Сочинение-рецензия на рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма».
(ЕГЭ, русский яз., ч.С).
Нет ничего горше одинокой старости – вот основная мысль рассказа К.Г. Паустовского, в котором поставлена проблема одинокой старости и отношения детей к родителям.
Он печален, даже горестен. В центре внимания автора – пожилая женщина Катерина Ивановна, которая, как кажется соседке и старику сторожу, «одна на белом свете». А между тем у неё есть дочь, которая «вот уже 4-й год как не приезжает»
Катерина Ивановна не просто страдает от одиночества – она боится умереть, «не повидав дочери, не приласкав её»… Автор подчёркивает «старческую слабость» Катерины Ивановны: она «одевалась очень долго»; с крылечка спускалась «медленно», «крепко держась» за руку своего спутника. Все эти трогательные детали вызывают у читателя чувство щемящей жалости и даже боли.
Кульминацией рассказа становятся горькие слёзы героини во время последнего, может быть, свидания с садом, где она «ещё девушкой зачитывалась Тургеневым». Катерина Ивановна плачет, «не стыдясь своих слёз», и произносит горькие слова: « Не дай вам бог…дожить до такой одинокой старости!»
Светлана Быкова Константин Паустовский «Телеграмма» Урок-подготовка к сочинению-рассуждению
Как тяжело должно было быть на душе у героини, чтобы она, которая «никогда ни на что не жаловалась», произнесла столь страшные слова!
Печально настроение этого рассказа, горьки его интонации, которые усиливает описание осеннего вечера. Осень года, вечер – осень жизни, закат – таковы ассоциации читателя. Облетевший сад, «палые» листья, «обветренная липа», одинокий «серп месяца» создают пронзительно грустный колорит.
Выразительно последнее предложение рассказа. Автор думает о том, как он был бы «счастлив», если бы у него «была такая мама»…Видимо, нет её в живых, не вернёшь, не окружишь теплом и любовью, а как хотелось бы. Авторская мысль угадывается легко: «Как счастливы те, у кого есть мама, чьи родители живы. Как надо их беречь. »
Писатель сочувствует своей героине, жалеет её, что очевидно из общего тона повествования и тех трогательных деталей, с помощью которых он описывает Катерину Ив., подчёркивая её беззащитность, слабость и сиротство.
Паустовский подводит нас к очень важному пониманию: нельзя забывать о самых близких людях, нельзя допускать того, чтобы родители становились сиротами при живых детях!
Я абсолютно согласна с автором, рассказ которого звучит как предупреждение. Он тронул меня до слёз и заставил вспомнить рассказ В. Астафьева «Последний поклон», герой которого не смог присутствовать на похоронах своей бабушки: не отпустили с работы. Как горько сожалеет он об этом спустя годы. Не может простить себе того, что не настоял, не уехал… Надо было «послать этого начальника куда следует, бросить работу, продать последние штаны…да поспешить на похороны бабушки» Осознав «огромность потери», герой признаётся, что, «случись это теперь», он «ползком добрался бы от Урала до Сибири», чтобы отдать бабушке «последний поклон»… И живёт в сердце героя вина — «гнетущая, тихая, вечная», хочет знать он и слышать больше о бабушке, да поздно: « захлопнулась дверь в немое царство», нет бабушки и никогда не будет… Нет слов, которые оправдали бы его перед нею, и «некому прощать»….
Сочинение 8 класс По рассказу К.Г.Поустовского «Телеграмма» Под диктовку аудио сочинение
Запоздалые сожаления охватывают и героиню повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Слишком поздно приехала она к своему старику отцу, о котором забыла, в счастливой жизни с Минским: умер от горя Самсон Вырин, и горько плачет Дуня на его могиле…
Проблема одиночества престарелых людей, их сиротства, к сожалению и стыду нашему, стала одной из актуальных проблем нашего времени: очень часто слышим мы печальные истории стариков, которых бросили их вполне благополучные дети…
Люди забыли одну из важнейших библейских заповедей : чти своих родителей! А ведь нет ничего важнее их. Они отдавали нам всё, что могли, окружали любовью, теплотой и заботой. Наши близкие — это самое дорогое, что у нас есть, наша поддержка и опора на всю жизнь. Приходит время, когда дети должны заботиться о своих постаревших родителях.
Нельзя допускать, чтобы они испытывали дефицит любви.
Главное для них – это даже не материальная помощь, хотя и она важна, но наши любовь и внимание.
Источник: nsportal.ru
Сочинение на тему: «Материнская любовь» по рассказу «Телеграмма» К.Г. Паустовского
(Вера Попова в роли Катерины Петровны, к/ф «Телеграмма», СССР 1957)
Каждый рассказ несёт в себе не только смысл, но и определённую ценность. В рассказе Паустовского «Телеграмма» эта ценность кроется в поучительности и нравственности. При первом прочтении мы можем увидеть только поверхность, то есть трогательный короткий рассказ, но если углубиться в него, то мы заметим всю трагичность и боль, которую вложил автор в своё произведение.
Паустовский описывает вроде типичную картину, которая часто встречается в современных реалиях: отношения между старой матерью и её дочерью. Автор не зря обрисовал данную проблему между двумя самыми близкими друг другу людьми, чтобы ярче показать лиричность произведения.
Катерина Петровна жила в деревушке в старом доме, одна, а её дочь Настя работала секретарём союза художников и была поглощена настолько своими делами, что попросту не могла навещать родную мать. Она стала заложником собственных обстоятельств, однако Катерина Петровна ни в чём не винит дочь, говоря, что у молодых свои дела и интересы. И это первое доказательство того, что сердце любящей матери безгранично. Мать любит и ждёт свою дочь.
(Лидия Смирнова в роли Насти — дочери Катерины Петровны, к/ф «Телеграмма», СССР 1957)
Но и назвать Настю чёрствой и безразличной тоже не повернётся язык. Этого персонажа стоит рассмотреть с разных сторон. С одной стороны, она остаётся неравнодушной к скульптору и помогает ему организовать выставку, видя в нём талант. Она ищет признание его работ. В Ленинграде она счастлива, отдавая себя любимому делу, а вот Заборье – нет.
С другой стороны, мы наблюдаем, как дочь помогает, по сути, незнакомому человеку прославиться, но при этом не помогает матери и не навещает её.
Однако когда узнаётся, что её мама при смерти, она понимает неправильность своих поступков. Настя хотела успеть к ней, чтобы получить прощение и чтобы увидеть мать в последний раз.
Но Катерина Петровна так и не простилась с дочерью, в последние дни своей жизни она смиряется со своей участью, но при этом не отпускает счастливое прошлое, когда комнату освещал огонь, создавая уют. Тогда её дочь была рядом, и тогда она чувствовала себя нужной и по-настоящему счастливой, ведь для её счастья нужно было, чтобы дочь почаще была рядом. И это второе доказательство того, как сильно мать любит свою дочь.
И в итоге складывается следующая картина: автор рассказывает о людях, которые безгранично любят друг друга, но остаются на далёком расстоянии, отчего обе страдают.
(Кадр из к/ф «Телеграмма» по рассказу КГ. Паустовского, СССР 1957)
Однако автор не оставляет груз вины за Настей. Своим рассказом он хотел показать, что дети, нагруженные различными обстоятельствами, не находят времени на самых близких и любимых людей в своей жизни. Паустовский призывает детей уделять внимание своим родителям, ведь именно дети являются счастьем и радостью для них.
После смерти матери Настя почувствовала, что никто, кроме её родной мамы, не смог бы снять с неё такой тяжести. И это ещё одно доказательство того, на что способна любовь матери к своим детям.
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что рассказ «Телеграмма» несёт в себе ценность, призывает к действиям, показывает любовь матери к своим детям: что она ждёт и надеется, а в трудную минуту готова помочь.
Источник: xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
Сочинение «Добро и зло» по рассказу «Телеграмма», что писать, где найти?
Сочинение по рассказу К. Паустовского «Телеграмма» можно начать стандартно с описания понятий добра и зла, выбрать эпиграф, цитаты, для раскрытия темы.
Какие герои представляют собой добро, а какие — зло.
Главная героина рассказа — старушка Катерина Петровна. Она больна и предчувствует, что вряд ли проживет зиму, поэтому пишет письмо своей вечно занятой дочери, чтобы та приехала хоть на денек проведать мать.
Ее дочь — Настя живет далеко и уже года три как не приезжала к матери, для себя она находит отговорки не приехать и даже когда решается ехать, и то едет не сразу.
Добро находит выражение в рассказе в образе чужих для Катерины Петровны людей. Это Манюшка, соседская девочка, да строж Тихон, бескорыстно помогавшие старушке.
Зло можно представить в образе Насти. Она холодна, равнодушна, просьба матери не вызвала в ней желания ехать к самому родному человеку.
Хотя все же иногда она вспоминала о письме и о матери, но заглушала все эти мысли. Но все же дошло до ее сердца, что умирает самый родной человек и она решается ехать. На увы, опаздывает, матери уже нет в живых. Словно вор, она тайком уезжает обратно, чувствуя вину.
Хотя мы написали, что зло в рассказе это Настя. Но не столько она, она все же поняла и приняла свою вину. Злом назовем холодность,равнодуши е, бессердечность, мешавшие Насте навестить мать, пока она была жива.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
комментировать
в избранное ссылка отблагодарить
Алиса в Стран е [363K]
3 года назад
Очень трагичный рассказ «Телеграмма», ярко показывающий зло в нашей обычной повседневной жизни, зло, которое мы уже привыкли не замечать, считать нормальным, зло, живущее в наших душах и сердцах, зло не в виде открытой жестокости или садизма, зло в виде такого отвратительного состояния души как равнодушие.
Настя живет для себя, даже когда мать пишет ей и зовет к себе, не жалостью наполняется ее сердце и ум, она начинает размышлять, как сложно ей будет ехать, как ей будет скучно у матери, заранее жалея себя и придумывая отговорки, и убирает письмо матери в ящик стола, чтобы не видеть его и не вспоминать.
Равнодушие дочери показано на фоне помощи со стороны чужих людей.
Настя раскаялась в итоге, но для этого ей нужно было пережить очень тяжелые минуты, не знаю, простит ли она когда-нибудь себя, скорее всего, будет просто заглушать стыд и боль, пытаться их забыть, как пыталась она забыть о своей матери, о ее письме.
Автор написал свой рассказ не для того, чтобы мы осудили Настю, а для того, чтобы мы с вами увидели мерзость равнодушия по отношению к своим близким людям в своих сердцах и душах, равнодушия, которое и есть настоящее зло.
Источник: www.bolshoyvopros.ru