Фотографии: Depositphotos / Иллюстрации: Юлия Замжицкая
Методологии работы SCRUM и Agile существуют более 20 лет. Их главное отличие — быстрая адаптация продукта к меняющимся условиям. Сначала эти техники относились к сфере IT, затем перекочевали в бизнес и управление. Вместе с Никитой Муковозовым, заместителем директора саратовской школы № 95, рассказываем, как эти методологии прижились и в образовании.
Как Scrum адаптировали для школы
Scrum — одна из методологий Agile. Слово «scrum» переводится как «схватка». Основа подхода — за короткий период достичь поставленной цели, адаптируясь под изменения. Интенсивные периоды называются «спринтами», а работа идет в команде, которая состоит из владельца продукта, команды разработки и Scrum-мастера.
В 2011 году Вейли Вейнандс, учитель химии и физики из Голландии, основал программу EduScrum и адаптировал бизнес-технологию для образовательных нужд.
Scrum in under 5 minutes
Вилли Вейнандс. Источник: eduScrum
В школе работа по Scrum выглядит следующим образом. Сначала преподаватель или весь класс выбирает EduScrum-мастера, который рекрутирует себе команды. Главное условие — выбрать людей с разными навыками и компетенциями. Сперва роль EduScrum-мастера разделяет и учитель, чтобы постепенно полностью передать полномочия капитану.
Получается следующее распределение ролей:
- Учитель — владелец продукта.
- Команда разработки — команда школьников (четыре-пять человек).
- EduScrum-мастер — капитан команды и частично учитель.
Далее учитель обозначает:
- Что именно должно быть изучено.
Например, нужно выполнить сопоставительный анализ поэтических текстов: определить идею, проблематику, мотив, композицию, стилистику и так далее. - Зачем это изучать.
Например, чтобы написать сочинение.
И следит за ходом работы.
Ученики в командах анализируют тексты, ищут информацию, делают выводы, а в конце представляют получившийся результат. Коммуникация между командами приветствуется.
Основа EduScrum-процесса — спринты. Это может быть несколько уроков или триместр. Школьники регулярно проводят быстрые собрания («летучки»), чтобы обсудить сделанное и определить план до следующей встречи.
Отдельная роль отводится Scrum-доске. Она наглядно показывает прогресс, который видит каждый участник. На ней обозначены статусы каждой задачи в спринте:
- надо сделать;
- в процессе работы;
- сделано.
В итоге работа по SCRUM еще сильнее, чем обычные проекты, помогает развить у учеников soft skills, автономность, ответственность и гибкость.
Педсовет — сообщество для тех, кто учит и учится. С нами растут профессионалы.
Introduction to Scrum — 7 Minutes
Хотите успевать за миром и трендами, первыми узнавать о новых подходах, методиках, научиться применять их на практике или вообще пройти переквалификацию и освоить новую специальность? Всё возможно в нашем Учебном Центре.
На нашей платформе уже более 40 онлайн-курсов переквалификации и дополнительного образования.
Как Scrum применяют в России
В некоторых российских школах проводились уроки и мероприятия по методу EduScrum. В Саратове в МОУ «СОШ № 95 с углубленным изучением отдельных предметов» с 2018 года ведется обучение по EduScrum по некоторым предметам:
- окружающий мир (4 класс);
- литература (все пятые классы, шестой класс, девятый класс);
- биология (пятые-шестые классы).
В прошлом году у выпускников 11-го класса уроки литературы тоже проходили по методике EduScrum. Результаты у тех, кто сдавал ЕГЭ по литературе, составили от 80 до 97 баллов.
Заместитель директора, учитель русского языка и литературы Никита Муковозов рассказал о том, как организовано обучение:
«Каждый урок проходит по EduScrum согласно установленным правилам. Класс делится на группы по пять-шесть человек и работает над темой. Это может быть и работа над сочинением. Недавно ученики пятого класса иллюстрировали эпизод рассказа «В дурном обществе», а учащиеся девятого класса снимали сцену из фильма по роману «Герой нашего времени».
Работа по EduScrum нравится детям, однако на учителя ложится дополнительная нагрузка. Нужно больше времени на подготовку к таким урокам. Оценки становятся объективнее и осмысленнее, так как каждый демонстрирует свои знания и понимает ценность своей работы».
В школе № 95 есть классы с классической программой, если ребенок категорически не хочет работать по методу EduScrum.
Не все родители учеников школы № 95 сразу одобрили EduScrum. Кто-то выбрал параллельные классы, кто-то уже знал о SCRUM по своей работе, а кто-то был готов попробовать. Для родителей также проводились мастер-классы, чтобы на практике показать, как это работает и как будут заниматься их дети.
В России у EduScrum есть официальные представители и тренеры, которые проводят мероприятия и стажировки в разных регионах страны. На сайте проекта можно подробнее узнать о методике и скачать руководство по EduScrum.
Материалы по теме:
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Источник: pedsovet.org
Что такое метод Scrum?
Scrum — это один самых гибких методов управления проектами. Основная цель: решать проблемы на стадии их возникновения, выпускать продукты с максимально возможной ценностью и минимальным количеством ошибок.
Scrum несложно освоить, но если в компании работают люди «старой закалки», то методика покажется им слишком энергозатратной (слишком много совещаний, постоянные замечания и «переделки» могут демотивировать). Тем не менее современные разработчики программного обеспечения чаще всего выбирают именно этот метод управления проектами
Нюансы Scrum
- наблюдение;
- решение;
- действие.
При слаженной работе, команде скрам удается создать доверие заказчика к продукту еще на этапе разработки.
Что такое Agile Scrum, каковы его принципы?
В официальной документации часто можно встретить термин Agile Scrum. Это полное название методологии. Скрам является одним из методов, пропагандируемых философией управления проектами Agile. Если описать взаимодействие Agile и Scrum простым языком, то можно сказать, что Agile — это диета, а Scrum — один из рецептов, который поможет похудеть.
Чтобы реализация проекта шла по плану, рекомендуется знать и понимать принципы Agile.
- Удовлетворение потребностей клиента. Желания заказчика всегда должны быть приоритетом. Даже если команде кажется, что она точно знает, как будет лучше, необходимо сначала получить согласие клиента. Вносить любые изменения можно только после положительной обратной связи.
- Качество и непрерывное совершенствование. Основная мера успеха — удовлетворенность клиента. Достичь желаемого можно только предоставив качественный продукт. Кроме постоянных проверок, тестирования, необходимо регулярно самообразовываться, следить за новыми тенденциями, инструментами.
- Активная совместная работа. Все члены команды должны быть активно вовлечены в процесс реализации проекта. У каждого участника должна быть личная мотивация выполнить свои задачи максимально качественно, точно в срок. Руководитель обязан обеспечить команду всеми инструментами, необходимыми для достижения успеха.
- Agile также подразумевает постоянную оценку текущих результатов, регулярную оптимизацию работы.
Принципы Scrum управления проектами
Жизненный цикл проекта разделяют на спринты: небольшие, но четко определенные периоды времени. По методологии, рекомендуемая продолжительность спринта составляет 3−4 недели (точный срок устанавливается, исходя из дедлайна).
После каждого спринта участники команды отчитываются о проделанной работе, предоставляют промежуточный результат на рассмотрение заказчику. После получения обратной связи, проводится работа над ошибками. Сотрудники переходят к следующему спринту. Благодаря Scrum, к дедлайну заказчик получает полностью рабочее программное обеспечение (или другой результат работы команды).
Преимущество Scrum перед другими методиками
Метод управления проектами Scrum — не единственный. Тем, кому нужно решать операционные задачи, часто пользуются Waterfall. Суть каскадной методики заключается в том, что команда выполняет всю работу самостоятельно на протяжение выделенного срока. После дедлайна клиент получает полностью рабочий результат.
Например, полностью наполненный сайт, который уже протестирован и даже SEO-оптимизирован. Главное преимущества такого метода: заказчик не тратит свое время на промежуточные обсуждения, получает готовое приложение (программу, сайт) «под ключ». Проблема в том, что клиенту может не понравиться результат и команде придется возвращаться к началу работы, жертвовать репутацией. Waterfall подходит для крупных компаний, проекты которых известны, а результаты предсказуемы для клиента. Правильно оформленное техническое задание также поможет избежать ситуации, когда заказчик получает не то, что ожидает.
Для небольших команд, которые выпускают уникальные продукты, Scrum является идеальным решением. Главное, чтобы заказчики были готовы к вовлечению, а не воспринимали регулярные запросы на обратную связь как признак неуверенности разработчика в результатах своей работы.
Кому может быть полезен Scrum?
Чаще всего скрам рассматривают в разрезе задач разработчиков программного обеспечения. Поскольку практически все продукты IT-сферы связаны с постоянным тестированием и исправлением ошибок, идея Scrum реализовывается максимально полно.
Но методологию можно применить практически в любой сфере деятельности, например на производстве. Практически любой проект можно разбить на спринты. Согласование промежуточных итогов работы позволит избежать ненужной работы, своевременно исправить допущенные ошибки. Скрам можно использовать и при одиночной работе.
Например, один из способов написания годового отчета: самостоятельный сбор данных и их структуризация, формирование структуры, заполнение документа. Все этапы работник проходит самостоятельно, и подает на утверждение руководителю готовый результат. В большинстве случаев руководитель вносит правки, и, если замечания критические, сотруднику приходится переделывать отчет заново.
Работа по Scrum строилась бы по следующему принципу. Вначале сотрудник за отведенное время собрал бы данные и получил у руководителя подтверждение, что именно эти цифры нужны для отчета и их достаточно. Аналогичным образом по результатам каждого этапа собиралась бы обратная связь. Ситуация, когда отчет сформирован и готов, но руководитель говорит, что нужно отобразить абсолютно другие данные, исключается.
Обзор основных ролей
Перед тем, как внедрять скрам, необходимо понять, кто именно должен реализовывать проект.
Описание ролей поможет правильно подобрать участников команды, которые реализуют первый проект без срывов.
- Владелец продукта.
Product Owner отвечает за конечный результат. Именно владелец принимает окончательные решения по результатам совещаний команды, коммуницирует с заказчиком. Важно, чтобы у каждого проекта был только один владелец. А вот ситуации, когда один владелец курирует сразу несколько разных проектов, допустимы.
При внедрении Scrum, HR-специалисты должны обращать внимание на авторитетных сотрудников с опытом работы на руководящей должности. Преимуществом будет наличие сертификатов Agile Alliance или Scrum Alliance.
Скрам-мастером называют лидера (но не руководителя!) команды. Очень важно различать две роли, поскольку окончательные решения и ответственность за них берет владелец продукта. Основная функция скрам-мастера: координация всех членов команды, помощь владельцу в распределении ресурсов, контроле.
Scrum Master также может проводить промежуточные совещания, отслеживать статус выполнения задач каждым участником команды. В маленьких компаниях мастер может отвечать за один из процессов разработки продукта. Но в крупных организациях Scrum Master является координатором-посредником.
Кандидат на роль скрам-мастера должен пройти любую сертификацию Scrum или Project Management Institute, иметь опыт курирования крупных проектов.
Как внедрить Scrum
Команду для реализации проекта собирает владелец продукта при тесном сотрудничестве с HR-дирекцией. Если есть возможность, то стоит реализовать «тестовый» проект с собранной командой, и лишь затем переходить к реализации крупных задач от внешних заказчиков. С точки зрения налаживания процессов, ничего сложного для опытного руководителя в Scrum нет. Основные проблемы связаны с «человеческим фактором». Далеко не все работники готовы отчитываться за каждый проделанный шаг и адекватно реагировать на постоянные доработки.
Внедрение Scrum необходимо начать со сбора команды.
Скрам-команды — это небольшие группы из 5−7 человек, которые занимаются технической реализацией проекта. Члены команды должны обладать специфическими навыками, а также хотя бы теории знать и понимать нюансы методологии Scrum.
Скрам мастера назначает владелец продукта после того, как будет сформирована скрам команда. При выборе кандидата важно уделять внимание не только профессиональным навыкам, но и чертам характера. Ведь именно скрам мастер будет отвечать за взаимодействие членов команды, гасить конфликты, выявлять и устранять проблемы с коммуникацией. Scrum-Master может иметь склонность к управлению людьми, но не должен командовать, брать на себя роль владельца продукта. Иначе конфликты обеспечены.
Технические особенности реализации проекта по методологии Scrum
Итак, все роли заполнены, можно переходить к реализации проекта. Первым этапом является создание исходного бэклога продукта. В России также встречается термин техническое задание. По сути, исходный бэклог продукта — это список всех пожеланий заказчика. После первого формирования бэклога проводится совещание касательно определения длины спринтов.
После завершения каждого этапа бэклог обновляется, а его содержимое ранжируется, исходя их переоценки важности задач.
Бэклог обычно состоит из двух типов элементов:
- эпики: основные вехи, ключевые этапы работы над проектом;
- истории: подробно описанные требования, которые должны быть выполнены.
Все невыполненные задачи приоритизируют от «горящих» до неважных. Затем команда проводит мозговой штурм и решает, сколько каких историй будет выполнено в предстоящем спринте, разбивает user stories на конкретные задачи. Во время совещания определяется и длина спринта.
Спринт — это временной интервал, во время которого реализовывается минимальное количество задач, необходимое для релиза продукта. Чем короче временной промежуток, тем меньший объем работы придется переделывать после получения критических замечаний от клиента. С другой стороны, слишком короткий спринт приведет к тому, что участники команды не будут успевать показать какой-либо конечный результат.
В конце каждого спринта проводится обзор итогов с демонстрацией проделанной работы. Если на совещании большинством участников будут продемонстрированы только промежуточные итоги, то стоит задуматься об увеличении длины временного интервала. В идеале, после завершения каждого спринта запланированные задачи должны быть полностью выполнены.
Нет ограничений на количество спринтов. Но при планировании работы над проектом обязательно нужно установить крайний срок и бюджет. Если хотя бы один из этих критериев не выбран, проект будет реализовываться бесконечно.
Scrum-доска как основной инструмент реализации проектов
Чтобы все участники команды были в курсе прогресса всего проекта, организовывается Scrum board. Это физическая или виртуальная доска, на которой размечено четыре столбца.
- «Для выполнения»: задачи и подзадачи, которые никто не взял в работу.
- «В процессе»: задачи, над которыми прямо сейчас идет работа.
- «Требует проверки»: выполненные задачи, которые необходимо проверить на ошибки перед презентацией на совещании.
- «Выполнено».
Каждая задача может быть отдельным клейким стикером с ключевыми словами, который крепится на стену. Но современные менеджеры используют цифровые доски. Карточки задач в таких программах могут быть оформлены с указанием ответственных лиц. Некоторые даже оснащены таймером, полями для комментариев. Все изменения вносятся в режиме онлайн и отображаются у всех участников команды.
Методика скрам достаточно проста для понимания, её несложно освоить. Но в коллективах, использующих на практике старые методы, любое нововведение может приниматься с недоверием. Это совершенно нормально, если первый проект не завершится в срок или выйдет за рамки установленного бюджета. Но если какой-то из членов команды явно саботирует процесс, игнорирует правила работы, необходимо подключить нового сотрудника.
Источник: synergy.ru
Просто про Scrum: гибкая разработка интернет-проектов
Сегодня мы расскажем о том, как может идти работа над вашим интернет-проектом. Вы узнаете о том, что такое «водопад», что такое «Scrum», чем они отличаются, и как это сказывается на работе маркетолога, контролирующего разработку на стороне клиента.
Вам доводилось когда-либо взаимодействовать с разработчиками? А не возникало ли у вас после этого желание подкрутить отверткой чего-нибудь в их мозгах? Чтобы лучше работали. Потому что одно маленькое недопонимание — и ждите на проекте эдакой миниатюрной катастрофы.
От слов — к статистике: перед вами процент успешно завершенных интернет-проектов в США за далекий 1994 год: А теперь 2012-ый. Думаете, многое изменилось?
На протяжении почти 20 лет между заказчиком и подрядчиком была какая-то преграда, мешающая вовремя сдавать интернет-проект, соответствующий требованиям. В чем проблема, по-вашему?
Дискоммуникация
Множество бизнесов теряло деньги из проекта в проект. С этим нужно было что-то делать. В результате была выработана концепция «гибкой» разработки в противовес стандартной. Сегодня в разработке есть так называемая «водопадная» модель (стандартная) и «гибкая» модель (Scrum, читается как «Скрам»). Если коротко: первая не предполагает частого контакта с исполнителем, вторая — напротив, всячески его поощряет. Сравните:
Стандартная модель: Waterfall / WTF
Суть «водопадной» модели заключается в следующем: 1. Вы анализируете потребности бизнеса, оформляете их в техническую спецификацию, отдаете в разработку. Техническое задание на проект средней сложности — это документ в 50 страниц, на разработку которого лично вы потратите достаточно много времени.
2. Начинается разработка, которая идет по определенным этапам: дизайн → верстка → программирование → тестирование → сдача проекта. Ждать, пока вы сможете «потрогать» проект, тоже придется долго. 3. Вы получаете готовый проект и работаете над его продвижением. На первый взгляд, такая модель работы абсолютно комфортно укладывается в голове и выглядит самой очевидной.
Однако у нее есть свои недостатки, и они существенные: Во-первых, «водопаду» нужно, чтобы вы спланировали весь проект сразу. А это значит — спланировали бюджет, выдвинули пожелания к срокам выполнения и, самое главное, сделали техническое задание, где были бы учтены все требования.
А зачастую, особенно, когда речь идет о каких-то инновационных проектах, продумать всё и сразу просто невозможно. Но «водопад» суров. Во-вторых, «водопадная» модель не предусматривает вашего активного участия в работе над проектом. Вы передаете требования, получаете дизайн, снова отдаете требования — и прощаетесь с проектом до самого его релиза.
Если мы говорим о небольших проектах-то «водопад» подходит идеально, но что, если есть объективная потребность контролировать весь процесс и корректировать его? К сожалению, снова мимо кассы. В-третьих, в «водопаде» очень дорого обходятся изменения. Например, ситуация: ваш проект находится в разработке. Он сложный, поэтому разрабатывается уже давно.
За это время рынок меняется, и какие-то функции на проекте становятся неактуальными. Вы звоните руководителю проектов и говорите, что такую-то функцию нужно переделать. Но полный функционал уже был описан в ТЗ, поэтому вам придется его переписывать и перезаключать договор, разработчикам — полностью приостанавливать рабочий процесс, а всё вместе это — потери времени.
В «водопадной» модели участие заказчика в разработке проекта минимальное (есть только на начальном этапе). По сути, вам не дают вносить изменения в проект и контролировать процесс, а потом демонстрируют готовый продукт. Логично, что такой «черный ящик» вас может не устроить: Итак, если ваш интернет-проект небольшой, вы точно знаете требования и не собираетесь ничего менять — можете выбирать подрядчика, работающего по стандартной «водопадной» модели.
Scrum — гибкий, но твердый
Противовес стандартной модели разработки — «гибкая» модель (Scrum). В Scrum весь процесс разработки строится иначе: 1. Вы также анализируете потребности бизнеса, но вместо технического задания просто готовите список всех функций (в этом вам помогает руководитель проекта). 2. Функциям присваивается приоритет (например, для интернет-магазина каталог товаров важнее, чем личный кабинет пользователя — следовательно, приоритет первого будет ощутимо выше). Пример типичного списка компонентов интернет-магазина, с приоритетами: 1. Разработка идет отдельными этапами по принципу: выбрали на этап самые приоритетные функции (на рисунке отмечены красным) → подготовили дизайн → сверстали → запрограммировали → запустили проект с минимальным функционалом → снова выбрали приоритетные функции… И так до последнего этапа. 2. В результате каждого этапа вы получаете полностью готовый, работоспособный проект, в котором реализованы самые важные с точки зрения вашего бизнеса функции. Который уже можно запускать. 3. Пока идет, например, первый этап разработки, вы можете пересмотреть свое видение проекта и что-то поменять в последующих. И эти изменения не будут дорогостоящими, как в «водопаде». 4. Каждый последующий этап будет наращивать функционал проекта, пока все функции не будут реализованы. Итак, если говорить об особенностях работы по Scrum’у, то нужно отметить:
- Прозрачность. В Scrum’е после каждого этапа разработки вам будут демонстрировать то, что получилось, а еще регулярно снабжать наглядными отчетами о том, как идут дела на проекте. Кстати, «хроника» работы над проектом, которая содержится в таких отчетах — очень полезная вещь при общении с боссом.
- Быстрые, дешевые изменения. Разработка ведется «кусочками», и это позволяет вам быстро внедрять новое в проект. Например, после окончания первого этапа и запуска проекта вы решили, что социальная сеть вам не нужна. Так как она имела меньший приоритет, к ней еще не приступали, а значит, вы просто связываетесь с руководителем проекта и вычеркиваете ее из общего списка функций.
- Быстрый запуск. Проект с базовыми функциями запускается уже после первых этапов разработки, после чего он с каждым этапом «обрастает» новыми функциями. А вы этим временем можете заняться, например, продвижением интернет-проекта в поисковой выдаче.
- Гибкий бюджет. В зависимости от того, как вы будете влиять на проект в ходе разработки — будет меняться и бюджет (причем, он может как уменьшиться, так и вырасти). В ряде случаев гибкость бюджета нежелательна, так как это мешает спланировать затраты (мы в таких случаях используем собственный метод — Scrum по фиксированной цене). А для стратапов и других продолжительных проектов, где сложно спланировать сразу весь бюджет, Scrum подходит безупречно.
Если у вас намечается длительный, сложный проект, которым вы живете и собираетесь жить ближайшие несколько месяцев — тогда только гибкая разработка и Scrum в помощь.
Еще одно очко в пользу Scrum — практика показывает, что успешно завершенных проектов, разработанных по Scrum, в 3 раза больше, чем таковых, разработанных по «водопадной» модели:
Источник картинки на тизере: IconArchive
Источник: www.cossa.ru