Сочинение зарубки на сердце паустовский Телеграмма

К. Г. Паустовский — самобытный художник слова. Все его мысли, образы, вечные проблемы человечества передаются через образы природы. К большому сожалению, писатель этот, как, впрочем, и М. М. Пришвин, высоко не оценивается литературоведами, в то время, как их произведениями зачитываются многие. Их рассказы всегда считали сугубо детскими, иногда даже не зная о том, что у этих писателей есть множество других талантливых работ. Таких, что даже взрослый человек может поразиться глубине и простоте выражения мысли в решении сложных проблем, в описании простой, казалось бы, ситуации как большой истории жизни.
Таков рассказ К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце». Начинается он весьма полезными наблюдениями самого писателя, которые вполне могут стать руководством по написанию художественных произведений, и не только для начинающих писателей. Эти советы очень ценны и полезны.
Писатель на примере создания рассказа «Телеграмма» демонстрирует применение этих писательских принципов. Так и получился рассказ «Зарубки на сердце». Он ведется от первого лица, как большинство рассказов Паустовского. Рассказчик поселился в имении известного в свое время гравера Пожалостина.

К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Там же доживала свой век дочь гравера Катерина Ивановна — «дряхлая ласковая старушка». Ее единственная дочь Настя жила в Ленинграде, совсем позабыла о матери и лишь раз в два месяца присылала ей деньги.
Дом Катерины Ивановны был очень старый, с почерневшими бревенчатыми стенами. Но это было в той половине дома, где поселился рассказчик. А чтобы попасть к Катерине Ивановне, надо было пройти через пустые сени и несколько комнат со скрипучими пыльными половицами.
Это был типичный старый русский дом, с множеством комнат, сенями. И не хотела хозяйка перестилать полы, видимо оттого, что не хотела отпускать от себя свое прошлое, когда дом еще не был так пуст и тих, как сейчас. Сзади дома был большой, серый, озябший сад.
Все в доме напоминало старые времена, возвращало с легкостью в них. Даже банальная «старая керосиновая лампа с абажуром в виде тюльпана из матового стекла», которую рассказчик должен был зажигать каждый вечер.
Автор очень полюбил этот большой дом. Полюбил за его угрюмость и тишину, за постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах: «Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза».
Паустовский нашел в доме очень много вещей, показавшихся ему смешными. Например, медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска, который висел на огромном заржавленном костыле, круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки, три календаря с именами известных придворных дам. Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Видимо, героиня не хотела расставаться с воспоминаниями — поэтому дом был полон старыми и давно, казалось бы, ненужными вещами.

Константин Паустовский.Как выглядит рай.


Писатель использует уменьшительно-ласкательные слова в применении к дому и к самой Катерине Ивановне. Она, чувствуя, что дни ее сочтены, просит рассказчика отвести ее в сад, где она не была уже с самой весны. Там героиня еще девушкой читала Тургенева, и сама посадила кое-какие деревья. Она «надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка».
Вся обстановка дома, погода, сложившиеся обстоятельства, каждая мелочь, как замечает рассказчик, — все это соответствовало состоянию Катерины Ивановны, той тяжелой душевной драме, какую она переживала в последние свои дни.
Теплая ностальгия пронизывает весь огромный дом, в котором жила эта маленькая старушка. Он напоминал ей о молодости, об отце, дочери. Смерть Катерины Ивановны — смерть и дома, который без нее, пожалуй, долго не просуществует.
Мастерство К. Г. Паустовского выделяется среди талантов других писателей. За долгое время в нашей стране не появилось подобных писателей. После его рассказов хочется жить, хотя они зачастую и очень тяжелы в эмоциональном плане.

Еще по теме:  Почему в Телеграмме сообщения приходят без звука

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Источник: russkie-sochineniya.ru

Сочинение: Главные герои рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»

Литерагуру

Сюжет рассказа “Телеграмма”, написанного Паустовским в 1946 году, был взят из реальной жизненной истории Екатерины Ивановны Пожалостиной и ее дочери Насти. Автор лично знал эту семью и некоторое время снимал часть дома, принадлежащего героиням. Многие детали сюжета, как и образы героев, намеренно изменены автором, однако рассказ от этого не потерял своей удивительной реалистичности и трогательности. Чтобы почувствовать особую эмоциональную силу рассказа, нужно поближе познакомится с образами самих героинь произведения.

Первым делом автор рисует перед нами образ Екатерины Петровны — одинокой пожилой женщины, живущей в своём большом и пустом доме в селе Заборье. Внешность её описывается довольно удручающе: она сгорблена, невысока и печальна. Все её мысли занимает дочь — «единственный родной человек», которая давно перебралась в Ленинград и уже три года как не приезжала навестить мать.

Старушка очень любит дочь, сильно тоскует по ней, но редко решается написать ей, дабы сильно не беспокоить. И даже на свои редкие письма Екатерина Петровна часто получает в ответ ничего, только пару скупых строк и двести рублей, будто дочь желает откупиться перед ней. Любое письмо, где дочь с душой говорила бы со своей матерью, было бы гораздо дороже для пожилой женщины, нежели любые деньги.

Дома у Екатерины Петровны холодно, всё пропитано старостью. Автор называет дом мёртвым, говорит, что из него давно утекла вся жизнь. Дом отражает внутреннее состояние своей обитательницы, он будто тоже измучен и одинок. Дом становится неким символом внутренней пустоты всеми забытого человека.

Образ Катерины Петровны печален до глубины души, он заставляет нас сопереживать и сострадать героине — она оставленная мать, которая тихонько плачет в своем одиноком, старом доме. Ощущение близости скорой смерти толкает героиню на последний отчаянный шаг — она пишет письмо дочери, моля её приехать, чтобы успеть свидеться в последний раз.

Особое место в рассказе занимают второстепенные персонажи, помощники Екатерины Ивановны в доме — девочка Манюшка и старик Тихон. Особо трогательно автор описывает момент с фальшивой телеграммой в адрес хозяйки, подделанной Тихоном. Телеграмма на мгновение даёт надежду умирающей женщине вновь увидеть дочь, но фраза «всегда любящая дочь ваша Настя» окончательно раскрывает обман, мать понимает, что таких слов Настя никогда не напишет. И Екатерина Ивановна не выдерживает такого удара, болезнь захватывает её с новой силой.

Теперь поговорим о Насте, дочери Екатерины Петровны. Она молодая и талантливая художница, работает в Союзе художников в Ленинграде. Очень определяющим для читателя становится описание глаз Насти — они большие и холодные. Несмотря на муки совести по поводу брошенной матери, на затаенную тоску и обиду, она всё равно не отвечает на её письма.

Еще по теме:  Внешняя ссылка а Телеграм аккаунт пользователя

Даже понимая, что мать пишет ей предсмертное письмо, она остаётся холодна и занимает себя работой, мелкими домашними делами. Трудности дороги кажутся ей неподъемными и она будто бы отказывается принимать реальность и понять положение близкого человека. Мать ей пишет — значит она жива — вот мысль, которой ей достаточно, чтобы получить ложное ощущение спокойствия. Странно то, что на фоне игнорирования мольбы собственной матери, молодая художница находит время на заботу о совершенно чужом ей человеке — скульпторе Тимофееве.

Но внезапно Настя получает которое послание от Тихона и от безразличия не остаётся и следа. Она мчится в село Заборье, но приезжает слишком поздно, Катерина Ивановна умирает. Времени, которого у Насти было слишком много за последние три года, сейчас не хватает даже на то, чтобы проститься с матерью. Она в раскаянии. Девушка понимает, что никто не будет любить ее так, как мать.

Она чувствует огромную тяжесть вины перед ней и осознает, что теперь никто не сможет облегчить вину и скорбь в ее сердце. Стыд за свое “холодное сердце” заставляет её бежать из дома тайком, мучаясь горьким чувством вины и невосполнимой потери. Смерть Екатерины Петровны становится для неё горьким прозрением, «мутным и тяжёлым рассветом» равнодушного человека.

По-настоящему любили Екатерину Петровну и заботились о ней лишь два второстепенных персонажа — это девочка Манюшка, бескорыстно любящая Екатерину Петровну и помогающая ей, и сторож Тихон, мудрый и полный сострадания старик. Только эпизод с фальшивой телеграммой таит в себе столько тепла и сострадания к старушке, что мы чётко видим, насколько девочка и старик сопереживали ей и разделяли её печаль. Их внимание к бедам пожилой женщины ещё сильнее оттеняют то безразличие, с которым относилась Настя к письмам Екатерины Петровны.

Не случайно автор добавляет в рассказ ещё один второстепенный образ — молодой учительницы, которая случайно попадает на похороны старушки. Став свидетелем печальной истории покойной, она вспоминает о своей матери и, кажется, даёт себе обещание не повторить тех ошибок, которые были сделаны Настей.

Любой из читателей может найти общие черты с героями рассказа. Каждый из нас совершает ошибки. Мы забываем вовремя навестить своих родителей, откладываем на потом встречи с друзьями и родственниками, часто не осознавая, насколько обижаем своим “холодным сердцем” близких людей. Но в том и заключается невероятная сила искусства, чтобы дарить людям ценные уроки и мудрость, которую можно усвоить гораздо легче и раньше, пока ещё не стало слишком поздно.

Источник: literaguru.ru

klassreferat.ru

Дом Катерины Ивановны (эпизод из рассказа Паустовского «Зарубки на сердце»)

К. Г. Паустовский – самобытный художник слова. Все его мысли, образы, вечные проблемы человечества передаются через образы природы. К большому сожалению, писатель этот, как, впрочем, и М. М. Пришвин, высоко не оценивается литературоведами, в то время, как их произведениями зачитываются многие. Их рассказы всегда считали сугубо детскими, иногда даже не зная о том, что у этих писателей есть множество других талантливых работ. Таких, что даже взрослый человек может поразиться глубине и простоте выражения мысли в решении сложных проблем, в описании простой, казалось бы, ситуации как большой истории жизни.

Таков рассказ К. Г. Паустовского «Зарубки на сердце». Начинается он весьма полезными наблюдениями самого писателя, которые вполне могут стать руководством по написанию художественных произведений, и не только для начинающих писателей. Эти советы очень ценны и полезны.

Писатель на примере создания рассказа «Телеграмма» демонстрирует применение этих писательских принципов. Так и получился рассказ «Зарубки на сердце». Он ведется от первого лица, как большинство рассказов Паустовского. Рассказчик поселился в имении известного в свое время гравера Пожалостина.

Еще по теме:  Как проверить мошенников в Телеграмме

Там же доживала свой век дочь гравера Катерина Ивановна – «дряхлая ласковая старушка». Ее единственная дочь Настя жила в Ленинграде, совсем позабыла о матери и лишь раз в два месяца присылала ей деньги.

Дом Катерины Ивановны был очень старый, с почерневшими бревенчатыми стенами. Но это было в той половине дома, где поселился рассказчик. А чтобы попасть к Катерине Ивановне, надо было пройти через пустые сени и несколько комнат со скрипучими пыльными половицами.
Это был типичный старый русский дом, с множеством комнат, сенями. И не хотела хозяйка перестилать полы, видимо оттого, что не хотела отпускать от себя свое прошлое, когда дом еще не был так пуст и тих, как сейчас. Сзади дома был большой, серый, озябший сад.
Все в доме напоминало старые времена, возвращало с легкостью в них. Даже банальная «старая керосиновая лампа с абажуром в виде тюльпана из матового стекла», которую рассказчик должен был зажигать каждый вечер.

Автор очень полюбил этот большой дом. Полюбил за его угрюмость и тишину, за постоянный запах березового дыма из печки, старые гравюры на стенах: «Стекла в окнах были старенькие и кривые. Они переливались радужным блеском, и язычок свечи отражался в них почему-то два раза».

Паустовский нашел в доме очень много вещей, показавшихся ему смешными. Например, медные ночники в виде факелов, замки с секретом, фарфоровые пузатые флакончики с окаменелыми кремами и надписью на этикетках «Париж», запыленный букетик камелий, сделанный из воска, который висел на огромном заржавленном костыле, круглая щеточка, чтобы стирать с ломберного стола записанные мелком карточные взятки, три календаря с именами известных придворных дам. Катерина Ивановна жила когда-то с отцом в Париже, знала Тургенева, была на похоронах Виктора Гюго. Видимо, героиня не хотела расставаться с воспоминаниями – поэтому дом был полон старыми и давно, казалось бы, ненужными вещами.

Писатель использует уменьшительно-ласкательные слова в применении к дому и к самой Катерине Ивановне. Она, чувствуя, что дни ее сочтены, просит рассказчика отвести ее в сад, где она не была уже с самой весны. Там героиня еще девушкой читала Тургенева, и сама посадила кое-какие деревья. Она «надела старый теплый салопчик, теплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка».
Вся обстановка дома, погода, сложившиеся обстоятельства, каждая мелочь, как замечает рассказчик, — все это соответствовало состоянию Катерины Ивановны, той тяжелой душевной драме, какую она переживала в последние свои дни.

Теплая ностальгия пронизывает весь огромный дом, в котором жила эта маленькая старушка. Он напоминал ей о молодости, об отце, дочери. Смерть Катерины Ивановны – смерть и дома, который без нее, пожалуй, долго не просуществует.

Мастерство К. Г. Паустовского выделяется среди талантов других писателей. За долгое время в нашей стране не появилось подобных писателей. После его рассказов хочется жить, хотя они зачастую и очень тяжелы в эмоциональном плане.

Рекомендуем посмотреть:

  • Смысл названия рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма»
  • Тема и идея рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»
  • Природа и герои в творчестве К.Г. Паустовского
  • Тема Родины в творчестве К.Г. Паустовского
  • Пейзаж в произведениях Паустовского
  • Наш Паустовский
  • Романтизм поэтики Паустовского
  • Лиризм в произведениях Паустовского
  • Герои и природа произведений Паустовского
  • История и современность в произведениях Паустовского

Источник: klassreferat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...