Сформулируйте правила общения с учителем одноклассником другом

Любые отношения, любое взаимодействие людей можно и нужно «выстраивать».

Скачать:

Предварительный просмотр:

10 ПРИНЦИПОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С УЧИТЕЛЕМ

Любые отношения, любое взаимодействие людей, даже в семье, можно и нужно «выстраивать». М.М.Безруких выделила 10 основных принципов эффективного общения.

Принцип 1. Уметь настроиться на эффективное общение.

Бесцеремонным и неуважительным по отношению к учителю следует признать вариант, когда родители «ловят» учителя после уроков для разговора. У учителя могут быть свои дела, свои планы.

Оптимальный вариант – предварительная договоренность, что позволит подготовиться к встрече и учителю, и родителям.

Следующий момент. Почему важно определить цель общения? Согласитесь, если цель общения – «выяснить отношения» или «поставить на место», то ей будут определяться и тон, и слова, и мимика, и жесты. Буквально с первого слова выстраивается «стенка», возникает напряжение.

Позитивный же настрой способствует и помогает общению.

Правила общения с подростками | Нина Зверева | Прямой эфир 22.03.2022

Если довлеет негативный настрой, стоит поискать причину. Может, у вас уже есть опыт негативного общения с этим человеком, определите, что именно вас огорчило, почему вам было сложно общаться, может, и вы были недостаточно корректны и спокойны? Такой анализ (как в таблице) помогает увидеть не только чужие, но и свои ошибки и выбрать правильную тактику новой встречи.

Упреки: «мало занимаемся», «не уделяем внимания…»

Моя реакция: не соглашалась, доказывала обратное, нервничала

Тон: резкий, безапелляционный

Тон: не самый ласковый, скорее агрессивный, очень хотелось поставить ее на место

Взгляд: холодный, настойчивый

Взгляд: скорее всего, я смотрела исподлобья

Как происходила встреча: разговор стоя, на ходу – демонстрация сильной занятости, всем видом показывала, что отрываю от важных дел

Мои ощущения: чувствовала себя неловко, как провинившаяся ученица, и злилась

Принцип 2. Уметь говорить.

Зачастую, начиная общение, мы не можем четко сформулировать свою мысль, а потом удивляемся, что разговор «не получился».

При подготовке к разговору необходимо четко и по возможности коротко сформулировать свою мысль, выделить наиболее весомые аргументы, которыми вы хотели бы ее подтвердить. В качестве вступления достаточно одной-двух фраз, включающих благодарность за отклик и встречу и подчеркивающих важность встречи и разговора.

Стоит ли говорить всю правду? Разумеется, не стоит бояться сказать всю правду и высказать свое мнение, даже если вы предполагаете, что учитель обидится. Однако делать это нужно взвешенно и корректно. Важно, чтобы слова не были агрессивными, бесцеремонными и чтобы они не унижали человека. В любой ситуации не стоит «переходить на личности».

Как вести разговор, чтобы он был эффективным?

— Обращайтесь к собеседнику по имени-отчеству, это располагает и поддерживает внимание;

— ссылайтесь в разговоре на мнение, высказывание собеседника: «Вы об этом говорили на собрании…», «Вы считали эту позицию верной…», «Вы сами высказывали эту точку зрения»;

Как разрешить конфликт с учителем? | Психология TutorOnline

— подчеркивайте свое уважение к собеседнику, к его мнению: «Я доверяю вашему мнению…», «Я понимаю вашу заинтересованность…»;

— обязательно подчеркивайте, что вы настроены на согласованное, совместное решение, подчеркивая общность задач: «Уверена, этот разговор поможет нам…», «Надеюсь вместе с вами…»;

— используйте невербальные средства привлечения внимания (интонацию и темп речи, визуальный контакт, мимику и жесты). Говорите размеренно и спокойно, при очень быстрой речи информация часто не воспринимается, теряется, мысль ускользает. Слишком громкая речь отталкивает, создает ощущение давления, а слишком тихая может создать ощущение робости, неуверенности.

Принцип 3. Уметь слушать и слышать.

Любое взаимодействие – диалог, а значит, необходимо не только донести свою мысль до собеседника, но и услышать его ответ, возражения, замечания и правильно отреагировать на них. Для этого необходимо слушать:

— активно – значит, понимать, о чем идет речь, но не фиксировать внимание на деталях; активное слушание позволяет на время отвлекаться, например, обдумывая свой ответ, свое возражение или согласие. Однако часто негативный настрой мешает выслушать собеседника. «Ничего нового не услышу…», «Все, что мне скажут, я и так знаю. » — такая позиция и подобные формулы мешают слушать;

— внимательно – означает концентрацию и сосредоточенное внимание ко всему, о чем говорит собеседник, не пропуская ничего;

— аналитически – комплексно воспринимать то, что и как говорит собеседник. Такое слушание позволяет анализировать акценты в речи, интонацию, мимику и жесты, читать «между строк», т.е. понимать то, о чем прямо не говорится.

Принцип 4. Уметь задавать вопросы и отвечать на них.

Какие вопросы разрушают общение? Например, вопрос, заданный спокойно, доброжелательно, уважительно, который может снять напряжение, звучит так: «Вы специалист, вы считаете, что именно так нужно поступить?» Однако если эта же фраза произносится с сомнением в голосе, то собеседник слышит в вопросе неуверенность в его компетентности, что может спровоцировать конфликт.

Или еще один вариант: «Объясните мне, пожалуйста, что происходит?» Такой вопрос, произнесенный заинтересованно и доброжелательно, позволяет собеседнику более полно объяснить ситуацию, стимулирует его быть открытым. Однако изменение интонации, жесткость взгляда, требовательность тона, даже подчеркнутое «пожалуйста» — может создать ситуацию, в которой собеседник будет вынужден оправдываться.

Значит, даже один и тот же вопрос может сыграть разную роль в ходе разговора.

Таким образом, вопросы не приведут к возникновению неловкости, если:

  • они не напоминают «допрос с пристрастием»;
  • не содержат упреков и подтекста;
  • прямые (основные) вопросы смягчены тоном, взглядом, жестами;
  • ваши вопросы не создают ситуацию шантажа или провокации, не ставят вашего собеседника в неловкую ситуацию и не задевают личностное достоинство собеседника;
  • задаются спокойно, заинтересованно, открыто.

Принцип 5. Уметь понимать, анализировать и контролировать свои невербальные коды общения.

Считается, что около 80% информации передается не с помощью слов, а посредством невербальных сигналов.

Позитивное общение характеризуется уважением к собеседнику, спокойствием, доброжелательностью, терпением. Как эти чувства проявляются в поведении?

Собеседники оба сидят (или оба стоят) напротив друг друга:

— плечи расслаблены, пальцы не сжаты в кулаки и не сцеплены до посинения, жесты спокойные;

— губы чуть приоткрыты, не сжаты;

— голос не громкий;

— темп речи спокойный;

— не рисуем нервно зигзаги на листе бумаги;

— не ерзаем на стуле, словно постоянно ищем более удобное положение.

Очень важно также чувствовать собственное эмоциональное напряжение и контролировать его.

Разговор учителя и родителей – достаточно специфическая ситуация, при которой сложно себе представить человека, раскачивающегося на стуле или положившего ноги на стол, но различные барьеры общения встречаются часто.

Еще по теме:  Как с вацапа перекинуть видео в Одноклассники с телефона

Сцепленные пальцы рук – демонстрация неприятия, негативных чувств, которые испытывает собеседник.

Скрещенные руки – признак закрытости, беспокойства, оборонительной позиции (учитель и родители часто разговаривают, находясь именно в этой позиции).

Частичные барьеры – это варианты закрытых жестов рук, когда человек дотрагивается одной рукой до другой, поправляя манжету, одергивая рукав, притрагиваясь к часам, браслету. Частичным барьером у женщин может быть скрещивание платка, шарфа, накинутого на плечи, использование в качестве барьера сумочки, которую она держит перед собой, а для учителя очень характерна в качестве своеобразного барьера стопка тетрадей или книг.

Принцип 6. Уметь наблюдать за собеседником и контролировать ситуацию общения.

В ходе общения, безусловно, важно контролировать собственные реакции. Однако не менее важно быть внимательным к тому, как воспринимаются ваши слова, учитывать вербальные и невербальные реакции собеседника, а также устанавливать и удерживать постоянный контакт.

Для того чтобы невербальные сигналы помогали общению, необходимо:

— не упускать из поля своего внимания изменение тона, мимики, жестов и позы собеседника;

— обращать внимание на резкие негативные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (закрытая поза, сжатые губы, напряженный взгляд, изменение интонации и т.п.);

— отмечать и использовать позитивные изменения в состоянии и внешнем облике собеседника (открытая поза, «потеплевший» взгляд, спокойные интонации, внимательное слушание и т.п.);

— контролировать собственное состояние и те невербальные знаки, которые считывает собеседник.

Принцип 7. Уметь решать проблемы в ходе общения, не создавая новые.

В процессе взаимодействия учителя и родителей совсем не редко возникают острые, проблемные ситуации. Если эти ситуации не удается сгладить, а проблемы решить – то неизбежен конфликт. Как решать проблемы, не создавая новые?

Если собеседник в ситуации общения нападает, наиболее эффективна следующая тактика:

— быть предельно спокойным и подчеркнуто вежливым, сохранять хладнокровие: «Я понимаю ваше возмущение (негодование), но давайте обсудим, что нужно сделать, чтобы подобные проблемы не возникали»;

— не перебивать (такие люди, как правило, быстро «выдыхаются» и не говорят долго);

— попросите собеседника повторить его аргументы: «Будьте добры, уточните, что вы имели в виду»;

— сделайте паузу в разговоре, найдите повод «отлучиться на минутку». Это поможет остудить пыл собеседника;

— переведите обвинительную речь в обсуждение путей решения проблемы вопросом: «Не могу согласиться со всем, что вы говорили, но мне интересно знать, что вы предлагаете делать…», «Как бы вы поступили на моем месте. », «Что бы вы сделали в этой ситуации. »;

— даже если вы недовольны разговором, не показывайте этого, вежливо попрощайтесь.

Принцип 8. Уметь отстаивать свою точку зрения, возражать и говорить «нет».

Многие считают, что отстоять свою точку зрения можно лишь одним способом – нападением, и, готовясь к неприятной встрече, «готовят» запас колкостей. Между тем тактика корректных выражений, спокойного, доброжелательного, но твердого отстаивания своей позиции более эффективна.

Отстаивая свою точку зрения, можно подчеркнуть важность мнения собеседника. Это поможет снизить сопротивление: «Для меня очень важно ваше мнение, но я хочу предложить другой взгляд на эту ситуацию…».

В ситуации, когда необходимо отстоять свою позицию, а собеседник уходит от темы разговора, ваши возражения помогают вернуть его к главной теме разговора: «Мы сейчас обсуждаем… Пожалуйста, вернитесь к этой теме.»

Не пытайтесь переубедить или настоять на своем во что бы то ни стало. Да, вы можете быть правы или искренне считать, что правы, но обсуждение проблемы не приводит к результатам. Поставьте точку, но точку в разговоре, а не в общении. Оставьте возможность нового разговора обязательно, именно это может заставить несговорчивого собеседника задуматься, а не затаить обиду.

Начиная разговор в следующий раз, ни в коем случае не напоминайте о предыдущей неудаче, не подчеркивайте свою правоту и правильность своей позиции, иначе продолжение конфронтации неизбежно.

Принцип 9. Уметь признавать свои ошибки и извиняться.

Все люди могут ошибаться, учителя и родители – не исключение. Однако ни одна сторона не пытается в этом признаваться. Мотивы могут быть разными, но чаще всего это боязнь «упасть в глазах», «потерять уважение» или «проиграть».

Способность признавать свои ошибки в ходе разговора (здоровая самокритика) нередко позволяет снять противоречия, прекратить конфронтацию.

Признание ошибки позволяет не ставить себя в неловкую ситуацию еще и потому, что и ваше мнение в ходе разговора может меняться, и вы можете признать правоту собеседника.

Принцип 10. Уметь показывать свое расположение и благодарить.

«Благодарность ничего не стоит, но дорого ценится» — известное выражение, но парадокс: сказать доброе слово мы либо забываем, либо не считаем нужным.

Разумеется, было бы нелепо благодарить за «приятный» разговор собеседника, с которым вы только что спорили, и все же слова «Спасибо, что нашли время…» не помешают.

В тех случаях, когда общение действительно было полезным, если ваш собеседник был искренно заинтересован, приложил усилия к решению проблемы, благодарность обязательна.

Даже зная принципы эффективного общения, каждый учитель или родитель будет выбирать свой путь, вносить свои нюансы. Необходимо помнить, что основная задача общения – сотрудничество, а позиция «Я очень эмоциональный человек и не считаю нужным себя ломать» в общении учителя и родителей неприемлема.

Источник: nsportal.ru

Правила общения с учителем в школе для детей

Однозначных правил общения в интернете пока не существует (слишком новое это явление), но мне представляется, что главное здесь, как и в любом другом, — это уважение к собеседнику и здравый смысл. Оттого, что учитель переписывается в мессенджере, он не перестаёт быть учителем. Ваше с ним общение не меняется автоматически только потому, что происходит в интернете.

Я составляла эту памятку на основе личного опыта, но главная её цель — не упрекнуть кого-то, а напомнить, что заботиться друг о друге и быть внимательными к собеседникам не так уж сложно.

Правило № 1. Здоровайтесь

Мне же такой подход не близок: если вы встречаете на улице знакомого человека каждый день, то приветствуете его, а не проходите мимо, потому что уже здоровались с ним на прошлой неделе. К счастью, моё мнение разделяют 75% читателей канала (в опросе приняли участие более 1000 человек).

Правило № 2. Выучите имя учителя

Я давно привыкла, что имя Ляйсан коверкают по-всякому: Лейсан, Ляйсян, Лейсян и даже Ляйсат. А если у тебя ещё и отчество Рафатовна, то вообще пиши пропало. Понятно, что я не самый удобный в этом смысле собеседник, но это же не аргумент, правда? 🙂

Правило № 3. Уважайте его личное время

Родители могут написать поздно вечером, ночью, в выходные… Этот вал информации, на которую нужно отреагировать, создаёт ощущение, что твоя работа никогда не заканчивается. Предвидя многие возражения, сразу скажу: я рада, когда родители моих учеников хотят со мной пообщаться, и всегда стараюсь идти на контакт. Меня лишь расстраивает, что сегодня общение в интернете часто сопровождается смешением рабочего и личного.

Правило № 4. Прислушивайтесь к просьбам

Вот реальная ситуация: классный руководитель должен отслеживать, кто из его учеников не пришёл в школу и почему. Я прошу родителей писать мне об отсутствии ребёнка до начала уроков и делаю это не случайно. У меня почти нет окон в расписании, поэтому я не всегда могу бегать по школе, отмечать отсутствующих или опоздавших, а потом выяснять причины у родителей. Гораздо эффективнее, когда родители держат в голове мою просьбу и предупреждают заранее.

Еще по теме:  Что можно пожелать одноклассникам и учителям

Правило № 5. Не звоните без предупреждения

Вот, пожалуй, базовые правила. Они, мне кажется, работают в общении со всеми, не только с учителями. Пользуйтесь на здоровье и берегите нервы друг друга!

На площадке Родительского университета вместе с Анной Галаниной, тренером Центра толерантности, мы поговорили об искусстве выстраивания коммуникации между взрослыми людьми. Как родителям школьников наладить отношения с педагогами, почему ребенку так важна поддержка мам и пап, и как все это связано с эмоциональным интеллектом? Читайте в свежем материале и смотрите запись вебинара.

Кто виноват в проблемах в коммуникации между родителем и учителем?

Когда мы говорим про коммуникацию между родителем и учителем, на самом деле мы не говорим о вине вообще, потому что коммуникация — это процесс, и в коммуникации мы говорим об ответственности. Каждая сторона хочет лучшего либо для себя, либо для ситуации, либо для другого.

Представьте, что вы мама Пети Ольга Николаевна. Педагог Пети Нина Васильевна сообщает вам:

Что вы ощущаете после этих слов?

Примеряем на себя другую роль: сейчас вы педагог Пети Нина Васильевна. Родитель Пети Ольга Николаевна сообщает вам:

Что теперь чувствуете после сказанного?

Стороны изначально находятся в неэффективной коммуникации, и скорее всего ни одна сторона не будет удовлетворена. Теперь другая ситуация, почти нейтральная:

Петя недавно перешел в новый класс и принес домой очередную двойку. Мама Пети, Ольга Николаевна, любит своего сына и знает, что он способный парень. Нина Васильевна, классный руководитель Пети, впервые пригласила Ольгу Николаевну поговорить об успеваемости Пети и его поведении. Ольга Николаевна очень заинтересована в разговоре и полна чувств и эмоций. Но если посыл нейтральный, не стоит заранее переживать.

И все же, Ольга Николаевна очень заинтересована в разговоре, но она полна чувств и эмоций. Пусть даже обозначена причина разговора и его самая главная суть, тем не менее немного непонятно, что ее ждет, потому что, возможно, что-то случилось и мама еще про это не знает.

До разговора с педагогом нужно изначально выслушать своего ребенка, поговорить с ним. Главное — не осуждать, иначе потом он вряд ли захочет делиться проблемами. Важно всегда работать над доверием в отношениях и быть внимательным к своему ребенку.

  • Формат общения с учителем — на равных. На равных — это не значит фамильярно.
  • Эффективная коммуникация — это значит, что цель общения достигнута. Цель родителя — разобраться в вопросах успеваемости и поведения ребенка. Такую же цель преследует и учитель.
  • Потребности у родителей и учителей в общении друг другом примерно одинаковые – это уважительное отношение, открытость, участливость.

Что делать, если все-таки возникает конфликт?

Нам помогут стратегии разрешения конфликтов. Мы всегда помним о цели, когда начинаем коммуникацию с педагогом или с родителем. Очень важно разобраться в ситуации, которая случилась у ребенка. Всегда помним о том, что общение родителей и учителей сказывается на детях. Лучше родителю и педагогу, разрешая проблемные ситуации, общаться не при ребенке.

Стратегии

Самая эффективная стратегия — стремиться к сотрудничеству. Это идеальный вариант развития событий, но и другие стратегии тоже рабочие, просто они подходят в разных ситуациях. Если мы рассматриваем такой пример, что происходит буллинг в классе и педагог отказывается что-либо предпринимать, то таком случае нужно бороться за интересы ребенка. Это может быть и борьба в суде, и уход в другую школу. В конфликтных ситуациях всегда помнить об интересах ребенка и о законе (ФЗ об образовании, Конституция РФ).

Очень хороший способ общения — это прямая коммуникация, когда вы говорите о том, что происходит, не стесняясь. Если возникла ситуация травли, вы называете ее именно этим словом, без приклеивания розовых бантиков на безобразную действительность.

  • Развивать свой эмоциональный интеллект.
  • Заниматься спортом.
  • Посещать консультации психолога.

Родитель и педагог в идеале должны быть одной командой, но если команды не случилось, но это никаким образом не влияет на вашего ребёнка, то это нормально. Помните, что в первую очередь, вы действует в интересах ребенка. Если вам что-то немножко не понравилось — это не повод для того, чтобы переводить его в другой класс или другую школу и создавать для него стрессовую ситуацию.

Главное — обозначить учителю, что у вас с ним общие интересы. Расскажите ему о том, что вам важно, чтобы ваш ребенок получил образование. Важно помнить, родитель и педагог не враги, они должны быть за одно.

Всегда помните о цели вашей коммуникации, чтобы достичь ее максимальной эффективности!

Предварительный просмотр:

Культура речи учеников при общении с учителем

Я всегда с благодарностью буду вспоминать своих учителей: Бычковенскую Инну Самольёвну –учитель английсского языка и классный руководитель; Бычковскую Марину Самольёвну – учителя математики.

Они дали нам полезные знания по своим предметам, пример служения своей профессии, не только по своим предметам, но и общей культуре, чесности и порядочности во взаимотношениях.

В своременом обществе, зачастую слышится нецензурная брань родителей при своих детях. Отсюда в первую очередь строится некорректное поведение школьников не только страшей школы, но и моладшей.

В работе с этой категорией ребят очень редко можно прибегать к сотрудничеству с семьей. Зачастую родители этих детей разговаривают точно так же, как и дети, а за нарушения школьных правил наказывают детей, что не является эффективной мерой воздействия. Бессмысленно также праведно возмущаться и читать мораль об уважении к великому русскому языку.

Такие речи детям надоели уже много лет назад, они их просто не воспримут. С другой стороны, если с помощью пары привычных выражений учительницу можно довести до крика и слез, это очень весело. Надо запомнить и в следующий раз ввернуть выражение позабористее на контрольной.

В люблм случае, педагог должен проводить профелактические беседы и с родителями. Ведь воспитание начинается с дома, а школа лишь источник знаний для роста личности.

Такие разные учителя

Учитель проверяет работы

Конечно, в отличие от родителей, учителей можно выбрать, однако учащимся необходимо научиться выстраивать систему взаимоотношений с каждым преподавателем, чтобы он не превратился во врага, но стал настоящим другом и союзником. С первого раза эта мысль может показаться утопической, однако существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться.

Правила в отношениях с учителями

  1. Видеть в учителях обычных людей и понимать, что ничто человеческое им не чуждо.
  2. Ученики должны принимать своего учителя, как начальника, дающего задания и оценивающего результат труда, знания; ни при каких обстоятельствах, не нарушать субординацию.
  3. С учетом всех требований учителя выполнять задания, которые он дал.
  4. Не следует спорить с учителем по поводу и без, ведь учитель всегда прав.
  5. Не провоцировать возникновение конфликтных ситуаций с преподавателями, поскольку в большинстве случаев именно ученик терпит в них поражение.

Типы учителей

9 правил общения с учителем, которые помогут решить любые школьные проблемы

У родителей и учителей вроде бы одна цель — помочь ребенку освоить программу и сделать так, чтобы в школе ему было комфортно. Но почему же тогда им бывает так сложно найти общий язык? Наш блогер, педагог Светлана Дмитриева, дает четкий план, по которому можно выстроить диалог, чтобы не рассориться с учителем и решить проблему.

Еще по теме:  Как купить подписчиков в Одноклассниках

Представьте, что вас вызвали в школу. Что вы почувствуете прежде всего? О чем подумаете и что сделаете? Многие родители испытывают стресс задолго до разговора с учителем. Это сильно мешает: человек не может спокойно проанализировать ситуацию, выбрать линию поведения и настроиться на деловой лад. Но, поверьте, для педагога вызов родителей — тоже не самый приятный момент в жизни.

Никто не любит конфликты. Получается, все заинтересованы в том, чтобы общение было как можно более безболезненным и продуктивным. Увы, совладать с эмоциями и помочь не только самим себе, но и ребенку получается не у всех и не всегда.

Даже если инициатива принадлежит родителям, и они сами пришли в школу с претензиями, для большинства это стрессовая ситуация. В школе часто приходится наблюдать разговор в паре «рассерженный учитель — растерянный родитель» или наоборот — в зависимости от того, кто кого застал врасплох. Один мямлит, другой сбрасывает эмоции, толку от этого никакого. От подобного общения неизбежно остается осадок разочарования друг другом, а решение проблемы буксует на месте.

Как уменьшить стресс и получить положительный результат от встречи с педагогом? Для начала подготовиться к беседе. Ключевые моменты стоит даже записать, чтобы не забыть ничего важного. Полезно сформулировать для себя цель общения и желаемый результат, это поможет удерживать нить разговора и не отвлекаться на посторонние темы.

Пример: Ваня получил двойку за контрольную по математике. Его другу Мише поставили тройку, хотя ошибки в работе такие же. Маму Вани вызвали в школу, так как двойка влияет на отметку за четверть. У мамы есть претензии к учителю: она считает, отметку Ване поставили несправедливо. Тем более уроки ведутся неинтересно, и у Вани нет мотивации к учебе.

Варианты цели и результата разговора могут быть такие:

  • Цель — понять, что нужно, чтобы исправить отметку.
  • Желаемый результат — договоренность о пересдаче; список дополнительных заданий, которые Ване нужно сделать, чтобы понять тему.
  • Цель — добиться справедливости.
  • Желаемый результат — Ване тоже ставят тройку, как и Мише.

Или вот такой вариант:

  • Цель — убедить учителя в том, что он плохо ведет уроки.
  • Желаемый результат — учитель соглашается с тем, что ему надо пройти курсы повышения квалификации.

Очевидно, только в первом случае у Вани прибавится знаний по математике, а разговор может пройти в деловом ключе. Во всех остальных будут зря потрачены время и нервы — и мамы, и педагога.

На практике же в таких случаях, как в приведенном примере, родители часто приходят, не имея четкой цели, и разговор превращается в бессмысленную перепалку, во время которой участники перескакивают с темы на тему и раскручивают друг друга на эмоции, подливая масла в огонь стресса.

В книге «На одной волне. Как вступить в союз со школой в интересах ребенка» я предлагаю алгоритм, которым можно воспользоваться во время разговора, если вас вызвали в школу или вы сами собираетесь обратиться к педагогу для решения спорного вопроса:

1. Поблагодарите учителя

Скажите «спасибо» за то, что педагог обратил ваше внимание на проблему или согласился встретиться, если вы пришли сами. Такое начало сразу задает настрой на вежливое общение и снизит градус эмоций.

2. Обозначьте основные проблемные моменты

Спросите педагога: «В чем, на ваш взгляд, главная проблема? Мне очень важна ваша точка зрения, чтобы понять, что происходит». Если разговор начат по вашей инициативе, важно корректно сформулировать свой запрос: фиксируйте факты, избегайте эмоциональных оценок и голословных обвинений.

  • Пример некорректного обращения: «Вася бьет моего Мишу! Вы что, не видите, что у вас под носом делается? Вы же учитель! Прекратите это немедленно, или я напишу жалобу в департамент!»
  • Корректный вариант: «Миша часто жалуется, что Вася его бьет. Мне важно разобраться, что происходит, и что мы можем сделать вместе, чтобы это больше не повторялось».

3. Обсудите причины

Спросите, в чем, по мнению педагога, причины происходящего. Потом поделитесь своими мыслями. Такой обмен мнениями очень важен, ведь и вы, и учитель видите только свою часть картины. Обсуждение причин поможет определить направление к разрешению ситуации.

4. Расскажите, что сделали вы

Покажите стремление к конструктивному решению проблемы: расскажите о том, что вы уже сделали или планируете предпринять, а также спросите, каких действий от вас ждет учитель.

5. Попросите рекомендации

Обратитесь к опыту педагога: «Я очень надеюсь на вашу помощь, без вашей поддержки нам не справиться», «У вас ведь богатый опыт, что бы вы посоветовали?»

Это важный пункт. Так вы показываете, что цените учителя как профессионала и при этом получаете дополнительную поддержку, узнаете о том, что еще можно сделать для решения проблемы. В этот момент вы также ненавязчиво напоминаете учителю о том, что одна из его важных функций — с помощью своих педагогических компетенций помогать детям и родителям справляться с трудностями (ведь, к сожалению, может случиться, что учитель об этом забыл и пригласил вас только для того, чтобы выпустить пар и переложить на вас ответственность).

6. Узнайте, что хочет сделать учитель

Или вы можете сами попросить его что-то предпринять. Без этого пункта вы рискуете остаться с проблемой один на один. У педагога всегда много дел, и если не проговорить план его участия в решении вопроса, у него может сложиться впечатление, что вы взяли всю ответственность на себя.

7. Подведите итог

Перечислите основные договоренности, достигнутые за время беседы, обозначьте еще раз, кто и что должен сделать. Возможно, резюмирует сказанное сам учитель, тогда родителям останется только что-то добавить, если педагог это упустил, и подтвердить свое согласие.

8. Определитесь со сроками

Желательно определить сроки выполнения взятых обязательств, иначе в школьной суете дело может быть спущено на тормозах. Чтобы этого не случилось, полезно периодически сообщать учителю, как с вашей стороны идет выполнение совместных решений. Так педагог будет в курсе, что вы выполняете свои обещания, а заодно не забудет и о своих.

9. Еще раз скажите спасибо

Еще раз поблагодарите учителя: за то, что обратил ваше внимание на проблему, подсказал, как ее решить, внес свой вклад в ее решение и так далее.

Может показаться, что пунктов много и беседа получится слишком долгой, но благодаря этому алгоритму вы, наоборот, сэкономите время, так как сможете подготовиться и говорить кратко и по существу. Этот план поможет удерживать фокус на проблеме и быстрее найти ее решение. Ведь самое важное — чтобы в конечном счете хорошо было ребенку.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Roman Samborskyi / Shutterstock / Fotodom

Источник: mel.fm

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...