я покупаю в магазине, в ларьке, в киоске. У финнов предлогов нет — их заменяют падежные окончания: minä ostan kaupasta (дословно — «я покупаю из магазина») или minä ostan torilta («я покупаю с рынка»). То есть, по логике финнов, покупают не где-то, а откуда-то.
С потерями также: в русском языке теряют где-то (например, на улице или в лесу), а финны теряют куда-то. Например, kadotin lompakon kadulle — «я потерял бумажник на улицу».
2. Разные варианты финского языка
Интересная особенность финского языка — деление на несколько типов:
- Yleiskieli. Это общеразговорный, общеупотребительный вариант, который понимают во всей стране. На нем говорят на радио, телевидении. Это официальный язык. Если на этом языке будет говорить иностранец, его все поймут, вопросов к нему не будет.
- Kirjakieli. Это язык, который используется в письменной речи. ЕГо используют в официальных СМИ, в документах, в газетах и журналах.
- Puhekieli. Язык, на котором финны говорят между собой. Интересно, что разговорный финский — это действительно отдельный язык. По нему созданы отдельные учебники и курсы, читаются лекции в университетах, потому что это отдельный формат, который изучается теми, кому финский интересен. Разговорный финский используется в устной речи, на нем не пишут. В разговорном языке есть сленговые слова, сокращения, выпадение букв, сокращение слов, замена лексем (когда одно слово заменяется совершенно другим, одинаковым по значению).
3. Диалекты финского языка
Во многих регионах Финляндии свои диалекты, и это создает дополнительные сложности для тех, кто его изучает. Всего в Финляндии выделяются семь (в последнее время — восемь) основных диалектов, образующих два наречия — западное и восточное. Иногда финны из разных регионов не могут понять друг друга.
Но для иностранцев все просто: если вы живете в определенном регионе, старайтесь вникнуть в язык этого региона. Если говорят на диалекте — изучайте этот диалект, если говорят на сленге (например, в Хельсинки это сленг stadin slangi) — изучайте этот сленг. Если не говорят ни на диалекте, ни на разговорном, ни на сленге — смотрите, на каком говорят, изучайте этот язык.
4. Идиомы в финском языке
Это отдельная история. Идиомы делают речь более выразительной. Если вы их используете, уважать вас будут чуть больше — значит, вы в теме. Очень важно понимать даже простые идиомы. Например, olla pihalla — дословно можно перевести как «быть во дворе», но используется эта фраза, когда человек чего-то не понимает: (olen ihan) pihalla — «я вообще ничего не понимаю».
Как подтвердить знание финского
В России подтвердить знание этого языка невозможно, нет никакого экзамена, официально присваивающего уровень. Конечно, если вы учитесь в университете по специальности «финский язык», у вас будет определенный уровень владения языком и запись об этом в дипломе. Но для поступления на учебу в Финляндию в любом случае понадобится сертификат, где будет указан ваш действующий уровень (А2, В1, В2, С1). Чтобы сертификат получить, надо пройти YKI тест. Сдают его в Финляндии — вы дистанционно записываетесь на экзамен, оплачиваете его и приезжаете сдавать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: nito / Shutterstock / Fotodom
Источник: mel.fm