Репортаж – жанр профессиональной публицистики, представляющий собой сообщение с места событий. Термин происходит от французского «reportage», восходит к латинскому reporto – «передавать». Особенность репортажа заключается в том, что он даёт наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника событий.
Подготовкой репортажей занимаются профессиональные журналисты. Как они сами признаются, хороший репортаж сродни искусству. Но основывается данный вид «искусства» на строгих правилах, которые известны всем профессионалам. С этими правилами, а также с некоторыми секретами профессии репортёра мы познакомимся в этой статье.
Первое правило репортажа – создать ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ.
У читателя должно создаться впечатление, будто он сам побывал на месте события, сам видит, слышит и воспринимает происходящее вместе с автором репортажа. Репортаж не рассказывает о событии, а показывает, как оно происходило.
Поэтому репортёр обязательно должен побывать на месте события. При подготовке репортажа используется метод наблюдения: журналист, чтобы написать репортаж, отправляется на место события, следит за развитием действий, определяет ключевые моменты, фиксирует поведение людей – участников и очевидцев событий.
Купил паблик в ВК с доходом: сколько он мне приносит и когда окупится / Стоит ли инвестировать в ВК?
Создать эффект присутствия помогают следующие приёмы.
1) Использование ярких деталей и подробностей.
Важно делать словесные зарисовки.
Опишите выражения лиц, мимику, одежду участников события, а также их речь и поведение. Для реалистичности нужно уметь парой штрихов нарисовать портрет героя. Будет ли это описание особенностей речи, походки, взгляда – неважно. Главное – уловить какую-то характерную деталь:
«В нашем длинном коридоре появился седовласый дядечка, серьёзный и спокойный, с хозяйственной сумкой в руках».
Очень важно описание окружающей обстановки. Например, в репортаже, посвящённом проблеме загрязнения окружающей среды, воздействие создаётся при помощи описания одного факта, выхваченного из обозреваемого пейзажа:
«Баклан с трудом ковыляет, выбираясь на берег. Он еле волочит слипшиеся крылья, покрытые мазутом. »
Деталями могут быть не только зрительно воспринимаемые предметы, но и звуки, запахи, кинестетические ощущения.
2) Введение в репортаж коротких диалогов, небольших интервью, реплик.
Примеры небольших диалогов и отдельных реплик, создающих эффект присутствия:
– Есть, пить на рабочем месте запрещено, – произносит Ирина Владимировна тоном суровой, но справедливой надсмотрщицы. – Появляться в неопрятной спецодежде – тоже. Вот тут, – показывает она на вход в тёмную тесную подсобку, – наш уборочный инвентарь. Уходя, девочки моют за собой полы.
Она останавливается возле большого металлического стола, на котором стоит полукруглый аппарат. Он не переставая вжикает тонкой пилой.
– Давайте, покажите ей, как с пилой работать, – Ирина Владимировна уходит.
– Ну, вот так берёшь ножку, – одна из женщин берет с лотка размороженную куриную ногу. – Вот так вот её сюда подносишь, – подносит к пиле. – И всё, – пила вгрызается в курицу, отрывая от неё желтую култышку.
НА ПЕРВОМ КАНАЛЕ БРАВЛ СТАРС НАЗВАЛИ БОЛЕЗНЬЮ! ВЛАД А4 , ПОЗЗИ , PUT IN , Holdik, Aurum , Art Cool
– Так же порезаться можно… – прячу я руки под фартук.
– Можно, – соглашается она и отворачивается к лотку.
Только шахтёр закончил зловещий рассказ, как над головой что-то стрельнуло, и мимо нас пролетел железный болт от крепления штрека.
– Порода сверху давит: конструкции не выдерживают. Кого-то из нас могло и не стать, – спокойно замечает мой начальник Григорий Фёдорович. – Такой болт каску запросто прошибёт.
Важно использовать «живые голоса» – воспроизводить в репортаже реплики действующих лиц и очевидцев событий.
Второе правило репортажа – СОЗДАТЬ ДИНАМИЗМ.
Динамизм повествования связан с протяжённостью действия во времени и пространстве. Репортёр стремится как можно быстрее показать читателю всю картину события на всех этапах его развития. Репортёр выполняет задачу воссоздать «историю события» как его очевидец или участник. Динамичность и напряжение повествования достигаются разделением рассказа о событии на отдельные эпизоды и правильным определением смен эпизодов.
Среди приёмов создания динамизма стоит подробнее остановиться на следующих:
1) смена точки зрения (перспективы), т.е. показ одного и того же явления с разных сторон (например, из зрительного зала – и из-за кулис; с точки зрения субъекта действия – с точки зрения объекта действия);
2)чередование действий и объясняющей их информации. К объясняющей информации относятся предыстория события и вписывание увиденного в более широкий контекст. В репортаже такая информация подается порциями в виде «перебивок»;
3)смена планов: отописания картины в целом переход к отдельному элементу, а затем – к его детали или деталям;
4) смена темпа речи: представлена на письме изменением длины предложений, размеров абзацев. Так, длинные предложения и абзацы создают ощущение размеренного повествования, уменьшение абзацев и использование коротких предложений – движение динамичное, «рывками». Сменить темп можно переходом от «живого» языка (реплик людей) к официальному.
Для изменения темпа повествования используется варьирование времен глаголов: для создания эффекта в текст, где глаголы употребляются в прошедшем времени, делается вставка с использованием настоящего времени, и наоборот.
Третье правило репортажа – ОПЕРАТИВНОСТЬ.
Репортажи пишутся сразу после того, как произошло событие. В репортаже всегда указывается, в каком месте и в какое время событие имело место.
Четвертое правило репортажа – ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ.
Репортаж не терпит вымысла. Это сообщение о реальных событиях, показ реальных действий, разговор с реальными очевидцами и участниками событий. Репортаж нельзя сыграть. Невозможно реконструировать те или иные события, повторить их для съёмки.
Пятое правило репортажа – ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ПОВЕСТВОВАНИЯ.
Цель репортажа – не столько информировать о случившемся событии, сколько дать возможность читателю самому побывать на месте события. Такая цель даёт автору установку не преподносить свои эмоции в готовом виде, а создать такие условия, т.е. описать событие таким образом, чтобы вызвать у читателя схожие эмоции.
Вот как объясняет это эксперт: «Например, журналист вошёл в комнату, и она показалась ему мрачной и унылой. Так вот, в репортаже нельзя прямо написать, что комната была мрачной и унылой. Нужно описать эту комнату, но описать так, чтобы читатель сам пришел к выводу, что эта комната – мрачная и унылая.
Или в одном из репортажей журналисту нужно было показать, что больной ребёнок почти ничего не видит. Для этого он описывает сцену, как он прощается с ребёнком и его мамой, и ребёнок машет рукой в другую сторону, потому что не видит, куда ушёл журналист. Вообще при написании репортажа явление нужно описывать, а не оценивать. Оценку даст сам читатель».
Созданию эмоциональности помогают точно подобранные сравнения и метафоры. Например, «и вот прибор для определения экстрасенсорных способностей включен в розетку, будто обычный чайник». Автор не выразил прямо своё отношение к прибору для определения экстрасенсорных возможностей, но при помощи сравнения его с обычным чайником передал ощущение недоверия и некоторого комизма ситуации.
Шестое правило репортажа – продумать КОМПОЗИЦИЮ.
Очень важно продумать композицию репортажа так, чтобы событие «разворачивалось» на глазах у зрителя. Репортаж – это фабульный жанр: основу повествования составляет последовательное описание события. Это также работает на создание эффекта присутствия: читатель вместе с репортёром «проживает» событие от его начала до завершения. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, поскольку не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону: от начала к концу описываемого события.
В начале репортажа даётся вводная сцена. Её роль – привлечение читателя к материалу.
Далее следует собственно репортажное описание. В него включаются различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления. Важно удачно подобрать «говорящие» детали, интересные подробности, при помощи которых воссоздается отображаемая действительность.
В концовке автор обобщает свои впечатления, оценки, мнения. Здесь важно избежать морализаторства: читателя можно подвести к определённому выводу, но не навязать его в готовой форме. Комментарий эксперта: «Журналист надевает читателя как перчатку, делает с ним что хочет – проводит по таким историям, выводам и фактам, чтобы в итоге вывести к выводу, который читатель примет как собственный».
Седьмое правило репортажа – АКТИВНАЯ РОЛЬ АВТОРА.
Автор в репортаже – активное действующее лицо, активный наблюдатель и комментатор событий. В этом жанре ему позволено демонстрировать собственный взгляд на происходящее – делиться своими субъективными эмоциями и суждениями.
Восьмое правило репортажа – НАЙТИ НОВОСТЬ.
Автор репортажа должен уметь распознать новость, т.е. информацию, которая заинтересует и будет полезна читателям. «Добыть новость» значит преодолеть вместе с предполагаемым читателем некую дистанцию, сделать неизвестное, чужое известным, своим. Эффект далёкого и чужого проявляется через переживания журналиста, которые рождаются в нём при встрече с неизведанным и которыми он хочет поделиться с читателем. Дистанция может быть как географическая (тогда задача репортёра – преодолеть дистанцию, чтобы сделать близким далёкое и чужое), так и социальная (тогда задача репортёра – сделать доступным неизвестное и спрятанное). Чем обыденнее тема, тем меньше барьеров и дистанций она содержит, значит, тем сложнее оформить её как репортаж. В этом случае нужно постараться найти особый взгляд, осветить тему с неожиданного ракурса и тем самым преподнести её как новость.
Источник: globallab.org
Информация
Репортаж — это рассказ очевидца об актуальных событиях. Главная задача репортажа — перенести читателя туда, где он сам не смог побывать, и рассказать о самом важном и ярком из того, что происходило.
Попали на знаковое мероприятие? Расскажите о нем сообществу Хабра.
Как подготовиться
В идеале вам нужны камера и диктофон, а ещё — блокнот или смартфон, где вы будете вести заметки. Даже если у вас хорошая память, не надейтесь, что запомните все, делайте записи — пишите тезисно, что вас зацепило прямо там, на месте. Так впечатления будут живее.
Но хватит и просто любого актуального смартфона. Качество фото и видео будет ниже, чем с классической камеру, но все же вполне приемлемым. Диктофон в телефоне не такой чувствительный и надежный, но тоже подойдет — главное включайте авиарежим на длинных записях. Цифровые заметки, в отличие от бумажных, синхронизируются с облаком и точно не потеряются.
Как писать
Пишите только о самом важном. Как все собирались, какого цвета были шторы, кто встал первым, каким было вступительное слово, — обычно это всё лишнее и неинтересное. Если только первым встал не Линус Торвальдс, а вступительное слово не сказал Тим Кук.
В репортаже в отличие от новостной заметки есть место личной оценке происходящего. Т.е. писать можно не только о фактах, но и о том, что вы думаете по этому поводу, что вы чувствовали.
Нормально
… а потом всем раздали Google Glass 2 и дали потестировать 15 минут.
Хорошо
… а потом всем раздали Google Glass 2 на 15 минут. Это было лучшее, что я видел из VR и AR — картинка такая четкая, будто смотришь 8K OLED-телевизор. Но за это время очки натерли мне переносицу.
В хорошем репортаже есть герои. Это не обязательно должны быть те, кто выступает на сцене, или какая-то «шишка». Можно взять мини-интервью у нескольких посетителей и спросить, что им запомнилось больше всего.
Хотя вы и рассказываете о самом важном, не забывайте о деталях, которые вам запомнились. Если на мероприятии мобильного оператора не работала сотовая связь или Wi-Fi — это интересная подробность. Но не переборщите, если подробностей будет слишком много, у читателя замылится глаз.
О чем писать
Старт продаж Яндекс.Ноутбука, конференция Google или Apple, закрытый митап разработчиков гигантских человекоподобных роботов, научная конференция, съезд экспертов по безопасности, открытие музея, запуск ракеты — нужное подчеркните или придумайте сами.
Сколько писать
Не считайте знаки. Пишите столько, сколько нужно, чтобы погрузить читателя в событие. Важное оставляйте, второстепенное отсекайте.
Иллюстрации
Находясь на мероприятии, сразу подумайте о картинке, которую поставите первой. Сделайте такое фото, которое пригласит читателя посмотреть, что же дальше. И не жалейте карту памяти — снимайте много и часто, чтобы потом можно было проиллюстрировать то, что сложно описать словами.
Источник: habr.com