Начиная читать рассказ «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского, я предположила, что речь пойдёт о какой-нибудь истории на войне, так как произведение было написано в послевоенное время, в 1946 году. Но я ошиблась, на самом деле Паустовский поднимает вечную тему отношения родителей и детей.
В произведении рассказывается об одинокой старушке Катерине Петровне, которая всё ждала свою ненаглядную доченьку Настю в скучном Заборье. «Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до неё, старухи. У них, у молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье». Сердце матери не винит ни в чём свою родимую кровинку, она просто ждёт её и верит!
А Настю тем временем поглотила обыденность. Настя помогает другим, например Тимофееву, но упускает самое главное, самое дорогое, маму. Эту девушку сам писатель показывает как добрую, отзывчивую, красивую и чувствительную. Я даже сказала бы, что он её не осуждает, если бы не одна деталь — строгий взгляд Николая Васильевича Гоголя.
Константин Паустовский Телеграмма Аудиокнига Слушать Онлайн
Этот взгляд видит все насквозь, он словно сама совесть героини: «А письмо-то в сумочке нераспечатанное,- казалось, говорили сверлящие гоголевские глаза. – Эх ты, сорока!» или «Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх, ты!»» В конце концов Катерина Петровна прекращает верить в лучшее, прекращает верить в то, что увидит перед смертью свою дочь.
Она не поверила и словам Тихона, который по доброте души своей написал выдуманное письмо от Настасии Семёновны. Мама Насти умирает не дождавшись: «- Не дождалась, — пробормотал Тихон. — Эх, горе её горькое, страданье неписаное!» Смерть этой одинокой старушки послужила уроком для Манюшки и молодой учительницы, у которой в областном городе такая же маленькая и совершенно седая мать.
В Заборье Настя приехала на второй день после похорон матери. Тем и кончается рассказ. После прочтения рассказа « Телеграмма» мне захотелось уделить больше внимания родным и близким людям. Просто так взять их обнять и сказать им, как я их сильно люблю, захотелось их беречь и никогда не бросать.
Не оттого, что раньше я любила своих родных меньше, а оттого, что я задумалась над тем, что они вложили в меня свою душу, свои силы, свою любовь и я просто обязана отблагодарить их тем же. «Настя вздрогнула от холода и вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка, там, в скучном Заборье». Советую всем прочитать это сильное и трагичное произведение! Жаль, что мы переосмысливаем свои принципы, поступки, слова, когда уже поздно. Мы понимаем самое главное слишком поздно, но у нас с вами ещё есть надежда. А если у вас нет мамы или вы уже упустили свой шанс и не были рядом с ней, когда ей так это было необходимо, то подарите свою любовь и вниманание тем, кто вас воспитывал или тем, кто с вами рядом сейчас!
Агния Бохсанова Отвечено 27 сентября 2019
- ‘ data-html=»true»> Поделиться
- Комментариев (0)
Источник: matfaq.ru
К. Паустовский. «Телеграмма». Читает С. Гармаш .
Анализ произведения «Телеграмма» Паустовского.
В 1946 году был опубликован рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Произведение называется «Телеграмма».
История создания
Писатель говорил о том, что старушка, дочка известного помещика Пожалостина, доживала свой век в одиночестве. Это событие и стало основой для создания сюжета «Телеграммы». Паустовский смог написать интересное произведение, смысл которого понятен даже детям. Впрочем, произведение адресовано всем людям.
Читайте по теме:
Направление
Паустовский писал свои произведения в направлении реализма. При этом он уделял внимание «фотографичности» в своих произведениях.
Жанр
«Телеграмма» является примером рассказа, основанного на реальных событиях. Сюжетная линия была изменена, но суть осталась прежней, как в реалиях. И от этого произведение звучит проникновенно.
Суть
Старая женщина осталась одна. Она доживает свои последние дни. Никто к ней не приезжает. И в этом моменте заключается трагедия нашего общества.
Главные герои и характеристики
Екатерина Петровна – старушка, которая оказалась никому не нужной женщиной.
Тихон – сосед, помогающий старушке.
Настя – дочка, которая всё никак не может доехать до своей матери.
Читайте по теме:
Проблематика
Одинокая старость, игнорирование родителей, уходящие в прошлое поколения – вот круг проблем, обозначенных писателем.
Основная мысль
Нужно ценить своих родителей, не забывать их никогда. Об этом и писал в своём рассказе Константин Георгиевич.
Чему учит
Произведение Константина Паустовского показывает читателям важную мысль: цените своих родителей, ведь иногда мы можем не успеть сделать для них что-то хорошее…
Источник: portalonline.ru
Анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
Разработок, посвященных рассказу Паустовского, я видела достаточно много. Наиболее продуктивны, на мой взгляд, те, что опубликованы в журнале «Литература в школе» № 6 за 1996 год. И статья Т. Т. Левашовой «Пока не поздно», и работа Н. И. Гусаковой «За добро плати добром» дают полное и глубокое представление о творческом методе писателя, о тех нравственных проблемах, что волновали автора, — потому многие моменты моей разработки перекликаются с указанными статьями, используя их материал. Однако, как мне кажется, и в той, и в другой работе выпущены очень существенные моменты, связанные, в частности, с особенностями создания рассказа, с невозможностью однозначно оценить серьезность проступка и дальнейшую судьбу героини.
Потому, сохраняя в целом привычную логику работы над рассказом, предлагаю несколько иную систему оценок и, возможно, несколько спорные выводы.
Традиционно на работу с рассказом отводится два урока. Целью этих уроков ставлю не только знакомство с творческой мастерской писателя, углубление знаний о писателе и его произведениях , но и осмысление важнейших нравственных проблем современности: отдаление и разобщенность близких людей, неумение и нежелание показать свои чувства и как следствие этого — трагическое одиночество, на которое человек обрекает себя сам. Считаю, что восьмиклассникам необходим именно серьезный разговор о серьезных проблемах, разговор, который бы дошел до каждого.
Потому литературоведческую часть урока делаю только основой такого разговора.
На Первом уроке ребята вспоминают изученные ранее рассказы, в частности, еще раз проговаривают историю кота-ворюги. При всей видимой простоте это не просто рассказ о приключениях кота, но и история обретения дружбы и осознания своей значимости и полезности кому-то. Делая выводы, обращаем внимание на сочетание легкости повествования с серьезностью темы, указываем на те приемы, что позволяют достичь такого эффекта: фарсовость сцен и глубокий лиризм пейзажных зарисовок, «очеловечивание» поведения кота и олицетворения в описаниях природы; осознаем глубокую взаимосвязь человека и природы в произведениях К. Г. Паустовского.
Рассказывая об истории создания рассказа «Телеграмма», обращаюсь к «Золотой розе», особо подчеркиваю реальность описанных событий, личное знакомство писателя с его героиней. Кроме того, работаем и со вступительной статьей, данной в учебнике: она еще раз обращает внимание ребят на особое свойство таланта Паустовского — умение воссоздавать жизнь во всей ее полноте, «заряжать» страницы книг шумом моря или лесными шорохами, погружающими читателя в мир природы.
Если остается время, рассказ начинаем читать на уроке . Дома ученики дочитают рассказ, отметят пейзажные зарисовки; если класс достаточно сильный, то в пейзажных фрагментах ребята самостоятельно должны будут найти и выделить изобразительные средства.
План-конспект второго урока
«…Никого в жизни нет и не будет родней…»
Эпиграф на доску: Материнское сердце в детях, а детское — в камне.
Начинаю урок с вопросов.
— А что такое телеграмма? Вам приходилось получать ее? Представьте такой момент — что бы вы испытали в подобной ситуации? Почему само слово «телеграмма» рождает тревогу? А для чего оно вынесено в заглавие рассказа?
Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?
Попробуем ответить на этот вопрос сегодняшним уроком.